Политическая система КНР во 2 пол. XX – н. XXI в.




КИТАЙ в 1946—1976 гг.

После окончания Второй мировой войны вновь встал вопрос о политическом объединении Китая. Две основные политические силы страны — Коммунистическая партия Китая (КПК) во главе с председателем ЦК Мао Цзэдуном и гоминьдан (Национальная партия) под руководством Чан Кайши — повели между собой борьбу за гегемонию в стране. Летом 1946 г. войска гоминьдана начали наступление на районы, контролируемые КПК. Гражданская война возобновилась. Поначалу успех в войне сопутствовал армии гоминьдана, поддержанной США. Но вооруженные силы КПК при поддержке СССР смогли переломить ситуацию. Решающие сражения развернулись в конце 1948 — первой половине 1949 г. Они завершились победой КПК. Чан Кайши с остатками своей армии бежал на остров Тайвань, где основал самостоятельное государство — Китайскую Республику. К осени 1949 г. лишь Тайвань и Тибет оставались вне контроля КПК. Гражданская война закончилась.

Образование Китайской Народной Республики. В марте 1949 г. состоялся пленум ЦК КПК, на котором с программной речью выступил председатель партии Мао Цзэдун. Он изложил перспективы развития Китая после окончания гражданской войны. По его мнению, переход к социализму в Китае был делом отдаленного будущего, а первоочередной задачей являлось построение “новой демократии”. Глава КПК заявил, что новый Китай в своем развитии будет опираться на социалистический лагерь и прежде всего на СССР.

В сентябре 1949 г. в Пекине состоялось заседание Народного политического консультативного совета, в состав которого вошли представители антигоминьдановских сил. Совет принял решение о создании Центрального народного правительства, которому была передана власть в стране.

1 октября 1949 г. было провозглашено создание Китайской Народной Республики (КНР).

Переходный период (1949—1952 гг.). С приходом к власти коммунистов началось становление новых органов власти в соответствии с разработанной под руководством Мао Цзэдуна теорией государства новой демократии. Новая власть представлялась “демократической диктатурой народа”, под которой подразумевались широкие слои населения — от крестьянства до национальной буржуазии при руководящей роли рабочего класса, осуществлявшего ее через КПК.

Высшим органом власти в 1949—1954 гг. являлось коалиционное Центральное народное правительство КНР, которое возглавлял Мао Цзэдун и в котором доминировали коммунисты. Власть на местах поначалу осуществляли военно-административные комитеты, которые постепенно передавали ее избранным местным народным правительствам, находившимся под контролем КПК.

Положение в экономике было крайне тяжелым. Объем промышленного производства составлял около половины довоенного. В сельском хозяйстве ситуация была еще хуже. Страна нуждалась в модернизации промышленности и проведении аграрной реформы.

В 1950 г. начал действовать Закон об аграрной реформе, согласно

которому ликвидировалась помещичья собственность на землю. Земля передавалась во владение крестьянам. К весне 1953 г. помещичье землевладение было полностью ликвидировано. В городах проводилась конфискация собственности крупной национальной буржуазии и иностранного капитала, создавался государственный сектор в экономике, в отдельных отраслях сохранялся частный сектор.

Результатом проводимых преобразований стал рост производства в промышленности и сельском хозяйстве.

В 1951—1952 гг. по инициативе КПК была развернута идеологическая кампания. Мао Цзэдун заявил, что проведение принципов социализма в жизнь вызовет сопротивление со стороны противников этого строя. В 1951 г. было принято “Положение о наказаниях за контрреволюционную деятельность”. По стране прокатилась волна политических репрессий. В крупных городах состоялись открытые показательные суды над “контрреволюционерами”. Одновременно началась кампания по “идеологическому перевоспитанию” интеллигенции. В вузах создавались специальные комитеты, под руководством которых преподаватели изучали произведения Мао Цзэдуна и историю КПК. Это была первая кампания по “перевоспитанию” китайской интеллигенции, и объяснялась она борьбой с остатками идей гоминьдана.

Начало строительства социализма. После завершения “переходного периода” в 1952 г. КПК выдвинула новую генеральную линию, суть которой состояла в переходе к непосредственно социалистическим преобразованиям в экономике.

Строительство социализма в Китае началось по советской модели, включая индустриализацию промышленности и кооперирование сельского хозяйства.

В 1953—1957 гг. в КНР при активной помощи СССР был осуществлен первый пятилетний план развития, способствовавший созданию в стране единого экономического пространства и заложивший основы командно-административной системы.

В 1953 г. правительство ввело государственную монополию на закупку у населения зерна, технических культур и тканей. В сельской местности создавались кооперативы, в которых земля находилась в руках крестьян. Затем наступил следующий этап — создание кооперативов, в которых земля и орудия производства перешли в общественную собственность.

В городах национальная буржуазия вытеснялась из сферы торговли, а бо/льшая часть частных промышленных предприятий должна была выполнять государственные заказы. Вскоре почти все частные предприятия были преобразованы в смешанные и поставлены под контроль государства.

К весне 1956 г. были завершены кооперирование крестьянства и преобразование частного сектора в промышленности и торговле.

Бывшие владельцы стали получать 5% годовых от их капитала.

За годы пятилетки общий объем промышленного производства увеличился на 141%, почти полностью была ликвидирована безработица, началось жилищное строительство в городах, были достигнуты успехи в ликвидации неграмотности.

В 1954 г. была принята Конституция КНР, закрепившая социалистический характер государства. Она внесла изменения в структуру высших государственных органов. Вводился пост председателя КНР, на который был избран Мао Цзэдун. Правительство стало называться Государственным административным советом. Высшим представительным органом объявлялось Всекитайское собрание народных представителей представителей (ВСНП).

В 1956 г. по инициативе Мао Цзэдуна в КНР началась идеологическая кампания “Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ”, в ходе которой граждане страны призывались свободно выражать свои политические взгляды и убеждения.

В КПК сложились две группировки. Одна выступала за планомерное строительство социализма, другая отвергала путь постепенных преобразований и ставила задачу опережения СССР и других стран на пути строительства нового общества при помощи “большого скачка”.

В 1956 г. на первой сессии VIII съезда КПК победу одержали сторонники постепенного строительства социализма. Съезд утвердил генеральную линию на строительство в Китае в течение нескольких пятилеток материально-технической базы социализма. В партии заговорили о необходимости коллективного руководства.

Однако вскоре ситуация изменилась. В 1957 г. Мао Цзэдун заявил, что широкая трибуна была предоставлена оппозиции лишь с целью выявить, а затем выкорчевать “сорную траву”. Началась “борьба с правыми элементами”, в ходе которой было репрессировано около 10 тыс. человек. Было принято постановление о “привлечении к физическому труду на неопределенный срок” любого неугодного властям гражданина КНР. “Перевоспитание” проходило в специальных лагерях, созданных по всей стране. Осенью 1957 г. началась кампания по “воспитанию рабочих и крестьян”, в ходе которой усилился контроль над крестьянством, а от рабочих требовалось резкое увеличение производительности труда при одновременном снижении им заработной платы.

После смерти И. В. Сталина Мао Цзэдун стал претендовать на роль

лидера мирового коммунистического движения. На Международном

совещании коммунистических и рабочих партий в Москве в 1957 г. он доказывал, что центр мирового революционного движения переместился в Китай.

Политика “большого скачка” (1958—1960 гг.). В 1958 г. вторая сессия VIII съезда КПК одобрила предложенный Мао Цзэдуном курс “трех красных знамен”, под которым подразумевались новая генеральная линия партии, “большой скачок” в промышленности и сельском хозяйстве, организация народных коммун. Был провозглашен лозунг нового курса: “Три года упорного труда — десять тысяч лет счастья”.

Суть новой генеральной линии заключалась в построении построении в КНР за три года основ коммунистического общества. Намечались нереальные темпы экономического роста: среднегодовые темпы прироста в промышленности должны были составлять 45%, в сельском хозяйстве — 20%.

С середины 1958 г. сначала в деревнях, а затем и в городах были

образованы тысячи народных коммун. Члены коммуны отказывались практически от всей своей собственности вплоть до домашней утвари.

Взамен они получали оплату по потребностям, которая включала, в

частности, бесплатное коллективное питание. В стране произошло

тотальное огосударствление собственности. Устанавливался урав-

нительный принцип распределения, было введено жесткое норми-

рование основных продуктов питания и предметов потребления. В

результате трудовая активность лишенных земли и всякой собствен-

ности крестьян снизилась, производство было дезорганизовано.

Через несколько месяцев появились первые итоги. Резко снизилась

производительность труда, страна оказалась на грани голода. В целях

улучшения ситуации в сельском хозяйстве по всей стране были

приняты меры по уничтожению воробьев, которые, по мнению Мао

Цзэдуна, наносили ущерб рисовым полям и могли способствовать

наступлению голода. В результате почти все воробьи были унич-

тожены, а проблема обострилась еще больше из-за увеличения ко-

личества саранчи и других сельскохозяйственных вредителей.

В промышленности ускорение индустриализации связывалось со

строительством мелких предприятий с полукустарной техникой. В

рамках “большого скачка” в конце 1958 г. прошла “битва за сталь”.

Более 90 млн. человек по всей стране строили кустарным способом

небольшие доменные печи, чтобы решить поставленную руководством задачу — удвоить выплавку стали. Результатом стало появление продукции очень низкого качества, на производство которой было израсходовано огромное количество ценного сырья.

Однако Мао Цзэдун продолжал политику “большого скачка”. Это

вызвало недовольство ряда партийных и государственных деятелей,

которые выступили с критикой проводимого курса. Все они были

обвинены в “антипартийной деятельности” и отстранены от работы.

За годы “большого скачка” стоимость продукции народного хозяйства КНР сократилась на треть, национальный доход на четверть, прямые потери народного хозяйства превысили 100 млрд. юаней. Крах политики “большого скачка” был настолько очевиден, что Мао Цзэдун был вынужден уступить пост председателя КНР своему заместителю по партии Лю Шаоци, но остался председателем ЦК КПК.

С начала 60-х годов китайское руководство во главе с Лю Шаоци

выступило за проведение более реалистической политики, за возврат

к экономическим принципам в управлении народным хозяйством.

Были предприняты шаги по преодолению отрицательных последствий политики “большого скачка”. Основной единицей в деревне стали производственные бригады, объединявшие крестьян на принципах самоокупаемости и совместного владения землей. Им возвращались подсобные хозяйства и домашняя утварь. В результате началось преодоление кризиса в сельском хозяйстве, был остановлен спад производства.

Однако вскоре Мао Цзэдун начал борьбу за установление

единоличной власти. Он готовил удар по своим противникам в партии и государстве через обвинение их в идейном предательстве. В 1962 г. на пленуме ЦК КПК Мао Цзэдун, отстаивая концепцию “усиления классовой борьбы” при социализме, выдвинул положение о продолжении революции при диктатуре пролетариата. С 1965 г. он

стал заявлять, что в партию, правительство, армию, науку и культуру

проникло большое количество представителей буржуазии и

контрреволюционных ревизионистов. Только начав пролетарскую

культурную революцию, можно отвоевать власть, захваченную

“лицами, идущими по капиталистическому пути”.

“Культурная революция” была нацелена на то, чтобы устранить из

руководства страны всех несогласных с политикой Мао Цзэдуна, навязать китайскому народу схему развития страны в духе концепций “казарменного коммунизма”, ускоренного строительства социализма, отказа от методов экономического стимулирования.

Одновременно в средствах массовой информации Китая усилилось

насаждение культа личности Мао Цзэдуна. Он был назван “великим

кормчим”, а его работы начали выходить многомиллионными

тиражами.

“Культурная революция” (1966—1976 гг.). Историю “культурной

революции” обычно делят на три этапа. Первый этап продолжался с

мая 1966 г. по апрель 1969 г. Это была самая активная и наиболее

разрушительная фаза “культурной революции”. Из сторонников Мао

Цзэдуна была создана группа по делам “культурной революции” при

ЦК КПК (ГКР). Вскоре ГКР подменила собой высшие партийные и

государственные органы и сосредоточила в своих руках реальную

власть.

Для расправы с оппозицией в партии и государстве Мао Цзэдун и его соратники использовали политически незрелую молодежь. В мае1966 г. в Пекинском университете из числа радикально настроенных студентов был образован первый отряд хунвейбинов (красных охранников). В декабре 1966 г. наряду с отрядами хунвейбинов появились отряды цзаофаней (бунтарей), состоявшие из молодых неквалифицированных рабочих и служащих.

В августе 1966 г. на пленуме ЦК КПК Мао Цзэдуну удалось

провести резолюцию “О великой пролетарской культурной револю-

ции”, в которой говорилось: “Наша цель заключается в том, чтобы

разгромить тех, кто находится у власти и идет по пути капитализма”.

После пленума состоялись встречи Мао Цзэдуна с хунвейбинами,

которые стали призывать к борьбе с проявлениями буржуазной

культуры. Чтобы ничто не препятствовало учащимся в проведении

“культурной революции”, занятия в школах и вузах по прямому

указанию Мао Цзэдуна были прекращены. Начались преследования

интеллигенции, членов партии и комсомола. По данным Министерства

государственной безопасности КНР, с 23 августа по конец сентября

1966 г. в Пекине хунвейбины убили 1722 человека, конфисковали

имущество у 33 695 семей, произвели обыски и изгнали из столицы

более 85 тыс. человек. Они громили библиотеки, уничтожали книги и произведения искусства, место которых должны были занять “новые культурные образцы”, прославлявшие мудрость “Председателя Мао”.

Жизнь в стране была дезорганизована. Основной удар критики пришелся на председателя КНР Лю Шаоци и генерального секретаря ЦК КПК Дэн Сяопина, которые были отстранены от выполнения своих обязанностей. “Враги” направлялись на “перевоспитание” в спецлагеря, где занимались тяжелым физическим трудом.

В январе 1967 г. было принято решение о вступлении армии в

“культурную революцию”, она должна была оказывать активную

помощь “революционерам”. Тогда же под лозунгом захвата власти

Мао Цзэдун

(1893—1976)

Родился в деревне Шаолинь провинции Хунань в

зажиточной крестьянской семье. Закончив педаго-

гическое училище в 1918 г., работал в библиотеке Пе-

кинского университета. В 1921 г. стал одним из основа-

телей Коммунистической партии Китая (КПК). С 1923 г.

входил в состав Центрального комитета КПК, с 1933 г. — в

Политбюро, с 1935 г. — в Секретариат ЦК КПК. С обра-

зованием КНР в 1949 г. и до 1954 г. — председатель

Центрального народного правительственного совета

КНР и одновременно председатель Народно-рево-

люционного военного совета, с 1954 г. — председатель

КНР. В 1958—1960 гг. проводил политику “большого

скачка”. В 1969 г. объявлен пожизненным вождем КПК,

отцом всех китайцев. В 1966—1976 гг. инициировал и

осуществлял “культурную революцию”.

началась ликвидация органов партии и народной власти на местах, сопровождавшаяся созданием ревкомов — неконституционных органов власти, выполнявших партийно-административные и военно-мобилизационные функции. Большинство мест в ревкомах получили лидеры хунвейбинов и цзаофаней, что вызвало недовольство партийных работников и военных. Политическая борьба обострилась. Начались столкновения между военными частями и отрядами хунвейбинов и цзаофаней. По мнению инициаторов “культурной революции”, хунвейбины и цзаофани выполнили к тому времени поставленные перед ними задачи и должны были уступить свое место новым выдвиженцам “культурной революции”, прежде всего военным. В конце лета 1967 г. в стране был установлен военный контроль. С августа 1968 г. началась ликвидация движения хунвейбинов и цзаофаней.

В 1967—1968 гг. промышленное производство сократилось, в

сельском хозяйстве наблюдался спад. Подверглось репрессиям

огромное число научных и инженерно-технических работников. Из-за

приостановки работы вузов страна недополучила значительное

количество квалифицированных специалистов.

Итог первого этапа “культурной революции” подвел IX съезд КПК

в 1969 г. Он узаконил все акции, проведенные в стране в 1966—

1969 гг., одобрил курс на “непрерывную революцию”. В руководстве

партии усилились позиции военных. Новый состав руководства был

подобран по принципу личной преданности “великому кормчему”.

Второй этап “культурной революции” начался в мае 1969 г. и

завершился в августе 1973 г. Суть его заключалась, с одной стороны,

в закреплении итогов первого этапа, а с другой — в создании нового

механизма управления народным хозяйством. По вопросу о путях

дальнейшего развития страны в руководстве КНР развернулась борьба

между двумя группами. Одна группа — “радикалы” — состояла из

выдвиженцев “культурной революции”. Она продолжала руководствоваться идеями милитаризации всех сторон жизни общества, уравнительного распределения произведенной продукции. Другая группа —“прагматики” — выступала за возврат к системе материального стимулирования и повышение эффективности экономики.

Инициативу захватили “прагматики”. С начала 70-х годов в экономике стали вводиться элементы распределения по труду и материального стимулирования. Были приняты меры по улучшению управления народным хозяйством и организации производства. “Прагматикам” удалось добиться реабилитации ряда своих сторонников, пострадавших в ходе “культурной революции”. Так, в 1973 г. в состав руководства страны вернулся Дэн Сяопин. В августе 1973 г. состоялся X съезд КПК. В состав ЦК вошли репрессированные в первый период “культурной революции” деятели. Это усилило позиции “прагматиков”. Однако “радикалам” удалось укрепить свое положение в политбюро ЦК КПК.

Третий этап “культурной революции” продолжался с сентября

1973 г. до октября 1976 г. На промышленных предприятиях и в сельских коммунах вновь стали ущемляться экономические интересы трудящихся. В 1974 г. по инициативе “радикалов” развернулась очередная идеологическая кампания, участники которой — радикально настроенные рабочие, солдаты и студенты — требовали продолжения “культурной революции”. Однако вскоре эта кампания, вновь дезорганизовавшая китайское общество, была свернута.

В 1975 г. была принята новая Конституция КНР. Она упраздняла

должность председателя государства. Расширялась роль армии в жизни

общества. В качестве органов власти на местах были легализованы

ревкомы, в подчинение которых переходила судебная система.

В 1976 г. “радикалам” удалось убедить Мао Цзэдуна назначить на

пост премьера Госсовета КНР своего сторонника — министра обще-

ственной безопасности Хуа Гофэна. В стране началась политическая

кампания против “лиц, облеченных властью и идущих по капитали-

стическому пути”. Ее острие было направлено против Дэн Сяопина и его сторонников. Дэн Сяопин был обвинен в подстрекательстве к

“контрреволюционным беспорядкам” в стране, снят со всех постов и вновь оказался в политической ссылке.

9 сентября 1976 г. скончался председатель ЦК КПК Мао Цзэдун. С

его смертью закончилась и “культурная революция”, в ходе которой

пострадало около 100 млн. человек.

1. Раскройте основные направления развития Китая в 1949—1957 гг.

2. Можно ли назвать политику “большого скачка” волюнтаристской? Ответ обоснуйте.

3. Сделайте сравнительный анализ трех этапов “культурной революции”.

4. Подготовьте доклад на тему “Внешняя политика КНР в 1949—1976 гг.”.

КИТАЙ НА ПУТИ РЕФОРМ

Смерть Мао Цзэдуна и окончание “культурной революции” поставили перед руководством КНР проблему выбора дальнейшего пути развития общества и государства. К этому времени страна находилась в тяжелейшей экономической ситуации: 20 млн. безработных, 100 млн. голодающих, основные продукты питания и большинство непродовольственных товаров распределялись по карточкам. Непростой была и политическая ситуация: в стране началась идеологическая кампания по пересмотру итогов “культурной революции”.

Для вывода страны из социально-экономического и политического кризисов, вызванных “культурной революцией”, и превращения ее в современную высокоразвитую державу от руководства КНР требовались убежденность в необходимости реформ и политическая воля. Эти качества в полной мере проявил государственный и политический деятель Китая Дэн Сяопин.

Он стал инициатором и организатором реформирования экономики Китая применительно к рыночным условиям.

В 1977 г. Дэн Сяопин вернулся к руководству в партии и государстве, заняв посты заместителя председателя ЦК КПК и заместителя премьера Госсовета. Постепенно под его контроль перешла армия, продолжавшая играть важную роль в жизни страны.

В начале 1978 г. сессия ВСНП приняла решение об осуществлении

в Китае программы четырех модернизаций: в промышленности,

сельском хозяйстве, науке и технике, военной области.

Социально-экономическое развитие. Официальное решение о проведении в КНР экономических реформ было принято по инициативе Дэн Сяопина на пленуме ЦК КПК в декабре 1978 г. Пленум подвел черту под “культурной революцией” и взял стратегический курс на модернизацию всей экономической системы страны. Суть преобразований должна была заключаться в коренном изменении старой экономической системы, основанной на высокоцентрализованном, директивном планировании, и постепенной замене ее новой, сочетающей в себе плановую экономику с рыночным регулированием.

Китайский вариант модернизации предусматривал проведение рыночных реформ без отказа от главной цели — построение социализма. Модель развития, выбранная руководством КНР, гарантировала неизменность социалистических основ государства (государственная собственность является главным сектором экономики), сохранение правительственного контроля над всем хозяйством страны и руководящей роли Компартии в государстве.

Предложенный китайским руководством вариант модернизации экономики включал: в сельском хозяйстве: ликвидацию сельских коммун, разрешение крестьянам иметь в собственности скот, инвентарь, нанимать батраков, продавать часть продукции; в промышленности, торговле и сфере обслуживания: перевод государственных предприятий на хозрасчет, создание кооперативных и частных предприятий, льготный режим для иностранных капиталов, создание открытых экономических зон, активизацию внешней торговли.

Были приняты законы, отменявшие прежде обязательное повсеместное директивное планирование. Партийные комитеты теперь должны были заниматься воспитательной работой среди населения, а не подменять государственные хозяйственные органы.

В сельском хозяйстве были ликвидированы коммуны, повсеместно внедрялся семейный подряд. Земля по решению коллектива отдавалась в пользование отдельным семьям. В личную собственность крестьян переходила сельскохозяйственная техника. Каждая семья в зависимости от количества земли должна была каждый год отдавать государству определенное количество сельскохозяйственной продукции, уплачивать земельный налог и т. д. Крестьяне могли распоряжаться по своему усмотрению излишками произведенной продукции.

Повышались закупочные цены на продукцию сельского хозяйства.

Таким образом, в условиях коллективной собственности на землю крестьянская семья приобрела определенную хозяйственную самостоятельность, которая получила законодательную и политическую поддержку правительства.

В промышленности смысл реформы заключался во всемерном развитии планового товарного хозяйства в условиях многоукладной экономики. Происходило уменьшение доли государственного сектора при увеличении доли частного и других форм собственности. Государство уменьшило степень административного вмешательства в дела

Дэн Сяопин

(1904—1997)

Родился в селении Пайфан уезда Гуанань провинции Сычуань в семье сельского интеллигента. Закончив среднюю школу в Чунцине, учился во Франции и СССР. С 1922 г. в коммунистическом движении. В 1927—1949 гг. — участник антияпонской и гражданских войн в Китае, политкомиссар Китайской Красной Армии. С 1945 г. — член ЦК КПК, с 1952 г. — заместитель премьера Государственного административного совета (с 1954 г. Государственного совета) КНР, с 1955 г. —член Политбюро, с 1956 г. — Генеральный секретарь ЦК КПК. В 1966 г. репрессирован. В 1973 г. вернулся к активной политической жизни, занимал ряд партийных, государственных, военных постов. После смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. стал инициатором (“архитектором”) экономических реформ в Китае. Призывал “смело мыслить и смело действовать”. Начиная с конца 1980-х годов постепенно оставил занимаемые им официальные посты, но до самой смерти оставался духовным лидером Китая, оказывая решающее влияние на его внутреннюю и внешнюю политику.183

предприятий. Началось постепенное внедрение элементов рынка и

сокращение централизованного распределения. Государственные

предприятия получили бо/льшую самостоятельность. Им предостав-

лялись широкие полномочия, включая право организации дополни-

тельных производств, свободного определения цен на сверхплановую

продукцию, выпуска акций и свободных займов в целях расширения

сверхпланового производства. Были увеличены возможности

промышленных предприятий по налаживанию деловых связей с

иностранными партнерами. Монопольные права Министерства

внешней торговли и международного сотрудничества были ликви-

дированы. Предприятиям разрешался самостоятельный выход на

внешний рынок, и они стали торговать с заграницей напрямую.

После 1978 г. в Китае стали создаваться свободные экономические

зоны с участием иностранного капитала, в результате чего резко возрос приток иностранных инвестиций в страну.

Таким образом, во внешнеэкономических связях утвердилась открытая политика, ориентированная на всемерное расширение сотрудничества с зарубежными, прежде всего развитыми капиталистическими странами.

Вскоре реформы дали положительные результаты. За годы VI пятилетки (1981—1985 гг.) темпы роста промышленного производства ежегодно возрастали в среднем на 11%. Доходы населения увеличились почти вдвое.

Однако к середине 80-х годов в условиях быстроразвивающегося рыночного хозяйства начался рост цен, возросла инфляция, замедлились темпы производства сельскохозяйственной продукции. Реакцией руководства КНР стало принятие мер по стабилизации экономической ситуации: административными методами ограничивался рост цен на важнейшие товары, законсервировались многие объекты капитального строительства, были подняты закупочные цены на ряд сельскохозяйственных продуктов.

Параллельно осуществлялись меры, направленные на пресечение

злоупотреблений государственных чиновников и партийных работ-

ников в отношении частного предпринимательства. Коррупционеры

подвергались суровым наказаниям вплоть до смертной казни.

К 1989 г. экономические реформы в Китае достигли своего апогея.

Для их продолжения в условиях КНР необходимо было принятие

нового политического решения. И в 1992 г. Дэн Сяопин провозгласил новое понимание социализма. Из определения социализма было изъято условие об общественной собственности, что облегчило китайскому социализму переход к рыночной экономике.

В 1992 г. XIV съезд КПК провозгласил начало нового периода преобразований, который призван был ускорить проведение экономических реформ, увеличить темпы роста в промышленности и сельском хозяйстве, расширить связи с зарубежными странами. На съезде впервые была поставлена задача построения социалистической рыночной экономики, или строительства социализма с китайской спецификой.

В начале 90-х годов удалось остановить галопирующую инфляцию,

сохранив темпы экономического развития и сократив разрыв в уровне жизни сельского и городского населения, навести порядок в банковском секторе и вопросах кредитования. Высокая динамика экономического роста стала характерной чертой китайской экономики. Во второй половине 90-х годов Китай вышел на передовые позиции в мировом экономическом развитии. В 1978—2005 гг. среднегодовой темп прироста ВВП достигал 7,4%. Объем иностранных инвестиций к 1997 г. составил 150 млрд. долларов (восьмое место в мире). КНР вступила в МВФ и Всемирный банк, в 2001 г. присоединилась к ВТО, результатом чего стало быстрое включение Китая в мировую экономику.

Экономические преобразования сопровождались серьезными социальными сдвигами, прежде всего увеличением доходов населения, ростом производственной активности трудящихся, совершенствованием системы народного образования. Были проведены медицинская и жилищная реформы, одним из результатов которых стало прекращение практики бесплатного медицинского обслуживания и бесплатной раздачи квартир, причем обеспечение населения жильем улучшилось.

Отличительной чертой экономических реформ в Китае явилась пос-тепенность их осуществления, отсутствие элементов “шоковой терапии”. Благодаря эволюционному характеру преобразований Китаю удалось не только избежать резкого спада, но и обеспечить высокую динамику экономического развития, стабильное улучшение показателей уровня жизни населения.

Вместе с тем многие проблемы за годы реформ усугубились.

Усилилась неравномерность в развитии регионов, увеличился разрыв в доходах между городскими и сельскими жителями, между богатыми и бедными. Число бедных (дневное потребление на сумму от 1 до 2 долларов) выросло с 252 до 353 млн. человек. Растут социальное расслоение и поляризация общества, сохраняется высокий уровень безработицы, нарастает социальная напряженность. В результате проведенных реформ экономические и политические властные ресурсы сконцентрировались в руках узкого слоя населения, состоящего из тех, кто сумел приспособиться к рыночным условиям, и бюрократии, использующей в целях личного обогащения партийный и административный потенциалы. Серьезной проблемой в китайском обществе стала коррупция.

Гигантские демографические ресурсы Китая в сочетании с богатством его недр предоставляют этой стране в условиях бурно прогрессирующих рыночных отношений уникальную возможность преодолеть разрыв в уровне развития между Западом и Востоком.

Политическое развитие КНР в годы реформ.

Китайское руководство не связывало проведение экономических реформ с коренным преобразованием политической системы. КПК по-прежнему обладала монополией на власть в стране. С конца 70-х годов руководящие позиции в партии и государстве начали занимать сторонники Дэн Сяопина. В 1981г. пленум ЦК КПК осудил культ личности Мао Цзэдуна, политику “большого скачка” и “культурную революцию”. Однако новые лидеры КПК, опасаясь подорвать авторитет и влияние партии, продолжали подчеркивать, что они руководствуются идеями Мао Цзэдуна. На пленуме утверждалось, что заслуги Мао Цзэдуна перед партией и государством занимают главное место, а его ошибки — второстепенное.

В 1982 г. в Китае была принята новая Конституция, которая провозглашала КНР социалистическим государством демократической диктатуры народа, руководимым рабочим классом и основанным на союзе рабочих и крестьян.

КПК поддержала курс на проведение рыночных реформ и идеоло-

гически обосновала его, признав, что Китай находится на начальном

этапе строительства социализма. Этому этапу соответствует модель

развития со значительным использованием элементов рыночного

хозяйства, частнопредпринимательской деятельности, существенной

роли частного сектора, работающего на свободный рынок. Состояв-

шийся в 1987 г. XIII съезд КПК сформулировал теорию о начальной

стадии социализма в КНР. Согласно ей, строительство социализма в

Китае должно пройти три этапа.

До 1990 г. население страны будет обеспечено основными продуктами питания и одеждой без использования карточной системы. Второй этап продлится до 2000 г., в ходе которого население достигнет “средней зажиточности”. И наконец, третий этап завершится к 100-летию КНР — к 2049 г. — и приведет к превращению Китая в страну среднеразвитого по мировым меркам уровня.

С 80-х годов в КНР началась реформа системы государственного управления, призванная создать квалифицированный и эффективный государственный аппарат управления.

В 1982—1984 гг. был осуществлен первый этап первый этап реформы, результатом которого стало существенное сокращение числа министерств и ведомств в центре и административных органов на местах.

Численность сотрудников государственных органов управления уменьшилась на 25%. Началось омоложение государственного аппарата, повышение образовательного уровня его работников. На втором этапе реформы в 1988 г. произошло упорядочение связей между различными министерствами, ведомствами и учреждениями центрального правительства, перераспределение и изменение их функций. Вновь сократилось число министерств и ведомств.

С середины 80-х годов под влиянием успешно осуществляемых в стране рыночных реформ и перестройки в СССР в китайском обществе усилились требования либерализации политической системы, возникла угроза монополии КПК на власть.

Весной 1989 г. на улицы китайских городов вышли студенты с требованиями не только демократизации политической системы, но и пересмотра в ней роли Коммунистической партии. Перед китайским руководством встала трудная задача — либо идти на уступки оппозиции и отказаться от принятого курса реформ, либо проявить жесткость по отношению к ней. Власти избрали силовой метод решения проблемы. В июне 1989 г. в стране было введено военное положение.

Правительственные войска по приказу Дэн Сяопина окружили

центральную площадь Пекина Тяньаньмэнь, где проходили анти-

государственные выступления студентов, и подавили их. Время

показало, что, несмотря на жесткие меры, Дэн Сяопин и его соратники

оказались правы, пытаясь отстоять проводимую ими линию реформ

и не допустить втягивания страны в хаос. В результате Китаю удалось

сохранить свою территориальную целостность, гражданский мир и

стабильность и провести невиданные по масштабам и эффективности

экономические реформы без “шоковой терапии” и в интересах

большинства населения.

После событий лета 1989 г. Дэн Сяопину был необходим новый

человек, чтобы вывести страну из политического и идеологического

кризиса. Руководство КПК было передано Цзян Цз<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: