УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ
ВОПРОСЫ:
1. Содержание понятия «качество системы управления»
2. Понятие «результативность менеджмента»
Содержание понятия «качество системы управления»
Учитывая многогранность управленческих отношений, проблема оценки процесса управления изменениями является сложной и комплексной. Она включает выбор показателей и их характеристик, измерение, выявление взаимосвязи и взаимообусловленности показателей для формирования моделей и процедур оценки, анализ результатов, формирование комплекса мер по развитию менеджмента. Внимание акцентируется на ключевых характеристиках управленческой деятельности организации, таких как качество, конкурентоспособность, результативность, эффективность.
Однако существует мало работ, исследующих результативность и эффективность управления. Одной из причин этого является отсутствие структурированности элементов организации и менеджмента, в первую очередь в экономических системах. Наиболее продвинутой в этом направлении является работа [71]. В ней исследуется природа названных показателей, взаимосвязь с закономерностями экономического развития, рассматриваются методические основы их измерения и диагностики.
Управление через свои специфические возможности и средства воздействует на движение и развитие всего «организма» экономической системы, на его процессы: операционные, обслуживающие, социальные. Вместе с тем, акцентируя внимание на том, как управление воздействует на операции, часто игнорируется обратная связь, т.е. что происходит или должно происходить с самой управленческой деятельностью в результате управляющего воздействия. Это, естественно, вносит диспропорции в развитие системы менеджмента, тем самым снижая эффективность принимаемых мер или вообще приводя к отрицательным последствиям. Еще сохраняются взгляд на управленцев как на «иждивенцев» и стремление сокращать их численность любыми средствами, в основном административными.
При этом используем представление об управленческой деятельности и о системе управления. Главным признаком качества управленческой деятельности выступает качество труда, отражающее его сущностные особенности и производительную силу. Качество труда отражается в качестве продукта труда. Именно качество продукта труда выступает функциональным назначением управленческого труда. В связи со сложностью измерения производительной силы управленческого труда рассмотрим качественные особенности труда и его продукта. Качественные характеристики управленческого труда следующие: творчество как форма умственного труда; предприимчивость (инициативность); инновационность; оперативность (своевременность); коллективный характер (партнерство, корпоративность); уровень риска; ответственность (правовая, социальная, моральная); экономичность; производительность; результативность.
Кроме данных следует определить характеристики, отражающие качество, или профессионализм, управленческого персонала, качество средств и предметов труда. Поскольку непосредственным продуктом труда в управлении является воздействие, рассматриваемое нами как реализованное решение, то качество процесса управления выражается в качестве последнего, в его способности удовлетворять и развивать те или иные организационные потребности.
Качество управления как процесса воздействия проявляется в его активизирующей, организующей, направляющей, мотивирующей силе, что в значительной степени определяется правильным выбором средств и методов воздействия, процедур их реализации. О качестве воздействия можно судить лишь после его реализации. До реализации решений можно говорить лишь о методологии обоснования, соблюдении принципов и методов формирования воздействия и предполагаемом качестве. Качество воздействия отражается в его реализуемости, своевременности, правильности выбора путей и средств решения организационных задач.
При оценке процесса управления изменениями используются следующие качественные характеристики: оптимальность (критерий выбора наилучшего варианта); оперативность (критерий — своевременность); экономичность (критерий — минимальный размер затрат или ресурсов); рискованность (критерий — минимизация вероятности и уровня потерь); социальная значимость (критерий — максимизация полезности для общества); правовая защищенность (критерий — нормативно-правовая обеспеченность); коммуникативность (критерий — надежность и гибкость связей).
Качество реализованного процесса управления изменениями или качество результата воздействия определяются эффектом управления, измеряемым экономическими, социальными, организационными, политическими, экологическими характеристиками (показателями).
Содержание понятия «качество системы управления» обусловлено сущностью процессов управления по выработке средств и методов взаимодействия элементов системы между собой и с внешней средой, их соответствием потребностям организации с учетом прогрессивных тенденций развития экономики и управления. В данном понятии в значительной степени отражается интеграционная роль управления изменениями в формировании внутренних и внешних связей.
Приведем характеристики, в которых в наибольшей степени отражено качество системы управления [13].
Социально-экономические:
— место организации в мировом или национальном рейтинге (по профилирующей продукции или виду деятельности);
— имидж фирмы (критерий — привлекательность);
— конкурентное преимущество (критерий — способность развития).
Финансово -экономические:
— экономичность (критерий — минимум затрат);
— рентабельность (критерий — максимум отдачи ресурсов);
— прибыльность (критерий — обеспеченность развития).
Информационно-технологические:
— инновационность (критерий — период смены изделий);
— информационная вооруженность (критерий — интеллект).
Организационные:
— организованность (критерий — отсутствие сбоев);
— адаптивность (критерий — гибкость связей): интеграция (критерий — способность воспроизводства), диверсификация (критерий — максимизация использования потенциала), децентрализация (критерий — предприимчивость, инициативность).
Социально-психологические:
— стиль руководства (критерий — минимизация конфликтов);
— соотношение формальных и неформальных структур (критерии — совместимость, лидерство);
— этичность (критерий — минимизация нарушений);
— профессионализм кадров (критерии — профессиональный рост, динамика результатов деятельности).
Таким образом, под качеством управления понимается совокупность существенных свойств, характеризующих способность системы управления удовлетворять потребности операционной деятельности, формировать условия и ресурсы развития.
Наиболее характерными составляющими понятия «качество менеджмента» выступают: качество управленческого труда; качество персонала (профессионализм); качество ресурсов и потенциала управления, качество процессов управления, содержание которых определяется объектом управляемой деятельности (операции, маркетинг, финансы и т.д.); качество системы управления.
Качество управления изменениями рассматривается как базовая характеристика управленческой деятельности, взаимосвязанная с другими обобщающими характеристиками менеджмента (рис. 9.1) [13].
КАЧЕСТВО
- ► РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
----------- ► ЭФФЕКТИВНОСТЬ
--------------------- ► КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
Рис. 9.1. Взаимодействие показателей
Между качеством и эффективностью управления изменениями прослеживается диалектическая взаимосвязь. Качество является одновременно и средством, и результатом эффективности. То же можно сказать и об эффективности, выступающей как средство и как результат высокого качества.
Качество управления и его эффективность — разные состояния управления. Общим у них является то, что они представляют собой признаки деятельности, отражаемые в конечных результатах. По мнению И.М. Сыроежина, «эффективность — динамика объема деятельности, а качество — динамика ее структуры».