Концепция локальных цивилизаций О. Шпенглер. А. Дж. Тойнби. Вопрос 5.




Цивилизация — главное понятие, служащее Арнольду Тойнби (1889—1975) для организации всего конкретно-исторического материала. Цивилизации разделяются им на три поколения. Первое поколение — примитивные, маленькие, бесписьменные культуры. Их много, и возраст их невелик. Они отличаются односторонней специализацией, приспособлены к жизни в конкретной географической среде; надстроечные элементы — государственность, образование, церковь, а тем более наука и искусство — в них отсутствуют. Эти культуры размножаются, подобно кроликам, и гибнут стихийно, если не вливаются благодаря творческому акту в более мощную цивилизацию второго поколения.

Творческий акт затруднен статичностью примитивных обществ: в них социальная связь (подражание), регулирующая единообразие поступков и устойчивость отношений, направлена на умерших предков, на старшее поколение. В таких обществах правит обычай, и инновации затруднены. При резком изменении условий жизни, которые Тойнби называет «вызовом», общество не может дать адекватного ответа, перестроиться и изменить образ жизни. Продолжая жизнь и действовать так, как будто «вызова» нет, как будто ничего не произошло, культура движется к пропасти и гибнет. Некоторые общества, однако, выделяют из своей Среды «творческое меньшинство», которое осознает «вызов» Среды и способно дать на него удовлетворительный ответ. Эта горстка энтузиастов — пророков, жрецов, философов, ученых, политиков — примером собственного бескорыстного служения увлекает за собой косную массу, и общество переходит на новые рельсы. Начинается формирование дочерней цивилизации, унаследовавшей опыт своей предшественницы, но гораздо более гибкой и многосторонней. Согласно Тойнби, культуры, живущие в комфортных условиях, не получающие «вызова» со стороны Среды, пребывают в состоянии стагнации. Только там, где возникают трудности, где ум людей возбуждается в поисках выхода и новых форм выживания, создаются условия для рождения цивилизации более высокого уровня. Согласно закону «золотой середины» Тойнби, вызов не должен быть ни слишком слабым, ни слишком суровым. В первом случае не последует активного ответа, а во втором — непреодолимые трудности могут в корне пресечь зарождение цивилизации. Конкретные примеры «вызовов», известные из истории, связаны с иссушением или заболочиванием почв, наступлением враждебных племен, вынужденным изменением места жительства. Наиболее распространенные ответы: переход к новому типу хозяйствования, создание ирригационных систем, формирование мощных властных структур, способных мобилизовать энергию общества, создание новой религии, науки, техники. В цивилизациях второго поколения социальная связь направлена на творческие личности, которые ведут за собой пионеров нового социального порядка. Цивилизации второго поколения динамичны, они создают большие города, вроде Рима и Вавилона, в них развивается разделение труда, товарный обмен, рынок. Возникают слои ремесленников, ученых, торговцев, людей умственного труда. Утверждается сложная система рангов и статусов. Здесь могут развиться атрибуты демократии: выборные органы, правовая система, самоуправление, разделение властей.

Возникновение полноценной вторичной цивилизации не предрешено. Для того чтобы она появилась, необходимо стечение ряда условий. Поскольку это не всегда имеет место, постольку некоторые цивилизации оказываются застывшими, или «недоразвитыми». К последним Тойнби относит общество полинезийцев и эскимосов. Он подробно исследовал вопрос о возникновении очагов цивилизации второго поколения, которых он насчитывает четыре: египетско-шумерская, минойская, китайская и южноамериканская. Проблема рождения цивилизаций является для Тойнби одной из центральных. Он считает, что ни расовый тип, ни среда, ни экономический строй не играют решающей роли в генезисе цивилизаций: они возникают в результате мутаций примитивных культур, которые происходят в зависимости от комбинаций множества причин. Предсказать мутацию трудно, как результат карточной игры. Цивилизации третьего поколения формируются на основе церквей: из первичной минойской рождается вторичная эллинская, а из нее — на основе возникшего в ее недрах христианства — формируется третичная, западноевропейская. Всего, согласно Тойнби, к середине XX в. из трех десятков существовавших цивилизаций сохранилось семь или восемь: христианская, исламская, индуистская и др.

Первым, кто провел границу между культурой и цивилизацией, был немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804). А в начале XX века другой немецкий философ Освальд Шпенглер и вовсе противопоставил цивилизацию (как совокупность технико-механического) культуре (как царству органически-жизненного), утверждая, что культура в ходе ее развития низводится до уровня цивилизации и вместе с ней движется к своей гибели ].О.Шпенглер (1880-1936) – известный немецкий философ и историк, один из основоположников философии культуры. Он известен благодаря своему основному произведению «Der Untergang des Abendlandes.Umris einer Morphologie der Weltgeschichte», 1918 (рус. пер. «Причинность и судьба. Закат Европы». Пр., 1923), Он хотел предсказать будущее Западной культуры, и для этого он сравнивал ее с исчезнувшей античной культурой. Западная культура, по его мнению, уже вступила в такую стадию цивилизации, на которой начинается ее неумолимая фатальная гибель. Шпенглер был одним из первых, кто усомнился в членении всемирной истории на три эпохи: древний мир, средние века и новое время (новейшее время не в счет). «Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории, держаться за которую можно только закрывая глаза на подавляющее количество противоречащих ей фактов, я вижу феномен множества культур, с первобытной силой вырастающих из недр породивших их страны».В своем фундаментальном труде Шпенглер выделил восемь культур в истории человечества: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, «апполоновскую» (греко-римскую), «фаустовскую» (западноевропейскую), византийско-арабскую, культуру майя.

При этом он отождествляет культуру с биологическим организмом: «всякая культура переживает возрасты отдельного человека». Жизнь отдельно взятой культуры ограничена 1000 лет, в течение которых она проходит основные фазы своего развития: рождение и детство, молодость и взрослость, старость и «закат». Никто до Шпенглера не заявлял с такой определенностью: «Живые культуры умирают!».

На основе этой динамики О.Шпенглер выделяет два главных этапа в общем развитии любой культуры:

1) этап восхождения, который он назвал культурой,

2) этап нисхождения, называемый им цивилизацией.

В созданной теории замкнутых культур О.Шпенглер, подчеркивая самобытность каждой культуры, отрицал их диалог, возможность их познания, их взаимодействие друг на друга, отрицал существование общих исторических законов. Однако сама книга, в которой он рисует картины ушедших и современных ему культур, опровергает его теорию.

Теории единства и преемственности мировой истории Шпенглер противопоставляет учение о множестве завершенных, разобщенных в пространстве и во времени «культур». Нет никакой прямолинейной приемственности в истории. Новая культура впитывает из опыта прошлого лишь то, что отвечает ее внутренним потребностям, а значит, в определенном смысле она не наследует ничего.

Под цивилизацией он понимает итог, завершение, исход всякой культуры. О.Шпенглер называет цивилизацией одряхлевшую культуру, реализовавшую свои цели, подошедшую к своему новому существованию. В цивилизации происходит как бы окостенение органической жизни культуры. Она есть симптом и выражение отмирания целого культурного мира как организма, затухания одушевлявшей его культуры, возврат в «небытие» культуры, этнический хаос. Цивилизация обладает одними и теми же признаками везде. Главный признак цивилизации три, четыре мировых города, мегаполис. Он «всасывает» лучших людей, превращая их в массу, толпу. В цивилизации господствуют техника, машины, политика, бюрократия, деньги.

На этапе цивилизации не может возникнуть ничего принципиально нового. Цивилизация означает конец науки, искусства, творчества. Процесс развития прекращается, постепенно дух угасает, культура гибнет, наступает застой, ведущий, в конце концов, к распаду.

Как же рисует Шпенглер возникновение, эволюцию и гибель культур? Зарождение культур, говорит он, происходит в тот момент, когда «из первобытно-душевного состояния детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: