Образ И. Сусанина из оперы «Иван Сусанин»




М.И. Глинка. Опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»-первое авторское название). 1834-36 гг. Премьера – 27 ноября 1836 г.

1.1. Историческая героико-патриотическая музыкальная драма (отечественная героико-трагическая опера – авторское определение) на основе стихотворной поэмы (думы) К. Рылеева. Либретто Розена, либретто Городецкого.

Идея – подвиг героя во имя спасения Отечества.

Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов. (1-й акт - в селе Домнино, 2-й - в Польше, 3-й - в избе Сусанина, 4-й - в лесах, эпилог - в Москве на Красной площади). В опере Глинки рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села ДомниноИвана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Сусанин завел отряд поляков, которые искали вновь избранного русского царя Михаила Федоровича, в глухой лес, и при этом сам погиб. Величавый образ народного героя, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показан на широком фоне русской народной жизни и природы.

В основе музыкальной драматургии оперы: противопоставление русской и польской музыки. Личные судьбы отдельных героев предстают в неразрывной связи с судьбами родины. Широкие картины жизни народа, быта, русской природы сочетаются в опере с глубоким раскрытием многогранных характеров.

 

Главный герой – Иван Сусанин, русский крестьянин (голос – бас). Его образ отличает масштабность, связь с народно-эпическими жанрами. Показ Сусанина в 1 действии осуществляется в народной сцене, через речитативы. Реплики звучат неторопливо, с достоинством (выход И.С. - «Что гадать о свадьбе»). Интонации близки русской народной песне. 3 действие – происходит подготовка к свадьбе Антониды. В первой его половине Иван Сусанин показан как любящий отец в кругу семьи, раскрываются новые стороны его характера. В диалоге с сыном Ваней появляются героические приподнятые интонации, затем – лирические («Ну вот, я дожил слава Богу до свадьбы дочери своей»).

Сцена с поляками (2 половина 3 действия) – речь степенно-спокойная, но внутреннюю напряженность «выдает» сопровождение в оркестре. Среди реплик Сусанина особой выразительностью отличаются два ариозо – ответа полякам: величавая мелодия «Велик и свят наш край родной» и героическая «Страха не страшусь», где раскрывается с новой силой связь образа главного героя с русским народом (через интонации, чувство патриотизма).

Кульминация оперы - третья картины 4 действия – ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря», решающая судьбу героя. В ней слышатся глубокая скорбь, душевная боль и в то же время мужество. Вступительный речитатив неторопливый и уверенный («Чуют правду!»). В арии господствует настроение глубокого раздумья и сердечной скорби. Аккомпанемент арф придает эпический характер (темп adagio non tanto, размер 4/4). В мелодии повторяются выразительные распевные интонации, характерные для лирической песни – в том числе на секундовых оборотах с опорой на квинту. Большую роль играют нисходящие гаммаобразные фразы, символизирующие связь с природой, образом родной земли. В дальнейшем развитии (это вторая часть арии) - в вокальной партии появляются хроматические интонации, сложные распевы («Тяжка моя печаль») – словно вспышки нестерпимой боли. В третьей части оркестровое сопровождение драматизируется, ритм становится все более беспокойным.

Кода арии - слова о смертном часе…

Ария Сусанина является ярким примером новаторского подхода Глинки к народной песне. На основе русских народно-песенных интонаций возникает музыка, проникнутая подлинным трагизмом. Именно к этой арии относятся слова Одоевского о том, что «Глинка сумел возвысить народный напев до трагедии». Таким образом, эта Ария является песней с чертами молитвы (нисходящий минорный вариант основной темы интродукции) и протяжной русской песни.

 

Дальнейшие думы и чувства героя раскрываются в речитативном монологе, следующем за арией. В финале (когда просыпаются поляки) наступает развязка драмы. Враги охвачены яростью, но героя не покидает присутствие духа. В ответах вновь появляются интонации из самого первого речитатива Сусанина. Последние реплики («встает моя заря») наполняются победным воодушевлением, здесь воспроизведен мелодический оборот заключительного хора «Славься».

 

Выводы: М.Глинка первый среди русских композиторов наделяет «героя» чертами простого человека, образ которого встает во весь рост трагического величия. Сурово и непреклонно звучат в его партии «Песня лужского извозчика» (фольклорная цитата); что свидетельствует о непобедимой силе народа. Реплики Сусанина («Встает моя заря») звучат как предвосхищение гимна «Славься». Создав образ героя в лучших традициях русской поэзии и драмы пушкинской поры, Глинка решил одну из главных задач - претворение правдивой жизненной трактовки героико-патриотических образов.

 

1.2. Главные качества музыки великого композитора М.И. Глинки - мелодическое богатство и духовное содержание, отражающее особенности исторического развития русской музыкальной культуры. Героико-патриотическая Опера «Иван Сусанин» несет в себе огромный воспитательный и образовательный потенциал, неисчерпаема также ее познавательная функция. Из этого сочинения школьники узнают о жизни России, русского народа и наиболее ярких ее представителях в переломные, кризисные моменты истории нашей страны. Изложенные в опере события будут импульсом для дальнейшего познания истории, для развития личности учащегося.

В программе Д. Б. Кабалевского музыка главного героя оперы, Ивана Сусанина, представлена через центральную арию из 4 действия и раскрывается в следующих классах и темах:

3 класс, 1 четверть (3-4 уроки) - тема «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость». Тема урока – «Песенность», раздел Слушание (1-я часть арии). Ребятам предлагается также исполнить фрагмент главной мелодии арии, чтобы сильнее проникнуться красотой и мужественностью чувств, осознать напевный характер музыки арии. Подвиг героя связывается с современностью (годы Великой Отечественной Войны).

3 класс, 4 четверть (2 урок) - тема «Построение (формы) музыки». Участие в исполнении арии Сусанина и определение трехчастной формы. Необходимо прийти к выводу, что смена частей в музыке всегда связана со сменой различных элементов музыкальной речи (контрастом). Другой важный вывод – музыка развивается во времени, и каждую из частей можно услышать только вслед за предыдущей.

4 класс, 1 четверть - тема «Музыка моего народа». Главный принцип четверти – сопоставление музыки народной и композиторской, выявление сходных и различных черт. На первом уроке четверти мелодия арии Ивана Сусанина служит примером «музыки в народном духе», сочиненной композитором.

6 класс, 3 четверть (1 урок) - тема «В чем сила музыки». Музыка воздействует на жизнь человека, а источник музыки – жизнь в различных ее проявлениях. В 6 классе приводится большое количество примеров связи музыки с жизнью. Но только музыка, в которой соединяются два главных качества – красота и правдивость, способна обогатить духовный мир человека. Музыка арии Сусанина соответствует характеру сюжетных событий. Красота музыки не только заключена в ней самой, но и в том, что она выражает и о чем рассказывает. Здесь красивы мужество и благородство, любовь к Родине, красота человеческого духа (Слушание арии целиком).

 

Литература:

1. История русской музыки. Сост. Владышевская Т.В., Левашева О.Е., Кандинский А.И. Выпуск 1. – М., 1999.

2. Кошмина И.В. Русская духовная музыка. История. Стили. Жанры. Кн. 1. Владос, 2001.

3. Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 класс». Сост. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. – М., Просвещение, 2002.

4. Программа «Музыка» для общеобразовательной школы 1-3 классы. – М.: «Просвещение», 1985. – 112 с.

5. Программа «Музыка» для общеобразовательной школы 4-7 классы. – М.: «Просвещение», 1983. – 174 с.

6. Программа «Музыка» для средней общеобразовательной школы 5-8 классы. Колл. авторов под научным руководством Д.Б. Кабалевского. – М.: «Просвещение», 1990. – 204 с.

7. Рапацкая Л.А. История русской музыки от Древней Руси до «серебряного века». М.: Владос, 2001.

8.Русская музыкальная литература: Учебное пособие. Вып.1. - Изд. 6-е. Под общей ред. Э.Л.Фрид. – Л.: «Музыка», 1979. – 288 с., ил.

9. Русская музыка в школе под ред. Рапацкой Л.А. – М., Владос, 2003

10. Слово о музыке. Русские композиторы XIX века. Сост. Григорович В.Б., Андреева З.М. 2-е изд. – М., 1990.

 

Периодические музыкальные издания:

11.«Музыкальная Академия» № 2, 4/ 2004г. С.Слонимский «Русское чудо» (стр.155-184);

Музыкальная жизнь»№6/2004 г. «Солнце русской музыки»;

12.«Музыка в школе» №2 /2004г. «Глинка на музыкальном Олимпе» (ознакомиться с вопросами и заданиями для олимпиады, стр. 39);

13. «Музыка в школе» №2 /2004г (стр.30).

14.Энциклопедия «Шедевры мировой классической музыки». Глава «М.И. Глинка».

https://meta-music.ru/listening/ivan-susanin

https://www.popurri.kz/znakomstvo-s-muzykoj/m-i-glinka-opera-ivan-susanin/

https://susanin.kostromka.ru/112.php

https://www.loversclassic.ru/publ/skachat_audio/opernaja/m_i_glinka_opera_quot_ivan_susanin_quot_dir_a_melik_pashaev/2-1-0-420 - скачать музыку оперы

https://musicmp3spb.org/album/opera_ivan_susanin_zhiznj_za_tcarya_a_life_for_the_tsar_melik_pashaev_orkestr_i_hor_boljshogo_teatra_1947.html - слушать, скачать

https://classic-online.ru/ru/production/4860



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: