ТЕМА 8 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА




УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ

ВОПРОСЫ:

1. Содержание понятия «качество системы управления»

2. Понятие «результативность менеджмента»

 

Содержание понятия «качество системы управления»

 

Учитывая многогранность управленческих отношений, про­блема оценки процесса управления изменениями является сложной и комплексной. Она включает выбор показателей и их характеристик, измерение, выявление взаимосвязи и взаимо­обусловленности показателей для формирования моделей и про­цедур оценки, анализ результатов, формирование комплекса мер по развитию менеджмента. Внимание акцентируется на ключе­вых характеристиках управленческой деятельности организации, таких как качество, конкурентоспособность, результативность, эффективность.

Однако существует мало работ, исследующих результатив­ность и эффективность управления. Одной из причин этого яв­ляется отсутствие структурированности элементов организации и менеджмента, в первую очередь в экономических системах. Наиболее продвинутой в этом направлении является работа [71]. В ней исследуется природа названных показателей, взаимосвязь с закономерностями экономического развития, рассматривают­ся методические основы их измерения и диагностики.

Управление через свои специфические возможности и сред­ства воздействует на движение и развитие всего «организма» экономической системы, на его процессы: операционные, об­служивающие, социальные. Вместе с тем, акцентируя внимание на том, как управление воздействует на операции, часто игно­рируется обратная связь, т.е. что происходит или должно проис­ходить с самой управленческой деятельностью в результате управляющего воздействия. Это, естественно, вносит диспро­порции в развитие системы менеджмента, тем самым снижая эффективность принимаемых мер или вообще приводя к отри­цательным последствиям. Еще сохраняются взгляд на управлен­цев как на «иждивенцев» и стремление сокращать их числен­ность любыми средствами, в основном административными.

При этом используем представление об управленческой дея­тельности и о системе управления. Главным признаком качества управленческой деятельности выступает качество труда, отража­ющее его сущностные особенности и производительную силу. Качество труда отражается в качестве продукта труда. Именно качество продукта труда выступает функциональным назначени­ем управленческого труда. В связи со сложностью измерения производительной силы управленческого труда рассмотрим ка­чественные особенности труда и его продукта. Качественные ха­рактеристики управленческого труда следующие: творчество как форма умственного труда; предприимчивость (инициативность); инновационность; оперативность (своевременность); коллектив­ный характер (партнерство, корпоративность); уровень риска; ответственность (правовая, социальная, моральная); экономич­ность; производительность; результативность.

Кроме данных следует определить характеристики, отража­ющие качество, или профессионализм, управленческого персо­нала, качество средств и предметов труда. Поскольку непосред­ственным продуктом труда в управлении является воздействие, рассматриваемое нами как реализованное решение, то качество процесса управления выражается в качестве последнего, в его способности удовлетворять и развивать те или иные организа­ционные потребности.

Качество управления как процесса воздействия проявляется в его активизирующей, организующей, направляющей, мотиви­рующей силе, что в значительной степени определяется пра­вильным выбором средств и методов воздействия, процедур их реализации. О качестве воздействия можно судить лишь после его реализации. До реализации решений можно говорить лишь о методологии обоснования, соблюдении принципов и методов формирования воздействия и предполагаемом качестве. Каче­ство воздействия отражается в его реализуемости, своевремен­ности, правильности выбора путей и средств решения организа­ционных задач.

При оценке процесса управления изменениями используют­ся следующие качественные характеристики: оптимальность (критерий выбора наилучшего варианта); оперативность (крите­рий — своевременность); экономичность (критерий — мини­мальный размер затрат или ресурсов); рискованность (крите­рий — минимизация вероятности и уровня потерь); социальная значимость (критерий — максимизация полезности для обще­ства); правовая защищенность (критерий — нормативно-правовая обеспеченность); коммуникативность (критерий — надеж­ность и гибкость связей).

Качество реализованного процесса управления изменения­ми или качество результата воздействия определяются эффек­том управления, измеряемым экономическими, социальными, организационными, политическими, экологическими характе­ристиками (показателями).

Содержание понятия «качество системы управления» обу­словлено сущностью процессов управления по выработке средств и методов взаимодействия элементов системы между собой и с внешней средой, их соответствием потребностям ор­ганизации с учетом прогрессивных тенденций развития эконо­мики и управления. В данном понятии в значительной степени отражается интеграционная роль управления изменениями в формировании внутренних и внешних связей.

Приведем характеристики, в которых в наибольшей степени отражено качество системы управления [13].

Социально-экономические:

— место организации в мировом или национальном рейтин­ге (по профилирующей продукции или виду деятельности);

— имидж фирмы (критерий — привлекательность);

— конкурентное преимущество (критерий — способность развития).

Финансово -экономические:

— экономичность (критерий — минимум затрат);

— рентабельность (критерий — максимум отдачи ресурсов);

— прибыльность (критерий — обеспеченность развития).

Информационно-технологические:

— инновационность (критерий — период смены изделий);

— информационная вооруженность (критерий — интеллект).

Организационные:

— организованность (критерий — отсутствие сбоев);

— адаптивность (критерий — гибкость связей): интеграция (критерий — способность воспроизводства), диверсификация (критерий — максимизация использова­ния потенциала), децентрализация (критерий — предприимчивость, ини­циативность).

Социально-психологические:

— стиль руководства (критерий — минимизация конфлик­тов);

— соотношение формальных и неформальных структур (критерии — совместимость, лидерство);

— этичность (критерий — минимизация нарушений);

— профессионализм кадров (критерии — профессиональ­ный рост, динамика результатов деятельности).

Таким образом, под качеством управления понимается сово­купность существенных свойств, характеризующих способность системы управления удовлетворять потребности операционной деятельности, формировать условия и ресурсы развития.

Наиболее характерными составляющими понятия «качество менеджмента» выступают: качество управленческого труда; ка­чество персонала (профессионализм); качество ресурсов и по­тенциала управления, качество процессов управления, содержа­ние которых определяется объектом управляемой деятельности (операции, маркетинг, финансы и т.д.); качество системы управ­ления.

Качество управления изменениями рассматривается как ба­зовая характеристика управленческой деятельности, взаимосвя­занная с другими обобщающими характеристиками менеджмен­та (рис. 9.1) [13].

КАЧЕСТВО

- ► РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

----------- ► ЭФФЕКТИВНОСТЬ

--------------------- ► КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Рис. 9.1. Взаимодействие показателей

Между качеством и эффективностью управления изменени­ями прослеживается диалектическая взаимосвязь. Качество яв­ляется одновременно и средством, и результатом эффективно­сти. То же можно сказать и об эффективности, выступающей как средство и как результат высокого качества.

Качество управления и его эффективность — разные состо­яния управления. Общим у них является то, что они представ­ляют собой признаки деятельности, отражаемые в конечных результатах. По мнению И.М. Сыроежина, «эффективность — динамика объема деятельности, а качество — динамика ее структуры».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: