Психическое развитие ребенка в раннем детстве.




Особенности восприятия младенцев и памяти в раннем младенческом возрасте

Младенцы первых двух месяцев жизни большую часть времени бодрствования занимаются рассматриванием окружающих предметов, особенно тогда, когда они накормлены и находятся в спокойном состоянии. Вместе с тем зрение является чувством, наименее развитым при рождении (имеется в виду тот уровень развития, которого зрение может достичь у взрослого человека). Хотя новорожденные в состоянии следить глазами за движущимися объектами, однако вплоть до 2 - 4 - месячного возраста их зрение является относительно слабым.Достаточно хороший уровень развития движений глаз можно отметить у ребенка примерно к трехмесячному возрасту. Процесс формирования и развития этих движений не полностью предопределен генетически, его скорость и качество зависят от создания соответствующей внешней стимулирующей среды. Глазные движения детей развиваются быстрее и становятся более совершенными при наличии в поле зрения ярких, привлекательных предметов, а также людей, совершающих разнообразные движения, за которыми может наблюдать ребенок.Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к различению простейших цветов, а на третьем - четвертом месяцах формы предметов. В две недели у младенца, вероятно, уже сформировался единый образ лица и голоса матери. Опыты, проведенные учеными, показали, что младенец проявляет очевидное беспокойство в том случае, если перед его взором появляется мать и начинает говорить «не своим» голосом или когда чужой, незнакомый человек вдруг «заговаривает» голосом матери (такая экспериментальная ситуация с помощью технических средств искусственно создавалась в ряде экспериментов с детьми младенческого возраста).Наблюдая за развитием детей первого года жизни, советские психологи Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова обнаружили, что примерно на шестой недели жизни ребенка его поведение при виде взрослого человека резко меняется. Если раньше взгляд малыша лишь ненадолго останавливался на взрослом человеке и быстро “убегал” в сторону, то теперь происходит нечто совсем иное: ребенок долго и внимательно смотрит в глаза взрослому, на лице его появляется улыбка, он начинает гулить. Создается впечатление, что поведение ребенка осмысленно, он весь тянется к взрослому и как бы говорит ему: “Не уходи, побудь со мной подольше”. Ученые назвали эту удивительную реакцию младенца “комплексом оживления”.На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека являются специфическими и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На улыбку матери в возрасте около 2 - 3 месяцев младенец реагирует также улыбкой и общей активизацией движений.Было бы неправильно связывать возникновение у ребенка комплекса оживления со зрительным восприятием хорошо знакомых лиц. Многие слепые от рождения дети также начинают улыбаться примерно в двух-трехмесячном возрасте, услышав только голос своей матери.Улыбка на лице ребенка возникает и поддерживается не сама собой. Ее появлению и сохранению способствует ласковое обращение матери с ребенком или заменяющего ее взрослого человека. Для этого выражение лица взрослого должно быть добрым, радостным, а его голос приятным и эмоциональным. Специфика ассоциативной памяти, которая уже есть у детей младенческого возраста, состоит в том, что довольно рано они оказываются способными к созданию и сохранению временных связей между сочетаемыми раздражителями. Позднее, примерно к полутора годам, формируется долговременная память, рассчитанная на длительное хранение информации. Ребенок второго года жизни узнает знакомые предметы и людей через несколько недель, а на третьем году жизни даж е через несколько месяцев.

Психическое развитие ребенка в раннем детстве.

Психические новообразования младенческого возраста и периода раннего детства. Психические новообразования младенческого возраста: развитие самостоятельных движений; манипулирование с предметами; эмоциональное отношение. Психические новообразования раннего детства: прямохождение; освоение орудийной деятельностью; развитие речи; формирование «Я»; зачатки нравственных чувств. Основные психологические потребности детского возраста. Потребность в новых впечатлениях и в общении (младенчество); в игре, в движении (раннее детство и дошкольное детство); выполнять задание учителя, приобретение новых навыков (младший школьный возраст); в общении со сверстниками, в самоутверждении (подростковый возраст). Клинико-психологические особенности синдрома РДА. Центральная характеристика – экстремальное одиночество. Аутизм характеризуется резким ограничением контактов; отсутствием потребности в общении, инициативы в общении. Ребенок играет в стороне или около детей. Попытки вовлечь в контакт вызывают повышение тревоги. Избегание глазного контакта. При внешней отрешенности внутренний мир ребенка наполнен различными переживаниями. Характерны страхи (необычные: страхи шума бытовых приборов, деревьев, яркого тотального света, болезни и смерти и т. д.). Сверхчувствительность к воздействиям приводит к отрицательным впечатлениям, переживаниям, даже если первоначально они были положительными. Болезненная гиперстезия приводит к тому, что в своих фантазиях может проигрывать агрессивный характер, рисунки агрессивны. Происходит гиперкомпенсация. Стереотипность проявляется в стремлении поддерживать привычное постоянство во всем. Она проявляет себя в игре (предметно-манипулятивная игра, длящаяся годами). Обыгрывается одно наиболее яркое свойство предметов (пересыпание песка и др.). Попытки отвлечь от игры вызывают усиление тревоги и проявление аутоагрессии. Стереотипность в речи. Незначительный запас слов, речь аграмматична. О себе говорит в 3-ем лице. Стереотипное повторение одного и того же. Вычурность ходьбы. Относят к умственно отсталым детям. Отмечается частичная одаренность в каких-то отдельных областях. Промежуточное положение между олигофренией и интеллектуальной нормой. Отличаются от сверстников тем, что предпочитают чтение игре в раннем возрасте. Могут целенаправленно смотреть передачи. Интеллектуальная деятельность может носить стереотипный характер. Полярность расстройств (болезненная непереносимость общения, но боится остаться один; незнание простых вещей и знание сложных и др.). РДА является искаженным психическим развитием. Искаженное психическое развитие – это сочетание замедленного, ускоренного и дисгармонического развития. РДА описывается при шизофреническом процессе; при наследственной обусловленности обменных нарушений; особенности воспитания (в условиях подавления психической активности ребенка и др.).

18 Игровая деятельность в раннем возрасте. Этапы развития игровой деятельности.

Современные психологи обеспокоены тем, что обучение сильнее и сильнее проникает в жизнь ребенка, иногда занимая основную часть его времени. Они призывают сохранить детям детство и возможность играть в игры. Одной из причин такой тенденции является то, что нет того, с кем ребенок может постоянно играть, и игры не так интересны, когда играешь в одиночестве. Родители большую часть времени проводят на работе, если есть братья или сестры, то они тоже могут быть, например, на учебе, ребенок предоставлен сам себе, и даже если у него тысячи игрушек, он скоро потеряет интерес к ним. Ведь игра – это процесс, а не количество игрушек. Детские игры происходят не только с использованием игрушек, детская фантазия поможет превратить самолет или птичку в летящую лошадку, а сложенный лист бумаги в домик.

Не маловажным в играх для детей являются правила, в игре ребенку объясняют, что существуют особые правила, которые определяют, как можно и как нельзя играть, как надо и как не стоит себя вести. Привыкая с детства к игре по правилам, ребенок и в будущем будет стараться соблюдать общественные нормы, а малышу, не выработавшему такой привычки, будет трудно к ним приспособиться, и он может не понять, зачем придерживаться таких строгих ограничений.

В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно. Ребенок должен обязательно соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может упрямиться с родителями, с воспитателями, но только не с партнерами по игре. Игра формирует у ребенка навыки общения, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения.

Но игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь, и произвольность поведения. В самом деле, все мы знаем, как ребенку трудно управлять собой, особенно своими движениями, когда необходимо, например, хотя бы несколько минут просидеть на месте или простоять, сохраняя одну и ту же позу. Оказалось, что в игре, выполняя роль часового, дети могут сохранять одну и ту же позу до 9–10 минут. Часто бывает достаточно сказать неуклюжему и упорно не желающему легко двигаться ребенку, что теперь он зайчик и должен прыгать так, чтобы не услышала лиса, как все его движения становятся легкими, мягкими, тихими.

Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, суметь произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные, и т.д.

В игре бурно развивается воображение ребенка: он должен уметь видеть вместо палочки ложку, вместо 3 стульев – самолет, вместо кубиков – стенку дома. Ребенок мыслит и творит, планируя общую линию игры и импровизируя по ходу ее выполнения.

Таким образом, мы видим, что игра не является изначально присущей ребенку. Она сама представляет собой продукт развития общества. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания, тем самым являясь мощным средством воспитания и развития ребенка.

Игра имеет социально - историческое происхождение. В первобытном родовом обществе, где ребенок был прямо приобщен к труду взрослых, ролевые игры отсутствовали.

По данным этнографических исследований, в примитивных культурах дети лишь иногда в игровом плане воспроизводят неко­ торые сферы жизни взрослых, те, что для них недоступны («от­дых», «секс»). Игра выполняет функцию преодоления разрыва межпоколенной связи, передачи межпоколенного опыта. В исто­ рическом прошлом человечества игра прежде всего выполняла со­ циализирующую функцию, помогая освоить четко очерченное поле «готовых» смыслов деятельности. В современном сложном обществе смыслы и мотивы деятельности взрослых не самооче­ видны. Происходит расширение функций игры: в игре происходит «проблематизация» нормативных образов взрослости, разворачи­ вается активное экспериментирование с образами социальных от­ ношений1.

И г р а — это особая форма освоения реальной социальной дей­ ствительности путем ее воспроизведения. Она представляет собой тип с и м в о л и к о - м о д е л и р у ю щ е й д е я т е л ь н о с т и. Игра как модель содержит в себе «культурный код» детского развития). Игра — эмоционально насыщенная деятельность, она захватывает ребенка целиком. Мотив игры лежит в самом игро­вом процессе; формула мотивации игры — не выиграть, а играть.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: