Книга Бытие: мифология или история?




 

Тот факт, что числа в Книге Бытие могли быть «выдуманы» библейскими авторами, многим христианам трудно принять. Не компрометирует ли такой взгляд достоверность Библии и не значит ли он, что на неё нельзя полагаться? Не подразумевает ли это то, что Библию нельзя воспринимать «буквально»? Нет, это только означает, что к этому тексту надо подходить в рамках мировоззрения людей, его написавших. Нам нужно попытаться «проникнуть в мозги» этих древних людей и понять, как они работали – как и современным миссионерам надо стараться понять мировоззрение тех людей, которым они пытаются проповедовать. В случае с Книгой Бытие нам нужно попытаться понять текст, исходя из мировоззрения древнего Ближнего Востока. Народы древнего Ближнего Востока просто думали по иным принципам и выражались иным способом, нежели мы сегодня.

Важно задать вопрос: нужно ли считать Книгу Бытие и историю праотцев от Адама до Авраама мифологическими или историческими? По иронии, трактуя числа в Книге Бытие «буквально», многие христиане создали мифологический мир. Но если понимать её, исходя из мировоззрения древнего Междуречья, Книга Бытие оказывается на удивление точной, что я постараюсь показать в следующих двух главах – о Потопе времён Ноя.

 

 


Глава 4. Всемирный Потоп: всемирный или локальный?

 

Genesis 7:19. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом.

 

В последней главе мы говорили о двух христианских взглядах на возраст Земли: младоземельный, по которому Земле 6000 лет (максимум 10 000), и древнеземельный, по которому Земле 4,5-4,6 млрд. лет. После сказанного в прошлой главе об истории геологии и геологических процессах на Земле встаёт вопрос: как могли бы все слои осадочных пород на Земле возникнуть за такой короткий срок как 6000 лет? Креационисты-младоземельцы дают следующий ответ: все осадочные породы образовались во время Потопа, и возможно это потому, что Потоп был «всемирным» - то есть, охватил всю планету Земля, покрыв даже высочайшие горные вершины.

Поэтому полемика, о которой говорится в этой главе, логически вытекает из сказанного в прошлой главе: был Всемирный Потоп глобальным или локальным? В этой главе мы обсудим факты за глобальный потоп, а в следующей (глава 5) рассмотрим различные тезисы геологии потопа. Вот три различные позиции, которые занимают люди по вопросу Всемирного Потопа:

 

ХРИСТИАНСКИЕ НЕХРИСТИАНСКАЯ
Младоземельный креационизм Глобальный Древнеземельный креационизм Локальный Мифологизм
Всемирный Потоп покрыл всю планету Земля. Всемирный Потоп был локальным – в Междуречье. Всемирный Потоп – это ещё один месопотамский миф, этого события никогда не было.

 

Время и место для Ноя

 

Прежде чем говорить на тему глобальности Всемирного Потопа, мы должны поставить вопрос: кем был Ной? Был ли он личностью мифической или же реальной исторической? Если он был личностью реальной, то как размещает его Библия в пространстве и времени и каким были его культурный багаж и мировоззрение? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно обратиться к Библии, поскольку это тот исходный документ о Ное и Потопе, который у меня есть. Однако этот документ не единственный. Обнаружены глиняные таблички, повествующие о великом потопе, затопившем Междуречье. Другие древние клинописные таблички открыли учёным, какой была жизнь во времена Ноя.

 

Когда жил Ной?

 

Время, когда мог жить Ной, ограничено библейскими и археологическими данными. Библия датирует жизнь Ноя, прослеживая родословие от Адама до Авраама по линии Сифа (Быт. 5). Известно, что Авраам жил около 2000-1900 гг. до н.э.,[70] а поскольку хронологически в Библии рождение Ноя помещено приблизительно за 900-1000 лет до Авраама, получается, что Ной жил около 3000-2900 гг. до н.э. Хотя одно «поколение» в Библии необязательно означает прямой переход от отца к сыну (как говорилось в главе 3), заметно всё же, что в Библии перечислено 9 «поколений» от Адама до Ноя и 7 «поколений» от Адама (через Каина) до Иавала, Иувала и Тувалкаина (Быт. 4). Если допустить, что средняя продолжительной поколения для обоих родов была одинаковой (40-летнее «полное поколение»),[71] получается, что Иавал, Иувал и Тувалкаин жили где-то до Ноя – возможно, за 80 или около того лет. Иавал, Иувал и Тувалкаин важны для нашей темы потому, что в Библии упомянуты их занятия, которые можно связать с археологическими данными. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема (Быт. 4:19-22).

Слово «отец» в стихах 20 и 21 подразумевает, что Иавал и Иувал были первыми, кто занимался такими делами. Однако это слово можно перевести и как «предок»,[72] что даёт альтернативу – эти люди могли быть всего лишь первыми в том роду, в котором стали практиковаться такие занятия. В клинописных текстах из Урука, одного из древнейших городов, существовавших в Южном Междуречье (рис. 4.1), упоминаются как уже закрепившиеся к 3100-3000 г. до н.э. следующие профессии: пахарь (земледелец), пастух овец и коз, пастух крупного рогатого скота, рыбак, кузнец (мастер по металлу), ткач (изготовитель тканей) и гончар (изготовитель керамики).[73] Поскольку эти занятия к 3100 г. до н.э. уже существовали, это подразумевает, что и Иавал, и Иувал, и Тувалкаин жили около или раньше (если они были первыми) этого времени.

Иавала, отца живущих в шатрах со стадами, трудно поместить в археологическом контексте в конкретное время. Известно, что одомашнивание коров, овец и коз произошло около 6500 г. до н.э. в районах вокруг Междуречья.[74] Известно также, что кочевники заняли Негев (к западу от Южного Междуречья) к раннему бронзовому веку (ок. 3000 г. до н.э.).[75] Представляется, что эти древние кочевники вели образ жизни, как у современных бедуинов, которые раскидывают шатры и совершают сезонные перемещения, чтобы обеспечить пастбищами одомашненных ими животных. Занятие Иувала музыков тоже приблизительно соответствует 3000 г. до н.э. Шумерские письменные знаки с изображением арф найдены на каменных табличках конца урукского периода (ок. 3100 г. до н.э.; таблица 4.1).[76]

 

5000-4000 гг. до н.э. Убейдский
4000-3200 гг. до н.э. Урукский
3200-3000 гг. до н.э. Джемдет-Насрский
3000-2750 гг. до н.э. Раннединастический I
2750-2600 гг. до н.э. Раннединастический II
2600-2350 гг. до н.э. Раннединастический III
2350-2150 гг. до н.э. Аккадская династия
2350-2000 гг. до н.э. III династия Ура
2000-1600 гг. до н.э. Старовавилонский

 

Таблица 4.1. Археологические периоды в Междуречье

 

Наиболее уместной из трёх профессий, названных в Бытие 4, является ремесло Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. Бронза – это металл, состоящий из сплава меди или с мышьяком, или с сурьмой или с оловом. Общепризнано, что начало бронзового века на Ближнем Востоке приходится примерно на 3200 г. до н.э. (рис. 7.1).[77] Таким образом, Тувалкан, если он первым в Междуречье изготовлял бронзовые предметы, мог жить уже в 3200 г. до н.э. Все эти датировки (ок. 3200-3000 гг. до н.э.) жизни Иавала, Иувала и Тувалкаина помещают Ноя в приблизительные временные рамки 3000-2900 гг. до н.э.

В двух клинописных текстах, известных как эпос о Гильгамеше и Шумерский список царей, имеются дополнительные археологические данные о времени жизни Ноя и Потопа. Оба эти документа свидетельствуют об огромном наводнении, пережитом Зиусудрой, шумерским Ноем (он же Ут-напиштим или Атра-хасис, альтернативные имена для Ноя), которым был «царём» древнего города Шуруппака (рис. 4.1). Гильгамеш был пятым царём первой династии Урука после великого потопа, и известно, что он был реальным человеком, правившим в Междуречье около 2650 г. до н.э.[78] Поэтому разумно предположить, что Потоп произошёл где-то до 2650 г. до н.э. – и возможно, раньше лет на 200, так как предполагается, что он был пятым царём после Потопа.

 

Рисунок 4.1. Страны Междуречья. Красным показаны древние области: Вавилония, Шумер и Аккад в Южном Междуречье, Сузиана в Иране и Урарту на юге Турции. Чёрными треугольниками обозначены четыре наиболее часто называемых места остановки Ноева Ковчега. Показаны также схемы погодных циклонов (изогнутые белые стрелки), преобладающие ветры (чёрные стрелки), болота (штриховка), упомянуты в тексте древние города, современные государства и современные города (подчёркнуты). Названия рек и источников нанесены синим. Большая белая прямая стрелка показывает гипотетическое направление, в котором Ноев Ковчег мог плыть из Шуруппака до «гор Араратских» (Урарту).

В Шумерском списке царей тоже упоминаются 10 допотопных царей, причём Зиусудра – это тот «царь», который жил в Шуруппаке прямо перед Потопом. Упоминание Шуруппака важно, потому что древние развалины этого города существуют и сегодня в виде археологического объекта Фара, частично раскопанного в современную эпоху. По типам керамики, цилиндрическим печатям и протоклинописным табличкам, найденным в Фаре, археологи определили, что этот город был основан в джемдет-насрский период (таблица 4.1) и был в то время значительным городским центром.[79] Признаков поселения в Шуруппаке ранее джемдет-насрского периода нет, следовательно, если Ной действительно жил в Шуруппаке, этого не могло быть примерно до 3100 г. Тигр и Евфрат

Из указанных выше археологическим данных можно сделать вывод, что Ной, вероятнее всего, жил где-то около 2900 г. до н.э. (± 200 лет) – или почти точно в то время, к которому он относится по библейской хронологии, основанной на родословиях.[80]

 

Где жил Ной?

 

В Шумерском списке царей «родным городом» Ноя (Зиусудры) назван Шуруппак. Библия также свидетельствует о том, что Ной жил в районе Междуречья. Эдемский сад находился там, где текут четыре реки Междуречья: Евфрат, Тигр, Фисон и Гихон (Бытие 2:10-14). Ковчег остановился на горах Араратских (Урарту), расположенных прямо на север от Междуречья (Бытие 8:4). Имена некоторых из потомков Ноя, упомянутых в Бытие 10 (напр., Офир, Хавила, Ассур) – это названия мест в Междуречье и на его границах, а потомок Ноя Нимрод (Бытие 10:8-12) был основателем Вавилона, Эреха (Урука) и Калне – всё это месопотамские города в стране Сеннаар, библейском аналоге клинописного «Шумера». «Вавилонская башня» находилась на равнине Сеннаар и по ней, вероятно, имеется в виду зиккурат (высокий храм) древнего Вавилона (рис. 4.1).

 

Мир Ноя

 

Как выглядела бы жизнь в древнем мире Ноя? Какие географические, климатологические, политические и культурные силы сформировали бы мировоззрение Ноя и людей его времени?

Страну, в которой жил Ной, называют Междуречьем (по-гречески Месопотамия).[81] Реки – это Тигр и Евфрат, главные водные пути того, что теперь стало современным Ираком. Реки Тигр и Евфрат получают свои воды с гор Ирана, Турции, Сирии и Саудовской Аравии, окружающих аллювиальную Месопотамскую низменность. Южное Междуречье охватывает провинции Шумер и Аккад, которые вместе назывались Вавилонией (рис. 4.1). Север Междуречья называли Ассирией. Южная Месопотамия – почти полностью плоская и почти на уровне моря, над её равниной возвышаются только отдельные холмы, которыми отмечены остатки древних городов, таких как Шуруппак, Урук и Ур.

До строительства современных плотин многие сотни и даже тысячи квадратных километров аллювиальной равнины могли затапливаться почти непрерывным водным слоем, когда с марта по июль на реках Тигр и Евфрат было половодье. Эти две реки с течением времени постоянно меняли свои русла. Во времена Ноя (3000-2900 до н.э.) Евфрат тёк через Сиппар, Киш, Ниппур, Шуруппак и Урук, и на месте этих городов вдоль древнего речного русла всё ещё существуют холмы. Ещё в урукский период эти две реки были отведены в каналы для полива плодородной аллювиальной почвы, остававшейся после сезонных наводнений. Система каналов состояла из запутаной системы запруд, водохранилищ и небольших плотин, построенных для хранения воды и спуска её в нужное время.

Климат Южного Ирака (Междуречья) крайне жаркий и сухой, и дождя не бывает почти никогда. Температуры в июле и августе могут достигать 48ºС, а осадков в среднем выпадает всего несколько сантиметров в год – в основном в марте-апреле из-за периодических бурь, принесённых со Средиземного моря (рис. 4.1). Преобладающим ветром является шамаль или северный, который почти непрерывно проносится по долинам Тигра и Евфрата с июня по сентябрь, и высушивает затопленную площадь. Весной южные ветры шаркы и сувахли могут приносить в этот регион сильные бури, влага для которых извлекается из Персидского залива.

Природные ресурсы древней Вавилонии состояли из воды двух рек, очень богатой и плодородной почвы, глины, добываемой из аллювиальной почвы, битума, добываемого из углеводородов, поднимающихся по разломам в Хите, и тростника с болот (рис. 4.1). В этом регионе почти не было металлов, драгоценных камней или высококачественной древесины, и эти товары надо было ввозить с окружающих возвышенностей. Шерсть (с овец) и полотно (из льна) были обычными предметами текстильного экспорта, как и ячмень, главный ингредиент хлеба и пива. Глину использовали практически для всего: для изготовления глиняных кирпичей, керамики, серпов, табличек и даже гвоздей. Битум применялся для скрепления кирпичей и конопачения лодок. Тростник употреблялся для укрепления глиняных кирпичей, строительства небольших лодок, покрытия домов и изготовления корзин и циновок. Сельское хозяйство, основанное на канальном орошении и животноводстве (овцы, козы, свиньи, крупный рогатый скот, птица), было основным источником пищи. Плодородные речные земли снабжали жителей Междуречья разнообразным и питательным рационом.

Ко временам Ноя установились маршруты торговли с соседними регионами, особенно во время позднеурукской экспансии в конце IV тысячелетия до н.э.[82] Лазурит привозили в Междуречье по сухопутным маршрутам из Афганистана, сердолик из Индии, олово из Ирана, медь и обсидиан – из Турции, лес (кедр) с гор Аманос, а золото, серебро и оникс – из Аравии.[83] Морские пути между Междуречьем, Индией и Египтом установились в конце IV тысячелетия до н.э., но важными для торговли эти маршруты стали только в III тысячелетии до н.э. – или позже времён Ноя.[84] Хотя товары доставлялись с больших расстояний, урукские торговые фактории, как те, что были основаны в древнем Урарту (Араратские горы), в основном окружали окраины Междуречья. Таким образом, для большинства людей, живших в то время в Месопотамии, знания о мире были ограничены аллювиальной равниной и окружающими горными районами.

Города в Южном Междуречье возникли около 3400 г. до н.э. в урукский период (таблица 4.1), или примерно в то время, когда это случилось согласно Библии (Быт. 4:17). Здания в древней Месопотамии состояли из домов, общественных зданий и храмов. Простые хижины строились из тростника, обмазанного грязью, но некоторые дома сооружались из глиняных кирпичей. Храмы возводились на вершинах зиккуратов – по сути, искусственных «гор» из обожжённого на солнце кирпича, выстроенных в форме ступенчатой пирамиды (рис. 4.2). Зиккурат и храмовая башня были предназначены для того, чтобы «достать до неба» (Быт. 11:4); т.е., создавать связь между небом и землёй и быть святилищем для пантеона богов, которым поклонялись многобожники Междуречья. В политическом отношении древнее Междуречье состояло из ряда городов-государств, конкурировавших друг с другом за могущество. Войны и борьба за власть между этими городами-государствами были постоянными и жестокими.

Клинопись возникла в Междуречье примерно в конце IV тысячелетия, и тогда же установилась хорошо развития система чисел и мер. Двойная нумерологически-числовая шестидесятеричная система счёта, которой пользовались в Месопотамии, уже была нами описана в главе 3. Помимо математики, жители Междуречья были первой цивилизацией в мире, изобретшей письменность. Сначала процесс письма развивался ради записи товаров, и только около 2500 г. до н.э. на глиняных (клинописных) табличках были записаны повествования (такие как эпос о Гильгамеше) (рис. 3.1).[85] Таким образом, писцы могли записать историю о Великом потопе не раньше периода, начавшегося около 2500-2450 гг. до н.э.

 

 

Рисунок 4.2. Изображение зиккурата на ассирийском барельефе, найденном в Ниневии (VII в. до н.э.).[86] Пересекающие рисунок линии – это трещины в рельефе. Обратите внимание на бычьи головы наверху здания храма и на рыбу и краба в воде, которая, возможно, обозначает реку Тигр, когда она или один из её каналов проходила мимо древней Ниневии.

 

   


Мировоззрение Ноя

 

Исходя из этого культурного контекста, давайте теперь попробуем воспринять мировоззрение Ноя или тех месопотамских авторов, которые записали рассказ о Потопе. Где-то после 2500 г. до н.э. история о Потопе могла быть передана или в устной, или в письменной форме Аврааму и его потомку Моисею (как мы предположили в главе 2).

Если Ной был «царём» Шуруппака, как сказано в Списке царей, он, вероятно, был хорошо образован и богат. Он мог знать математику, а также приобрести знания о том, строить такие корабли, какие курсировали по реке Евфрат около его города. Он или его разветвлённый род могли участвовать в строительстве и содержании каналов, поскольку эта деятельность была основополагающей для пропитания каждого гражданина. Ной мог также заниматься импортом кедра с гор Аманос и битума из Хита – и то, и другое было необходимо для сооружения ковчега.[87] Ноя окружала бы политеистическая и жестокая культура. Однако в Библии сказано, что «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом»(Бытие 6:9).

Несмотря на то, что Ной был человеком Божьим, его научные знания, как и знания более поздних библейских авторов, состояли бы только из того, что он лично мог наблюдать. То есть, у них было бы то же космологическое мировоззрение жителей древнего Междуречья, о котором мы говорили в главе 1 (рис. 1.1). Их мир состоял из плоской аллювиальной равнины, «поддерживаемой» (окружённой) горами. «Земля» была сушей, простирающимся до горизонта плоским диском, где ходили и работали люди. «Ворота шлюзов» в тверди (небе) могли открываться и изливать дождь, аналогично тому, как открывались шлюзы каналов, давая воде доступ к возделываемым полям. Вода появлялась и из глубокого подземелья в виде родников (источники изначальной бездны). Это космологическое мировоззрение совершенно логично, исходя из донаучных знаний и повседневного опыта жителей Междуречья.

Важнее всего то, что известный Ною и библейским авторам мир состоял в основном из аллювиальной Месопотамской низменности и окружающих горных районов. Жившие в то время люди имели бы скудные знания о цивилизациях за пределами этих районов, и определённо ничего не знали бы о других далёких цивилизациях, существовавших тогда на планете Земля (см. гл. 7). Именно в этом ограниченном мире происходит Потоп в Книге Бытие, и именно в рамках этого донаучного географического мировоззрения надо интерпретировать рассказ о Потопе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: