Образование – фактор социализации личности, обеспечивает преемственность социального опыта, закреплённого в знаниях и способах деятельности




Формы духовной культуры

Наука и искусство как формы духовной культуры

Форма духовной культуры Наука § сфера деятельности, направленная на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний § совокупность систематизированных знаний § совокупность социальных институтов, деятельность которых направлена на получение новых знаний Искусство § сфера деятельности, целью которой является самовыражение автора и отражение им окружающего мира в рамках эстетических представлений своей эпохи § совокупность результатов художественного творчества § совокупность социальных институтов, деятельность которых связана с художественным творчеством
Его цель § получение теоретических знаний о существенных закономерностях окружающего мира § направлена на достижение истины § восприятие и выражение окружающей действительности § достижение эстетического идеала
В чём выражен результат понятия целостные художественные образы
Характерные черты ориентирована на сознание ориентировано на чувственно-эмоциональную сферу
объективна субъективна
креативность (творческий характер) – направленность на создание объективно нового, ранее не существовавшего
  Функции познавательная
культурно-мировоззренческая
§ непосредственная производительная сила общества (производственная); § управление процессами социального развития (социальная) § прогностическая § эстетическая, компенсаторная, катарсическая (произведения искусства способны оказывать на душу благотворное воздействие) § коммуникативная
Система видов отрасли: § теоретические (фундаментальные) и практические (прикладные) § естественные, социальные и гуманитарные жанры: § пространственные /пластические (изобразительное искусство, архитектура, фотография); § временные/динамические (хореография, музыка) § пространственно-временные /зрелищные(театр, кино)
Направления развития дифференциация: появление новых отраслей науки, жанров искусства
интеграция: возникновение комплексных наук; слияние разных жанров искусства; синтез науки и искусства; интернационализация и глобализация
       

Научно-техническая революция – этап научно-технического прогресса, когда наука становится источником развития материального производства (с сер.50-х г. ХХ в.)

Изменения Последствия Принципы научной этики: открытость деятельности и её результатов; объективность; направленность на познание, а не на решение иных задач; неоднократная проверка (Гиппократ: «Не навреди!»)
Интеллектуализация труда Необходимость постоянного повышения квалификации
Ускорение темпов развития производства Отставание развивающихся стран
Интенсификация (экономия ресурсов) Сокращение рабочих мест на производстве
Усиление возможности человека воздействовать на природу Глобализация последствий техногенных катастроф
Ресурсосберегающие технологии

Образование – фактор социализации личности, обеспечивает преемственность социального опыта, закреплённого в знаниях и способах деятельности

Функции: социализация; культурно-мировоззренческая; подготовка квалифицированных специалистов; социально-статусная

Тенденции современного образования: Формы образования:

§ сочетает обучение и воспитание § «компетентностный» подход § гуманизация - реализация принципа мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них, убеждение в их больших возможностях к самосовершенствованию. § ориентировано как на интересы личности, так и общества § интернационализация § использование компьютерных технологий § система непрерывного формального образования ¾ дошкольное образование ¾ общее образование: начальное; основное; среднее полное ¾ профессиональное (начальное, среднее; высшее) ¾ система повышения квалификации § разнообразие форм (дополнительное, семейное, дистанционное, экстернат; профильное обучение)

4.3. Мораль – форма общественного и индивидуального нормативно-оценочного сознания, регулирующего отношения людей в социуме.

Функции морали: регулятивная, социализация, познавательная, оценочная, коммуникативная

Этика – наука о морали   Нравственность – реализация моральных норм в поведении   Совесть – способность личности к моральному самоконтролю Категории морали: § биполярные категории: добро и зло («золотое правило нравственности»: поступай с другим так же, как хотел бы, чтобы поступили с тобой) § долг – ответственное следование моральным нормам («категорический императив» И.Канта: «Поступай, как должно, и будь, что будет») § честь – осознание личностью поведения относительно следования нормам морали. § достоинство – моральная самооценка личности. § моральный идеал – представление о совершенной системе моральных норм, воплощённых в поведении личности

4.4. Религия - форма общественного сознания, основанная на вере (психологическая установка на некритическое восприятие действительности) в существование сверхъестественных всемогущих существ (богов), от которых зависит жизнь человека, и возможность контакта с ними через культовые действа.

Структура: мировоззрение, культ, организация верующих

Формы объединений верующих: § Церковь –иерархическая организация духовенства и верующих, основанная на общности религиозных догматов и культа § Секта – небольшая по численности группа верующих, исповедующая особый вариант культа и догматов Функции: § мировоззренческая § регулирующая § компенсаторная (эмоционально-психологическая) § культурная
Первобытные верования: § тотемизм –вера в первопредка (природный объект) § фетишизм –вера в волшебную силу предметов § анимизм –вера в существование души § магия – вера в существование способов взаимодействия со сверхъестественными силами Виды религий: § По количеству обожествляемых сущностей: политеизм(многобожие, язычество) и монотеизм § По направленности: ¾ мифологические религии(описывали религиозную картину мира) ¾ религии спасения(предъявляли верующим социальные образцы поведения. следуя которым можно было достичь спасения) § По распространённости: национальные и мировые (космополитизм, эгалитаризм)
Религия Время зарождения Вид Особенности
индуизм VII-VI в. до н.э. политеистическая; мифологическая; национальная Соединение культов местных божеств. Общее: триада высших божеств(Брахма, Вишнуи Шива),учение окарме, сансареи варнах.
синтоизм I в. н.э. политеистическая; мифологическая; национальная Обожествление солнечной богиниАматерасуи императора-микадо, её потомка
даосизм VII-VI в. до н.э. политеистическая; религия спасения; национальная Пророк: Лао Цзы
конфуцианство VI в. до н.э. религия спасения; национальная Пророк: Кун Цзы (Конфуций). Проповедует соблюдение множества правил
иудаизм I тысячелетие до н.э. монотеистическая, религия спасения; национальная Пророки:Авраам, Моисей, Давид, Соломон.Бог:Яхве Священное Писание:Тора (Пятикнижие)
буддизм VI-V вв. до н.э. религия спасения;мировая Пророк: Сиддхартха Гаутама (Будда). В основе: стремление освободиться от страданий путём освобождения от желаний. Цель – нирванна Священное Писание: Трипитака
христианство I в. н.э. монотеистическая, религия спасения; мировая Пророк: Иисус Христос. Бог: Святая Троица. Священное Писание: Библия Христианские церкви: католицизм, православие, старообрядчество, протестантизм (лютеранство, кальвинизм, англиканство, адвентизм, баптизм)
ислам VII в. н.э. монотеистическая; религия спасения; мировая Пророк: Мухаммед.Бог:Аллах.Священное Писание: Коран и Сунна  
           

Тенденции развития религии:

§ снижение интереса к религии(атеизм – отрицание веры всуществование богов; светский характе р образования, отделение церкви от государства)

§ религиозная толерантность(веротерпимость); экуменизм – движение за объединение христианских церквей, соблюдение принципа свободы совести, свободы вероисповедания.

§ рост влияния религиозного фундаментализма

Мировоззрение – целостное представление о природе, об обществе, о человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Классификация типов мировоззрения:

§ по приоритетной ценности (теоцентризм, природоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, наукоцентризм)

§ по способу формирования

¾ обыденное (житейское) – формируется стихийно, на основе жизненного опыта, отличается субъективностью и узостью

¾ религиозное (теоцентризм, провиденциализм)

¾ научное – систематично, обоснованно, объективно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: