Где расположены все эти звуки на грифе гитары




Нотная запись

Здесь подробно, «пошагово» и с иллюстрациями, изложена тема начального занятия 1-й группы - как ноты пишутся, где они расположены на пяти первых ладах гитары, и главное - как всё это ВЫЧИСЛИТЬ.

Вот изначальный лист. Что на нём есть?

1. Есть нотная строка (нотный стан), из пяти линеек. Нижняя линейка - 1-я, верхняя - 5-я. Ноты могут располагаться либо на линейках, либо между линейками, и никак иначе. Сам овал (тело) ноты имеет высоту, равную расстоянию между линейками.

2. Более басовые (низкие) ноты пишутся ниже, более тонкие (высокие) выше. Когда все позиции (места на линейках и между линейками) исчерпаны, более низкие и более высокие ноты начинают располагать на добавочных линейках снизу и сверху.

3. Названия нот - До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Причём, есть более низкие До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си, а есть более высокие, и все они пишутся в соответствии своей высоте, каждая на своей конкретной позиции. Не бывает двух разных нот, пишущихся на одной и той же позиции, и на каждой позиции пишется строго конкретной высоты нота.

4. Если все До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си, какие есть, записать друг за другом строго по порядку их высоты, от самой басовой (низкой) до самой тонкой (высокой) - и посмотреть, в каком порядке идут их «имена», - то окажется, что они идут именно в таком порядке: ...-Ми-Фа-Соль-Ля-Си, До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си, До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-... – и у каждой из этих нот будет своя позиция на нотной строке.

5. Все эти ноты вместе - это звукоряд. А каждый «кусок» звукоряда из нот До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си - это октава. Самая басовая (низкая) на гитаре - большая октава (она не больше остальных, просто названа так), следующая - малая октава, и ещё более высокая – 1-я октава. Поэтому у каждой ноты, её полное «имя» включает октаву - Ми большой октавы, Соль малой октавы, До 1-й октавы. Большая октава на гитаре неполная (До и Ре в диапазон гитары не входят).

Скрипичный ключ в начале нотной строки - это «точка отсчёта», он строится на 2-й линейке нотного стана и показывает (для гитары), что на 2-й линейке пишется нота Соль малой октавы. А уже поэтому все остальные ноты пишутся на тех местах, на которых они изображены.

Нам понадобятся только ноты на первых пяти ладах гитары. Во-первых, это 2/3 всех имеющихся на гитаре звуков, а во-вторых, с V лада (лады обозначают римскими цифрами) звуки на грифе начинают повторяться. В отличие от фортепиано, на гитаре один и тот же звук бывает до пяти раз на грифе в разных местах (но тоже, в строго конкретных местах).

Итак, у каждой ноты своё уникальное «имя», и пишется она на своей уникальной позиции. Поэтому можно выучить точно, где каждая нота пишется, и не путать их.

И главное - ноты идут октавами (До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си) и расположены на своих позициях как по лестнице - и поэтому, даже если вы помните позицию всего одной ноты, можно вычислить, посчитать, на каких позициях пишутся все остальные ноты. Эта логика помогает их выучить.

Шесть конкретных нот на рисунке обозначены цифрами в кружке (это номер струны), и «ноликом» - так обозначается открытая струна, т.е. звук самой струны, не прижатой ни на каком ладу. Это как бы «нулевой лад» или «нулевой палец». Ноты эти такие:

Ми 1-й октавы (1-я струна, самая тонкая)

Си малой октавы (2-я струна)

Соль малой октавы (3-я струна)

Ре малой октавы (4-я струна)

Ля большой октавы (5-я струна)

Ми большой октавы (6-я струна, самая толстая)

Эти шесть нот, от 6-й струны к 1-й - МИ-ЛЯ-РЕ-СОЛЬ-СИ-МИ, - выучите как заклинание. «Миляре сольсими!» Как «Симсим, открой дверь!» Это действительно «открывает дверь» в знание гитары, потому что позволяет вычислить, где на грифе находится каждая из нот, и как их быстро находить. Этому будет посвящён следующий «пакет» сведений и следующая картинка.

Где расположены все эти звуки на грифе гитары

Мы будем использовать буквенные обозначения нот - чтобы не писать длинные имена типа «Соль большой октавы». ДО обозначается буквой С, РЕ - D, МИ - E, ФА - F, СОЛЬ - G, ЛЯ - A, и СИ - H (эти буквы используются и в обозначениях аккордов). Вроде как пропущена буква В - но есть и она, только «выплывет» немного позже. При этом:

- ноты большой октавы обозначаются большими буквами (C-D-E-F-G-A-H);

- ноты малой октавы - малыми буквами (c-d-e-f-g-a-h);

- ноты 1-й октавы - малыми буквами с единицей (c1-d1-e1-f1-g1-a1-h1).

Этими обозначениями мы и будем записывать расположение нот на грифе гитары. Вот рисунок I-V ладов (мы точно так видим гриф, когда играем на гитаре). Открытые струны МИ-ЛЯ-РЕ-СОЛЬ-СИ-МИ (буквами - E-A-d-g-h-e1) запишем «на нулевом ладу»:

 

 

Чтобы найти любую из этих шести нот, пробегите пальцами по струнам с заклинанием «Миляре сольсими!», и всё. Все остальные звуки будут между открытыми, и их будет надо искать всегда на ближайшей более низкой струне:

Ноты Фа-Соль большой октавы ищутся на 6-й струне МИ;

Ноты Си большой октавы и До малой октавы - на 5-й струне ЛЯ;

Ноты Ми-Фа малой октавы - на 4-й струне РЕ;

Нота Ля малой октавы - на 3-й струне СОЛЬ;

Ноты До-Ре 1-й октавы - на 2-й струне СИ;

Ноты Фа-Соль-Ля 1-й октавы - на 1-й струне МИ.

Скажем, ищем мы ноты Фа-Соль большой октавы на 6-й струне МИ. Обе ноты пишутся на нотном стане выше Ми – т.е., они и по звуку выше. А насколько выше? И чем измерять разницу в высоте звуков? Она измеряется тонами и полутонами: Причём, в каждой октаве, между До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си и нотой До из следующей октавы - такие тона и полутона:

А на гитаре всё устроено чётко: каждый следующий лад прибавляет к высоте ноты 1 полутон. То есть, 2 лада прибавляют 1 тон (= 2 полутона), 3 лада - 1,5 тона, и т.д.

Тона и полутона складываются: между До и Ре 1 тон, и между Ре и Ми 1 тон – т.е. меж-ду До и Ми 2 тона. А между До и следующим До - 6 тонов, или 12 полутонов. Это положено в основу вычисления (построения) и аккордов, и того, где какие звуки на грифе гитары.

Это, конечно, только между звуками на одной и той же струне. Теперь мы можем вычислить расположение всех звуков на первых пяти ладах гитары. «Встанем» в самом ни-зу, на Ми большой октавы (Е, открытая 6-я струна). Ищем следующую по высоте ноту, Фа большой октавы (F). Между Ми и Фа полутон. Значит, от Ми надо «шагнуть» на 1 лад. Открытая струна - это «нулевой лад», + один - это I лад. Там и будет Фа большой октавы:

Следующая, Соль большой октавы (G). Фа у нас на I ладу, а между Фа и Соль - 1 тон, т.е. 2 полутона, т.е. 2 лада прибавить. Это будет III лад:

Следующая, Ля большой октавы (А). Соль на III ладу, а между Соль и Ля - тоже 1 тон, т.е. 2 лада прибавить. Ля будет на V ладу:

И точно такое же Ля большой октавы - это открытая 5-я струна. Т.е., этот звук на пяти первых ладах встречается дважды. Поэтому, чтобы искать ноты выше этого Ля, перейдём на 5-ю струну. Теперь, уже на струне Ля, между Ля и Си - 1 тон, это + 2 лада, и Си большой октавы (Н) будет на II ладу. Всё, большая октава закончилась, и сейчас начнётся малая. Между Си и следующим До – полутон, т.е. они рядом, +1 лад, и До малой октавы (с) будет на III ладу. Далее, между До и Ре – 1 тон, +2 лада, и Ре малой октавы (d) – на V ладу:

 

Такая же Ре малой октавы – открытая 4-я струна, мы переходим на неё, и продолжаем вычислять в той же логике. Между Ре и Ми 1 тон, +2 лада – и Ми малой октавы (е), это II лад. Ми-Фа – полутон, +1 лад, и Фа малой октавы (f) – это III лад. Фа-Соль – 1 тон, +2 лада, и Соль малой октавы (g) - это V лад:

Такая же Соль малой октавы – открытая 3-я струна, переходим туда. Между Соль и Ля 1 тон – Ля малой октавы (а) на II ладу. Ля-Си – 1 тон, и Си малой октавы (h) – это IV лад. До этого ноты повторялись на V ладу, а Си малой октавы повторяется на IV-м. Вот закончи-лась и малая октава, и сейчас начнётся 1-я. А так как Си-До – это полутон, то на пяти пер-вых ладах 3-й струны, ещё умещается До 1-й октавы (с1) - на V ладу:

Далее, переходим на 2-ю струну (Си малой октавы). Си-До – полутон, и там, тоже ещё раз, есть До 1-й октавы (с1) - на I ладу. До-Ре - 1 тон, и Ре 1-й октавы (d1) - это III лад. Ре-Ми – 1 тон, и Ми 1-й октавы (е1) - на V ладу:

Такая же Ми 1-й октавы – это открытая 1-я струна, переходим туда. Ми-Фа – полутон, и Фа 1-й октавы (f1) на I ладу. Фа-Соль – 1 тон, и Соль 1-й октавы (g1) – это III лад. Соль-Ля – 1 тон, и Ля 1-й октавы (а1) будет на V ладу:

Теперь на грифе гитары размещены все До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си. Но между ними ещё много «пустых мест» - там, где между соседними нотами 1 тон, есть ещё некие звуки. Но их уже негде написать! Ноты До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си занимают все позиции на линейках и между линейками… И тогда придумали два значка – диез и бемоль.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: