Младший школьный возраст.




Возрастные рамки – 6-7 – 9-10.

Ведущая деятельность – учебная.

Новообразования:

1. Новый, более высокий, уровень развития произвольной регуляции поведения;

2. Контекстная речь;

3. Рефлексия, анализ, внутренний план действий.

В связи с переходом в школу ребенок занимает новое место в системе отношений людей – у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебой. Эта новая социальная ситуацияразвития стрессогенна, так как происходит стандартизация условий жизни ребенка. Своеобразие детей терпимо в кругу семьи, родители подстраиваются под своего ребенка. Под его индивидуальные особенности, но с момента вступления в школу начинается жизнь согласно общему порядку, по одному, для всех одинаковому правилу. Одна из главных особенностей школьного обучения – необходимость подчиняться единым для всех правилам. Готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, сформированностью у ребенка тенденции к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, тенденции к новой социальной позиции: желание стать учеником, приобщиться к тому, чем занимаются все сверстники и старшие ребята. У ребенка должно быть сознание своего нового положения школьника, иных обязанностей. Этому служат и особый школьный режим, и школьная одежда, и приготовление уроков дома, и форма организации школьных уроков, на которых все делают одну и ту же работу, подчиняются одним и тем же правилам поведения. Правил довольно много. Главное при этом – совершенно новая система отношений с учителем, который в глазах ребенка выступает не заместителем родителей, как воспитатель в дошкольном учреждении, а полномочным представителем общества. Необходимо, чтобы получаемые в процессе учебной работы знания, умения и навыки находили применение в общественно полезном труде, связывались с жизнедеятельностью классного коллектива. Взаимосвязь работы каждого отдельного ученика с работой всего класса и работы всего класса с работой каждого ученика и требует подчинения действий каждого определенным правилам, ибо, если таких правил не будет и каждый ученик будет поступать по своему непосредственному побуждению, как ему хочется, работа класса станет невозможна. В практике воспитания невыполнение правил часто оценивается как нарушение требований учителя. Тогда выполнение или нарушение правил регулирует только отношения учителя и ученика и становится их частным делом. Совсем другое дело, если учитель говорит: «Ты мешаешь своему товарищу! Ребята, подождем, пока Ваня успокоится и даст нам возможность работать». Подчинение правилам формирует более высокие формы произвольного управления поведением – это важнейшая функция обучения в школе. Своим содержанием и формой организации обучение и воспитывает. То есть формирует определенные свойства и черты личности человека.

Еще одна существенная особенность систематического школьного обучения заключается в том, что при переходе к нему ребенку приходится радикально менять всю систему отношений с воспитывающими его взрослыми. Для общения учителя с учениками и учеников с учителем необходимо овладеть особыми средствами. Это относится, прежде всего, к умениям правильно воспринимать образцы действий, показываемые учителем во время объяснений, и адекватно понимать оценки, которые дает учитель действиям учеников и их результатам. Такие умения не приходят сразу, детей приходится этому учить.

Как снять стресс при поступлении ребенка в школу? Помочь организовать учебное время дома, чтобы занимался не только учебой, чтобы успевал гулять, играть, если чем-то увлечен, чтобы хватало времени и на это. Должен быть новый статус в семье: у ребенка должны появиться не только обязанности, но и права: с ним советуются, считаются.

Учебная деятельность.

Нельзя представлять себе дело так, будто учебная деятельность становится ведущей автоматически: поступил ребенок в школу, начал учиться, и тем самым школа и учение заняли в его жизни главное место. Нередко приходится наблюдать, что уже к концу 1 класса дети начинают относиться к своим учебным обязанностям менее ответственно, чем это было в начале. Спад мотивирующего значения позиции ученика зависит от двух причин. Учебная деятельность отличается от всех остальных одной очень важной особенностью. В результате простой продуктивной или трудовой деятельности всегда получается некоторый материальный продукт. Ребенок лепил – появился грибок или зайчик – продукт его материальной деятельности; ребенок рисовал – и вот домик. Совсем иначе построена учебная деятельность. В ней ребенок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их. Но при этом никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит. Результат учебной деятельности, в которой происходит усвоение научных понятий, - прежде всего изменение самого ученика, его развитие. В общем виде можно сказать, что это изменение есть приобретение ребенком новых способностей, то есть новых способов действий. Учебная деятельность – деятельность по самоизменению, ее продукт – те изменения, которые произошли при ее выполнении в самом субъекте. Конечно, учебная деятельность имеет и внешние результаты. Ученик решал задачу – результат – решение, писал диктант – написанное. Но результаты оцениваются не со стороны их общественной полезности, а как показатели изменений в ученике. Чтобы положение школьника, которое обычно у детей положительно окрашено, сохраняло такую окраску, надо, чтобы у них были не только обязанности, но и права: на серьезное отношение взрослых к их учебе, на рабочее место, на тишину во время занятий, на самостоятельность (вместе со взрослым), составление своего режима дня и пр.

Часто учитель сосредотачивается только на знаниях, умениях и навыках. Однако недостаточно овладения элементарными навыками чтения, письма, решения задач, чтобы сделать вывод о том, что ребенок научился учиться. Необходимо:

1. Подвести детей к предметному обучению в логике научных знаний. В этом случае, например, овладение навыками чтения превращается во введение в изучение языка как средства общения и мышления, а элементарными навыками счета – во введение в изучение количественных отношений.

2. Сформировать у детей учебную деятельность. На современном этапе развития нашего общества учебная деятельность должна выполняться человеком на протяжении всей его жизни. Это, по сути, вторая «профессия» каждого человека, от умения осуществить которую во многом зависит продвижение в любом избранном деле.

3. Использовать все возможности периода начального обучения для формирования мотивов учения.

4. Использовать сензитивность этого периода к обучению умению многое делать своими руками: учить шить, работать по дереву, мастерить из бумаги, ниток и т.д. При этом если ребенок умеет что-то делать хорошо, учителю нужно обращать на это внимание сверстников, например, можно устроить выставку работ ребенка. Особенно важно это, если этот ребенок отстает в учебе – это поднимет его авторитет у сверстников.

Учебная деятельность отличается от других видов деятельности тем, что она направлена на самого человека, который ее осуществляет, это деятельность по изменению самого себя. Ребенок учится не столько знаниям, сколько, как осуществляется получение этих знаний. В младшем школьном возрасте ребенок должен научиться учиться. Ребенок должен отследить умственные, личностные изменения в самом себе: «не умел – умею», «не мог – могу», «был – стал». Важно, чтобы ребенок понимал, что он сам может менять себя, то есть самое важное в учебной деятельности – это оценка ребенком самого себя. Первоначально учебная деятельность организуется взрослыми, а затем она должна интериоризироваться, и стать самостоятельной деятельностью ученика.

Учебная деятельность состоит из компонентов:

Учебные мотивы – то, ради чего ребенок учится. Адекватные мотивы для учебы: мотивы приобретения обобщенных способов действий или мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Эти мотивы деятельности называются учебно-познавательными.

Учебная задача – то, что должен усвоить ученик, тот способ действия, который подлежит усвоению. Урок должен строиться так, чтобы постепенно переводить внимание ребенка с результата выполняемого действия на способ получения результата. Учебная задача не просто задание, это не одно задание, а система заданий. Представим, что учитель задал ребятам на дом выучить стихотворение. Дома ребята, применяя каждый свой способ заучивания, выполняют задание. В результате большинство детей могут воспроизвести текст. Но при этом метод заучивания никак не был связан со спецификой содержания и поэтического языка. Дети заучивали стих так же, как таблицу умножения. Приобрели ли они при этом общий способ заучивания наизусть? Нет. Но можно построить заучивание иначе. Для начала познакомить детей с особенностями поэтической формы, обратить внимание на ритм и рифму стиха и научить находить их, объяснить, почему именно это слово, а не другое выбрал автор. Можно научить устанавливать логические связи. Усвоение таких способов и станет учебной задачей и будет предшествовать выполнению конкретной практической задачи – выучить стих. Самое важное - перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий. Навыки и умения - а именно они часто составляют основную заботу учителя – могут приобретаться разными способами. В одном случае внимание обращается на упражнения, которые подбираются так, чтобы, выполняя их, ребенок в конце концов пришел к установлению того правила, которое лежит в основе заданного действия. Например, дети учатся сложению чисел в пределах первого десятка. Они заучивают таблицу сложения, решают массу примеров и, наконец, приобретают навык быстрого и безошибочного решения примеров данного типа. Обычно на такое обучение тратится масса времени, а сформировавшийся навык неустойчив. В другом случае основное внимание обращается на выяснение отношений между предметами, с которыми должно быть произведено действие (решение примеров на соотношение между слагаемыми и суммой – на то, как изменяется сумма в зависимости от увеличения или уменьшения слагаемых), и тогда на усвоение этого навыка требуется гораздо меньше времени, а сам навык становится обобщенным и гибким. Так, обучавшийся ученик, даже забыв какой-то случай сложения, легко его восстанавливает, применив соответствующий способ.

Учебное действие – то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образец действия, способ действия и его воспроизвести. Например, при обучении чтению ребенка обучают учебному действию выделения основного способа чтения слога.

Учебные операции - входят в состав способа действий. Каждая из операций требует отработки. Как правило, операции входят в способ действия в определенной последовательности. Пока одна операция не выполнена точно и в соответствии с правилом, нельзя переходить к другой. Способ действия усваивается тем лучше, чем полнее представлен состав входящих в него операций и чем тщательнее отрабатывается каждая из них со стороны учителя. Это контроль за выполнением каждой отдельной операции. Лишь постепенно те из операций, которые отработаны, могут производиться не материально, а путем проговаривания, а затем и в уме.

Действие контроля – сопоставление с образцом. Как правило, преобладает контроль по результату. Нужен же тщательный контроль процесса действий.

Действие оценки – определение того, насколько ученик достиг результата.

Ребенок, пришедший в школу, не обладает учебной деятельностью. Все делает учитель: он ставит учебную задачу, он дает ее полный операционно-предметный состав, образцы выполнения каждой отдельной операции и их порядок, он контролирует процесс выполнения каждого действия и операции, он оценивает, выполнена ли она, то какие ее элементы должны быть доработаны. Формирование учебной деятельности есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику. Рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Дети, прежде всего, должны научиться контролировать друг друга и самих себя. Есть основания полагать, что формирование контроля идет от контроля за действиями других к контролю за своими собственными действиями. Второе действие, которое должно быть передано самим учащимися для самостоятельного выполнения – это оценка, то есть установление того, усвоено ли то или иное учебное действие. Это и взаимная проверка работ, и коллективное составление содержания контрольных работ, которые давали бы возможность определять степень сформированности основного действия, и коллективный разбор работ в классе. Попытки приспособить детей к учебной деятельности через игровые формы себя не оправдывают. Это привлекает детей, но не способствуют переходу к учебной деятельности, не развивается произвольность. При этом игра не должна совсем уходить из жизни ребенка – игра не теряет своего значения для развития воображения, общения, отдыха. Сама учебная деятельность не должна строиться только на игровых формах, но это не значит, что она должна быть скучной, однообразной.

Итак, необходимо подчеркнуть, что обучение, которое предполагает возможность прямой передачи знаний от учителя к ученику, минуя действия самого ученика с предметом, есть самое неэффективное обучение.

Отметка и оценка.

Эксперименты показали, что дети, которые за решение ставили отметки, выбрали более легкие задания. Кроме того, они испытывали более сильный страх перед неудачей. Отметка тормозит интеллектуальную активность и развивает мотивацию не достижения успеха, а избегания неудач. Кроме того, дети уже в младшем школьном возрасте получают навыки добывания и уничтожения отметки, например, через списывание, обман, исправление и др. Низкие отметки резко снижают работоспособность детей в течение всего рабочего дня, травмируют психику. Оценка должна показывать ученику, что он умеет, а чего еще не умеет и над чем еще надо поработать. Для того, чтобы понять, почему учитель поставил ту или иную отметку, ученик должен уметь сам оценивать свою работу, то есть применить к своей работе те критерии, которыми руководствуется учитель. Таким образом, понимание ребенком отметки, поставленной учителем, требует достаточно высокого уровня самооценки, что приходит не сразу. Без этого диалог учителя с учеником посредством отметок похож на разговор двух глухих. Как обучить самооценке? Через развернутую и аргументированную оценку достоинств и недостатков работы как по процессу, так и по достигнутому результату. Лишь постепенно такие развернутые оценки могут сокращаться и превращаться в отметку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: