Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме «Музыка Японии»




Автор, разработчик Учитель музыки МОУ «СОШ № 9» Колчанова Елена Михайловна
Класс 4 класс
Тип урока Изучение нового материала.
Тема урока «Музыка Японии»
Цель. Планируемые результаты. Цель -формирование представлений о музыкальной культуре Японии и сопоставление с русской культурой в процессе восприятия и анализа музыкальных произведений. Планируемые результаты. УУД. Личностные: - воспитывать интерес и чувство уважения к музыке других народов; - воспитывать чувство патриотизма Познавательные: - в общих чертах познакомить с культурными традициями японского народа; - сопоставить основные черты культуры Японии и России. - научить определять в звучании особенности японской народной музыки; - осуществлять анализ музыки с выделением существенных и несущественных при­знаков;   Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи на осно­ве соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Коммуникативные: -активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного; участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни; Предметные умения: - развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям; - развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности; - развивать и закреплять певческие умения и навыки на знакомом и новом материале;

 

 

  Деятельность учителя Деятельность учащегося
  Осуществляемые действия Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Этап урока   Осуществляемые действия Формируемые умения Осуществляемые действия Формируемые умения Осуществляемые действия Формируемые умения
. 1.Мотивационно – целевой блок.   2. Изучение нового материала.   3. Подведение итогов урока. Рефлексия.     Подготовка класса к работе. Учитель играет музыкальное приветствие. Попевка «Музыка, здравствуй».   Предлагает вспомнить о чем говорили на предыдущих уроках (музыка разных народов).   Постановка проблемы – В какую страну мы сегодня отправимся? (чтение загадки) «Там все ходят в кимоно, Там в чести борьба сумо, Снег лежит на Фудзияме И бывают там цунами. А народ совсем нескучный Кушать любят рис и суши». О какой стране идет речь?     Кто-то из мудрецов заметил: «Весна, как и солнце приходит к нам из Японии». Вот и мы сегодня с вами отправимся в Японию, чтобы понаблюдать за приходом весны и познакомится с традициями Японского народа. Постановка цели.     Предлагает вспомнить, что мы знаем о Японии - Как по – другому называют Японию - Что передано на флаге - Национальная одежда - Национальная борьба - Искусство составления цветочных композиций - Искусство складывания фигурок из бумаги. Предлагает поприветствовать друг друга и учителя, как в Японии – поклоном.   Сообщение учеников о священном Японском дереве – сакуре, о празднике любования сакурой и о том, что японцы часто воспевают красоту Японской вишни в своей музыке. Вопрос детям: «Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили. Чтобы воспеть эту красоту»?   Предлагает послушать песню «Вишня» и ответить на вопросы – Похожа эта песня на русскую - Чем не похожа? (необычные интонации). - Складывается ли ощущение законченности? В этом и есть особенность японского искусства – скромность, утонченность, недосказанность.   Знакомит с новым понятием «пентатоника».     Предлагает детям представить, что они очутились в Японии во время цветения сакуры, подул легкий ветерок, веточки закачались. Предлагает передать это в движениях во время исполнения песни. (Исполнение песни с пластическим интонированием).   Рассказ учителя о русском композиторе Д. Б. Кабалевском, который побывав в Японии был восхищен красотой вишневых рощ и красотой японских песен. На мелодию японской песни «Вишня» он сочинил вариации для фортепиано.   Спрашивает, что такое вариации.   Предлагает послушать «Вариации на тему японской песни «Вишня» и понаблюдать сколько вариаций они услышат, как меняется характер музыки.     Организует беседу. - Услышали в этом произведении счастье, восхищение природой, любование красотой цветущей сакуры? - Почему вы так решили? - Какая была музыка, всегда ли была одинаковая? Подводит итог беседы: «Вы правильно определили. Этим произведением композитор хотел выразить своё отношение к трагедии, которая произошла в августе 1945 года в Японии.     Рассказывает о трагедии в Хиросиме и Нагасаки и о судьбе японской девочки Садако Сасаки. Предлагает послушать песню «Японский журавлик». Рассказывает о том, что не только в России любят и слушают японские песни, но и японцы любят наши, русские песни, особенно нашу «Катюшу», в честь которой даже был назван клуб любителей музыки в Токио.   Предлагает послушать, как звучит песня «Катюша» на японском языке.   - Вот и закончилось наше путешествие по Японии. Что вы поняли сегодня на уроке, что нового узнали? Подводит итог: Люди живут одной многонациональной семьей, их общий дом - наша планета, а если их и разделяют границы, то это только земельные границы, а в музыке их нет и быть не может, какого бы цвета кожи человек ни был, на каком языке не говорил. Музыка доступна и понятна, здесь переводчики не нужны. Музыка всех сближает, так что мы можем сказать, что между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непереходимых границ. Предлагает ребятам оценить свою работу на уроке.   (У каждого на листочках выведены вопросы и ответы на них. Найдите правильный ответ на вопрос и впишите буквой в последний столбик таблицы. Проверьте и оцените свою работу. Все 5 правильных ответов – «5», 4– «4», 3 – «3». Предлагает исполнить песню «Должны смеяться дети». Домашнее задание: выполнить журавликов из бумаги (оригами).         Исполнение попевки «Музыка, здравствуй».     Повторение пройденного материала.   Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока.     Формулируют тему и цель урока     Формулируют учебные задачи урока.   Отвечают на вопросы, основываясь на знания, полученные на предыдущих уроках, а так же из личного опыта.     Кланяются друг другу и гостям.   Сообщение учеников о сакуре.   Рассказывают, какое произведение они написали бы, если бы были композиторами   Слушают в соответствии с целевой установкой. Анализ и обсуждение услышанного произведения.     Восприятие. Запись музыкального термина в тетрадь.   Исполнение песни «Вишня» с пластическим интонированием.     Слушают учителя.   Отвечают на вопрос.   Слушают в соответствии с целевой установкой.   Анализ и обсуждение услышанного произведения.     Слушают учителя.     Слушание и исполнение песни «Катюша».   Отвечают на вопросы и подводят итог урока.   Самостоятельно проводят оценку своей учебной деятельности на уроке.     Исполнение песни.     Строить логические рассуждения. Выдвигать предположения и обосновывать их.   Формулиро-вать учебные задачи.   Умение работать с различными источниками информации. Высказывать сужде­ние об основной идее, средствах и фор­мах ее воплощения.   Размышлять о музыкаль­ном произведении. Учиться определять в звучании особенности японской народной музыки;     Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.   Творчески интерпретировать содер­жание музыкального произведения в пе­нии с пластическим интонированием.     Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Наблюдать за процессом и результа­том музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций. Высказывать сужде­ние об основной идее, средствах и фор­мах ее воплощения. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. Развитие умения глубже понимать смысл произведения. Умение на основе анализа музыки делать выводы; Проявлять эмоциональную отзывчи­вость, личностное отношение к музы­кальным произведениям при их воспри­ятии.   Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Умение делать самостоятельные выводы и обобщения.         Взаимодействие с учителем во время беседы.   Совместный поиск ответа на заданный учителем вопрос, участие и взаимодействие в процессе этого поиска.     Формулируют тему и цель урока.     Работают во фронтальном режиме: - слушают; - отвечают.   .   Формированиеумения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;   Взаимодействие с учителем во время беседы.     Подводят итоги урока.     Исполнение песни.     Участвовать в коллективной испол­нительской деятельности   Слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания.   Сотрудничество с учителем в поиске и сборе информации   Умение делиться со сверстниками и учителем своим мнением, умения слушать и воспринимать мнение других.   Развитие певческих умений и навыков.     Развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение.   Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Потребность делиться со сверстниками и учителем своими впечатлениями знаниями, умения слушать и воспринимать мнения других.     · Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей.     Развитие певческих умений и навыков в коллективном исполнении. · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   Развитие певческих умений и навыков в коллективном исполнении.       Контролируют правильность ответов учащихся.     Дополняют, уточняют высказанные мнения.   Анализ и обсуждение услышанного произведения.     Самооценка учебной деятельности.       Дополнять и уточнять высказанные мнения по существу поставленного вопроса.     Умение формулировать цель и задачи урока на осно­ве соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.   Умение слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять и уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.     Умение слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять и уточнять высказанные мнения.   Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.     Учатся слушать     Умение слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять и уточнять высказанные мнения.   Умение учащихся делать выводы по теме.   Объективно оценивать свою деятельность на уроке.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: