Малый плащ (капа-эпанча)




Упражнение № 233. Обмотать плащом левую руку

Исходное положение: группа в построении «стайкой», каждый ученик имеет малый плащ.

Техника исполнения. По ко­манде «Обмотать левую руку!» надо, взяв в левую руку один из нижних концов плаща, выпол­нить это движение (рис. 123). Получится валик из ткани, хо­рошо предохраняющий руку от ударов.

Методические указания. При обматывании есть смысл помочь себе правой рукой (это можно сделать, пока шпага еще не вынута из ножен), валик по­лучится более тугой, что необходимо при обороне. Когда в XVIII веке отказались от рубящей шпаги, обматывать руку плащом уже не было смысла. Он спасал только от ударов и относительно легко прокалы­вался колющей шпагой. В некоторых случаях, обмотав левую руку малым плащом, ею же брали и кинжал. В этом варианте манера боя полностью соответствовала фехтованию на шпаге с кинжалом.

Большой плащ

Упражнение № 234. Об­мотать большим плащом левую руку

Исходное положение: по­строение «стайкой». Боль­шой плащ верно надет на каждом ученике.

Техника исполнения. По команде «Обмотать пла­щом левую руку!» надо

выполнить с замахом это движение. Рука, полностью обмотанная в ткань, представляет надежную защиту (рис. 124).

Методические указания. Для того чтобы пользоваться плащом для нападения, его не обматывали вокруг руки, а оставляли свобод­но висящим с левого плеча, но кистью поддерживали за полу. В этих случаях плащ, предохраняющий только от ударов по левому боку, служил прикрытием для своей шпаги, но мог оказаться и оружием нападения, если удавалось близко подойти к противнику.

Можно было, сняв его и схватив за середину ткани, либо обмо­тать вокруг кисти, как малый плащ, либо отмахиваться им в развер­нутом виде. В этом случае он мог служить как для защиты, так и для нападения.

Защиты плащом

Существует пять положений, при которых плащ, обмотанный вокруг левой руки, выполняет защитные действия. Эти положения близки к защитам датой.

Упражнение № 235. Первая защита плащом

Техника исполнения. По команде «Моя — в грудь — коли, про­тивник — первой плащом — закроись!» нападающие наносят укол в середину груди, а противник, поворачивая левую руку в плечевом и локтевом суставах так, чтобы кулак оказался внизу под локтем, а локоть примерно на уровне середины груди, отбивает шпагу, на­правленную на укол, валиком ткани вправо, одновременно переме­нив стойку назад.

Это подсобное движение слегка повернет корпус вправо, чтобы взять эту защиту. Для защиты от удара по левому боку, нужно за­фиксировать предплечье в положение первой защиты, как если бы этот прием выполняли клинком шпаги (рис. 125, а). Эту защиту надо взять с переменой стойки назад, однако изредка было возможно брать защиту с переменой стойки вперед, если в левой руке был кинжал.

Упражнение № 236. Вторая защита плащом

Техника исполнения. По команде «Моя — в бедро — коли! Про­тивник — вторым закроись!» нападающие выполняют укол в правое

бедро, противник закрывается рукой движением, аналогичным второй защите дагой. В этом случае шпага противника будет отодвинута вле­во (рис. 125, б).

Упражнение № 237. Третья защита плащом

Техника исполнения. По команде «Моя — третьей плащом — от­бей, противник — в левое плечо — коли!» надо, защищаясь от уко­ла, передвинуть левую руку с плащом влево так, чтобы кисть была выше локтя, а локоть — на уровне середины груди. Это положение позволит отодвинуть шпагу партнера влево.

Упражнение № 238. Четвертая защита плащом

Техника исполнения. По команде «Моя — четвертой плащом — отбей, противник — правый бок — руби!» надо обязательно, меняя стойку назад, подставить левую руку под удар, причем локоть должен быть на уровне середины груди, а кисть значительно выше локтя.

Методические указания. Эта защита надежна, поэтому применя­ется только тогда, когда нельзя взять защиту шпагой.

Упражнение № 239. Пятая защита плащом

Техника исполнения. По команде «Моя — пятым — закройсь! Противник — голову — руби!» надо в момент нападения партнера поставить предплечье левой руки в положение пятой защиты, то есть впереди головы или несколько выше ее.

Методические указания. Эту и все остальные защиты плащом следует выполнять с движением тела, меняя стойку там, где это ука­зано. Где нет указаний, следует сделать выпад в сторону, противопо­ложную отбиву, выполненному левой рукой.

Захваты

Если большой плащ не обмотан вокруг левой руки, имеется воз­можность сделать им захват шпаги и даже головы противника. (Сле­дует отметить, что второй прием может удачно выполнить только боец высокого роста.)

Упражнение № 240. Захват головы противника плащом

Техника исполнения. По команде «Моя — в живот коли, про­тивник, первым — закройсь!» взять первую защиту шпагой, с не­большим выпадом правой ногой вправо (рис. 126, а). Далее по команде «Противник — с двойным шагом вперед, голову парт­нера плащом— накрой!» выполняется небольшой двойной шаг по направлению к нападавшему с тем, чтобы его шпага оказалась слева от обороняющегося (рис. 126, б).

Затем быстрым движением, высоко подняв левую руку, набра­сывают плащ на голову и тело нападающего. Это действие обороны выполняется по направлению слева направо, то есть со стороны спи­ны партнера, причем, перенося плащ через его голову, левую руку следует опустить вниз (рис. 126, в).

Методические указания. При высоком росте бойца и точных движениях большой плащ действительно покрывает спину, голову

и грудь противника. В таком положении он совершенно беспомо­щен. Это действие типично для финала боя. С противником, уме­ющим по-настоящему фехтовать, такой прием невыполним.

Упражнение № 241. Захват шпаги плащом

Техника исполнения. По команде «Моя — в живот — коли, про­тивник — первая шпагой, делая выпад правой ногой вправо!», за­тем по команде «Противник, плащом шпагу — захвати!» защища­ющийся должен сделать шаг вперед левой ногой, но так, чтобы шпага нападающего оказалась левее его корпуса (рис. 127, а), затем, быстро отодвинув свою шпагу вправо, левой рукой взмахнуть вверх и вправо вниз, накрывая рукой и плащом шпагу и руку нападающего (рис. 127, б).

Оружие нападающего окажется накрыто плащом, а шпага защи­щавшегося будет совершенно свободна. Это отличный прием для финала сцены.

Метание плаща

Приемы метания плаща выполняются в том случае, если плащ отстегнут и его держат за середину ткани. Применяются два способа метания плаща — в лицо противнику или на его шпагу.

Упражнение № 242. Метание малого плаща в лицо противника

Для метания плаща надо, опустив конец ткани, зажатый кистью, подбросить ее и, поймав, скомкать в левой руке (рис. 128, а).

Техника исполнения. По команде «Моя — в живот — коли, про­тивник — вторым — закройсь!» надо выполнить нападение и вто­рую защиту шпагой. Одновременно с защитой обороняющийся вы­полняет замах левой рукой назад с тем, чтобы удобно было бросить

плащ. Сразу же после защиты по команде «Бросок!» следует точным движением швырнуть плащ прямо в лицо партнера (рис. 128, б).

Методические указания. Далее, используя замешательство про­тивника, можно выполнить следующие действия — убийство, ране­ние или обезоруживание. Удачное исполнение такого приема — по­вод для торжества над противником. Он убедителен только в финалах боев.

Прием может быть удачно использован и в середине схватки, если у партнера будет своевременный отскок или уклонение или подстав­ленная левая рука, защитившая от броска.

В этих случаях возникает впечатление преимущества удачно защи­тившегося. Это замечание относится и к следующему приему.

Упражнение № 243. Бросок плаща на шпагу противника

Техника исполнения. По команде «Моя — в бедро — коли, про­тивник — шаг назад!» (или шаг в сторону, или выпад правой ногой вправо) надо выполнить указанные действия (рис. 128, в), затем по команде «Противник — плащ — на шпагу!» оборонявшийся быстро набрасывает свой плащ на руку и шпагу партнера и использует заме­шательство для нужного последующего действия (рис. 128, г).

Комбинация боя на шпаге с малым плащом№ 1 Плащ обмотан вокруг левой руки. Оба — «К бою!»
«Моя» «Противник»
1. Голову — руби! 1. Пятым шпагой — закройсь!
2. Меняя стойку назад, вторым левой — закройсь! 2. С кругом левый бок — руби!
3. Кругом справа голову — руби! 3. Меняя стойку назад, пятой левой — закройсь!
4. Две пятых шпагой и плащом, и скачок назад. 4. Кругом справа голову — руби! Выпад правой.
5. Делая выпад левой влево и вторая — шпагой, одновременно перехватывая плащ за середину. 5. Двойной шаг вперед и в жи­вот — коли!
6. С выпадом левой бросок в лицо (промах). 6. Уклониться выпадом правой, перехватывая свой плащ кистью.
7. Поймать плащ левой рукой. 7. Бросок в лицо.
8. Кругом справа голову — руби! 8. Кругом справа голову — руби!
9. После столкновения гард оба — скачок назад и стучать.

Методические указания. После разучивания комбинации и тре­нировки следует поменять участников ролями и учить комбинацию вновь.

 

Комбинация боя на шпаге с малым плащом № 2 Оба — «К бою!» и держат плащ за середину ткани.
«Моя» «Противник»
1. В бедро — коли! 1. Вторым шпагой — закройсь!
2. Вторым шпагой — закройсь! 2. Правый бок — руби!
3. Кругом слева голову — руби! 3. Пятым шпагой — закройсь!
4. Вторая плащом (отмах), и шаг назад. 4. Кругом левый бок — руби!
5. Первая шпагой, делая выпад правой. 5. Повторно в живот — коли!
6. С переменой стойки вперед, захват шпаги плащом сверху. 6. Огромный скачок назад, не дать захватить шпагу.

 

7. Третьим закройсь — и шаг назад. 7. Двойной шаг вперед, в грудь — коли!
8. С шагом вперед первым — закройсь! 8. Повторно в живот — коли!
9. Делая выпад вперед левой, плащом захватить голову и туловище партнера. 9. Роняет свою шпагу.

 

 

Методические указания. После разучивания движений фехту­ющих надо поменять местами и вновь учить комбинацию (рис. 129).

Часть IV
БЫТОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Актеры должны уметь носить исторические костюмы. Эти уме­ния и навыки помогают актеру быть исторически достоверным, че­рез внешнюю форму (костюм) прийти к полному внутреннему ощу­щению исторической эпохи.

Работа в театре над исторической пьесой не только расширяет кру­гозор актера, но и оснащает его необходимыми для данной работы средствами пластической выразительности. Этот раздел тренинга в сценическом фехтовании условно назван «Бытовые действия» и вклю­чает различные способы ношения оружия и аксессуаров к нему: порту­пеи и ножен, плащей и шляп, бытовые действия мечом и шпагой, древковым оружием, приветствия, обезоруживания, поклоны и падения.

В классических пьесах наиболее часто встречается описание жиз­ни общества эпохи Возрождения и стилевые особенности европей­ского общества XVIII-XIX столетий. Поэтому в учебнике приводятся бытовые действия, относящиеся именно к этим периодам истории.

Условия жизни как в Средние века, так и в более поздний период вынуждали иметь при себе оружие, причем оно было не только у мужчин, но и у женщин, особенно в дороге. Из-за несовершенства экипажей и плохих дорог путешествовать в средневековье предпо­читали верхом. Длительная поездка в дамском седле была неудоб­ной. Такое седло предназначалось для светской жизни — прогулки, охоты и торжественных выездов.

Женщины, путешествуя, предпочитали садиться на лошадь по-мужски — верхом, а это требовало умения носить мужской костюм. Не желая быть узнанными, женщины надевали маску, чтобы скрыть лицо. Обычай носить маску настолько вошел в моду, что им стали пользоваться и мужчины.

Будучи в мужском платье, женщина поневоле испытывала все те тя­готы дороги, которые выпадали на долю мужчины. Поскольку дороги

были опасны, путешественники, чтобы сохранить жизнь, должны были при необходимости вступать в борьбу.

Многие женщины и девушки из знатных семейств отлично езди­ли верхом, стреляли из лука, арбалета и пистолета, владели шпагой и кинжалом. Кинжал и стилет были обязательной принадлежностью дамского костюма. Стилет тонкий, в виде гвоздя, подвешивался к поясу платья с левой стороны. А второй кинжал испанские и итальян­ские дамы носили за круглой подвязкой на левой ноге. Поединки воз­никали иногда и между женщинами, а подчас даже между мужчиной и женщиной.

Мужской костюм и маска давали возможность знатной даме по­сещать народные праздники. Там случались и конфликтные ситуа­ции, требовавшие применения оружия. Постоянное наличие хо­лодного оружия оказало влияние на покрой мужской одежды. В XVI-XVII столетиях костюм имел облегающую форму. К тому же он должен был быть удобен, для того чтобы на него можно было быст­ро надеть вооружение.

Так возникли обуженные по всей длине ноги штаны и обтя­гивающая куртка. В XVI и XVII столетиях все еще носили ме­таллические части доспехов, и потому платье данного периода со­храняло конструкцию, типичную для рыцарской эпохи. Мужчины носили полотняную рубашку, поверх нее, даже в повседневной жизни, надевали тонкую кольчугу, а затем — кожаный или сукон­ный колет.

Обычный колет имел застежку сбоку или сзади. Иногда он был с рукавами обуженной формы. Это удобно при надевании перчаток с крагами. Краги отлично защищали руки в бою или поединке. Ко­лет был обужен по фигуре кавалера, по талии он стягивался поясом. Иногда к этому поясу прикреплялась портупея (ремни специальной формы), изредка и пояс выполнял функцию портупеи (в этом случае он имел специальный покрой).

В то время мужчины носили трико, которое поддерживалось на поясе ремешком или тесьмой. У рубашки имелись воротник и ман­жеты, она заправлялась в трико. Поверх его носили короткие шта­ны — иногда широкие, иногда в обтяжку. Ткань штанов, их покрой зависели от климата и времени года.

В XVI веке мужчины еще надевали кирасу (часть рыцарских доспехов), имевшую две половины (доски) — переднюю и заднюю. В XVII веке носили только переднюю часть этого вооружения. На голове во время войны носили каску или шлем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: