Диалектика и метафизика: догматизм, софистика, эклектика, релятивизм.




Сущностное отличие диалектики и метафизики.

Термин «метафизика» в философии употребляется в 3х смыслах:
1) метафизика – учение о первоначалах бытия(мира). Такое понимание возникло в античной философии
2)метафизика через 500 лет после возникновения философии (после смерти Аристотеля), Андроник Родосский пытался классифицировать труды Аристотеля. Собрал труды Аристотеля, которые посвящены природе. На другой полке, он собрал труды, посвященные первоначалам бытия, и поставил их после. «Мета» обозначает после. «метафизика» - после физики. Труды, посвященные философским проблемам. С тех пор философию стали называть «метафизика».
!!3)Появился в 17-19 столетиях. Конституировалась наука как деятельность, связанная с изучением свойств предметного мира. На начальном этапе ученые могли претендовать лишь на то, чтобы изучать предметы каждый в отдельности, вне связи друг с другом. И этот метод был перенесен в философию, как метод рассматривать вне связи. Метод Гегеля вступил в противоречие с этим методом (развитие). Метафизику мы противопоставляем диалектике. Как метод – рассматривать процессы и явления вне связи вне развития.

Диалектика – способность увидеть мир в развитии противоречивости и связи.
Метафизика – застывшим, вне связи.

Уровень явления: Гегель и Парменид

Парменид: бытие не изменяется и не развивается, оно неподвижно, существует всегда.

Гегель: принцип непреодолимости развития: мир изменяется. Ничто не остается постоянным раз и навсегда, неизменен лишь сам факт изменения.

Сущность 1го уровня: диалектика(Гегель, Фихте, Энгельс, Ленин, Маркс) рассматривает мир как изменяющийся, явления и процессы связаны друг с другом, а метафизика – как застывший, а явления не связаны друг с другом.

Сущность 2го уровня: Чтобы проникнуть на уровень сущности второго порядка, необъодимо задать вопрос: «Почему диалектики смотрят на мир как на развивающийся, а метафизики – на мир как застывший?»
Потому что диалектики видят источник развития материи в ней самой (противоречие – источник изменения).
В метафизике не видят в самой материи источник её саморазвития, но, не в состоянии отрицать изменения в мире, они ищут этот источник вне материи (Бог, субъект-сознание).

!!!!!
У Гегеля развивается только Мировой Дух, материя не способна к изменению.

Диалектика и метафизика: догматизм, софистика, эклектика, релятивизм.

Эти способы мышления – реализация(формы проявления) метафизического мышления.

Догматизм – точка зрения, считающая истинными и неизменными уже полученные знания. Пример: марксистская философия: наша философия не догма, а руководство к действию. Маркс сформировал представление о капиталистическом обществе в 19 столетии. После Сталина (учебник), развитие марксизма остановилось. К середине 20 столетия он вообще не отражал капитализма. Пример маоизм – каждый китаец держал в кармане, цитировал, как библия

Софистика – способ спора, который добивается цели жульническим путем с помощью передергивания фактов, с помощью нарушения законов логики и т.д.

Эклектика – беспринципное смешивание элементов различных теорий. Пример: материализм и идеализм, метафизики и диалектики, деятельностная концепция и сенсуализм.

Релятивизм. Релятивный – относительный. Релятивизм – абсолютизация одной из сторон связей, отношений, или одной из противоположностей. Пример: в одну реку нельзя войти дважды, но в след за ним: река постоянно изменяется. И один раз нельзя войти в одну и ту же реку.

Диалектика включает три элемента: категории, законы и принципы.

1. Категории диалектики

a. Природа философских категорий и их общее определение.

Под философскими категориями мы понимаем наиболее общие и всеобщие понятия, отражающие общие и всеобщие стороны действительности.

b. Сравните содержание понятий: категориальная сторона, понятие, термин

Чтобы четко понять, что такое философская категория, надо выделить понятие категориальные стороны – общие универсальные стороны явлений и процессов действительности. Например: твердость стола – общее свойство, существовать – всеобщее свойство.

Понятие – идеальное отражение в форме мысли сущностных свойств предметов и явлений.

Термин – слово, которое является материальным носителем понятия.

c. Формы существования категориального знания

1 форма: категориальное знание может существовать на основе естественно-научного знания. Пример: понятие о законе может существовать на основное физического знания: материя, энергия не могут возникать и исчезать, они лишь могут переходить из одного состояния в другое – закон состояния вещества и энергии – способ существования и функционирования философского понятия о законе.

2 форма: на основе логико – грамматической структуры. Пример: логико –грамматические структуры (ЛГС)являются способом существования философского понятия о взаимозависимости и связях между явлениями и процессами – всеобщая сторона действительности. (если камень освещается солнцем, то он нагревается, камень нагревается, потому что он освещается солнцем). Причинно – следственная зависимость. Т.е. в начале появилось сознание, появилась логика мышления

3 способ – термин

d. В каком смысле категории являются сетью и ступеньками познания?

В том смысле, что самопознание абсолютной идеей самой себя идет от познания одной категории к познанию другой категории. На самом деле, категории – ступеньки в том смысле, что их формирование в истории является результатом отражения сознанием человека той или иной стороны мира. Другими словами, познание развивается от познания одних категориальных сторон к познанию других категориальных сторон, а понятие является лишь результатом

e. Определение, диалектика и методологическое значение следующих категорий: единичное, общее отдельное
содержание и форма
сущность и явление
причина и следствие
необходимость и случайность
возможность и действительность

единичное, общее отдельное:

Единичное – уникальные черты свойства, присущие отдельным предметам, особенно сообщие свойства, присущие группе предметов и общие – свойства, присущие всем предметам.

Диалектика этих категорий и самих свойств:
1) неразрывная связь, существуют только в единстве. Например «собака». Слово отражает общее свойство группы животных. Но свойство собака вообще не может существовать само по себе, оно реализуется всегда в форме конкретной собаки
2) Они относительны. Характеристика того или иного свойства не может быть однозначна, в разных отношениях эти свойства могут оцениваться по- разному.

2. Законы диалектики

a. Понятие закона

Закон – это объективное необходимое относительно устойчивое существенное повторяющееся общее связь явлений и процессов определяющая при определенных условиях их развитие. Законы формулируются с помощью категорий, и выражают всеобщие необходимые связи между категориальными сторонами объективного мира

b. Закон и закономерность

Закон это связь между явлениями или их категориальными сторонами. Закономерность – это тенденция, направленность в изменении и развитии явлений, определяемая действием закона или системы законов.

Способ производства – единство производственных отношений и производительных сил на определенном этапе.
ПС-человек + ср-ва производста.
ПО –складываются в процессе производства человека как социального существа. Ядро –экономические отношения (ПРОП)

У животных нет зависимости между уровнем развития орудий труда и системы отношений, в отличие от человека. (рабовладение – орудия труда – совершеннее -самостоятельный труд-окончание рабства)

Закон способа производства. Связь: отношения между ПО и ПС. Тенденция – изменение уровней развития общества. Она определяется законом способа производства: ПО должны соответствовать уровню развития ПС.

c. Основные законы диалектики:

Три закона, но нужно иметь в виду, что эти законы отражают лишь отдельные стороны единого процесса развития.

I. Закон единства и борьбы противоположностей: является ядром диалектики, т.к.
1)он показывает источник развития (противоречие по Гегелю);
2) пронизывает все остальные законы, оставаясь их сущностью;
3)Реализуется в каждый момент времени;
4) его познание, используемое как метод, позволяет понять сущностную черту отдельных элементов мира

d. Определение категорий.

1) ТОЖДЕСТВА – выражают равенство предмета с самим собой или другими предметами
2)РАЗЛИЧИЯ – несовпадение сторон, свойств, тенденций в явлениях, характеризующие их жизненность и возможность переходов новое состояние
3)ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ – противоречивые и взаимоисключающие друг друга черты или тенденции во всех явлениях действительности. Они вырастают из различий и взаимоисключают друг друга (сознание и мир – противоположности; знание и незнание)
4)ПРОТИВОРЕЧИЕ (диалектическое противоречие) – связь между противоположностями, в которой они одновременно находятся в единстве, определяя друг друга и в то же время взаимоотрицая. Единство противоположностей относительно, взаимоисключение – абсолютно.

e. Механизм действия законов

На исходном этапе явление тождественно само себе, в нем никаких различий. В процессе развития появляются развития. Усиливаясь, они превращаются в противоположности, между которыми возникает противоречие. Обострение противоречия требует его разрешения и, рано или поздно, противоречие разрешается. Возможности разрешения противоречий:
- убрать одну из сторон противоположностей
-их синтез
-противопоставление.

Пример: зарождение и развитие товарного производства
При феодализме появляется ремесленная мастерская. Это явление тождественно самому себе, т.к. в этой мастерской все участники одновременно принимают участие в производственном процессе.
На следующем этапе появляются цеха. Здесь появляется уже различие: подмастерье никогда не станет мастером.
Следующий уровень развития производства: мануфактура. Хозяин не работает, живет за счет труда рабочих. На этом этапе возникают противоположности и между ними противоречия(хозяин и работники).
Это противоречие обостряется на стадии фабричного производства – забастовки, политические партии, защищающие интересы пролетариата. Перераспределить часть доходов на улучшение условий трудящихся (соц пакет) ->резкое увеличение процесса развития.

3. Принципы диалектики.

Принцип сам по себе не несет в себе содержания. Он лишь выражает методологическую функцию категорий и законов. Принципы обеспечивают реализацию представлений о категориальных сторонах и связях между ними в процессах познания и преобразования действительности. Поэтому каждая категория или закон могут использоваться с помощью принципов в качестве методов познания. Принцип – механизм, с помощью которого понятие или закон превращаются в метод.

Пример: главный закон диалектики – универсальность развития. На основе этого закона формируется принцип познания(развития), ориентирующий на рассмотрение всех явлений в развитии.

4. В каком смысле диалектика – метод? Диалектика обобщая опыт практики и познания мира, отражает наиболее сущностные, глубинные свойства действительности, её способность к саморазвитию и это понимание позволяет с одной стороны выявить сущностную специфику явлений (понять, объяснить).

Метод – совокупность приемов, обеспечивающих движение по объекту познания. И философский метод позволяет с помощью этих приемов объяснить эти явления знанием закона. Роль философии в том, чтобы организовать методы других наук. С помощью него нельзя получить знание ни о какой действительности. Диалектический метод ориентирует остальные.

Пример: выявить главные причины развития общества:социология-10ки факторов, философия показывает, какие из них решающие (экономические), исходя из этого, социология ранжирует.

Методы частных наук более эффективны, когда их использование направляется действием диалектического метода. Без методов конкретных наук, диалектический метод бессилен.

Диалектика отражает общие универсальные свойства мира, человека, отдельные системы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: