ЭССЕ
Требования к содержанию и объему эссе
Эссе – вид письменной работы, выражающий индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному вопросу.
В процессе написания эссе важно продемонстрировать умение осмыслить конкретную проблему и сформулировать определенную позицию относительно нее, а именно:
· умение самостоятельно проводить поиск литературы по определенной тематике (в том числе и на иностранных языках);
· способность на основании прочитанного материала по определенной проблеме проанализировать конкретную ситуацию;
· умение аргументированно изложить свою позицию по определенному вопросу;
· культуру цитирования и оформления ссылок на литературу.
Объем эссе. 7-8 страниц (включая титульный лист и список литературы).
Структура эссе. Эссе не имеет жестко заданной структуры, т.к. она зависит от специфики конкретной темы и предпочтений автора. Однако в общем виде эссе должно содержать несколько логических частей (при этом они не обязательно должны быть выделены в виде отдельного раздела и иметь свой подзаголовок):
1. Титульный лист (образец см. в Приложении А).
2. Введение. Во Введении кратко излагается суть проблемы, обосновывается ее выбор, актуальность и значимость. Здесь также формулируется цель данной работы, формулируется вопрос, ответ на который автор намерен изложить в ходе написания эссе. Объем Введения обычно составляет 0,5-1 страницы.
3. Основная часть. Данный раздел занимает основной объем эссе. Здесь последовательно раскрывается выбранная тема. Основная часть может быть представлена в виде цельного текста или может быть разделена на несколько частей, имеющих свой подзаголовок. Обычно разделы (имеющие собственный подзаголовок) выделяются по принципу «один раздел – один тезис, мысль».
4. Заключение. В Заключении излагаются выводы, вытекающие из рассмотрения основного вопроса, обобщается авторская позиция по исследуемой проблематике. Объем Заключения обычно составляет 0,5-1 страницы.
5. Список литературы. Данный элемент структуры не является обязательным для эссе и включается в его структуру только в случае наличия в тексте цитат и ссылок на литературные источники. Здесь приводятся библиографические описания только тех литературных источников, к которым есть отсылка в тексте. Библиографические описания всех источников, на которые есть ссылка в тексте, должны быть указаны в списке. Учебная литература (учебники, учебные и учебно-методические пособия) при написании эссе должна использоваться в минимальном объеме. При подготовке эссе в качестве литературных источников необходимо использовать преимущественно монографии, журнальные статьи (прежде всего, вышедшие за последние 5-7 лет).
Содержание эссе. В эссе студент может:
1) проанализировать конкретный случай, пример, взятый из художественной или биографической литературы, кинематографа, общественной жизни или собственного опыта;
2) проанализировать вопрос, не имеющий очевидного ответа и предложить свой вариант ответа на него;
3) изложить свои размышления по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного;
4) представить критический анализ какого-либо значимого для понимания исследуемой темы тезиса.
Стиль изложения. Эссе должно быть написано грамотно, в соответствии с нормами русского литературного и профессионального языка. При изложении материала необходимо следить за точностью формулировок и корректностью употребляемых терминов и понятий. Не следует использовать в качестве терминов слова, заимствованные из иностранных языков, если существуют эквивалентные понятия в русском языке. Перед тем, как работа будет сдана, текст должен быть проверен на наличие ошибок. Все орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки, а также опечатки должны быть выверены. Наличие грамматических, орфографических и стилистических ошибок недопустимо.
Критерии оценки эссе
При оценке эссе преподаватель руководствуется следующими критериями:
· соответствие содержания текста выбранной теме;
· наличие четкой и логичной структуры текста;
· наличие авторской позиции по рассматриваемой проблематике;
· обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и выводов автора;
· отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, а также фактических ошибок;
· соответствие оформления работы предъявляемым требованиям;
· срок сдачи эссе.
Учитывая перечисленные выше основные критерии оценки эссе, преподаватель оценивает данный вид работы по 10-балльной системе.
Оценка | Критерии |
«Отлично»: 10 | Оценка «10» может быть выставлена только при условии, что при анализе литературы для написания эссе использовалось не менее двух источников на иностранном языке и на них есть ссылка в тексте. |
«Отлично»: 9, 8 | Оценка «8», «9» может быть выставлена только при условии, что при анализе литературы для написания эссе использовалось не менее одного источника на иностранном языке и на него есть ссылка в тексте. |
«Хорошо»: 7, 6 | «7» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 5 из 6 предъявляемым критериям и 1 критерий может быть выполнен частично. «6» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 5 из 6 предъявляемым критериям. |
«Удовлетворительно»: 5, 4 | «5» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 4 из 6 предъявляемым критериям и 2 критерия могут быть выполнены частично. «4» - данная оценка может быть выставлена только при условии полного соответствия эссе 4 из 6 предъявляемым критериям. |
«Неудовлетворительно»: 3, 2, 1 | Работа не соответствует большинству предъявляемых критериев |
«Работа не принимается»: 0 | Работа является плагиатом. Авторский вклад менее 80%. |
В случае если эссе не было сдано в установленный срок, за него снижается оценка по следующей схеме:
1 день – снижение оценки на 1 балл;
2 дня – снижение оценки на 2 балла;
3 дня – снижение оценки на 3 балла;
4 дня – снижение оценки на 4 балла;
5 дней – снижение оценки на 5 баллов;
6 дней – снижение оценки на 6 баллов;
7 дней – снижение оценки на 7 баллов.
Приложение А
Образец оформления титульного листа эссе
Министерство образования и науки РФ Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «ОГУ» Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин ЭССЕ по дисциплине «Русский язык и культура речи» на тему: _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ Студент (ка) группы № --------------------------------- ---------------------------------- Ф.И.О (полностью) |
Бузулук 2011