ТИП МОЛЛЮСКИ
Задание 1. Изучите внутреннее строение пластинчатожаберного моллюска беззубки, отметить особенности анатомии.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
1._________________________________ 11._________________________________
2._________________________________ 12._________________________________
3._________________________________ 13._________________________________
4._________________________________ 14._________________________________
5._________________________________ 15._________________________________
6._________________________________ 16._________________________________
7._________________________________ 17._________________________________
8._________________________________ 18._________________________________
9._________________________________ 19._________________________________
10.________________________________ 20._________________________________
Задание 2. Изучить и зарисовать раковины: беззубки, перловицы, мидии, гребешка, отметить их отличительные признаки.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Изучить строение раковины беззубки и отметить особенности ее строения.
1. _____________________________
2. _____________________________
3. _____________________________
4. _____________________________
5. _____________________________
6. _____________________________
Задание 4. Изучить особенности развития беззубки, зарисовать личинку глохидий и отметить ее особенности строения.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Изучить и сравнить морфофизиологические особенности Брюхоногих моллюсков заполнив таблицу 18.
Таблица 18
Сравнительная морфофизиологическая характеристика Брюхоногих моллюсков
(по С.Ф. Лихачеву)
Элементы сравнения | Первичноводные (нептунея) | Вторичноводные (прудовик) | Наземные (виноградная улитка) |
Части тела | |||
Пищеварительная система | |||
Кровеносная система | |||
Органы дыхания | |||
Нервная система | |||
Выделительная система | |||
Половая система | |||
Жизненный цикл | |||
Характеристика места обитания |
Задание 6. Определить и подписать под соответствующими буквами видовую принадлежность изображенных внизу пресноводных моллюсков.
Раковины пресноводных моллюсков.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Изучить строение раковины виноградной улитки и отметить особенности ее строения.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
1. ________________________
2. ________________________
3. ________________________
4. ________________________
5. ________________________
6. ________________________
7. ________________________
Задание 8. Изучить и зарисовать внешний вид раковин моллюсков обитателей морей и океанов: конуса, ципреи, отметить их отличительные признаки.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Изучить и сравнить морфофизиологические особенности Пластинчатожаберных моллюсков заполнив таблицу 19.
Таблица 19
Сравнительная морфофизиологическая характеристика Пластинчатожаберных моллюсков
(по С.Ф. Лихачеву)
Элементы сравнения | Беззубка | Морской гребешок | Жемчужница |
Симметрия тела | |||
Строение раковины | |||
Части тела | |||
Пищеварительная система | |||
Кровеносная система | |||
Органы дыхания | |||
Нервная система | |||
Выделительная система | |||
Половая система | |||
Жизненный цикл | |||
Характеристика места обитания |
Задание 10. Изучить и зарисовать внешнее строение головоногих моллюсков: кальмара, осьминога, каракатицы, наутилуса. Отметить морфологические особенности.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Задание 11. Изучить внутреннее строение головоногих моллюсков и отметить особенности морфологии.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________ Внутреннее строение кальмара
__________________________ __________________________________
__________________________ __________________________________
__________________________ __________________________________
__________________________ __________________________________
__________________________ __________________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________ Внутреннее строение каракатицы
__________________________ _________________________________
__________________________ _________________________________
__________________________ _________________________________
__________________________ _________________________________
__________________________ _________________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________ Строение наутилуса
Задание 12. Изучить и сравнить морфофизиологические особенности Головоногих моллюсков заполнив таблицу 20.
Таблица 20
Сравнительная морфофизиологическая характеристика Пластинчатожаберных моллюсков
(по С.Ф. Лихачеву)
Элементы сравнения | Наутилус | Аргонавт | Каракатица | Осьминог |
Части тела | ||||
Строение раковины | ||||
Пищеварительная система | ||||
Кровеносная система | ||||
Органы дыхания | ||||
Нервная система | ||||
Выделительная система | ||||
Половая система | ||||
Жизненный цикл |
Задание 13. Изучить особенности строения представителей разных классов типа Моллюски и заполнить таблицу 21.
Таблица 21
Черты сходства и различия представителей разных классов типа Моллюски (по В.А.Шапкину)
№ п/п | Элементы сравнения | Виды моллюсков | ||
Беззубка | Виноградная улитка | Каракатица | ||
1. | Симметрия тела | |||
2. | Тело состоит из… | |||
3. | Органы дыхания. Строение и расположение | |||
4. | Тип нервной системы. Основные нервные ганглии, их расположение | |||
5. | Отделы пищеварительной системы. Железы, относящиеся к ней. | |||
6. | Строение сердца и его расположение | |||
7. | Выделительная система. Строение, расположение | |||
8. | Половая система. Строение, расположение | |||
9. | Название и расположение органов равновесия | |||
10. | Развитие прямое или с метаморфозом (название личинки) | |||
11. | Характеристика места обитания |
Задание 14. Рассмотреть черты сходства Моллюсков и Кольчатых червей и заполнить таблицу 22.
Таблица 22
Черты сходства Моллюсков и Кольчатых червей (по С.Ф. Лихачеву)
Кольчатые черви | Моллюски | |
Моноплакофоры | Хитоны | |
Задание 15. Изучить внешнее и внутреннее строение хитонов и отметить особенности морфологии.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________ Внешнее строение хитона
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________ Внутреннее строение хитона
Задание 16. Изучить внутреннее строение Neopilina и отметить особенности морфологии.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Neopilina с брюшной стороны
Задание 17. Изучить внутреннее строение лопатоногого моллюска Dentalium и отметить особенности морфологии.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________ Лопатоногий моллюск Dentalium
ТЕМА № 4. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. КЛАСС РАКООБРАЗНЫЕ
Задание 1. Изучить и зарисовать внешнее строение жабронога, артемии, щитня, дафнии, циклопа, бокоплава, остракоды, отметить морфологические особенности.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Задания 2. Изучить особенности внешнего строения речного рака, отметить особенности морфологии.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________ Внешнее строение речного рака
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Внешнее строение речного рака (а- самец, б – самка)
Задание 3. Изучить типы конечностей речного рака.
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
Задание 4. Изучить строение примитивной конечности ракообразных, отметить особенности морфологии.
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Схема строения примитивной конечности ракообразных (по Снодграссу)
Задание 5. Изучить внутреннее строение ракообразных, отметить особенности анатомии.
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Внутреннее строение речного рака
Задание 6. Изучить строение низших ракообразных (дафния, циклоп) и высших ракообразных (речной рак), отметить их сходства и различия.
Таблица 23
Сравнительная характеристика ракообразных
Элементы сравнения | Низшие ракообразные (дафнии, цикло) | Высшие ракообразные (речной рак) |
Систематическое положение: Тип __________________ Класс ________________ Отряд ________________ Род __________________ Вид __________________ | ||
Отделы тела | ||
Покровы тела | ||
Конечности | ||
Кровеносная система | ||
Органы дыхания | ||
Пищеварительная система | ||
Органы чувств | ||
Нервная система | ||
Размножение | ||
Образ жизни |