Музыкальная психология в антропологическом аспекте




Предмет и задачи курса «Музыкальная психология».

музыкальная психология — это «дисциплина, изучающая психологические условия, механизмы и закономерности музыкальной деятельности человека, а также их влияние на строе­ние музыкальной речи, на формирование и историчес­кую эволюцию музыкальных средств и особенностей их функционирования» Назайкинский

В настоящее время музыкальную психологию отно­сят к области музыкознания.

Категории музыкальной психологии связаны не толь­ко с общей психологией и музыкознанием, но и с педа­гогикой, акустикой, эстетикой, социологией, историей.

аспекты музыкальной психологии: педагогический (музыкальное воспитание, общее и профессиональное музыкальное образование), музыкально-теоретический (формирование и эволюция средств музыкальной вы­разительности), социологический (бытование музыки в социуме), собственно психологический и медицинс­кий (оздоровляющее влияние музыки на человека и жи­вотных).

методы общей психологии: интроспекцию, (самонаблюдение), лабораторный эксперимент и из­мерение, конкретные методы (интервьюирование, ан­кетирование, тестирование). также методы эстетики, педагогики, музыковедения.

В последние десятилетия активный интерес вызы­вает изучение психологии творческого процесса компо­зитора, психологии интерпретации, психологической подготовки музыканта к концертному выступлению.

 

2. Музыкальная психология в историческом ракурсе.

Проблемы музыкальной психологии (как и общей) стали волновать человечество еще в древних цивили­зациях Востока и Запада, в эпоху Средневековья, Ре­нессанса (труды Аристотеля, Платона, Авиценны, Боэция, Тинкториса). Появление музыкальной психологии как самостоятельной науки относится только ко второй половине XIX века и связано с дифференциацией об­щей психологии. общая психология как самостоятельная на­ука сформировалась только в 70-е годы XIX века в трудах немецкого ученого В. Вундта. музыкаль­ная психология (отн. К пограничным наукам) возникла в результате развития эк­спериментальной психофизиологии и разработки тео­рии слуха немецким ученым Г. Гельмгольцем, а чуть позднее - теории музыкального восприятия Г. Риманом, тоже немецким ученым-музыковедом. Музыкальная пси­хология разрабатывает основные категории общей пси­хологии: ощущение, восприятие, память, внимание, мыш­ление, эмоции и чувства, речь, воображение и фанта­зия, мотивация и т. д., но в контексте музыкального творчества.

 

Музыкальная психология в антропологическом аспекте

Под антропологическим аспектом музыкальной пси­хологии следует понимать особенность трактовки по­нятий, связанных с психологией музыки на ранней стадии развития человека. историко-ар-хеологических источников мало. изучение жизни и культуры отдельных племен Африки, Австралии, Океании и Америки дало богатей­ший материал для понимания антропологии музыки и осознания объективности категорий музыкальной пси­хологии. Многочисленные экспе­диции англо-амер.ученых в первой пол.XXв. собрали богатейший материал. Про­блема отличия музыки от «не музыки» у древних пле­мен очень важна для понимания любой музыкальной системы. Она формирует психологию, вкусы, культуру в целом. Отмечается различное отношение к музыке, к ис­кусству. Для музыкального восприятия важна и проблема оптимального числа исполнителей, которая волнует эти народности и разрешается ими тоже по-разному. Разные мнения существуют и в вопросе о происхож­дении музыки. Выявляются два взгляда: музыка - по­рождение богов или музыка возникает благодаря заим­ствованию. Источников, из которых черпается музыка, может быть три: 1) сверхъестественное начало, 2) индивидуальное сочинительство, 3) заимствование.

уже на ранней стадии развития перед людьми возникают ключевые вопросы музыкальной психологии, бытования музыки. У первобытных народов можно обнаружить зачатки многих психологических и эстетических теорий, которые окончательно выстроятся и разовьются впоследствии.

 

4. Комплекс основных музыкальных способностей и музыкальности. Для того чтобы быть прича­стным к любому из звеньев музыкального творчества, необходим определенный комплекс способностей - основные музыкальные способности (или общие). В каждом зве­не функционируют по-раз­ному,объем различен. советский ученый Б. М. Теплов классифицировал на а основные (общие) и спе­циальные (частные. основные нужны и для слушателя, специальные способности необходи­мы профессионалам.

к основным музыкальным способностям отн.: 1 музыкальный слух. 2 множественную вариантность временных соотношений - при помощи чувства музыкального ритма.3 музы­кальная память. 4 музыкаль­ное мышление и музыкальное воображение. П ервоосновы основных музыкальных способ­ностей: «ладовое чувство», «способность к слуховому представлению», «музыкально-ритмическое чувство». Муз.способн.классиф.на сенсорные (муз.слух и ч.ритма) и интеллек­туальные (ост.). даже очень музыкально одаренный человек рождает­ся толь­ко с их задатками. для осмысления музыки «как некоего содержания» необходима особая психическая функция - музыкальность. (вопрос определения остается дискуссионным). два взгляда: 1. как совокупность ряда способностей. 2. как целос­тного свойства личности, единой психической функции, основанной на своеобразном комплексе

5. Музыкальный слух – как краеугольная проблема. Характеристика разных сторон музыкального слуха. Муз.слух явл. ве­дущей сенсорной муз.способностью. нельзя отождествлять с биол. слухом(фикса­ция звуков): Муз.слух - реакция на различ.проявления муз.искусства, сформировался значительно позднее, в рез. длит. эволюции психики.

исторически изменялся. Длит. Эволюция. На ранней стадии — примитевен.в формировании муз.слу­ха как психич.функции человека в целом, так и кон­кретно у отдельно взятого индивидуума огромную роль сыграли волевые усилия и воспитательная работа. Фундамент — память. музыкальный слух - основная музыкальная спо­собность, связанная с разнообразной реакцией на му­зыкальные звуки и возможностью ощущать функцио­нальные связи между звуками в музыкальной системе и музыкальном произведении. отличается многосторонностью. У взр.,муз.образ.чел. Развиты звуковысотный слух, интонацион­ный, ладовый, мелодический, гармонический, тембровый, динамический, артикуляционный, полифонический, архи­тектонический и т. д.

Х арактеристика разных сторон. Раньше всего у ребенка развивается мелодический слух. в период младшего шк. Возраста - гармонический слух. Гарм.слух имеет две стороны: 1) восприятие ладо­вых функций аккорда, 2) восприятие самого ха­рактера звучания вертикали, ее красочных функций. Тембровый слух — позднее. Динамический слух апеллирует к анализу динами­ческих нюансов. Наличие полифонического слуха предполагает воспри­ятие индивидуальных горизонтальных особенностей много­голосной музыкальной ткани. самая высокая ступень развития музы­кального слуха обусловлена восприятием и осознанием музыкального целого - композиционных особенностей - развитие архитектонического слуха. полифонический и архитектонический слух связан с усилением аналитического начала, в то время как интонационный слух имеет прежде всего эмо­циональную природу. Аналитический слух объе­диняет те стороны музыкального слуха, которые формируются у человека в период становления логи­ческого мышления. С качественной стороны, прежде всего с точки зре­ния реакции на звуковысотность, музыкальный слух подразделяется на относительный и абсолютный. Особо ценное св-во муз.слуха - внутренний слух. (способ­ность представлять музыку в сознании, реально не слы­ша и не исполняя ее). Без внутреннего слуха не­возможно приобщаться ни к одному из звеньев музыкаль­ного творчества.

 

6. Физиологические основы музыкального слуха. Муз.слух представляет собой частный случай функциональ­ного органа (т. е. появившегося в процессе целе­направленной практики).

три звена физиологич. Модели музыкального слуха:1) при­емник - «рецепторный механизм» (ушная раковина, ба­рабанные перепонки и т. д.), 2) соединительное звено, относящееся к центральной нервной системе (участок в коре головного мозга), 3) двигательное моделирующее звено - «эффекторный механизм» - как мышечная ре­акция на раздражитель (голосовые связки). важную роль - «слуховой пуантилизм» ( способность вычленять отдельную звуковую «точку) - развито у первобытного человека. В пуантильности слуха большую роль играют голо­совые связки: 1) они придают тембру оттенок точечной концентрированности, 2) «молчащие» связки «следят» за высотой тембра и ее вариациями, 3) голосовые связ­ки не только повторяют мелодические ходы, но и как бы «ощупывают» тембр инструмента, воспроизводя эти ходы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: