Слушание фуги до мажор из ХТК №1.




Учащиеся делятся своими впечатлениями: звучит неторопливо, светло.

Учитель: за счёт какого средства музыкальной выразительности звучит светло?

Учащийся: за счёт мажорного лада.

Учитель: молодец, правильно. Бах так высказывался о фуге: «Каждый голос в сочинении, каждая тема, каждая мелодия – это личность, а многоголосное сочинение – беседа между этими личностями.» Следующее произведение, на которое я хотела обратить ваше мнение – это песня «За рекою старый дом »

Сейчас мы с вами исполним песню И.С.Баха «За рекою старый дом».

Слайд №7. Текст песни.

Исполнение песни учащимися: обратить внимание на каждый голос, пропеть отдельные мотивы.

Учитель: а сейчас исполняя песню, покажите мне движение мелодии рукой.

Можно ли её отнести к полифоническому произведению?

Ученица: Это произведение относится к светскому, рассказывает о старом доме.

Учитель: Очень много вокальных произведений написано Бахом для церкви. Хорал – одноголосное песнопение, являющееся частью богослужения в церкви Западной Европы. В своих хоралах композитор к хорошо известной, звучащей мелодии добавлял новые. Так возник контрапункт – тип полифонии, многоголосия с одновременным звучанием нескольких мелодических линий, не нарушающих общего благозвучия. Хоралы Баха подобны музыкальным гравюрам, которые можно сравнить с гравюрами немецкого художника 16 века А. Дюрера, запечатлевшими духовные сюжеты и образы.

Слайд №7.

Гравюра – вид графического искусства, произведения которого в завершённом виде представлены печатными оттисками. Первая гравюра называется «Рождение Богородицы», а вторая – Мадонна на полумесяце».

 

Послушаем хорал «Страстей по Матфею» И.С. Баха. Страсти – музыкальное произведение, которое посвящено страстям Христовым, написанное для солистов, двух хоров, двух оркестров, исполнялось в Великую пятницу, на Страстной неделе; музыкальное произведение на евангельский текст о предательстве Иуды, пленении и казни Иисуса Христа.

Учащиеся: по характеру возвышенное, светлое, величественное.

Учитель: как вы думаете, что в этом произведении воплощается – земное или небесное?

Ответ ребёнка: воплощается небесное.

Учитель: Что нового узнали мы с вами на уроке?

Ответ учащихся: мы познакомились с новым понятием – фуга и полифоническое произведение.

Вывод: ребята, сегодня мы с вами в очередной раз прикоснулись к музыке И.С. Баха, такой недосягаемой и в тоже время доступной. Не случайно, вновь и вновь, слушая Баха, вспоминаем стихи Бориса Дубровина:

Звучанье Баха снова первозданно,

Его дыханье рвётся в тишину.

И мы у этой пленницы органа,

У музыки, у музыки в плену.

А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы ответили на вопросы:

Какая же особенность в музыке И.С. Баха?

В чём её современность?

Где она звучит?

Учащиеся: Музыка Баха звучит и в наше время. Она и сейчас современна. Звучит в кинофильмах, на концертах, в современной интерпретации.

Учитель: Какие произведения мы сегодня услышали?

Ответ учащегося: токкату и фугу ре минор, «Шутку» из сюиты №2.

Учитель: Какое хотелось бы услышать ещё раз?

Ответы учащихся.

Есть ли в музыке Баха «Небесное и земное»?

Учащиеся: Да есть. «Небесное» - это духовная или церковная музыка, молитвы и хоралы – обращение к богу, а «Земное» воплощается в светской музыке, которая передаёт чувства человека, изображает окружающую нас жизнь.

 

Дополнительные сведения.

Гравюра — это французское слово, имеющее значение: царапать, разрезать — gravir и, по сути, означает одну из разновидностей искусства — получение иллюстрации прямо с печатной формы, путем оттиска.

Живописец получает изображение путем наложения красок на холст кистью. Акварелист имеет в арсенале картон и бумагу, рисуя мелом, красками, карандашами. Для гравера, предметом мастерства служит гравировальная доска и инструменты: игла, рулетка, набор резцов. Именно ими он и создает гравюры, процарапывая доску особым способом и вытравливая полученное изображение при помощи кислоты.

Старинные гравюры выполняли на деревянных досках. Впервые они были замечены в XIV–XV веках в Западной Европе. Этот вид старинных гравюр получил греческое название — ксилография, в переводе — пишу по дереву. Только спустя века стали использовать доски из металлов: медные, затем цинковые и, наконец, стальные, так получались гравюры на металле.

Гравировка на металлической основе стала востребованной быстро и стала основным способом гравирования. В ходе истории и смены поколений, мастера изобрели множество видов гравирования, причём некоторые из них до сих пор остаются популярными. Это техники: офорт, сухая игла, акватинта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: