сигналов, проходящих по прямому оптически видимому пути и отраженных от подстилающей поверхности и от местных предметов,




Отражение миллиметровых волн от дорожного покрытия, зданий и сооружений приводит к формированию множества лучей и многолучевости, как показано на рисунке 1. В результате многолучевости возникает интерференция радиоволн на входе приемника системы связи, приводящая к замираниям амплитуды и фазы принимаемых сигналов. Уменьшение длины волны приводит к увеличению количества отраженных лучей и если, как отмечено в работе [1], на коротких волнах наблюдаются единицы лучей, на ультракоротких волнах десятки лучей, то в миллиметровом диапазоне их уже сотни. Условие многолучевости, определяемое соотношением времени запаздывания лучей и величиной полосы сигнала , в диапазоне ММВ соблюдается, поскольку .

Рис. 1. Многолучевое распространение сигналов при радиосвязи

 

При проектировании систем радиосвязи интерференционные замирания сигнала, вызывающие изменения амплитуды и фазы принимаемого радиосигнала принято [1,2] описывать обобщенным релеевским распределением вероятностей. Учитывая глубину замираний релеевских процессов приходится при проектировании радиолиний выделять определенный энергетический запас на интерференционные замирания, возникающие при многолучевости. Однако многолетний опыт исследований и эксплуатации систем высокочастотной радиосвязи показал, что обобщенные релеевские замирания сигналов, вызванные многолучевостью, на практике встречаются не чаще чем в 60-70 % времени сеансов связи [1]. В остальное время сеансов связи наблюдаются другие распределения вероятностей флуктуаций амплитуды и фазы передаваемых по радиоканалам сигналов [2], например, двугорбое бимодальное распределение вероятностей [3] или усеченно-нормальное распределение [4], при которых наблюдаются наиболее глубокие замирания сигналов и требуется выделение более значительного запаса на замирания сигналов при проектировании систем пятого поколения подвижной связи 5G.

Исходя из изложенного, целью настоящей работы является определение математической модели замираний и разработка имитатора интерференционных замираний радиоканалов миллиметрового диапазона поколения 5G.

Параметры многолучевых радиоканалов с отражениями имеют нестационарный характер, что вызвано зависимостью их свойств от большого количества факторов, одновременно воздействующих на передаваемый радиосигнал. Для описания прохождения радиосигналов через такие каналы можно [5] применить аппарат многомерного статистического анализа, но это значительно усложняет математические модели и делает их малопригодными для решения конкретных задач. Существенно упростить математические модели радиоканалов ММВ с отражениями сигналов позволяет предположение о локальной стационарности поведения передаточных функций радиоканалов, а значит и замираний сигналов при их распространении на временных интервалах в несколько десятков секунд [6].

В миллиметровом диапазоне на подстилающей поверхности и на зданиях из-за шероховатости поверхности, разрешаемой действующими строительными нормами глубиной до 6 мм, образуется множество отражателей сигналов, формирующих отраженные сигналы ММД со случайными амплитудами и случайными фазами. Математическое описание передаточной функции радиоканалов ММВ можно записать в комплексной форме в виде суммы квадратурных компонент

 

, (1)

где - модули и аргументы передаточной функции i -го отражателя сигнала ММВ, распределенные по случайным законам wi(H),wi( ); - модуль передаточной функции радиоканала; - аргумент передаточной функции; -множество конкретных условий на трассе связи; М - число отражателей радиосигнала.

Поскольку факторов, влияющих на передаточную функцию канала ММВ, большое количество, то в силу центральной предельной теоремы при величины и будут распределены нормально, независимо от законов распределения [1]. Это позволяет определить статистику модуля передаточной функции w(H), найдя характеристические функции величин , затем величины модуля передаточной функции радиоканала миллиметрового диапазона H и выполнив обратное преобразование Фурье получим описанное в работах [1,3-5] четырехпараметрическое дифференциальное распределение модуля передаточной функции радиоканала передачи миллиметровых сигналов в виде:

 

 

где - модифицированная функция Бесселя порядка k+s;

- параметры четырехпараметрического распределения.

Представим сигнал ММВ в виде суммы квадратурных компонент на интервале локальной стационарности в виде

 

, (2)

 

где - исследуемый сигнал;

- комплексно сопряженный сигнал;

- независимые случайные процессы с нормальным распределением вероятностей;

- модуль коэффициента передачи радиоканала ММВ;

- его аргумент.

 

Используя выражение (2) можно смоделировать замирания сигналов ММВ. Для этого необходимо входной сигнал разложить на квадратурные составляющие, перемножить их на ортогональные компоненты коэффициента передачи радиоканала (1) и сложить, как показано на рисунке 2.

 

 

Рис. 2. Структурная схема имитатора замираний в радиоканалах поколения 5G

 

Схема содержит генераторы некоррелированных нормально распределенных случайных процессов (ГНП), перемножители Х, регулируемые усилители (РУ), линию задержки на 90о и сумматор .Ортогональные компоненты коэффициента передачи радиоканала ММВ должны быть [4] распределены по некоррелированым нормальным законам распределения вероятностей, поэтому в схеме два ГНП.

 

 

Библиографический список

 

1. Кловский, Д.Д. Передача дискретных сообщений по радиоканалам/Д.Д. Кловский // М.:Связь. - 1969. - 376 с.

2. Jakeman E., Tough R.J.A. Non-Gaussian models for the statistics of scattered waves. - Advances in Physics, 1988, v.37 (5). - pp. 471-529.

3. Галкин, А.П. Моделирование каналов систем связи / А.П. Галкин, А.Н. Лапин, А.Г. Самойлов // М.: Связь. - 1979. - 96 с.

4. Самойлов, А.Г. Имитаторы многолучевых радиоканалов / А.Г. Самойлов // Проектирование и технология электронных средств. - 2003, №4. - С.32-36.

5. Жоау, А.М. Оценка замираний сигнала на линиях спутниковой связи / А.М. Жоау, А.Г. Самойлов // Проектирование и технология электронных средств. - 2014, №2. - C.19-25.

6. Яковлев, О.И. Распространение радиоволн / О.И. Яковлев, В.П. Якубов, В.П. Урядов, А.Г. Павельев // М.: ЛЕНАНД. - 2009. - 496 с.

 


УДК 339.564; ГРНТИ 06.81.85

оценка экспортного потенциала

оао «молочная компания новогрудские дары»

В.А. Павлович

Гродненский государcтвенный университет им. Янки Купалы,

Республика Беларусь, Гродно, viola_pavlovich@mail.ru

Аннотация. В данной работе рассматриваются различные методики оценки экспортного потенциала предприятия. Проведена оценка экcпортного потенциала ОАО «Молочная компания Новогрудские Дары» на основе расчёта количественных показателей.

Ключевые слова: экспортный потенциал предприятия, оценка экспортного потенциала, методика оценки экспортного потенциала предприятия, ОАО «Молочная компания Новогрудские Дары».

 

the valuating of export potential

of jsc “dairy company novogrudok gifts”

V.A. Pavlovich

Grodno Janka Kupala State University,

Republic of Belarus, Grodno, viola_pavlovich@mail.ru

Abstract. The article deals with the various methods of the valuating of export potential of enterprise. The valuating of export potential of JSC “Dairy company Novogrudok Gifts” based on the calculation of quantitative indexes is represented.

Keywords: export potential of enterprise, valuating of export potential, methods of the valuating of export potential of enterprise JSC “Dairy company Novogrudok Gifts”.

 

Существует большое количество методик для оценки экспортного потенциала предприятия. Их можно классифицировать по различным критериям. С точки зрения уровня сложности такие методики разделяют на простые количественные и сложные многофакторные. В случае использования в качестве критерия классификации единицы измерения экспортного потенциала, выделяют количественные и экспертные методики. В количественных за единицу измерения принимают классические единицы измерения: доли, стоимостные единицы измерения (рубли, доллары США и т. п.), проценты и другие. При использовании экспертных методик необходимо привлечение специалистов в конкретной области. Такие методики основываются на системе оценок в баллах [1, с. 26].

Относительно признака применяемых параметров оценки выделяют содержательные (включают оценку элементов экспортного потенциала либо выделенных факторов) и сравнительные (оценка экспортного потенциала осуществляется путём сравнения продукции либо результатов деятельности предприятия с продукцией или результатами деятельности конкурирующей стороны).

Следует отметить, что одной из основных проблем оценки экспортного потенциала является отсутствие информационной базы для нее. Многие авторские методики ограничивается моделированием показателей без указания источников расчета, что снижает их практическую значимость.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся методики. В отечественной и российской литературе часто используется методика оценки экспортного потенциала С.С. Морозова. Данная методика заключается в расчёте таких показателей как эффективность производства экспортной, доля инновационной продукции, эффективность продаж экспортной продукции.

Недостаток данной методики заключается в том, что она не позволяет дать объективную оценку экспортного потенциала предприятия по следующим причинам:

1. При выходе предприятия на внешний рынок могут возникать непредвиденные ситуации с разной степенью сложности. В таких случаях предприятие может использовать возможности, ресурсы, собственные знания, навыки и умения, которые нельзя оценить при помощи данной методики.

2. Такой анализ не позволяет выявить недостатки и слабые стороны на уровне внутренних ресурсов и возможностей, нуждающихся в улучшении, для того, чтобы увеличить вероятность успеха при реализации экспортной деятельности.

Одним из способов оценки экспортного потенциала является «брендовая» методика Н.Г. Серовой, которая включает анализ следующих элементов [2]:

1) доля брендовой продукции в товарной структуре предприятия;

2) оценка уровня управления брендами на предприятии;

3) оценка логистической системы предприятия;

4) уровень квалификации персонала.

5) оценка послепродажного обслуживания;

Автор данной методики акцентирует внимание на том, что для успешного выхода компании на внешний рынок необходимо наличие «узнаваемого» названия как самого предприятия-экспортера, так и экспортируемой продукции. В связи с этим важнейшими показателями деятельности предприятия, определяющими соответствие выпускаемой продукции уровню рынка, на который фирма собирается ее экспортировать, являются показатели, отражающие уровень брендинга на предприятии.

Несомненно, перечисленные факторы важны для предприятия, выходящего на внешний рынок. Однако существенный недостаток данной методики заключается в том, что автор не указывает, как возможно рассчитать уровень брендов, и не учитывает финансовую составляющую.

В свою очередь, использование при оценке экспортного потенциала предприятия только метода экспертных оценок, не подтвержденных финансовыми расчетами, затрудняет использование результатов исследования при составлении плана экспортной деятельности. Использование же только математических методов также не позволяет полностью проанализировать экспортный потенциал предприятия.

Одними из самых простых и распространенных методик являются простые количественные методики оценки экспортного потенциала, осуществляемые путем расчета и анализа комплекса показателей, характеризующих экспорт. Помимо простых методик оценки экспорта существуют более емкие методики, позволяющие дать оценку структуре экспорта и более точно выявить его специализацию [3, с. 30].

В данной работе будем основываться на методике, которую предложили исследователи С. Дубков, С. Дадалко и Д. Фоменок. Данная методика основывается на расчёте определённых количественных показателей, которые будут перечислены далее.

В качестве формулы, применяемой для вычисления обобщенной характеристики экспортного потенциала предприятия, может быть использована формула (1):

 

а = , (1)

 

где аn – значение исследуемого показателя;

n – количество показателей.

При совмещения математических исчислений с методом экспертных оценок получим следующую формулу (2):

 

а = , (2)

 

где аn – значение исследуемого показателя;

n – количество показателей;

k – коэффициент значимости показателя n.

Рассчитаем показатели.

1. Эффективность производства экспортной продукции.

ЭПРЭ = , где ЦЭ – стоимость экспортной продукции во внутренних (отпускных) ценах, тыс. руб.; СЭ – себестоимость экспортной продукции, тыс. руб.

2014: ЭПРЭ = = 1,0366.

2015: ЭПРЭ = = 0,9831.

2016: ЭПРЭ = = 1,1547.

2. Удельный вес прибыли от экспорта продукции в общем объёме прибыли предприятия-экспортёра.

УДВПЭ = , где ПЭ – прибыль от экспорта продукции, тыс. руб.;

ПО – общая величина прибыли предприятия-экспортёра, тыс. руб.

2014: УДВПЭ = = 0,5590.

2015: В 2015 г. у организации от экспортной деятельности был убыток в размере 1177,7 тыс. руб.

2016: УДВПЭ = = 0,6506.

3. Рентабельность экспортных продаж.

РЭПР = , где ПЭ – прибыль от экспорта продукции, тыс. руб.;

ВЭ – выручка от реализации продукции на экспорт, тыс. руб.

2014: РЭПР = = 0,0353.

2015: РЭПР = = -0,0172.

2016: РЭПР = = 0,0969.

4. Удельный вес экспорта в общем объёме реализации продукции предприятия-экспортёра.

УДВЭ = ,

где ОЭ – общий объём экспорта продукции; ОР – общий объём реализации продукции.

2014: УДВЭ = 0,717.

2015: УДВЭ = 0,899.

2016: УДВЭ = 0,890.

5. Конкурентоспособность производителя.

КП = , где ВЭ – выручка от реализации продукции на экспорт, тыс. руб.;

ЗП – затраты внутри страны на производство экспортной продукции, тыс. руб.;

ЗР – затраты от реализации экспортной продукции на внешнем рынке, тыс. руб.

2014: КП = = 1,0200.

2015: КП = = 0,9614.

2016: КП = = 1,1389.

6. Доля продукции, сертифицированной на соответствие международным стандартам.

Вся продукция, производимая ОАО «Молочная компания Новогрудские Дары», сертифицирована. Поэтому за 2014 – 2016 гг. ДПСЕРТ = 1.

7. Доля инновационной продукции за 2014 – 2016 гг. составила в среднем 7,7 % за каждый год.

8. Доля продукции, поставляемой в страны дальнего зарубежья.

ДПЭК = , где ПЭК – стоимость продукции, поставляемой на экспорт в страны дальнего зарубежья, тыс. долл.; ПО – общая стоимость продукции на экспорт, тыс. долл.

2014: КП = = 0,0031.

2015: КП = = 0,0061.

2016: КП = = 0,0021.

 

Представим все рассчитанные показатели в таблице 1.

 

Таблица 1. Показатели экспортного потенциала ОАО «Молочная компания Новогрудские Дары»

за 2014 – 2016 гг.

 

Показатели      
Эффективность производства экспортной продукции 1,0366 0,9831 1,1547
Удельный вес прибыли от экспорта продукции в общем объёме прибыли предприятия-экспортёра 0,559 - 0,6506
Рентабельность экспортных продаж 0,0353 -0,0172 0,0969
Удельный вес экспорта в общем объёме реализации продукции предприятия-экспортёра 0,717 0,899 0,89
Конкурентоспособность производителя 1,02 0,9614 1,0989
Доля продукции, сертифицированной на соответствие международным стандартам      
Доля инновационной продукции 0,077 0,077 0,077
Доля продукции, поставляемой в страны дальнего зарубежья 0,0031 0,0061 0,0021

Вычислим обобщенную характеристику экспортного потенциала предприятия, используя формулу (1):

а = ,

 

где аn – значение исследуемого показателя;

n – количество показателей.

2014: a 2014 = 1,74 2016: a 2016 = 1,72
2015: a 2015 = 1,36  

Далее совместим математические исчисления с методом экспертных оценок и применим формулу (2):

а = ,

 

где k – коэффициент значимости показателя n.

На ОАО «Молочная компания Новогрудские Дары» были опрошены специалисты отдела внешнеэкономической деятельности, по результатам опроса были даны оценки выше перечисленным показателям. Результаты опроса представлены в таблице 2.

 


 

Таблица 2. Показатели для оценки экспортного потенциала ОАО «Молочная компания Новогрудские Дары»

 

Показатели Экспертная оценка значимости показателя*
Эффективность производства экспортной продукции  
Удельный вес прибыли от экспорта в общем объёме прибыли предприятия-экспортёра  
Рентабельность экспортных продаж  
Удельный вес экспорта в общем объёме реализации продукции предприятия  
Конкурентоспособность производителя  
Доля продукции, сертифицированной на соответствие международным стандартам  
Доля инновационной продукции  
Доля продукции, поставляемой в страны дальнего зарубежья  

*«1» – наименее значим, «8» – наиболее значим

 

Совместим математические исчисления с методом экспертных оценок. Получаем:

2014: a 2014 = 3,65. 2016: a 2016 = 3,61.
2015: a 2015 = 2,30.  

Ниже представлена оценочная шкала эффективности использования экспортного потенциала организации (таблица 3).

 

Таблица 3. Оценочная шкала эффективности использования экспортного потенциала организации

Оценка, балл Эффективность использования экспортного потенциала
0 – 1 низкая
1 – 2 ниже среднего
2 – 3 средняя
3 – 4 высокая
4 – 5 очень высокая

 

Значения интегральных показателей в 2014 и в 2016 гг. свидетельствуют о высокой эффективности использования экспортного потенциала ОАО «Молочная компания Новогрудские Дары». В 2015 г. финансовым результатом от экспортной деятельности стал убыток в размер 1177,7 тыс. руб. Данный показатель был обусловлен высокой себестоимостью продукции, предназначенной для реализации на экспорт. Также значительную роль сыграли такие факторы, как снижение цен на мировом рынке на молочную продукцию, девальвация российского рубля. Большая часть продукции предприятия экспортируется на российский рынок, а расчёты осуществляются в российских рублях.

Таким образом, можно сделать вывод, что на ОАО «Молочная компания Новогрудские Дары» уделяется значительно внимание управлению и развитию экспортного потенциала предприятия. Однако высокая зависимость от российского рынка и его конъюнктуры обуславливает необходимость поиска новых стратегий развития экспортной деятельности предприятия. Возникает необходимость исследования новых зарубежных рынков сбыта, налаживания контактов с иностранными партнёрами и расширения внешнеэкономической деятельности в целом. Также руководству необходимо тщательно отслеживать уровень кредиторской и дебиторской задолженности предприятия, так как высокая финансовая устойчивость является важным фактором при росте и развитии деятельности предприятия и выходе на внешние рынки.

 

Библиографический список

1. Кобзарев, А.М. Основные аспекты формирования экспортного потенциала на современном этапе / А.М. Кобзарев // Вестник БГЭУ. – 2012. – №3. – С.25 – 29.

2. Карачев, И.А. Определение категории «экспортный потенциал предприятия» в контексте формирования региональной модели ВЭД / И.А. Карачев // Вестник Финансового университета [Электронный ресурс]. – 2015. – №4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-kategorii-eksportnyy-potentsial-predpriyatiya-v-kontekste-formirovaniya-regionalnoy-modeli-ved. – Дата доступа: 01.02.2018.

3. Морозов, С.С. Методики оценки экспортного потенциала / С.С. Морозов. – М.: ЭКСМО, 2014. – 133 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: