II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ




Содержание

 

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка

1.2. Принципы и подходы к формированию программы.

1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализации программы. 1.5. Планируемые результаты освоения программы.

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1. Принципы воспитания и обучения детей с нарушениями речи.

2.2. Содержание коррекционной работы учителя-логопеда по устранению ОНР в подготовительной к школе группе.

2.3. Программно-методическое обеспечение коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительного возраста с ОНР (3 уровень).

3.2. Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОВЗ (ОНР 3уровень). 3.3. Планирование коррекционной работы.

3.4. Взаимодействие в коррекционно-развивающей работе педагогов ДОУ. 3.5. Взаимодействие с родителями (или лицами, их заменяющими).

3.6. Организация мониторинга эффективности коррекции нарушений речевого развития детей.

3.7. Организация предметно-развивающей среды.

 


I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

 

Пояснительная записка

 

Содержание программы коррекционной работы учителя-логопеда ДОУ

 

составлено для работы с детьми 6 лет с ограниченными возможностями здоровья (ОНР 3 уровень). Включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в развитии речи детей с ограниченными возможностями здоровья и представляет собой коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребѐнка дошкольного возраста с речевым нарушением, как основы успешного овладения чтением и письмом при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

 

Программа включает следующие образовательные области:

· социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;

· речевое развитие;

· художественно-эстетическое развитие;

· физическое развитие.

Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей с тяжелой речевой патологией.

1.1.Целикоррекционно-развивающейработы:

 

1. Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

2. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

3. Освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами, социальной адаптации.

Основныезадачикоррекционногообучения:

 

1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры слова) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2.Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).

3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса слов старших дошкольников с ОВЗ.

4.Формирование грамматического строя речи. 5.Развитие связной речи старших дошкольников.

6.Развитие коммуникативности, успешности в общении, социальной адаптации.

 

Теоретической и методологической основой содержания логопедической работы являются: -положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом

развитии ребенка;

 

-учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения;

 

-исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

 

1.2.Принципыиподходыкформированиюпрограммы

 

Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:

- принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

- принцип построение образовательной деятельности на основе индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образовательного процесса, полноправным участником его;

- принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

- принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

- принцип сотрудничества организации с семьями;

 

- принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,


общества и государства;

 

- принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- принцип интеграции усилий специалистов;

 

- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала; - принцип постепенности подачи учебного материала;

- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

1.3.Нормативно-правоваядокументация

 

Нормативно-правовой и документальной основой коррекционной работы логопеда

 

дошкольного образования являются:

 

· Закон Российской Федерации от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;

· Закон Российской Федерации от 24.11.1995 г., № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

· Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 марта 2009 г. N 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".

· Письмо Министерства образования РФ №27/901-6 от 27.03.2000г «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

· Письмо Министерства образования и науки от 18 апреля 2008г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

· Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 

СанПиН, "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работ в дошкольных учреждениях"".


Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N124-ФЗ).

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

1.4.Характеристики,значимыедляразработкииреализациипрограммы

 

Типичные проявления речевого развития у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) Специфические психолого-педагогические особенности
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы. Позднее начало речи (в 3-4 года), несвоевременное появление активного речевого подражания, выраженные слоговые нарушения, запаздывание в овладении первыми словесными комбинациями, неумение правильно объединять слова в предложение являются проявлениями грубого недоразвития речи на ранних его этапах. Третийуровеньречевогоразвитияхарактеризуется развернутой фразовой речью с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Их структура может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов предложения. Заметно сокращение числа ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени. Выявляются существенные затруднения в употреблении предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием ярко выраженных грамматических ошибок. Появляются трех, четырех, пятисложные слова, при этом наблюдаются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры: добавление лишних звуков, усечение слогов, перестановка слогов, добавление слогов или слогообразующей гласной, У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы, иногда четко выраженная неврологическая симптоматика, психофизиологическая незрелость. Среди них могут быть дети с дизартрией, имеющие, как правило, остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости, некоординированности, скованности, нарушению ритмичности. Дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых с явлениями отвлекаемости, нетерпеливости, неустойчивости и заторможенных с явлениями вялости, адинамичности. При общем недоразвитии речи, как правило, ярко выражена недифференцированность, нечеткость, нарушенная ритмичность движений пальцев рук, содружественные движения, нарушения пространственной ориентации. Наблюдаются кинестетические и кинетические трудности при выполнении тестовых заданий, особенно на переключение

 


нарушение звуконаполняемости внутри слогов. Состояние импрессивной стороны речи существенно улучшается. Дети хорошо понимают не только названия предметов, действий, ряда признаков, но начинают подмечать те изменения, которые привносятся в слово приставкой, суффиксом, окончанием. Типичным является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением. Словарный запас достаточен лишь для повседневной бытовой ситуации, выход за ее пределы демонстрирует существенные пробелы в лексическом строе языка: - смешение названий предметов, схожих по внешним признакам и проявлениями; - смешение названий предметов, сходных по назначению; - смешение названий действий, сходных по назначению; - смешение названий предметов, ассоциируемых по ситуации применения; - замена названий частей предмета; - замена названий признаков названием предмета; - замена видовых понятий родовыми и наоборот; - замена названий предметов ситуативными высказываниями, включающими названия действий. Многие слова используются в неточном, расширенном и диффузном значении, заменяющими словами являются те, которые наиболее упрочены, закреплены в речевой практике детей. Показательным для этого уровня речевого развития является появление возможности словообразовательной деятельности. В собственной речи дети справляются с образованием уменьшительно-ласкательных форм существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названием некоторых профессий, приставочных глаголов, но значение этих слов объяснить не могут. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются в речи детей при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики (заменяют словообразование словоизменением, вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его неким ситуативным высказыванием). Показательным затруднением также служит невозможность полноценного переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал. Недостаточность звукопроизношения во многом обусловлена неточностью и нечеткостью дифференциации звуков на слух. Дети с трудом выполняют задания на выделение первого согласного и с одного движения на другое. Слабое развитие общей и мелкой моторики связано с несовершенством и артикуляционных движений. Типичными являются трудности, связанные со способностью удерживать артикуляторную позу и переключаться с одной артикуляторной позы на другую. Наибольшие затруднения у детей вызывают произвольные движения языка. При общем недоразвитии может проявляться раздражительность, повышенная возбудимость, гиперактивность, конфликтность, отклонения в поведении. Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которые ребенок часто не замечает. Часто детям свойственна эмоциональная неустойчивость (расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства). Неустойчивость внимания (синдром дефицита внимания) проявляется в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться. Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав, не умеет регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать. Отмечается снижение памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций. Наблюдается недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью.

последнего гласного звука в слове, подбирают картинки, в названии которых есть заданных звук, не могут адекватно определить наличие и место заданного звука в слове. Операции звукового и слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными. В самостоятельной речи дети уже используют не только простые распространенные предложения, но и сложные, могут передать основное содержание короткого текста. Недостаточная сформированность связной речи проявляется весьма ярко и в детских диалогах, и в монологах. Характерно нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение логико-временных и причинно-следственных связей в тексте. Речь детей характеризуется бедностью и однообразием используемых языковых средств, отсутствуют навыки контроля и оценки своей связной речи. Наибольшее количество ошибок в речи таких детей встречается при составлении рассказов по картинкам, сериям картинок и пересказах. При общем недоразвитии речи, когда вербальное опосредование предметного мира нарушено, затрудняется формирование понятий, в связи с чем нарушается познание ребенком окружающего мира. Нарушается познание предметного мира в его пространственно-временных измерениях. Отмечается низкая умственная работоспособность, повышенная утомляемость, истощаемость, пассивность, вялость.

 

 

1.4.Планируемыерезультатыработы

 

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры нашей Программы базируются на ФГОС ДО и задачах Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

 

• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

 

• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

 

• владеть элементарными навыками пересказа; 8


• владеть навыками диалогической речи;

 

• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных

 

от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшитель но-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

 

• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с

 

нормами языка; падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;

 

• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

• владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

 

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

 

 

2.1.Принципывоспитанияиобучениядетейснарушениямиречи Разработанная в соответствии с ФГОС ДО программа направлена на:

- охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое,

 

социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое) развитие, коррекцию нарушений речевого развития;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения; - раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе; - использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным возможностям детей с ТНР модели образовательного процесса, основанной на реализации деятельностного и онтогенетического принципов, принципа единства диагностики,

коррекции и развития;

 

- реализацию преемственности содержания общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,

 


охраны и укрепления здоровья детей.

 

Содержание деятельности определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ОВЗ приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Функциидеятельностиучителя-логопеда:

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную

 

специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

 

- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, сбор информации о детях дошкольного возраста.

 

- организационно-методическая работа представляет собой ведение отчѐтной документации, разработку методического обеспечения функционирования логопедической группы.

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения, определение перспективных путей развития.

 

2.2.Содержаниекоррекционнойработыучителя-логопедаДОУбазируетсяна:

- программе дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под редакцией

Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. - М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2014;

 

-программе Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». М.: Просвещение, 2008.

 

Задачикоррекционнойработы

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является работа по развитию:

1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;

2) произносительной стороны речи;


3) самостоятельной развернутой фразовой речи;

4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

 

Формыисредстваорганизациивоспитательно-образовательногопроцессапонаправлениямразвития:социально-коммуникативное,познавательное,речевоевсоответствиисФГОСДО.

 

Режимные моменты Совместная деятельность с педагогом Самостоятельная деятельность детей Совместная работа с семьей
- напоминание - объяснение - обследование - наблюдение - развивающие игры - игра-экспериментировани е - проблемные ситуации - игровые упражнения - рассматривание чертежей и схем - моделирование - показ - наблюдение - беседа - НОД - обучение в условиях специально оборудованной среды - игровые занятия с использованием игрового оборудования - игровые упражнения - игры (дидактические, развивающие, подвижные) - тематическая прогулка - экскурсии - проектная деятельность - опыты - конкурсы - КВН - выставки - проблемно-поисковые ситуации - мини-музеи - игры (дидактические, развивающие, подвижные) - игры с использованием дидактических материалов - наблюдение - интегрированная детская деятельность (включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую) - опрос - анкетирование - мастер-класс для детей и взрослых - семинары - семинары-практикумы - ситуативное обучение - упражнения - консультации - досуг - интерактивное взаимодействие через сайт ДОУ - беседа - консультативные встречи

 

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: