Формы духовной культуры
Наука и искусство как формы духовной культуры
Форма духовной культуры | Наука § сфера деятельности, направленная на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний § совокупность систематизированных знаний § совокупность социальных институтов, деятельность которых направлена на получение новых знаний | Искусство § сфера деятельности, целью которой является самовыражение автора и отражение им окружающего мира в рамках эстетических представлений своей эпохи § совокупность результатов художественного творчества § совокупность социальных институтов, деятельность которых связана с художественным творчеством | |
Его цель | § получение теоретических знаний о существенных закономерностях окружающего мира § направлена на достижение истины | § восприятие и выражение окружающей действительности § достижение эстетического идеала | |
В чём выражен результат | понятия | целостные художественные образы | |
Характерные черты | ориентирована на сознание | ориентировано на чувственно-эмоциональную сферу | |
объективна | субъективна | ||
креативность (творческий характер) – направленность на создание объективно нового, ранее не существовавшего | |||
Функции | познавательная | ||
культурно-мировоззренческая | |||
§ непосредственная производительная сила общества (производственная); § управление процессами социального развития (социальная) § прогностическая | § эстетическая, компенсаторная, катарсическая (произведения искусства способны оказывать на душу благотворное воздействие) § коммуникативная | ||
Система видов | отрасли: § теоретические (фундаментальные) и практические (прикладные) § естественные, социальные и гуманитарные | жанры: § пространственные /пластические (изобразительное искусство, архитектура, фотография); § временные/динамические (хореография, музыка) § пространственно-временные /зрелищные(театр, кино) | |
Направления развития | дифференциация: появление новых отраслей науки, жанров искусства | ||
интеграция: возникновение комплексных наук; слияние разных жанров искусства; синтез науки и искусства; интернационализация и глобализация | |||
Научно-техническая революция – этап научно-технического прогресса, когда наука становится источником развития материального производства (с сер.50-х г. ХХ в.)
Изменения | Последствия | Принципы научной этики: открытость деятельности и её результатов; объективность; направленность на познание, а не на решение иных задач; неоднократная проверка (Гиппократ: «Не навреди!») |
Интеллектуализация труда | Необходимость постоянного повышения квалификации | |
Ускорение темпов развития производства | Отставание развивающихся стран | |
Интенсификация (экономия ресурсов) | Сокращение рабочих мест на производстве | |
Усиление возможности человека воздействовать на природу | Глобализация последствий техногенных катастроф | |
Ресурсосберегающие технологии |
Образование – фактор социализации личности, обеспечивает преемственность социального опыта, закреплённого в знаниях и способах деятельности
Функции: социализация; культурно-мировоззренческая; подготовка квалифицированных специалистов; социально-статусная
Тенденции современного образования: Формы образования:
§ сочетает обучение и воспитание § «компетентностный» подход § гуманизация - реализация принципа мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них, убеждение в их больших возможностях к самосовершенствованию. § ориентировано как на интересы личности, так и общества § интернационализация § использование компьютерных технологий | § система непрерывного формального образования ¾ дошкольное образование ¾ общее образование: начальное; основное; среднее полное ¾ профессиональное (начальное, среднее; высшее) ¾ система повышения квалификации § разнообразие форм (дополнительное, семейное, дистанционное, экстернат; профильное обучение) |
4.3. Мораль – форма общественного и индивидуального нормативно-оценочного сознания, регулирующего отношения людей в социуме.
Функции морали: регулятивная, социализация, познавательная, оценочная, коммуникативная
Этика – наука о морали Нравственность – реализация моральных норм в поведении Совесть – способность личности к моральному самоконтролю | Категории морали: § биполярные категории: добро и зло («золотое правило нравственности»: поступай с другим так же, как хотел бы, чтобы поступили с тобой) § долг – ответственное следование моральным нормам («категорический императив» И.Канта: «Поступай, как должно, и будь, что будет») § честь – осознание личностью поведения относительно следования нормам морали. § достоинство – моральная самооценка личности. § моральный идеал – представление о совершенной системе моральных норм, воплощённых в поведении личности |
4.4. Религия - форма общественного сознания, основанная на вере (психологическая установка на некритическое восприятие действительности) в существование сверхъестественных всемогущих существ (богов), от которых зависит жизнь человека, и возможность контакта с ними через культовые действа.
Структура: мировоззрение, культ, организация верующих
Формы объединений верующих: § Церковь –иерархическая организация духовенства и верующих, основанная на общности религиозных догматов и культа § Секта – небольшая по численности группа верующих, исповедующая особый вариант культа и догматов | Функции: § мировоззренческая § регулирующая § компенсаторная (эмоционально-психологическая) § культурная | ||||
Первобытные верования: § тотемизм –вера в первопредка (природный объект) § фетишизм –вера в волшебную силу предметов § анимизм –вера в существование души § магия – вера в существование способов взаимодействия со сверхъестественными силами | Виды религий: § По количеству обожествляемых сущностей: политеизм(многобожие, язычество) и монотеизм § По направленности: ¾ мифологические религии(описывали религиозную картину мира) ¾ религии спасения(предъявляли верующим социальные образцы поведения. следуя которым можно было достичь спасения) § По распространённости: национальные и мировые (космополитизм, эгалитаризм) | ||||
Религия | Время зарождения | Вид | Особенности | ||
индуизм | VII-VI в. до н.э. | политеистическая; мифологическая; национальная | Соединение культов местных божеств. Общее: триада высших божеств(Брахма, Вишнуи Шива),учение окарме, сансареи варнах. | ||
синтоизм | I в. н.э. | политеистическая; мифологическая; национальная | Обожествление солнечной богиниАматерасуи императора-микадо, её потомка | ||
даосизм | VII-VI в. до н.э. | политеистическая; религия спасения; национальная | Пророк: Лао Цзы | ||
конфуцианство | VI в. до н.э. | религия спасения; национальная | Пророк: Кун Цзы (Конфуций). Проповедует соблюдение множества правил | ||
иудаизм | I тысячелетие до н.э. | монотеистическая, религия спасения; национальная | Пророки:Авраам, Моисей, Давид, Соломон.Бог:Яхве Священное Писание:Тора (Пятикнижие) | ||
буддизм | VI-V вв. до н.э. | религия спасения;мировая | Пророк: Сиддхартха Гаутама (Будда). В основе: стремление освободиться от страданий путём освобождения от желаний. Цель – нирванна Священное Писание: Трипитака | ||
христианство | I в. н.э. | монотеистическая, религия спасения; мировая | Пророк: Иисус Христос. Бог: Святая Троица. Священное Писание: Библия Христианские церкви: католицизм, православие, старообрядчество, протестантизм (лютеранство, кальвинизм, англиканство, адвентизм, баптизм) | ||
ислам | VII в. н.э. | монотеистическая; религия спасения; мировая | Пророк: Мухаммед.Бог:Аллах.Священное Писание: Коран и Сунна | ||
Тенденции развития религии:
§ снижение интереса к религии(атеизм – отрицание веры всуществование богов; светский характе р образования, отделение церкви от государства)
§ религиозная толерантность(веротерпимость); экуменизм – движение за объединение христианских церквей, соблюдение принципа свободы совести, свободы вероисповедания.
§ рост влияния религиозного фундаментализма
Мировоззрение – целостное представление о природе, об обществе, о человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Классификация типов мировоззрения:
§ по приоритетной ценности (теоцентризм, природоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, наукоцентризм)
§ по способу формирования
¾ обыденное (житейское) – формируется стихийно, на основе жизненного опыта, отличается субъективностью и узостью
¾ религиозное (теоцентризм, провиденциализм)
¾ научное – систематично, обоснованно, объективно