Критерии истинности учения 4 глава




Что же такое «слепая вера»? Это убеждение внешних для Церкви людей в том, что христиане считают истинными догматы Церкви, «слепо» доверяя Ее авторитету, не проверяя истинность Ее утверждений на опыте. Как выше мы уже убедились, такое утверждение ложно. Да, новоначальный христианин прибегает к авторитету Церкви и святых отцов. Но когда школьник изучает предмет, он тоже прибегает к «слепой вере» в то, что учитель говорит ему правду. Однако рано или поздно школьник вырастает, и никто не мешает ему проверить, насколько утверждения учителя были истинны. Так и в Церкви есть новоначальные, есть уже идущие по пути святости и есть святые, как например, преподобный Серафим Саровский. Почему христианин не может прибегать в сложных для его понимания вопросах к тем, кто его духовно превосходит и является для него примером для духовного подражания? Обвинения христиан в «слепой вере» мы можем считать не выдерживающими критики и не соответствущими действительности.

 

12. Православная молитва или мантра агни-йоги?

 

Понимание молитвы в Православии и в учении агни-йоги принципиально различно, что естественно проистекает из разности их доктрин и религиозной практики. Агни-йога магична по своей сути. Молитва агни-йога – это магический акт: «Молитва может быть сравнима с магнитом. Действие молитвы напрягает сердце и притягивает из пространства лучшие мысли…» (Живая этика. АУМ.37).

В агни-йоге мантры и молитвы – это взаимозаменяемые понятия. Считается, что мантры очищают ум, для этого их необходимо правильно произносить. Одна из книг учения называется АУМ; аум (ом) – это главная мантра в индуизме, она провозглашается источником всех звуков и сущностью Вед. Оккультизм включает в понятие «мантра» более широкий смысл, чем индуизм, например Блаватская определяла это понятие следующим образом: «Мантры (санскр.) Стихи из ведических сочинений, употреблявшиеся в качестве заклинаний и магических формул…» [104].

В молитве, согласно учению агни-йоги, важен ритм, а не смысл, вследствие чего канонизируется форма. Но если в Православии форма всегда вторична по отношению к содержанию, то в агни-йоге это не так: «При заклинаниях, как знаете, произносились распевы, составленные из странных, порою лишенных смысла, слов. Но не смысл, но ритм имеет значение (выделено нами. – В.П.). Так музыка сфер состоит не из мелодий, но из ритма. Когда развитой дух знает звуки сфер, он поймет явление мощи ритма» (Живая этика. Знаки агни-йоги.421); «Молитва не будет некрасива, она и вблизи, и издалека будет нести тот же мощный мантрам. Полюбите красоту звучания. Человеческий голос есть уже чудо. Можно видеть, как воздействует голос даже без слов. Каждый слышал хоры на расстоянии – слова уже стерлись, но магия звука жила» [105].

В практике агни-йоги разрешены визуализации, более того, они поощряются. Например, рекомендуется мысленно представлять изображение «махатмы» Мории в сердце или в области «третьего глаза» (середина лба): «Если можете представить в сознании своем Лик Учителя до полнейшей отчетливости, то можете перенести свое сознание в Его сознание и как бы действовать Его силою. Но для этого нужно видеть Лик Учителя отчетливо до малейших подробностей, чтобы Изображение не дрожало, не искажалось, не меняло очертаний, что часто бывает. Но если после упражнений сосредоточения удастся получить стойкое Изображение Учителя, то можно иметь через это достижение большую пользу и себе, и ближайшим, и делам» [106]. Практика воображения во время молитвы знакома Римо-Католицизму, но не Православию, напротив, опыт православной аскезы запрещает мысленное представление во время молитвы: «Когда молишься, не придавай Божеству какого-либо облика, и не попускай, чтобы ум твой преображался в какой-либо образ, (или себя представлял под каким-либо образом, или, чтоб в уме твоем впечатлелся какой-либо образ); но невещественно приступи к невещественному,и сойдешься с ним» [107].

В агни-йоге большое внимание уделяется экстатическим переживаниям, считается, что экстаз – это соединение с высшим миром: «Молитва есть возношение и восхищение…» [108]; «Звучать в ритм с Космосом – значит осознать все величие Беспредельности. …Вникнете, вы увидите, что сподвижники человечества питали свою психическую энергию слиянием с Беспредельностью. Беспределен был их устремленный экстаз к высшей красоте! Беспределен их подвиг к явленному Завету! Сказал: «Слияние с космическим ритмом даст синтез всего Сущего в невидимом и видимом»» [109]. Экстаз не является целью молитвы православного христианина: «…последняя цель мистика – не в … феноменах его внутренней жизни, а в достижении полного единения с Божеством…» [110].

В агни-йоге объектом молитвы является иерархия «тонких учителей», «махатм» и психическая энергия, которую называют «благодатью»: «…молитва есть провод к потоку Благодати. Поток льется в избытке, но нужно приобщиться к нему…» [111].

Православный человек молится Личностному Богу и под благодатью понимает действие Святого Духа, а не безличную психическую энергию. Как уже отмечалось выше, в термин «благодать» Православие и агни-йога вкладывают совершенно различный смысл.

В православном понимании настоящим истолкователем Библии может быть только истинный молитвенник, потому что именно Господь посредством Своей благодати, даруемой по молитве, дает нам возможность правильно ее понимать: «Если ты богослов, то будешь молиться истинно; и если истинно молишься, то ты богослов» [112].

Молитва – это основа духовной жизни христианина, ее искажение, как следствие, уводит человека от Бога.

 

Принципиальные отличия

 

Православие Агни-йога
Молитва предполагает личное общение с Богом Молитва (мантра) магична
Молитва обращена к Богу Объект молитвы - иерархия «учителей»
Запрещается во время молитвы мысленно представлять какие-либо образы Рекомендуется визуализация объекта молитвы

13. Святость как «необъясненное понятие»

 

Святой Сергий Радонежский, святой Иоанн Кронштадский, святой Серафим Саровский – эти имена дороги сердцу каждого православного человека. Можно ли, став последователем агни-йоги, воспринимать их духовный облик таким, каким он остался в памяти церковного предания? Каково учение о святости агни-йоги? «Сказано про святых, но кто может называться этим необъясненным понятием?

Творящие чудеса будут учеными магами. Блюдущие свою жизнь будут практичными людьми.

Только отказавшиеся сознательно от личного и перенесшие сознание в понятие эволюции мира могут, в Нашем понимании, называться подвижниками. Необходимо, чтоб этот процесс совершился сознательно, вне случайности внешних условий.

Невозможно насильственно насадить религию опять - она станет кощунственным уродом.

Путь отказа от безобразия жизни позовет дух на правдивые искания. Затем очевидность связи миров заставит научно задуматься.

Эта дума несказуемая является началом духовной дисциплины. Эти искания, лишенные личного начала, пробуждают рефлекс действия, – оно называется подвигом.

Вообще лучше слово святой заменить названием вполне определенным подвижник» [113].

Христос, как известно, творил много чудес: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» (Ин.21:25). Как Его назовут, исходя из классификации агни-йоги? Ученым магом?

Итак, согласно учению агни-йоги, подвижник это тот, кто «отказался сознательно от личного», «перенес сознание в понятие эволюции мира». С первым утверждением можно согласиться в определенном смысле. Но что же означает: «перенес сознание в понятие эволюции»? Обратимся к учению живой этики: «Кто хочет идти с Нами, должен, прежде всего, отрицание забыть и нести обновлённую жизнь свободно, без принуждения других. Привлекаются люди красотою и светлым знанием. Только вместившее надежды, только расцветившее жизнь, только явившее действие Учение может помочь истинной эволюции. Ведь не рынок жизнь, где выгодно покупается вход в Царствие Небесное. Ведь не могила жизнь, где дрожат за справедливость Небесного Судии!» [114]. Согласно учению, «только явившее действие Учение может помочь истинной эволюции», а значит, только последователи агни-йоги «перенесли сознание в понятие эволюции мира» и более никто.

Что в Православии понимается под святостью? «Святым называется тот, кто чист от зла и грехов. Почему величайшее совершенство души и дело, весьма Богу угодное, есть то, когда нет зла в человеке» [115]. Что же касается понятия «подвижник», действительно, святых можно назвать подвижниками, но теми подвижниками, которые движутся к Богу. Но если святость – это категория, характеризующая достигнутое синергийно, то есть в соработничестве Бога и человека, освящение благодатью Святого Духа, нравственную чистоту, то подвижничество – характеристика, скорее, лишь волевая.

 

 

Принципиальные отличия

 

Православие Агни-йога
Святость – освящение благодатью Святого Духа, немыслимое без воплощения учения Православной Церкви в жизнь: как волевая, так и нравственная категория духовной жизни. Агни-йога предпочитает использовать более нейтральное понятие «подвижничество», не включающее в себя смысловой аспект освящения, говорящее, скорее, о волевом усилии, но не о его направленности.

 

14. Добро и зло

 

Одним из основных вопросов, всегда волновавших человечество, был вопрос о происхождении зла. Вечно оно или нет? Кто или что является его источником? Согласно учению живой этики, добром, в широком смысле этого слова, является все, что способствует духовной эволюции мира в ее оккультном понимании, а злом – все, что препятствует ей.

Агни-йога пантеистична, а в пантеизме нет абсолютных нравственных законов. Если Бог растворен во вселенной, а значит и в нас, то все есть Бог, и зло в том числе: «Так, когда оккультист говорит, что «Демон есть обратная сторона Бога» – зло, обратная сторона медали – он не предполагает две отдельные действительности, но два аспекта или грани того же самого Единства. Но лучший живущий человек, поставленный бок о бок с Архангелом – каким его описывает теология – покажется сатанинским исчадием» [116]. Таким образом, проблема не в том, что зло существует, а в том, что мы считаем злом, т.е. что мы определяем для себя как зло.

Как видим, оккультизм провозглашает непреложность зла. Зло существует только в сознании человека, квалифицирующего какое-либо явление как злое. Отсюда следует относительность зла, и даже его принципиальная необходимость: «Теософ не верит ни в Божественные, ни в Сатанинские чудеса… Для него нет ни святых, ни колдунов, ни пророков, ни предсказателей; а только адепты или знатоки по производству деяний феноменального характера, оцениваемые по их словам и деяниям…» [117]; «…материя и её изменчивые проявления являются источником и причиной вселенского зла…» [118]. «Зла нет как такового, а есть лишь отсутствие добра. Зло существует лишь для того, кто становится его жертвой. Оно происходит от двух причин, и не более нежели добро является независимой причиной в природе. Природа лишена добра и зла, она лишь следует неизменным законам (выделено нами. – В.П.), давая жизнь и радость или посылая страдания и смерть и разрушая созданное ею. Природа имеет противоядие для каждого яда, и ее законы – воздаяние за каждое страдание. Бабочка, истребленная птицею, становится этой птицей, и маленькая птица, убитая животным, переходит в более высокую форму. Это есть слепой закон непреложности и вечная приспособляемость выявлений, и потому он не может быть назван Злом в Природе. Истинное зло порождается человеческим рассудком, и его происхождение всецело связано с рассуждающим человеком, который разобщил себя с природой (выделено нами. - В.П.). Таким образом, лишь само человечество является истинным источником зла. Зло есть преувеличенное добро, порождение человеческого себялюбия и жадности» [119]. Человек, постигая зло, тем самым постигает еще одну грань бытия живых существ в космосе. Отсюда и оправдание зла. Из этой философии следует, что творя зло, можно духовно совершенствоваться. Согласно логике оккультизма, в мире не существует зла, а значит, не может существовать ни греха, ни преступления. Более того, любое преступление становится сакральным актом: я убил человека, для того чтобы помочь ему избавиться от негативной кармы; я украл эти деньги, чтобы постичь еще одну грань бытия человечества. Поэтому для оккультистов (во всяком случае, для теософов) нет различия между ангелами и бесами: «Для церкви существуют два вида Сидеральных Существ – Ангелы и Дьяволы. Для каббалиста и оккультиста есть лишь один класс и ни один оккультист, ни каббалист не делает никакого различия между «Владыками Света» и «Rectores Tenebrarum» [120] или Космократорами» [121].

В христианстве принципиально иной подход к проблеме зла. Зло есть не–сущее. Оно не онтологично, не имеет бытийственного основания: в Боге нет зла, и Он его не творил. Зло есть результат отвержения от Бога, акт сопротивления Ему. Свобода воли дает возможность человеку решать, быть ли ему с Богом или восстать против него и тем самым присоединиться к бесам: «Зло само по себе есть ничто, ибо оно не есть какое либо существо и не имеет никакого состава. Но душа, уклонившись от добротдетели, делается страстною и рождает грех, и потом томится, не находя себе в нем естественного упокоения» [122]; «Бог не есть виновник зла. Он даровал человеку разум, способность различать добро и зло и самовластие; злыя же страсти рождаются уже от нерадения и безпечности людей. Отнюдь не виновен в них Бог. По свободному выбору воли, демоны сделались злыми, равно как и большая часть людей» [123].

Агни-йога видит причину зла в двойственности всего сущего, в существовании двух начал, проистекающих из психической энергии: духа и материи, взаимодействие которых дает эволюцию жизни. По учению святых отцов Православной Церкви, «зло приражается к естеству, как ржавчина к меди, и грязнота к телу. Но как не медник произвел ржавчину и не родители грязноту; так не Бог произвел зло. Он даровал человеку совесть и разум, чтоб избегал зла, зная, что оно вредно для него и готовит ему муку» [124].

В христианстве нравственные нормы, в отличие от всех пантеистических систем и агни-йоги в том числе, абсолютны. Господь, по Своей милости, может обращать зло во благо, но добром само по себе оно от этого не становится: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18:7). Человек, творя зло, не приобретает некий особый духовный опыт, а лишь ведет себя к вечной погибели: «Умный человек, рассматривая сам себя, познаёт, что должно и что полезно ему делать, что сродно душе его и спасительно и что чуждо ей и пагубно. И таким образом избегает того, что вредит душе, как чуждое ей» [125].

 

Принципиальные отличия

 

Православие Агни-йога
Зло антагонистично добру. Добро и зло – относительные понятия.
Существуют личностные носители доброй воли и злой воли – ангелы и бесы. Зло существует только для человека, неспособного увидеть в нем добро.

15. Цель творения человека

 

Вопрос о цели создания человека связан с другим вопросом: в чем смысл жизни? Посмотрим, как на эти вопросы отвечает учение агни-йоги: «Итак, человечество является аккумулятором и трансмутатором высокой энергии, которую мы условились называть психической. Значение человечества в том, чтобы трансмутировать в сознании эту энергию и путём Иерархии устремлять её в Высшие Сферы (выделено нами. – В.П.). Утеря понимания назначения своего отбросила людей от знания ответственности. Так, теперь снова напоминаем об основе Бытия. Надо снова приблизить к себе великий провод и осознать начала обновления жизни. Вы заметили, насколько Мы против спиритизма, но часто говорим о тонких телах. Мы улыбаемся современному гипнотизму, но говорим о лучах и магнитах. Мы советуем пересмотреть фармакопею, но даём несколько основных лекарств» [126].

Итак, человечество в целом и каждый человек в отдельности – это «трансформаторы» энергии. Весь мир – это замкнутая сама на себя, непрерывно действующая «электростанция», вечно переводящая одну и ту же психическую энергию из одного состояния в другое. В подобного рода трансформации заключается вся «эволюционная» работа человека. Чтобы участвовать в эволюции, человек должен непрерывно познавать, если же быть более точным, – приобщаться «психической энергии», в чем ему помогают энергетические центры (чакры). Чакры – это специальные энергетические трансформаторы, которые, пропуская психическую энергию, могут изменять ее свойства, за счет этого и происходит так называемое «расширение сознания». Механизм расширения сознания заключается в следующем: устремление отдельного человека к иерархии сил «света» заставляет ее пойти ему навстречу. Это проявляется в посылке человеку определенных энергетических лучей. Эти лучи попадают в чакры, которые начинают вращаться, перерабатывая посланную энергию. После переработки чакрами эта энергия сливается с индивидуальностью человека, т.е. его сознание расширяется, так как в него влились новые энергии, что осознается как новые понимания тех или иных вещей, как некое озарение.

Что же о цели человеческой жизни можно сказать с позиции православного вероучения? О творении мира Библия учит, что мир создан из ничего. У Бога не было необходимости его создавать. Бог не нуждается в мире, чтобы выразить Себя и достичь совершенства, как учат пантеисты. Сотворенный мир не имеет ничего общего с Божественной сущностью, и в самой Божественной природе не было ничего, чтобы могло заставить Бога создать мир. Причина создания мира лежит в Божественной благости, или, точнее, в ее избытке. «Для чего создан человек? Для того, чтобы, познавая творения Божии, он видел самого Бога и прославлял Создавшего их для человека. Ум любовью к Богу прилепленный … есть невидимое благо, от Бога даруемое достойным за добрую жизнь» [127].

Цель, стоящая перед всем человечеством, состоит в обожении, в приобщении всего творения к Божественной славе, к блаженству Божества.

 

16. Молох кармы

 

Предварительные замечания

 

Прежде чем мы затронем тему закона перевоплощения необходимо сказать несколько слов о законе кармы, так как эти два учения тесно связаны и не могут существовать друг без друга: «Карма – (karma (санскрит.) – обряд, действие, деяние). В некоторых религиях Востока (буддизме, индуизме и др.) – «закон возмездия», по которому в соответствии с совокупностью совершенных человеком поступков определяется характер его последующего перевоплощения; влияние совершенных действий на настоящее и на последующее существования» [128].

Попытаемся разобраться, что понимают под кармой восточные религиозные системы. Карма является сверхъестественной причиной совершения каких-либо поступков. Что это значит? «Карма применяется для понимания лишь причинно-следственных связей, выходящих за пределы одного существования. Так цирроз печени как последствие пьянства не связан с кармой, будучи естественным результатом…. Любой намеренный поступок, производя результаты во внешнем мире, изменяет и самого деятеля; это изменение откладывается в его глубинной памяти, становясь склонностью (обычно не осознаваемой)…. Иллюстрируется закон кармы обычно либо обращением ролей в ситуации (убийца будет сам убит), либо попаданием в соответствующий слой мира (многократный и жестокий убийца попадет в ад, спаситель многих на небеса), либо изменение природных наклонностей в будущих жизнях (любитель учености родится умным, драчливый снова станет драчлив)…» [129].

Карма представляет собой механический закон, существующий сам по себе. Мы находим следующие определения кармы: «Кармой именуется причина возникновения и исчезновения существ» [130]; «Карма – закон природы согласно которому любая материальная деятельность, греховная или праведная, влечет за собой последствия, которые все больше и больше втягивают совершающего ее в материальное существование и круговорот рождения и смерти» [131]; «Карма (санскр.). Физически – действие; метафизически – Закон Воздаяния – Закон причины и следствия, или Нравственная Причинность. Немезида, но лишь в одном смысле – в смысле плохой кармы…. Существует карма наших достоинств и карма наших недостатков. Карма ни наказывает, ни награждает, она есть просто единый Всеобщий Закон, безошибочно и, так сказать слепо направляющий другие законы, производящие определенные результаты в направлениях, определенных соответствующими им причинам…» [132].

По мнению ряда востоковедов, учение о карме ликвидирует необходимость существования веры в Личного Бога, оно заменяет Личного Бога, превращая человека из свободной личности в винтик своего механизма: «Карма альтернативна религиозному представлению о Боге, награждающему и карающему тварей…. Сочетание кармы с идеей Личного Бога нередко, но явно вызвано внефилософскими причинами и непоследовательно» [133].

 

«Подтверждения» учения о законе кармы в Священном Писании

 

Оккультисты всегда стремятся найти подтверждение своих доктрин в Священном Писании. Обычно они делают это достаточно примитивными методами, вырывая фразы из контекста, или же «эзотерически» толкуя его. Такое «эзотерическое» толкование позволяет оккультистам находить в Библии любые подтверждения своим самым экстравагантным идеям. Здесь мы рассмотрим некоторые отрывки Священного Писания, на которые оккультисты ссылаются чаще всего.

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф.7:1-2). Оккультисты считают, что в данном стихе утверждается принцип обязательного возмездия за все наши поступки как в текущей жизни, так и в следующем перевоплощении, хотя сам по себе этот отрывок, предостерегающий от осуждения и говорящий об ответственности перед Богом, еще ничего не говорит (да и не может говорить) о предстоящих перевоплощениях.

«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9:1-3). Как мог человек родиться слепым, если не существует закон кармы? Слепота этого человека есть реализация закона кармы, является следствием его неблагоприятной кармы, накопленной в прошлых воплощениях, – скажут нам оккультисты. Проблема, с которой постоянно сталкивается непредвзятый исследователь Библии, – это способ ее толкования. Смысловое значение Библии становится понятным только при целостном ее восприятии. Никакой фрагмент Священного Писания, несмотря на всю его ценность, не может заменить весь текст. Нельзя толковать отдельный стих таким образом, что это будет противоречить логике всего остального изложения. Если есть закон кармы в Библии, то как могло получиться, что человек был слеп от рождения, и это при том, что прямо говорится: «не согрешил ни он, ни родители его »? Христианство не отрицает, что человек может «пожать» плоды своих деяний – «Сеющий неправду пожнет беду…» (Прит.22:8) – вопрос в том, каковы условия «жатвы». Являются ли они дамокловым мечом кармы, довлеющим над человеком, или Бог властен даровать прощение раскаявшемуся в своих грехах? Священное Писание свидетельствует о милости и всемогуществе Бога, а не об абстрактном законе кармы, для которого нет неподвластных. Вот что говорит Библия о последствиях раскаяния ниневитян: «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Иона 3:10). Как видим, Бог не стремится наказать человека за его грехи, его единственная цель – преображение человека. Св. Антоний Великий пишет: «Бог благ и беспристрастен и неизменен. Если кто, признавая благословенным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает однакож, как Он будучи таков о добрых радуется, а злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостивым к ним; то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо, или худо из за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми становимся отверженными от него; сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах: то это не значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишённых зрения» [134].

Елена Рерих считает, что притча о талантах также подтверждает закон кармы[135]. Напомним ее: «…человек… отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф.25:14-30). Но речь здесь не идет о законе кармы. Данный отрывок Евангелия перекликается с другими словами Христа: «…от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12:48). Какого рода дары или таланты имеются в виду? Обратимся за разъяснением к посланиям апостола Павла: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1Кор.12:4-10).

Часто оккультисты приводят в качестве доказательства существования закона кармы, а иногда для того, чтобы показать «жестокость» Бога, следующие стихи Библии: «…не поклоняйся им (кумирам. – В.П.) и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20:5-6). Но при этом оккультисты игнорируют те слова Священного Писания, которые никак не удается вместить в рамки их учения: «…зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет» (Иез.18:2-4); «Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез.18:19-20). Читая Священное Писание, нужно осознавать, к кому и когда Господь обращался. Также нужно понимать цели обращения Господа к Своему народу, в данном случае (Ис. 20:5-6) - это воспитательная цель. Израильский народ был окружен язычниками, и Господь предостерегает его от поклонения ложным богам на языке понятном и доступном внимавшим Ему людям. Суть же данных стихов такова: человек, отступающий от Бога, пожинает плоды своего отступления. Страдание есть плод отречения от Бога. Не Бог наказывает, но человек отрекается от Него.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: