Методист отдела методического обеспечения




Для детей с тяжелыми нарушениями речи

И для детей с трудностями в обучении

1 класс

Календар-ные сроки Номер урока, тема, основное содержание
   
1-я четверть (сентябрь-октябрь) 1. Наша школа. В школу. Я - школьник. Вспомним лето
  2. Я и мир вокруг меня. Что такое окружающий мир? Как мы познаём мир?
  3. Наш класс. Мебель. Учебные вещи. Игрушки
  4. Урок-перемена. Чему учат в школе? Расскажем о себе
  5. Наша школа (продолжение). Школьное здание. Кто работает рядом с нами?
  6. Школьный двор. Школа и порядок
  7. Природа вокруг нас.Что такое природа?
  8. Мир растений. Растения. «Как устроено» растение?
  9. Сезонные изменения в природе.Осенние изменения в природе
  10. Мир растений (продолжение). Растения осенью. Растения цветника
  11. Растения огорода. Овощи
  12. Растения сада. Фрукты. Фрукты из жарких стран
  13. Овощи и фрукты. Садовые и лесные ягоды
  14. Что нам дают растения? Полезные «невидимки» (о витаминах). Правила гигиены при употреблении овощей, фруктов, ягод в пищу
  15. Сезонные изменения в природе (продолжение). Осень и здоровье
  16. Животный мир. Домашние и дикие животные
  17. Повторительно-обобщающий урок
2-я четверть (ноябрь- декабрь) 18. Сезонные изменения в природе (продолжение). Как дикие животные к зиме готовятся?
  19. Животный мир (продолжение). Звери. Строение тела зверей. Кто чей?
  20.Птицы. Строение тела птиц. Домашние и дикие птицы
  21.Дикие птицы: зимующие и перелётные. Почему многие дикие птицы осенью улетают? Чем кормятся зимующие птицы?
  22. Кто живет в птичнике?
  23.Звери и птицы. Расскажем о зверях. Расскажем о птицах
  24. Человек и его здоровье. Как «устроен» человек? Я – человек, ты – человек. Части лица. Правая и левая стороны тела человека
  25. Наш класс (продолжение). Внешний вид ученика. Дежурные
  26. Человек и его здоровье (продолжение). Опасные «невидимки» вокруг нас. Правила личной гигиены
  27. Предметы личной гигиены. Азбука питания
  28. Создавай себя сам.О своем здоровье забочусь сам. Это опасно для здоровья
  29. Сезонные изменения в природе (продолжение). Зимние изменения в природе
  30.Зимние забавы. Зима и здоровье
  31. Повторительно-обобщающий урок
3-я четверть (январь- март) 32. Моя страна. Моя Родина – Республика Беларусь
  33.Минск – столица нашей Родины
  34. Я и мир вокруг меня (продолжение). Окружающий мир – это мир природы и рукотворный мир
  35. Природа вокруг нас (продолжение). Неживая природа. Камни, песок, глина
  36.Живая природа. Невидимые нити в природе
  37. Мир растений (продолжение). Комнатные растения и уход за ними
  38. Сезонные изменения в природе (продолжение). Как зимуют дикие и домашние животные?
  39. Мой дом. Моя семья. Дом, в котором я живу. Моя квартира
  40.Прихожая. Головные уборы. Гостиная. Мебель
  41.Одежда. Гигиена одежды. Обувь. Гигиена обуви
  42.Кухня. Посуда. Спальня. Постельные принадлежности
  43.Ванная. Предметы гигиены. Бытовые приборы
  44.Инструменты. Каждой вещи – своё место
  45. Сезонные изменения в природе (продолжение). Весенние изменения в природе
  46.Весенние радости и опасности. Весна и здоровье
  47. Мой дом. Моя семья (продолжение). Семья. Родственные отношения в семье. Старшие и младшие члены семьи. Я в семье. Экран настроений
  48.Мой день. Для чего нужна зарядка?
  49.Домашние опасности. Огонь – друг, огонь - недруг
  50.Первая помощь при травмах. Охрана зрения и слуха
  51. За порогом дома и школы. Двор, дворовое оборудование. Двор и порядок. Улица. Светофор. Дорожные знаки. Обязанности пешеходов
  52. Повторительно-обобщающий урок
4-я четверть (апрель- май) 53. За порогом дома и школы (продолжение). Перекрёсток, площадь, железнодорожный переезд. «Островок безопасности». Правила безопасного поведения на улицах (дорогах)  
  54.Транспорт. Разнообразие транспорта
  55.Правила поведения в общественном транспорте. Специальные автомобили
  56. Создавай себя сам.Я – пешеход. Я - пассажир
  57. Я иду по улице. Улица, на которой я живу. Магазины. Почта
  58.Аптека. Парикмахерская
  59.Театр, цирк, кино. Спортивная площадка, стадион, бассейн
  60. Создавай себя сам.Я среди людей. Правила поведения со сверстниками, знакомыми и незнакомыми взрослыми людьми. Не всем людям можно доверять
  61. Сезонные изменения в природе (продолжение). Все на белом свете - «солнышкины дети». Добрые дела солнечного лучика
  62.Первые весенние цветы. Домашние и дикие животные весной
  63. Мир растений (продолжение). Цветы в природе
  64. Животный мир (продолжение). Животные – друзья сада и огорода.
  65. Создавай себя сам.Я среди природы
  66. Сезонные изменения в природе (продолжение). Скоро лето. Лето и здоровье
  67.Растения летом. Животные летом
  68. Повторительно-обобщающий урок

 

 

Класс

   
1-я четверть (сентябрь-октябрь) 1. Учусь быть самостоятельным.Снова в школу.Соблюдениеправил дорожного движения – обязанность каждого человека. Безопасная дорога в школу и из школы. Вспомним лето
  2. Природа вокруг нас. Разнообразие природы. Природа живая и неживая. *Как связаны между собой живая и неживая природа?
  3.Как жизнь и здоровье человека связаны с природой?
  4. Неживая природа. Солнце – источник света и тепла. Солнце и части суток. Солнце и здоровье человека
  5. Сезонные изменения в природе.Солнце и времена года. Осенние изменения в неживой и живой природе. Предупреждение простудных заболеваний осенью
  6. Неживая природа (продолжение). Вода - жидкость. Что плавает, что тонет? Использование воды человеком. Вода и здоровье человека. Экономное расходование питьевой воды
  7.Воздух. Обнаружение воздуха. Чистый воздух и здоровье человека. Там, где зелень, воздух чище. Охрана зелёных насаждений. Роль проветривания и уборки помещений для здоровья человека
  8.Почва – ценный слой земли. Значение почвы для человека. Правила гигиены при работе с почвой
  9. Сезонные изменения в природе (продолжение). Золотая осень. Названия месяцев осени. Изменения в природе от одного осеннего месяца к другому
  10. Живая природа. Внешнее строение растений (повторение). Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травянистые растения и их отличительные признаки
  11.Развитие растений из семени. Условия, необходимые для роста и развития растений. Растение – живой организм
  12.Растения дикорастущие и культурные. Использование растений человеком
  13.Лиственные и хвойные растения. Распознавание лиственных и хвойных растений в природе
  14.Кто «сеет» плоды и семена. Сорные растения
  15.Лекарственные растения. Ядовитые растения
  16.«Вершки» и «корешки» растений поля, огорода. Растительная пища, ее значение для здоровья человека
  17. Сезонные изменения в природе (продолжение). Поздняя осень. Изменения в неживой природе, жизни растений и животных осенью. Описание погоды дня (по результатам наблюдений)
2-я четверть (ноябрь- декабрь) 18. Живая природа (продолжение). Растения и человек. Охрана растений. Растения, занесенные в Красную книгу Республики Беларусь
  19.Грибы. Внешнее строение грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила грибника
  20.Животные. Разнообразие животного мира. Растения и животные – живые организмы
  21.Звери. Особенности внешнего строения тела зверей. Звери домашние и дикие. Правила поведения при встрече со зверями
  22.Птицы. Особенности внешнего строения тела птиц. Птицы зимующие и перелётные. Охрана птиц
  23. Рукотворный мир вокруг нас. Многообразие изделий (вещей) вокруг нас. Признаки предметов. Выделение существенных признаков. Практическое группирование и словесная классификация изделий (вещей). Бережное отношение к предметам рукотворного мира. Материалы, из которых сделаны окружающие предметы
  24.Бумага. Свойства и качества бумаги. Бумажные изделия. Ткани. Свойства и качества тканей. Бережное отношение к бумажным и тканевым изделиям
  25.Одежда. Части и детали предметов одежды, их назначение. Пространственное соотношение деталей. Головные уборы. Разновидности одежды, головных уборов (цвет, фасон, назначение, материал). Уход за одеждой, головными уборами
  26. Сезонные изменения в природе (продолжение). Солнце и времена года. Изменения в неживой природе, жизни растений и животных с наступлением зимы (по результатам наблюдений). Предупреждение простудных заболеваний зимой
  27. Рукотворный мир вокруг нас (продолжение). Резина. Кожа. Некоторые свойства и качества резины и кожи. Резиновые и кожаные изделия. Обувь. Разновидности обуви. Уход за обувью
  28.Древесина. Некоторые свойства и качества древесины. Деревянные изделия. Мебель. Части и детали предметов мебели, их назначение. Пространственное соотношение деталей мебели. Разновидности мебели
  29.Глина. Некоторые свойства глины. Глиняные изделия. Стекло. Некоторые свойства и качества стекла. Стеклянные изделия
  30.Металл. Признаки и некоторые свойства металла. Металлические изделия
  31.Пластмасса. Признаки и некоторые свойства пластмассы. Пластмассовые изделия. Посуда. Музыкальные инструменты
3-я четверть (январь- март) 32. Сезонные изменения в природе (продолжение). За окном морозы и снега. Названия зимних месяцев. Описание погоды зимнего дня. Зимние изменения в неживой природе, жизни растений и животных
  33. Моя Родина. Мой город (село, деревня) – моя малая родина. Достопримечательности, памятники, красивые места. Основы безопасного поведения на улицах и общественных местах
  34.Моя Родина – Республика Беларусь. Минск – столица Беларуси. Я – гражданин Республики Беларусь
  35.Государственные символы - флаг, герб, гимн. Распознавание флага, герба, гимна Республики Беларусь
  36. Человек-труженик. Правила поведения в общественных местах. Труд людей разных профессий. Труд взрослых для детей. Труд для всех. Бережное отношение к результатам человеческого труда. Уважительное отношение к людям труда
  37.Как строят дома? Строительные профессии
  38.Материалы, из которых строят здания. Машины и механизмы, помогающие людям на стройках
  39.Труд на фабриках и заводах. Как изделия (вещи) попадают в магазины?
  40.Труд для всех на селе. Машины и механизмы, помогающие людям на полях. Как продукты питания попадают к нам на стол?
  41.Транспорт. Кто работает на транспорте? Уважительное отношение к людям труда
  42.Общественный транспорт. Правила поведения и общения на остановках общественного транспорта, при посадке в общественный транспорт, в транспорте
  43.Правила движения пешеходов на улицах и дорогах. Нерегулируемые и регулируемые переходы и перекрёстки. «Островок безопасности».
  44.Магазины. Где и что мы покупаем? Продавцы и покупатели. Правила поведения и общения в магазине
  45.Поликлиника, больница - медицинские учреждения. Кто работает в поликлиниках и больницах? Врач по вызову. Правила поведения и общения в поликлинике
  46. Сезонные изменения в природе (продолжение). Солнце и времена года. Весна идёт! Весне дорогу! Весенние изменения в неживой природе, жизни растений и животных, труде людей (по результатам наблюдений). Предупреждение простудных заболеваний весной
  47. Человек-труженик. Правила поведения в общественных местах (продолжение). Места общественного питания. Кто работает в столовых, кафе? Правила поведения и общения в местах общественного питания
  48.Гигиена питания. Полезные и вредные для детей продукты. Правила поведения за столом. Уход за зубами
  49.Куда можно пойти в выходной день? Места отдыха людей. Опасные для детей места в городе (селе, деревне). Артисты и зрители. Правила поведения во время представлений в театре (цирке)
  50.Служба быта. Какие услуги оказывают работники службы быта людям?
  51.Учреждения и средства связи. Как позвонить по телефону? Правила общения по телефону. «Путешествие» письма
  52. Сезонные изменения в природе (продолжение). Весна! Весна! Тебе все рады! Названия весенних месяцев. Что происходит в природе весной?
4-я четверть (апрель- май) 53. Создавай себя сам. Это - я: будем знакомы
  54.Мой портрет. Азбука моих настроений
  55. Учусь быть самостоятельным.Режим дня. Труд и отдых в режиме дня. Значение режима дня для здоровья человека. Как бежит время? Как «теряются» дни?
  56.О здоровье и безопасности забочусь сам. Невидимые опасности рядом с нами
  57.Привычки хорошие и плохие. Хорошо, что все мы разные…
  58.Красивое и некрасивое рядом с нами. Красота внешняя и внутренняя
  59.Главное правило хороших отношений между людьми
  60.Долг и обязанность. Одна из обязанностей человека – помогать другим
  61. Сезонные изменения в природе (продолжение). Описание погоды весеннего дня. Видимое движение солнца на небе на протяжении дня. Весенние изменения в неживой и живой природе от одного месяца к другому (по результатам наблюдений)
  62. Живая природа (продолжение). Многообразие животного мира: насекомые. Особенности внешнего строения тела насекомых. Развитие насекомых (на примере бабочки). Охрана насекомых
  63.Пауки, клещи. Особенности внешнего строения тела пауков, клещей. Правила поведения в природе
  64.Рыбы. Особенности внешнего строения тела рыб. Правила поведения у водоёмов
  65.Лягушки, жабы. Особенности внешнего строения тела лягушек и жаб. Охрана лягушек и жаб
  66.Ящерицы, змеи. Особенности внешнего строения тела ящериц и змей. Змеи ядовитые и неядовитые. Правила поведения при встрече с ящерицами и змеями
  67.Человек – часть живой природы. Участие школьников в охране природы
  68. Сезонные изменения в природе (продолжение). Солнце и времена года. Скоро лето. Что происходит в природе летом? Названия летних месяцев. Охрана здоровья летом

Класс

   
1-я четверть (сентябрь-октябрь) 1. Сезонные изменения в природе.Вспомним лето. Где проводили лето? Что наблюдали летом? Кто наблюдал восход (заход) солнца? Чем отличается восходящее солнце от заходящего (положение на небе, видимые размеры, окраска)? Погода летом. Почему летом тепло? Какие природные явления запомнились?
  2. Моя Родина. Наша Родина – Республика Беларусь. С чего начинается Родина? Соседи Республики Беларусь. Республика Беларусь – многонациональное государство. Почему люди любят свою Родину?
  3.Минск – столица Беларуси. Исторические памятники и достопримечательности Минска. Минск – самый красивый город нашей страны. Минск трудится, учится, отдыхает. Крупные города Беларуси
  4.Город – село. Внешние сходство и отличия города и села. Особенности городских и сельских профессий. Разнообразие труда людей в городе. Важность, сложность труда в сельском хозяйстве. Отдых людей в городе и селе. Культура поведения юных горожан (сельских жителей)
  5.Государственные и народные праздники. Народные обычаи, традиции. Национальная одежда белорусов
  6. Сезонные изменения в природе (продолжение). Осенние изменения в неживой природе. Чем отличаются осенние дни от летних? Чем отличаются летние дожди от осенних? Какие изменения происходят осенью в жизни растений? Когда начали желтеть листья на дереве, за которым наблюдаете? Когда начался листопад? Какие бывают осенние листья по цвету? Что происходит осенью с цветами на клумбах?
  7. Труд – основа жизни. Много дел для рук умелых. Окружающие нас вещи - результат труда людей. В каждую вещь вложен большой труд. Коллективный характер труда. Любой профессии нужно учиться. К любому труду необходимо относиться добросовестно. Учёба в школе – тоже труд
  8.Разнообразие профессий людей. Кто строит дома? Кто перевозит грузы? Для чего человек трудится? Кто трудится рядом с нами? Любой труд почётен, важен, нужен всем людям. Качества, необходимые для любого успешного труда
  9. Промышленный труд. Труд людей, производящих машины, холодильники, мебель. Где производят обувь, одежду, игрушки? Кто работает на фабриках и заводах? Чем город помогает селу? Правила обращения с окружающими вещами (книгами, одеждой, обувью, мебелью)
  10.Сельскохозяйственный труд. Профессии сельских тружеников. Кто выращивает растения? Содержание труда растениеводов (овощеводов, полеводов, садоводов). Главное богатство страны – хлеб. Сложность и важность труда хлеборобов
  11.Кто помогает хлеб растить? Необходимость бережного отношения к хлебу. Уважение к труду людей, участвующих в производстве хлеба
  12.Кто такие животноводы? Важность труда по разведению домашних животных. Содержание труда животноводов (птичницы, телятницы, доярки и др.). Чем село помогает городу?
  13.Как деревья превращаются в мебель? Экономное расходование древесины
  14.Откуда «приходят» молочные продукты? Польза молочных продуктов для здоровья
  15.Как хлеб на стол «приходит»? Хлеб – всему голова. Кто помогает хлеб растить?
  16.Как рубашки в поле «растут»? Поступление льняных тканей и изделий в магазины
  17.Откуда «приходят» книги? Поступление книг в магазины. Правила обращения с книгами
2-я четверть (ноябрь- декабрь) 18. Сезонные изменения в природе (продолжение). Изменения в жизни животных, труде людей в природе осенью. Охрана здоровья людей осенью. Какие мероприятия по охране природы проводятся осенью? Какие наблюдали? В каких из них принимали участие? Каких правил поведения во взаимодействиях с природой следует придерживаться осенью? Какие природоохранительные знаки встречали? Как следуете их советам?
  19. Среди людей и с людьми. Этикет – правила поведения и общения. Для чего придуманы правила этикета? Правила этикета должны стать привычкой поведения. Выполнение правил поведения и общения – основа воспитанности человека
  20.Этикет в семье. Отец и мать - самые дорогие и близкие люди. Роль каждого члена семьи. Родственные связи. Участие детей в жизни семьи. Значение семьи для каждого из её членов. Тепло и забота бабушек (дедушек) обо всех членах семьи. Заботливое, уважительное отношение к старшим членам семьи (бабушкам, дедушкам, родителям). Почему старшие члены семьи требуют особого внимания и заботы?
  21.Традиционные правила приветствия и прощания. Речевые формулы приветствия и прощания. Приветствие в момент пробуждения ото сна. Утреннее приветствие. Прощание перед сном
  22.Взаимоотношения братьев и сестёр в семье. В семье все равноправны, все заботятся друг о друге. Умение уступить, вовремя помочь. Учёт настроения, состояния другого человека при выборе решения, как поступить
  23.Трудовой день в семье. Все взрослые в семье работают. В семье у каждого есть обязанности, все вместе их выполняют и вместе отдыхают
  24.Культурные традиции семьи. Дома всегда уютно и радостно. Отдых в семье. Семейное чтение. Совместные прогулки, путешествия, посещение театра. Праздничные дни члены семьи проводят вместе. Каждому празднику соответствуют свои традиции. (Например, на Масленицу - праздник проводов зимы - пекут блины и т. д.)
  25.Семейные праздники. Как поздравить с праздником близких людей? Контактные речевые формулы. Правила поведения при торжественных событиях. Поздравление по поводу праздничных дат. Традиционные праздники (Новый год, 8 Марта и др.). Индивидуальные и групповые поздравления. Выбор и вручение подарка
  26. Сезонные изменения в природе (продолжение). Что происходит в живой и неживой природе с наступлением зимы? Как зимуют растения? Чем питаются птицы зимой? Как мы им помогаем? В какие дни птицам приходится особенно тяжело? Как зимуют дикие (домашние) животные? Как готовятся к зиме люди? Какую работу выполняют люди зимой в сёлах? городах? Как охраняется природа зимой?
  27. Среди людей и с людьми (продолжение). День рождения. Как выбрать подарок? Вручение подарка. Пожелания ко дню рождения. Создание праздничной атмосферы. Традиционные праздничные игры, шутки, розыгрыши. Умение демонстрировать хорошее настроение
  28.Правила гостеприимства. Формулы приветствия гостей, приглашения войти. Разговор с гостем. Несловесные способы общения: дружелюбный тон, улыбка, общая приветливость, внимание к гостю. Гостеприимство как национальная черта белорусов. Правила поведения в минуты прощания. Речевое поведение при прощании. Правила поведения в гостях
  29.Этика отношений в коллективе сверстников. Этикет в играх. Соблюдение правил игры. Равное право каждого ребёнка на участие в совместной игре, совместном труде. Как поступать по отношению друг к другу, когда организуется совместная деятельность. Как обратиться с просьбой поиграть вместе; как поступить, если сверстник предложил другой вариант игры; как выразить несогласие; как проявить уступчивость и т.д.
  30.Этика поведения в общественных местах. Использование волшебных слов, доброжелательное отношение к окружающим
  31.Способность замечать добро в действиях окружающих людей и отвечать на него добром – привычки воспитанного человека
3-я четверть (январь- март) 32. Сезонные изменения в природе (продолжение). Зимние изменения в природе. Подобрать слова и охарактеризовать зиму этого года (из данного перечня слов). Чем отличаются морозы от заморозков? Чем отличается зимний день от осеннего (летнего)? Когда был самый короткий день и самая длинная ночь? Почему ранней осенью мы не включали свет на первом уроке, а теперь включаем? Когда начались сильные морозы – до снегопада или после него? Какое это имеет значение для растений? В какие дни – ясные или пасмурные – морозы сильнее? Что произошло с водоёмами зимой?
  33. По ступенькам к самостоятельности.Я расту. Я меняюсь. Я становлюсь всё более самостоятельным. Культура внешнего вида. Выполнение правил личной гигиены – залог здоровья
  34.Как вырасти настоящим человеком? Что значит: быть настоящим человеком? Каким может быть отношение человека к другим людям? К природе? К вещам? К себе? Что надо делать, чтобы расти настоящим человеком? Жить и поступать надо так, чтобы окружающим – взрослым и детям – было с тобой приятно и радостно
  35.Права ребёнка. Каждый ребёнок имеет права: на защиту от насилия и похищения, на проживание в семье, на жильё, на образование, на отдых и др. Равноправие детей. Документы о правах ребёнка
  36.Обязанности школьников – их обязательные дела (по дому, в школе). Не бывает прав без обязанностей. Обязанность заботиться о родителях, уважать интересы других людей, бережно относиться к природе и всему, что сделано руками человека. Главная обязанность школьника – хорошо учиться. Добрые дела и поступки – обязанность каждого человека. Сущность понятия «доброе дело». Большие и малые добрые дела. Даже самая «маленькая доброта» приятна и нужна людям
  37.Трудовые обязанности детей в семье. Что умеют наши помощники - руки? Помощь старшим и младшим членам семьи. Правила безопасного труда в домашнем хозяйстве
  38.Бережное отношение к предметам рукотворного мира (изделиям). Как портятся вещи? Почему к окружающим вещам необходимо относиться бережно? Свои вещи сами бережём
  39.Какую помощь можно оказать взрослым дома и в школе? Дежурство по классу. Ремонтные работы (книг, мебели, личных вещей). Помощь природе. Как совершить покупку в магазине самообслуживания. Правила поведения и общения в общественных местах
  40.О здоровье забочусь сам. Выполнение режима дня, правил личной гигиены, закаливание организма, занятия физкультурой и спортом – условия, необходимые для здоровья
  41.Правила поведения во время болезни. Отчего можно заболеть? Признаки болезни. К кому обратиться за помощью? Каким правилам необходимо следовать во время болезни? Домашняя аптечка. Правила поведения в поликлинике
  42.Полезные и вредные привычки. Вред курения и табачного дыма для здоровья человека. Вредные привычки не для нас
  43. Один дома. Как можно организовать время, оставшись один дома? Чего следует избегать? Что такое несчастный случай? Предупреждение несчастных случаев. Приёмы оказания первой (доврачебной) помощи при небольших ранениях кожи. Правила поведения в особых случаях
  44. Сезонные изменения в природе (продолжение). Зима недаром злится…Какие изменения происходят в природе с приближением весны? Когда появились сосульки на крышах? О чём «рассказывают» нам сосульки? Когда появились первые проталины? Почему их так называют? Где появились первые проталины? Что значит «набухают почки»? Где появилась первая зелёная трава? Какие растения зацветают первыми?
  45. Природа нашей страны.Природные богатства вокруг нас. Многообразие растений и животных нашей страны. Условия, необходимые для жизни растений, животных. Человек – часть живой природы. Примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу
  46.Понятие о природном сообществе. Лес – природное сообщество. Какие бывают леса? Правила поведения в лесу
  47.Растения леса: лиственные деревья. Внешний вид, условия произрастания, распространение плодов и семян
  48.Хвойные деревья. Внешний вид, условия произрастания, распространение плодов и семян
  49.Лесные кустарники, травы. Орешник. Собирать незрелые орехи, ломать ветки орешника – урожай губить. Ягоды – природный дар. Правила сбора лесных ягод. Удивительный мир лесных трав. Лесные цветы не для букетов. Растения леса, занесённые в Красную книгу Республики Беларусь
  50.Животные леса: звери. Места обитания животных в лесу: на земле, на деревьях, в кустах и т. д. Особенности внешнего вида, поведения лесных зверей. Травоядные и хищные лесные звери. Забота животных о потомстве
  51.Птицы леса, змеи, ящерицы. Животные леса, занесённые в Красную книгу Республики Беларусь
  52.Значение леса в природе и для человека. Человек выращивает и охраняет леса. Лес – природное богатство
4-я четверть (апрель- май) 53. Сезонные изменения в природе (продолжение). Все рады весне.Весенние изменения в неживой и живой природе весной. Какие изменения происходят весной в жизни птиц? Насекомых? Зверей? Какие птицы прилетают первыми? Когда?
  54. Природа нашей страны (продолжение). Луг – природное сообщество. Растения луга. Красота цветущих луговых трав. Луг – кладовая корма для домашних животных. Лекарственные растения луга. Ядовитые растения. Медоносные растения. Растения луга, занесённые в Красную книгу Республики Беларусь. Луга – природное богатство
  55.Животные луга. Насекомые: бабочки, шмели, осы, пчёлы, жуки. Преобразование и развитие бабочек. Птицы луга: трясогузка. Насекомые, птицы – украшение природы. Животные луга, занесённые в Красную книгу Республики Беларусь
  56.Болото – природное сообщество. Чем отличается болото от других природных сообществ? Болото – важная часть природы. Болото питает реки. Растения болота
  57.Животные болота. Насекомые, лягушки, мыши. Птицы болот: серый журавль, цапля, тетерев
  58.Водоемы, их разнообразие. Значение родников в природе. Берега водоемов – любимые места отдыха людей. Правила поведения около водоёмов. Водоём – природное сообщество. Что растет в водоемах? Водоёмы – украшение природы. Растения водоёмов, занесённые в Красную книгу Республики Беларусь
  59.Животные водоёмов. Стрекозы, рыбы, раки, бобры, водоплавающие птицы. «Голубой» патруль». Животные водоёмов, занесённые в Красную книгу Республики Беларусь. Водоёмы - природное богатство
  60.Поле – сообщество, создаваемое руками человека. Растения поля. Забота об урожае – тяжёлый труд полеводов. Сорные растения
  61.Животные поля. Какие животные уничтожают урожай зерновых растений? Какие животные помогают людям сохранить урожай растений поля?
  62. Сезонные изменения в природе (продолжение). Какие изменения происходят в жизни животных весной? Как животные заботятся о своём потомстве? Какие весенние работы на селе (в городе) выполняют люди? Какие машины при этом используются? Как охраняется природа весной?
  63. Человек – часть природы. Человек не может жить без природы. Что дает природа человеку?
  64.Что растет рядом с нами? Растения своего двора, близлежащего сквера, парка. Способы ухода за растениями
  65.Кто живет рядом с нами? Животные, которые обитают рядом с человеком. Способы оказание помощи диким животным. Правила безопасного поведения с незнакомыми и бездомными животными
  66.Отдых людей в природе. Отдых в природе укрепляет здоровье. Как уберечься от простуды, травм? Любая травма опасна. Правила безопасного поведения в ненастную погоду
  67.Пешком ходить – здоровым быть. Здоровье наших ног. О здоровье своих ног необходимо заботиться. Плоская стопа. Упражнения для укрепления стопы
  68.Удивительное в мире растений: лекарственные растения, растения – предсказатели погоды, «живые часы» и др.
  69.Охрана природы – забота людей. Человек создаёт парки, заповедники, чтобы сохранить редкие растения и животных. Ботанические сады – музеи природы. Национальные парки, заповедники – места ненарушенной природы. Красная книга Республики Беларусь
  70. Сезонные изменения в природе (продолжение). Скоро лето. Летние изменения в жизни растений и животных, труде людей в природе. Охрана здоровья летом. Охрана природы летом.
     

Класс

   
1-я четверть (сентябрь-октябрь) 1. Сезонные изменения в природе.Летние изменения в природе. Как менялась продолжительность дня в течение лета? Как менялась температура воздуха летом? Какой месяц был самым теплым? Какие изменения происходили в жизни растений, за которыми ты наблюдал? В жизни животных? Какие работы выполняли люди на полях? В садах? На огородах? На фермах? В каких работах приняли участие? Чему полезному научились?
  2. Сезонные изменения в природе (продолжение). Осенние изменения в природе. Какие изменения произошли в неживой природе с наступлением осени? Как осенние изменения в неживой природе оказывают влияние на жизнь растений? Что остаётся на ветках деревьев и кустарников вместо опавших листьев? Как по окраске плодов определить степень их спелости? Как распространяются плоды и семена у разных растений?
  3. Формы земной поверхности.Равнины и горы как основные формы земной поверхности
  4.Равнины, их виды
  5.Холм, его части
  6.Гора. Возвышенности
  7.Равнинный характер поверхности Республики Беларусь
  8. В мире неживой природы.Подземные богатства. Почему их называют полезными ископаемыми? Виды полезных ископаемых. Профессия: геолог
  9. Песок. Внешний вид, свойства песка. Добыча и использование песка
  10.Глина. Внешний вид и свойства глины. Добыча и использование глины
  11.Торф. Внешний вид, свойства торфа. Добыча и использование торфа
  12.Нефть. Состояние, внешний вид и свойства нефти. Добыча и использование нефти
  13.«Голубой огонек» в доме - природный газ. Состояние и свойства природного газа. Добыча и использование природного газа
  14.Опасность возгорания горючих полезных ископаемых и продуктов их переработки. Правила безопасного обращения с ними
  15.Соли: каменная, калийная. Свойства солей, характерные черты. Способы добычи, переработки, использование
  16.Погода, её элементы. От чего зависит погода? Прогноз погоды, его значение. Профессия: метеоролог
  17.Виды осадков в разные сезоны
2-я четверть (ноябрь- декабрь) 18. Сезонные изменения в природе (продолжение). Как осенние изменения в неживой природе и жизни растений оказывают влияние на жизнь животных, труд людей в природе?
  19. В мире неживой природы (продолжение). Термометр, егостроение, назначение. Правила пользования термометром
  20.Ветер — «хозяин» погоды
  21.Вода и пар. Как вода «по кругу ходит»? Роль солнца в этом процессе
  22.Снег и лед, их свойства
  23. Человек — часть природы.Болезни заразные и незаразные. Понятие об инфекции. Пути заражения человека. Как уберечься от заражения?
  24.Аллергия, её опасность. Проявление алле


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: