Сопротивление персонала организации проводимым изменениям подразделяется на индивидуальное и групповое.
Причинами индивидуального сопротивления являются: эгоистический интерес, страх потерять положение, власть, наличие неформальных связей; неправильное понимание изменений и недостаток доверия к лицам, их осуществляющим; низкий уровень готовности к изменениям; различные оценки необходимости и последствий изменений.
Групповое сопротивление возникает из-за того, что предприятие является политической системой, в которой существуют группы с различными «политическими» интересами. Реакция этих групп может зависеть от того, как, по их мнению, проводимые изменения повлияют на баланс сил.
Кроме страха личных утрат, отсутствия понимания и доверия, неопределенности вследствие недостатка информации, противодействие изменениям может быть вызвано тем, что работники организации оценивают текущую ситуацию иначе, чем проводники инноваций. Менеджеры различных отделов стремятся к разным целям, а внедрение инноваций зачастую приуменьшает значение достижений некоторых из них.
Наиболее частой причиной неудач преобразований может стать отсутствие единства в рядах лидеров. Наиболее распространенная причина провала преобразований заключается не в безответственности менеджеров среднего звена, как часто считается, а в несогласованности действий высшего руководства. Следствием этого является значительное ослабление организационной культуры. В компании образуются различные группировки, принимающие сторону того или иного лидера, и менеджерам приходится тратить много времени на разбор конфликтов.
Сопротивление изменениям возникает и начинает усиливаться через один-два месяца после начала преобразований, это происходит по следующим причинам:
— увеличивается нагрузка на управленческую команду и большую часть персонала, что предполагает дополнительный объем работ;
— начинают проявляться латентные или сознательно скрываемые проблемы организации, на руководителя обрушивается лавина новых и обострившихся старых проблем;
— в период активизации развития отчетливо выявляется соответствие или несоответствие персонала занимаемым должностям, часто обнаруживаются новые лидеры, обостряется борьба позиционных групп за сферы влияния.
Принимая во внимание существование индивидуального и группового сопротивления изменениям в организации, можно охарактеризовать различия в причинах возникновения этих видов сопротивления следующим образом:
— индивидуальное сопротивление в целом объясняется негативной реакцией отдельных работников, вызванной восприятием значительных изменений как нарушения своих планов относительно будущего, неуверенностью в собственной компетентности и возможности успешного завершения преобразований, а также отсутствием «привычки к изменениям»;
— групповое (системное, организационное) сопротивление возникает из-за несоответствия системы ценностей организации поставленным целям изменений, значительной величины культурного разрыва, несоответствия управленческого потенциала реализуемой стратегии преобразований.
В целях выработки адекватных мер снижения сопротивления персонала проводимым на предприятиях изменениям необходимо выявить и классифицировать все возможные формы данного сопротивления.
Критериями классификации сопротивления изменениям будут являться: степень реакции сотрудников, степень рациональности установок персонала, источник инициативы изменений, форм проявления и источники сопротивления.
В зависимости от степени реакции сотрудников на проводимые изменения негативная реакция людей на изменения варьируется в широких пределах: от пассивного сопротивления до корпоративного бунта. Корпоративный бунт может выражаться в разных формах. Это и умышленное торможение работы фирмы, угроза ухода, причинение ущерба доброму имени и имиджу компании, коммерческие контакты с враждебно настроенными конкурентами, создание конкурирующего предприятия и др.
Внутрифирменный бунт произойдет, если этому не просто будут способствовать «отрицательные» обстоятельства, но и найдутся люди, готовые поднять восстание. Чаще всего это сотрудники, которые уже не видят своего будущего в данной компании, а также обидчивые, эмоционально «застревающие» личности, люди конформного типа, легко заражающиеся общими эмоциями. Поскольку рядовым сотрудникам бунтовать невыгодно из-за риска потери места и репутации, то в большинстве случаев это менеджеры или ценные сотрудники компании.
В зависимости от степени рациональности установок персонала сопротивление может быть вызвано рациональными возражениями, такими как: для адаптации необходимо какое-то время; существует возможность создания нежелательных условий, например, понижение квалификации; изменения влекут за собой значительные экономические издержки; техническая целесообразность изменений не бесспорна и т.д. Сопротивление порождают следующие эмоциональные установки: страх неизвестности, неумение адаптироваться к переменам, антипатия к менеджменту или другим агентам перемен, неверие в других людей, потребность в безопасности, желание сохранить статус-кво.
Сопротивление может быть слабым, если источник инициативы изменений находится внутри предприятия. Однако когда программа преобразований привносится извне, досада, скептицизм и раздражение усиливаются. Источником сопротивления изменениям в организации может быть отдельный индивидуум (индивидуальное сопротивление) или коллектив людей (групповое сопротивление). Сопротивление может проявляться при этом в скрытой или открытой форме.
Классификация форм сопротивления изменениям системы управления на промышленных предприятиях отображена в табл. 5.1.
Таблица 5.1 - Классификация форм сопротивления изменениям
Базовый классификационный признак | Форма сопротивления |
1.Источник сопротивления | 1. Индивидуальное, групповое |
2. Форма проявления сопротивления | 2. Открытое, скрытое |
3. Степень реакции сотрудников | 3. От пассивного сопротивления до корпоративного бунта |
4. Степень рациональности установок персонала | 4. Рациональные возражения, эмоциональные установки |
5. Источник инициативы изменений | 5. Внутренняя инициатива, инициатива извне |
Значительное сопротивление обусловлено в первую очередь действием следующих факторов:
— инициатива изменения привнесена извне;
— уровень корпоративной культуры низок, существует значительный культурный разрыв;
— проводимые изменения включают серьезные организационные или структурные изменения в организации;
— при проведении изменений игнорируется человеческий фактор;
— персонал испытывает недостаток информации об изменениях;
— при реализации изменений используется авторитарный подход, не предполагающий участия сотрудников в осуществлении перемен;
— участие персонала в изменениях недостаточно мотивируется;
— сотрудники неправильно понимают суть изменений и испытывают недоверие клипам, осуществляющим изменения;
— действия высшего руководства не согласованы.