Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» 3 класс создана на основе:
· Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федерального государственного стандарта начального общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373;
· СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011, регистрационный № 19993;
· Требований основной образовательной программы начального общего образования;
· Устава МБОУ «Мамадыш-совхозская НОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.
· - Учебного плана МБОУ «Мамадыш-совхозская НОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан на 2014-2015 учебный год (утвержденного решением педагогического совета МБОУ «Лицей № 2 г.Мамадыш» (Протокол № 1, от 28 августа 2014 года).
· - Образовательной программы МБОУ «Мамадыш-совхозская НОШ»
· Локальный акт МБОУ «Мамадыш-совхозская НОШ» Мамадышского муниципального района РТ (об утверждении структуры рабочей программы).
· Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год.
Примерной программы начального общего образования по музыке на основе учебно-методического комплекта «Перспектива», авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2010.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной
взаимосвязи музыки и жизни.
Изучение музыки направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:
• формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов;
• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.
ЗАДАЧИ:
- развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;
- понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
- накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
- совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение acapella, пение хором, в ансамбле и др.);
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
- активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
- накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 ч. в год, 1 час в неделю.
Количество часов 1-й четверти - 9 ч
Количество часов 2-й четверти - 7 ч
Количество часов 3-й четверти – 10 ч.;
Количество часов 4-й четверти – 8 ч.
Планируемые результаты изучения курса "Музыка", 3 класс.
Личностные результаты:
• укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
• наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
• формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
• приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
• развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
• продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
• развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
• наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
• ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
• овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
• применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
• готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
• планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
• участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
• умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
• развитие художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
• продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач.
Предметные результаты:
Знать/понимать:
- Жанры музыки (песня, танец, марш);
- Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
- Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;
- Основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- Характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена Л.Э. Грига.
Уметь:
- Выявлять жанровое начало музыки;
- Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
- Определять средства музыкальной выразительности;
- Определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
- Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Музыка» к концу третьего года обучения:
Знать/понимать:
- Жанры музыки (песня, танец, марш);
- Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
- Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;
- Основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- Характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена Л.Э. Грига.
Уметь:
- Выявлять жанровое начало музыки;
- Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
- Определять средства музыкальной выразительности;
- Определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
- Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении;
- восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
- исполнения знакомых песен;
- участия в коллективном пении;
- музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.
Личностные УУД | Коммуникативные УУД |
Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). Смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него). Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). | Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация) Управление поведением партнера точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнера умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) |
Познавательные УУД | Регулятивные УУД |
Общеучебные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - знаково-символические - моделирование Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятия, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей, - построение логической цепи рассуждений, - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование Действия постановки и решения проблем: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Целеполагание(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно) Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий) Прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик) Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция(внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта) Оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий) |
Содержание программного материала
Основное содержание образования в Примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела программы | Количество часов |
“Россия – Родина моя” | 5 ч | |
“День, полный событий” | 4 ч | |
“О России петь – что стремиться в храм” | 7 ч | |
“Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” | 4 ч | |
“В музыкальном театре” | 6 ч | |
“В концертном зале” | 4 ч | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье …» | 4 ч | |
Итого: | 34 ч |
Содержание Примерной программы обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся через наблюдение,восприятие музыки и размышление о ней; воплощение музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций; разучивание и исполнениевокально-хоровых произведений; игру на элементарных детских музыкальных инструментах (в том числе электронных);импровизацию в разнообразных видах музыкально-творческойдеятельности. Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края;. о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных
музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.
“Россия – Родина моя”(5 ч.)
Тема первого раздела учебника «Россия – Родина моя» раскрывается в процессе знакомства детей с музыкой патриотического характера, в которой отражены важные события русской истории: защита Новгородской земли от тевтонских рыцарей-крестоносцев войском Александра Невского в XIII в., подвиг народного героя Ивана Сусанина в борьбе с польскими захватчиками в XVII в., военные победы Петра I, полководца А. Суворова в XVIII в., подвиги русских воинов в войне с Наполеоном в 1812 г.
Разворот Учебника «Виват, Россия!» знакомит детей с новым для них жанром многоголосной бытовой песни XVIII в. – виватный (хвалебный) кант. Ребятам предлагается послушать два канта Петровского времени неизвестных авторов: «Орле Российский» (кант в честь Полтавской победы в 1709 г.), «Радуйся, Росско земле» (кант на заключение Ништадтского мира в 1721 г.).
“День, полный событий”(4 ч.)
На этих уроках происходит освоение содержания нового раздела Учебника – «День, полный событий». При этом музыкальные произведения предыдущего раздела могут органично вплетаться в ткань всех последующих уроков первой четверти. Особенно это касается песенного материала, который требует планомерной работы над совершенствованием вокально-хоровых навыков.
Основная идея этого раздела заключается в обобщении жизненных и музыкальных впечатлений ребенка, который «проживает» день с утра до вечера с музыкой разных композиторов.
“О России петь – что стремиться в храм”(7 ч.)
Во второй четверти III класса продолжается знакомство учащихся с музыкой религиозной традиции. На уроках в I и II классах дети уже знакомились с духовной музыкой и традициями празднования Рождества Христова, а также с воплощением образов русских святых в отечественной художественной культуре.
В Ш классе музыкальный (и шире – художественный) материал духовного раздела представлен русской и зарубежной музыкой композиторов классиков. Учебник познакомит детей с жанром молитвы, тропаря, величания, с традициями празднования Вербного воскресения (Вход Господень в Иерусалим), с русскими святыми – княгиней Ольгой и князем Владимиром, а также с теми музыкальными, литературными и живописными образами, в которых нашли свое воплощение религиозные сюжеты.
“Гори, гори ясно, чтобы не погасло!”(4 ч.)
В разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» происходит знакомство учащихся с жанром былины, а также с образами народных сказителей – Баяна и Садко, сказочного персонажа – пастушка Леля. Продолжается освоение традиций народных праздников (Масленица) на примере оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. Одной из задач этой четверти является исполнение учащимися образцов песенного жанра в фольклорной манере – разучивание мелодии «с голоса» учителя, пение acapella, формирование навыков подголосочного и двухголосного пения, драматизация («разыгрывание») народных песен, вокальные и инструментальные импровизации в народном духе.
“В музыкальном театре”(6 ч.)
В разделе «В музыкальном театре» третьеклассники продолжают изучение особенностей таких знакомых им жанров сценической музыки как опера и балет, а также нового жанра – мюзикл. При восприятии и исполнении фрагментов из опер, балетов, мюзиклов учащиеся осваивают такие понятия как: увертюра (вступление), музыкальные характеристики главных героев (тема, ария, каватина, танец, сцена), солисты-певцы, солисты-танцоры, ансамбль исполнителей, хор. В процессе знакомства с оперой, балетом, мюзиклом подчеркивается роль оркестра (инструментального ансамбля) в спектакле, обогащаются представления учащихся о приемах развития музыкальных образов (повтор, контраст, варьирование). Путешествие по страницам опер, балетов и мюзиклов дает возможность школьникам глубже осознать взаимосвязь содержания характеристик персонажей спектаклей и музыкальной формы (куплетная, трехчастная, рондо, вариации).
“В концертном зале”(4 ч.)
В разделе «В концертном зале» продолжается освоение третьеклассниками тех произведений, которые составляют сокровищницу мировой музыкальной культуры. В процессе изучения этого раздела учащиеся знакомятся с произведениями камерной и инструментально-симфонической музыки русских (П. Чайковский) и зарубежных (К. Глюк, И.-С. Бах, Н. Паганини) композиторов, с жанрами концерта, инструментальной миниатюры, с тембрами инструментов – фортепиано, флейта, скрипка, а также осмысливают особенности музыкального языка произведений.
“Чтоб музыкантом быть, такнадобно уменье”(4 ч.)
Основными задачами этой четверти являются: выявление сходства и различия музыкального языка и стиля разных композиторов, изучение различных жанров музыки – симфоническая сюита, симфония, кантата, опера, камерные инструментальные пьесы (соната, джазовая импровизация), вокальные сочинения (песня, ода, хоровая миниатюра). Принцип структурирования программы по предмету «Музыка» – принцип концентричности – позволяет накапливать интонационно-образный и жанрово-стилевой багаж учащихся, углублять знание закономерностей музыкального искусства, осознавать триединство основных видов музыкальной деятельности «композитор–исполнитель–слушатель», а также овладевать различными формами музыкально-практической деятельности.КОНКУРСЫИ ФЕСТИВАЛИ ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ. ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР. МУЗЫКА В ДЕТСКИХ РАДИО- И ТЕЛЕПЕРЕДАЧАХ. МУЗЫКАЛЬНЫЕ АУДИОЗАПИСИ И ВИДЕОФИЛЬМЫДЛЯ ДЕТЕЙ.
Опыт музыкально-творческой деятельности
Приобретение первоначального творческого опыта в различных видах музыкальной деятельности. Пение. Самовыражение ребенка в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА НОТНУЮ ЗАПИСЬ. Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе разучивания и исполнения произведения, вокальной импровизации. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла.
Слушание музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки, многообразии ее видов, жанров и форм.
Содержание национального регионального компонента интегрируется в содержании учебного предмета по темам: “ Россия – Родина моя”,“День, полный событий”, “В музыкальном театре”, “В концертном зале”, “Чтоб музыкантом быть, такнадобно уменье”.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема учебных занятий | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Характеристика деятельности учащихся | Виды контроля | Дата | |
п | ф | ||||||
Мелодия - душа музыки. | Комбинированный | Выявлять жанровое начало музыки; | Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант | фронтальный | 5.09 | ||
Природа и музыка. | Введение новых знаний | Выявлять жанровое начало музыки; | Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание. | текущий | 12.09 | ||
Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. | Введение новых знаний | Определять особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов. | Выявление жанровых признаков, зерна-интонации, лада, состава исполнителей. | фронтальный | 19.09 | ||
Виват, Россия! Наша слава - Русская держава. | Совершенствование ЗУН | Уметь: Выявлять жанровое начало музыки. | Знать характерные особенности музыкального языка великих композиторов. Характерные особенности колокольных звонов – благовест. | фронтальный | 26.09 | ||
Образы защитников Отечества в музыке. | Введение новых знаний | Знать характерные особенности музыкального языка великих композиторов | Отличительные черты русской музыки. Жанры музыки (песня, танец, марш); Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов. | фронтальный | 3.10 | ||
День, полный событий (4 ч) | |||||||
Образы утренней природы в музыке | Введение новых знаний | Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание. | фронтальный | 10.10 | |||
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | Комбинированный | Знать характерные особенности музыкального языка великих композиторов. | Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение; | текущий | 17.10 | ||
Детские образы | СовершенствованиеЗУН | Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения. | Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации. | фронтальный | 24.10 | ||
Образы вечерней природы. Обобщение темы «День, полный событий». | Комбинированный | Уметь видеть многообразие музыкальных сочинений. | Исполнять песни о вечере мягко, распределяя дыхание на всю фразу. | фронтальный | 31.10 | ||
О России петь - что стремиться в храм (7 ч) | |||||||
Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. | Совершенствование ЗУН | Уметь видеть многообразие музыкальных сочинений. | Исполнять песни о вечере мягко, распределяя дыхание на всю фразу. | фронтальный | 14.11 | ||
Древнейшая песнь материнства. | Комбинированный | Определять характер музыки, выражающий чувства художника. | Сравнивать музыку Шуберта и Рахманинова. Уметь характеризовать духовную музыку. | текущий | 21.11 | ||
«Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» | Введение новых знаний | Уметь характеризовать духовную музыку. | Сравнивать содержание художественных картин, музыкальные и художественные образы. | текущий | 28.11 | ||
Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. | Повторение и закрепление ЗУН | Уметь характеризовать духовную музыку. | Знакомство с праздниками Православной церкви. Знать историю праздника «Вербное воскресение». | фронтальный | 5.12 | ||
Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир. | Повторение и закрепление ЗУН | Уметь характеризовать духовную музыку. | Определение музыкальных особенностей духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения | текущий | 12.12 | ||
О России петь - что стремиться в храм | Совершенствование ЗУН | Сравнение баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства. | . Сравнение баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства. | текущий | 19.12 | ||
Обобщающий урок. Музыка на Новогоднем празднике. | Повторение и закрепление ЗУН | Уметь исполнять знакомые песни о праздниках | Исполнять знакомые песни о праздниках /рождественские песни/. | фронтальный | 26.12 | ||
Обобщающий урок. Музыка на Новогоднем празднике. | Повторение и закрепление ЗУН | Уметь исполнять знакомые песни о праздниках | Исполнять знакомые песни о праздниках /рождественские песни/. | фронтальный | 16.01 | ||
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч) | |||||||
Жанр былины. | Комбинированный | Сравнение баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства. | Определить характер былин, знать содержание, особенности исполнения народных певцов русской старины - гусляров, особенности жанра «былина»/ старина/. | фронтальный | 23.01 | ||
Певцы русской старины | Совершенствование ЗУН | Определить характер былин, знать содержание, особенности исполнения народных певцов русской старины | Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям. | текущий | 30.01 | ||
Сказочные образы в музыке | Совершенствование ЗУН | знать содержание, особенности исполнения народных певцов русской старины | Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям. | фронтальный | 6.02 | ||
Народные традиции и обряды. Масленица | Комбинированный | Определить характер былин, знать содержание, особенности исполнения народных певцов русской старины | Исполнение с сопровождением простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., с танцевальными движениями. | фронтальный | 13.02 | ||
В музыкальном театре (6 ч) | |||||||
Опера «Руслан и Людмила» М. Глинка. | Комбинированный | Составление характеристики героя, сравнение его поэтического и музыкального образов. | Знакомство с разновидностями голосов /баритон и сопрано/. | текущий | 20.02 | ||
Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика». | Введение новых знаний | Видеть контраст добра и зла, познакомиться с мифом об Орфее | Видеть контраст добра и зла, познакомиться с мифом об Орфее | текущий | 27.02 | ||
Опера Н. А. Римского - Корсакова «Снегурочка». Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. | Комбинированный | Знать музыкальные инструменты симфонического оркестра. | Услышать контраст в музыке пролога и сцены таяния, составить портрет царя Берендея, проследить развитие пляски скоморохов. | фронтальный | 5.03 | ||
Опера Н. А. Римского - Корсакова «Садко» | Введение новых знаний | Уметь делать музыкальный разбор, определять музыкальный характер. | Знать музыкальные инструменты симфонического оркестра. | текущий | 12.03 | ||
Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского | Введение новых знаний | знать содержание, особенности исполнения И.П.Чайковского. | Услышать контраст во вступлении к балету, слушая финал, рассказать о том, как заканчивается действие. | текущий | 19.03 | ||
Мюзикл как жанр лёгкой музыки. | Комбинированный | Уметь делать музыкальный разбор, определять музыкальный характер. | Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр. | фронтальный | 2.04 | ||
В концертном зале (4 ч.) | |||||||
Жанр инструментального концерта. Выразительные возможности флейты, скрипки. | Введение новых знаний | Уметь в музыке услышать близость народной песне. | Уметь в музыке услышать близость народной песне. | текущий | 9.04 | ||
Жанры музыки: симфоническая сюита | Введение новых знаний | Уметь выявлять стилистические особенности музыкального языка. | Сопоставление пьес сюиты на основе интонационного родства: сравнение первоначальных интонаций, последующее восходящее движение. | текущий | 16.04 | ||
Симфония № 3 («Героическая») Л. Бетховена. | Комбинированный | Сравнивать образ 1 части симфонии с картиной Айвазовского «Буря на северном море». | Сравнивать образ 1 части симфонии с картиной Айвазовского «Буря на северном море». Сравнить характер тем финала. Продирижировать. | текущий | 23.04 | ||
Мир Л. Бетховена. | Совершенствование ЗКН | Выявление стилистических особенностей музыкального языка Л.Бетховена | фронтальный | 30.04 | |||
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4 ч.) | |||||||
Джаз - музыка ХХ века. Особенности ритма и мелодики. | Комбинированный | Определение характерных элементов джазовой музыки. Определение главной мысли, сопоставление на основе принципа «сходства и различия». | текущий | 7.05 | |||
Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. | Совершенствование ЗУН | Уметь различать музыкальную речь разных композиторов. | Создать воображаемый портрет композиторов, что их объединяет. | текущий | 14.05 | ||
Мир композиторов: Г.В. Свиридов и С.С. Прокофьев | Введение новых знаний | Уметь определять характерные элементы музыки. | Определение характерных элементов музыки. | фронтальный | 21.05 | ||
Прославим радость на земле. Обобщающий урок. | Комбинированный | Исполнять выразительно полюбившиеся мелодии. | Слушание гимна. Характерные черты гимна. | фронтальный |
Учебно – методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса.
Музыка. 1-4 классы: конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы)/ авт.-сост. Г.В.Стюхина. – Волгоград: Учитель, 2010.
Осеннева, М.Е. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.Е.Осеннева, Л.А.Безбородова. – М.: Академия, 2001
Ноутбук
Интернет-ресурсы.
1.Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: https://scool-collection.edu.ru
2.Журнал Искусство. – Режим доступа: https://art.1september.ru/index.php
3.Началка Инфо (www.nachalka.info)