Пример цепного поведения: обучение собаки игре в фризби (пчелку)




Один мой нью-йоркский знакомый каждый выходной ходит со своимзолотистым спаниелем в Центральный парк, чтобы играть в "пчелку". Он рассказывает мне, чтосплошь и рядом встречает людей, безуспешно пытающихся обучить своих собакэтой игре. Это досадно, потому что игра в "пчелку" прекрасный способ тренировки собаки в городе. По сравнению спростым мячом "пчелка" летит медленнее и по неопределенной траектории,возможно, больше напоминает реальную дичь, заставляет собаку совершатьпрыжки в попытках поймать ее, что доставляет удовольствие и хозяину. И,наконец, игра в "пчелку" позволяет хозяину, оставаясь на одном месте,заставлять собаку бегать. Люди жалуются, что, когда они бросают "пчелку", собака наблюдает за ееполетом, продолжая оставаться на месте, хотя если ее раззадорить, то онабудет прыгать, пытаясь схватить "пчелку", когда та пролетает мимо. В этойигре два дрессировочных момента: первый состоит в том, чтобы обучить собаку,на какое расстояние она должна отбегать за "пчелкой". Второй состоит в том,что данная игра - цепное поведение: сначала собака гонится за "пчелкой",затем ловит "пчелку", наконец, несет ее назад хозяину, чтобы он снова кинулее. Поэтому каждому элементу этого сложного поведения следует обучатьотдельно, и последнее действие в цепи, принос, должно быть выработанопервьм. Вы можете обучить приносу с очень маленьких расстояний даже в доме,используя предмет, который легко носить, скажем, старый носок. Большинствоохотничьих собак приносят предметы сами, без обучения, собак некоторыхпород, таких, как бульдоги, боксеры, необходимо обучать класть апорт околохозяина или отдавать его в руки, поскольку они предпочитают игры, в которыхбы вещи у них отбирали. Когда по команде собака будет приносить предметы, обучите ее ловить"пчелку". Сначала заставьте собаку как можно сильнее заинтересоваться"пчелкой", двигая ее у самой морды. Позвольте ей несколько раз взять игрушку в рот и добейтесь, чтобы она отдала вамее обратно, при этом, конечно, бурно поощряйте ее за возврат. Затем подбросьте игрушку ввоздух, позвольте собаке завладеть ею в прыжке и заставьте отдать обратно.Затем вы тут же снова подбрасываете игрушку в воздух и бурно радуетесь, когда собака ее поймает. И теперь вы напрямой дороге к получению великолепного игрока в "пчелку". Расстояние бросков постепенно увеличивается, и собаке необходимонаучиться следить за "пчелкой" и перемещаться так, чтобы поймать ее. Этотребует тренировки, поэтому может понадобиться пара выходных, чтобызаставить собаку отходить на семь-восемь метров. Некоторым очень быстрым собакам удается оказываться точно на месте и ловить "пчелку" на такомбольшом расстоянии, на какое вы сможете ее забросить. Мне приходилось встречатьнеобыкновенных собак, которые могли поймать "пчелку" на другом концефутбольного поля. Создавалось впечатление, что собаки получают удовольствиеот точности своей оценки места падения. Блестящий бег или фантастическиезахваты в прыжках с переворотом, которые вызывают восторг зрителей, тожедоставляют собаке радость. Тем не менее, поймав "пчелку", собака несет еевам, поскольку последнее звено цепи разучено первым и поскольку именно этодействие приводит к подкреплению, будь то ваша похвала или другой бросок.Разумеется, если вы будете невнимательны и собака будет систематически не получать похвалы или следующего броска не будет, принос подвергнетсязатуханию. И еще, когда собака слишком устает и не хочет больше играть, онаначинает все хуже и хуже приносить "пчелку", медлит с возвращением и бросаетее на полпути. Это означает, что пора остановиться - вы оба уже взяли отигры все. Генерализованное управление с помощью стимулов С большинством животных приходится сначала немного повозиться, чтобыустановить управление их поведением с помощью стимулов, но часто к тому времени, как беретепод контроль сигналов третий или четвертый тип поведения, оказывается, чтоживотное как бы обобщает, у него появляется нечто вроде понимания идеи.Выучив три-четыре условных поведенческих акта, большинство субъектов,по-видимому, начинают распознавать определенные события в качестве сигналов,каждый из которых означает свой тип поведения, и что получение подкреплениязависит от правильного распознавания и ответа на сигналы. С этого момента введение условныхсигналов становится простым. У субъекта уже имеется общая картина, и все чтоему надлежит сделать - это научиться классифицировать новые сигналы иассоциировать их с правильным поведением. Если вы, как дрессировщик,поможете питомцу, сделав это понятным, последующее обучение может идти самособой много быстрее, чем трудные начальные шаги. У людей обобщение происходит еще быстрее. Если вы вознаградили за ответтолько на одну выученную команду, люди очень скоро начинают давать ответы ина другие команды, чтобы заслужить подкрепление. Мой друг Ли, учительматематики шестого класса школы в одном из непривилегированных районов Нью-Йорка, каждый учебный год начинает стого, что обучает школьников выбрасывать жевательную резинку, как только онпопросит их об этом. Никакого принуждения. Просто: "Все, внимание,жевательную резинку изо рта. Хорошо! Стоп! Подождем, у Дорин она еще есть... великолепно! Она ее вынула. Молодец, Дорин!".Он говорит детям, что после урока они, могут снова взять жевательную резинку(используя в качестве подкрепления слова "Класс свободен!"). Это можетпоказаться фривольным и даже глупым (поскольку это стоит Ли вида жующихчелюстей, чего он терпеть не может), но Ли установил, что этот первый опытподготавливает его класс к тому, что выполнение его просьб создаетвозможность подкрепления. Конечно, подобно хорошему дрессировщику китов, ониспользует разнообразные подкрепления, помимо хороших отметок и собственной похвалы, включая игры, одобрение сверстников, более ранееокончание урока, даже раздачу жевательной резинки. И конечно, сначала онуделяет много времени жевательной резинке, вместо того, чтобы уделять егодесятичным дробям, дети думают, что он помешан на резинке. Но дети так же придают значение его словам и считают, что имеет смыслделать то, что хочет Ли. Другие учителя думают, что у Ли врожденное умение поддерживать тишину вклассе, а директор считает его хорошим "дисциплинщиком". Что же касается Ли,то он считает детей достаточно сообразительными, чтобы обобщить своиреакции, и любит их за это. А жевательная резинка тут ни при чем. Провалы преднаучения и вспышки раздражения Установление контроля над поведением с помощью стимулов часто порождаетинтересный феномен, который один из тренеров назвал "провалом преднаучения".Вы сформировали поведение и теперь пытаетесь сделать его управляемым спомощью стимулов. Но когда вам кажется, что субъект уже проявляетспособность отвечать на стимулы, он внезапно перестает отвечать не только настимулы, но и вообще давать нужные реакции. Он ведет себя так, будто никогдаи не слышал о действиях, которые вы сформировали. Этот момент полностью обескураживает тренера. Вот вы оченьизобретательно научили цыпленка танцевать, а теперь хотите, чтобы онтанцевал только, когда вы поднимаете правую руку. Цыпленок смотрит на вашуруку, но не танцует. Или же он может стоять на месте, когда вы подаетесигналы, и начинать интенсивно отплясывать, когда никакого сигнала не было. Если вы построите график этой последовательности, то увидите постоянноидущую кверху линию, отражающую увеличение процента правильных ответов (т.е.ответов на сигналы), которая затем резко снижается, ибо соответственноправильность ответов падет до нуля (когда вы имеете букет отсутствия ответови неправильных ответов). Однако если вы продолжаете упорно работать, затем внезапно наступает озарение: вдруг, совершенно случайно, субъектскачком начинает отвечать на команды действительно идеально - вы поднимаете руку, цыпленоктанцует. Поведение управляется стимулами. На мой взгляд, происходит вот что: сначала субъект выучивает сигнал, неосознавая этого, дрессировщик видит только обнадеживающую тенденциюмедленного нарастания правильного выполнения команд. Но затем субъектзамечает (!) сигнал и осознает, что на него надо как-то отвечать, чтобыполучить подкрепление. В этот период он уделяет большее внимание сигналу, чем проявляемому поведению. Конечно, при этом ответ отсутствует, так жекак и подкрепление. Когда же, по случайному стечению обстоятельств, или в результатеупорства тренера, субъект однажды осуществит реакцию при наличии сигнала иполучит подкрепление, у него "возникнет картина". С этого момента он"знает", что означает сигнал, и отвечает на него правильно и уверенно. Я понимаю, что говорю по этому поводу много таких слов, как "отдаетсебе отчет", "знает" в отношении того, что происходит в голове субъекта, которые большинствопсихологов считают неприменимыми к животным. Однако при дрессировке животныхиногда так оно и есть, что уровень правильных ответов постепенно нарастает,хотя внешне ничего существенного не происходит; трудно сказать, с какогомомента, если таковой вообще существует, животное начинает осмысленноотдавать себе отчет в том, что делает. Но наличие провала преднаучения, помоему мнению, является отражением осознания, вне зависимости от того, какиепроцессы в это вовлекаются. Я могла обнаружить ярко выраженное проявлениепровала преднаучения (а следовательно, и своего рода сдвиг осознания) вданных Мишеля Уолкера, исследователя из Гавайского университета, ставившегоэксперименты по сенсорному различению у тунца, одного из наиболее разумноговида рыб, но в конце концов только рыбы. Для субъекта провал преднаучения - время наибольших огорчений. Мы всезнаем, как расстраивает борьба с тем, что понимаем только наполовину(общеизвестный пример - математические понятия), зная только то, чтопо-настоящему их не понимаем. Часто субъект бывает настолько расстроен, что проявляет гнев и агрессивность. Дети разражаются слезами и тычут вучебник математики карандашом. Дельфины многократно выпрыгивают из воды ишлепаются о ее поверхность со страшным шумом. Лошади размахивают хвостом и норовят лягнуть. Собакирычат. Доктор Уолкер обнаружил, что если при выработке распознавания стимулаон допускает, что его подопытные тунцы совершают ошибки и не получают подкрепления более сорока пяти секунд,они настолько расстраиваются, что выпрыгивают из бассейна. Я пришла к тому, что стала называть эти проявления преднаучениявспышками раздражения. Мне кажется, что вспышки раздражения возникаютпотому, что субъект, считавший себя всегда правьм, вдруг обнаруживает, чтоон ошибается (раз за разом), а причина этого неясна... пока. У людей вспышкираздражения в период преднаучения, по-видимому, часто происходят в моменты,когда бросается вызов привычным представлениям, которых длительнопридерживались, а где-то в глубине души субъект знает (!), что в новойинформации кроется некая правда. Именно распознание того, что выученноеранее не совсем верно, по-видимому, и приводит к неистовым возражениям,чрезмерным ответам, которые намного превышают степень несогласия, спорам,скандалам, которые могут казаться по наитию наиболее подходящими ивероятными к случаю. Иногда, рассказывая о подкреплении в научных кругах, я вызывала большую, чем предполагала,враждебность со стороны представителей других дисциплин, начиная отпсихологов, занимающихся познавательными процессами, кончая нейрологами и представителями высшего духовенства. Ячасто подозреваю, что гневные слова являются симптомом преднаучения. Я всегда сожалею, когда вижу приступы плохого настроения, связанного спреднаучением, даже у тунцов, потому что при определенных навыках можно провести субъектапо пути обучения, не вызывая столь большого раздражения. Однако я пришла к убеждению, чтовспышки раздражения в период преднаучения являются четким индикатором того, что вот-вотпроизойдет истинное обучение. Если вы отойдете в сторонку и дадите емуотшуметь как ливню, то вслед за этим может появиться радуга. Применение управления с помощью сигналов Никому не нужно постоянно управлять или быть управляемым с помощьюусловных стимулов или выученных сигналов, живые существа - это не машины. Вдействительности реакция на выученный сигнал представляет собой усилие, причем такое усилие, которое нетолько не должно, но и не может поддерживаться постоянно. Большую часть времени у начальника нет надобности держать подчиненныхрядом. Если дети бездельничают, а вы не очень спешите, то вы можете самирасслабиться. Служащим, которые и так уже работают с полной отдачей, не нужны приказы и инструкции. Нинас? самих, ни других людей не должны опутывать ненужные правила ирегламентации: они вызывают только сопротивление. Совершенно очевидно, что управление с помощью стимулов используется,чтобы дети стали воспитанными, домашние животные слушались, персонал былнадежным и т.д. Очень своеобразное управление с помощью стимулов необходимотакже для многих видов коллективной деятельности, таких, как марширующиеколонны, танцевальные ансамбли, спортивные команды. Отвечать на выработанную систему выученных сигналов доставляет определенноеудовольствие, даже животным, по-видимому, это нравится. Я думаю, этопроисходит оттого, что стимулы становятся подкреплениями, как вповеденческой цепи, так что, когда овладеваешь всеми типами поведения и сигналами, осуществление ответов имеет сильное подкрепляющеедействие. Словом, это интересно. Отсюда то удовольствие от участия вуправляемой стимулами групповой деятельности, как, например, согласованныйтанец, игра в футбол, хоровое пение и игра в оркестре. Когда мы видим какой-либо пример прекрасно управляемого сигналомповедения, начиная с фигур высшего пилотажа, исполняемых группойистребителей, до класса хорошо умеющих вести себя детей, то, желая похвалитьих, используем понятие дисциплины. "Они поистине хорошо дисциплинированы"или "Этот учитель знает, как поддерживать дисциплину". Однако понятие о дисциплине включает применение наказания, которое, как мы видели,совершенно не нужно при установлении управления с помощью стимулов. В обиходе сторонниками дисциплины считаются инструктор, родитель,тренер, которые требуют совершенного исполнения и наказывают за любоеотклонение, а совсем не те, кто добивается совершенства, подкрепляяулучшения в его сторону. И именно поэтому люди, задавшиеся целью установить"дисциплину", часто пытаются управлять с помощью стимулов на основе: "Делай, что я скажу, иначе..." Поскольку субъект должен ошибиться или непослушаться, чтобы узнать, что значит "иначе", и поскольку тогда становится уже слишком поздноэтого не совершать, то этот распространенный подход вовсе не так хорош. Истинное, изящное управление сигналами, установленное с помощьюподкрепления, может делать то, что мы считаем дисциплиной субъекта. Однакокто должен стать действительно дисциплинированным так это тренер. Да, но с чего начать? Что, если вы живете и работаете среди людей,которые являются закоренелыми неслухами? Вот система Карен Прайорэффективного воздействия в тяжелом случае. Карен Прайор (видя мокрые плавки и полотенце Юного Гостя на кушетке вгостиной): Пожалуйста, снимите свои мокрые вещи с кушетки и повесьте насушилку. Юный Гость: 0'кей, минуточку. К.П. (подходит к Ю.Г. и стоит рядом с ним молча). Ю.Г. В чем дело? К.П. Пожалуйста, снимите свой мокрый купальник с кушетки и повесьте насушилку (NB: не прибавляя: "Сейчас же!", "Сию минуту!", "Я сказала" иличто-нибудь в этом роде. Я обучаю этого человека выполнять просьбы с первогораза, а не ждать, когда сигнал будет усилен дальнейшими деталями илиугрозами.) Ю.Г. Вот еще, если вы так спешите, то почему бы вам не сделать этосамим? К.П. (Любезная улыбка, Но никакого ответа. Я жду момента подкрепитьжелаемое поведение. Препирательство со мной не является желаемым поведением,поэтому я пренебрегаю им.) Ю.Г. Ладно, ладно (Встает, вдет к кушетке, забирает вещи, бросает их вкомнату, где стирают.) К.П. В сушилку. Ю. Г. (Ворчит, поднимает и вешает вещи на сушку.) К.П. (Широкая улыбка, искренне, без издевки) Благодарю вас! В следующий раз, когда мне будет нужно попросить юного гостя что-нибудьсделать, возможно, мне потребуется всего лишь взглянуть на него, чтобывызвать действие. Мало-помалу он станет одним из тех домочадцев, которые быстро исполняют мои просьбы, а я со своейстороны буду платить ему тем же, буду выполнять то, что он просит, если этовыполнимо, и буду стараться не просить его делать более, чем он должен. IV. ОТУЧЕНИЕ: КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОДКРЕПЛЕНИЕ, ЧТОБЫИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГОПОВЕДЕНИЯ Итак, вы знаете о том, как сформировать новое поведение, а как вамизбавиться от нежелательного поведения, которое уже имеется? Люди и животные всегда совершают то, что с нашей точки зрения лучше быони не делали. Дети устраивают потасовку и кричат в машине. Собака лает всюночь. Кошки дерут когтями мебель. Ваш сосед по комнате всюду разбрасываетгрязные вещи. От кого-нибудь из родственников слышишь постоянные придирки стребованием телефонных звонков. Все это - нежелательные виды поведения. Существует восемь способов избавиться от нежелательного вида поведения.Всего восемь. И не важно, является ли это поведение укоренившимся, как в случаенеряшливого соседа по комнате, или внезапным, как в случае детей,бесчинствующих в машине. Все, что вы можете предпринять по этим поводам, будет вариацией на тему одного из восьми методов, (Яне касаюсь здесь сложных сочетаний поведенческих проблем, которые возникаюту человека с психическими нарушениями или у непредсказуемо свирепой собаки; я рассматриваю только отдельныепроявления нежелательного поведения.) Вот эти восемь методов. Метод 1. "Убить зверя". Это безусловно подействует. Вам никогда большене придется снова иметь дело с данным поведением у данного субъекта. Метод 2. Наказание. (Предпочитаемо всеми, хотя оно почти никогда неприносит действительной пользы.) Метод 3. Отрицательное подкрепление. Метод 4. Угашение: поведению предоставляется возможность исчезнутьсамому по себе. Метод 5. Выработка несовместимого поведения. (Этот метод имеет особуюзначимость для спортсменов и владельцев домашних животных.) Метод 6. Добиться, чтобы данное поведение совершалось но сигналу. (Впоследующем вы перестанете давать этот сигнал. Это наиболее изощренныйметод, применяемый тренерами дельфинов для того, чтобы избавиться отнежелательного поведения.) Метод 7. "Формирование отсутствия": подкрепляется все что угодно, кроменежелательного поведения. (Вежливый способ превратить неприятныхродственников в приятных.) Метод 8. Смена мотивации. (Это основной и самый лучший способ.) Видно, что есть четыре "злых волшебника", или отрицательных метода, ичетыре "добрых волшебника", или методы, использующие положительноеподкрепление. У каждого своя роль. Я собираюсь привести "за" и "против" каждого из методов по очереди, атакже некоторые истории и обстоятельства, в которых данный метод оказывался действенным. Врассмотрение каждого метода я включу повторяющийся набор знакомых всемпроблем (шумливая собака, раздражительный спутник жизни и т.д.) и примерытого, как каждая из проблем может быть решена данным методом. Я не считаю, что все эти решения применимы. Например, я думаю, чтопригласить ветеринара, чтобы заставить собаку прекратить лаять, перерезавголосовые связки (метод 1), является отвратительным решением проблемысобаки, лающей по ночам. Я утверждаю это, несмотря на то, что мой дядя ДжонСлэтер прибег к этому решению, и я вынуждена была согласиться, когда соседистали жаловаться на лай его морских львов. Конечно, немногие держат морских львов у себяв плавательном бассейне. Вероятно, в этом случае можно было бы найтикакой-то другой способ. Я не могу сказать, какой из восьми методов вам надо выбрать, чтобыизбавиться от данной конкретной помехи. Вы тренер, вам и решать. Метод 1. "Убить зверя" Это действует безотказно. С данным субъектом у вас наверняка больше невозникнет этой поведенческой проблемы. Фактически это широкораспространенный и всеми признаваемый метод борьбы с собаками, загрызающимиовец. Метод 1 является высшей мерой наказания. Каковы бы ни были моральныеили другие подтексты (аспекты) высшей меры наказания, но если казнитьубийцу, он больше не совершит преступления. Методом 1 избавляются отповедения, временно или навсегда избавляясь от того, кто его совершает. Увольнение служащего, развод с супругом, переселение в другую комнатуот неряшливого соседа - все это метод 1. С другими людьми могут возникнутьновые проблемы, но того субъекта, чьим поведением вы сыты по горло, большенет, и с ним исчезло данное поведение, Метод 1 довольно жесток, но иногда вполне адекватен, когда проступокслишком велик для того, чтобы иметь продолжение и не представляетсявозможности для его легкого изменения. Допустим, например, что кто-то изваших родителей, супруг (или ребенок) бьют вас. Некоторые находят из этоговыход в реальном уничтожении того человека, и в крайних случаях самозащитаможет быть оправдана. Уход из дома - тоже разрешение проблемы методом 1, ноболее гуманное. Однажды у меня была кошка, у которой появилась привычка прокрадыватьсяпо ночам в кухню и мочиться на конфорку плиты. Запах, когда на следующий день вы, ничегоне подозревая, включали одну из этих конфорок, был совершенно невыносимым.Кошка могла свободно выходить на улицу, я никогда не поймала ее на месте преступления, а если конфоркизакрывались, она мочилась на то, чем они были закрыты. Я не могла понять побуждающих ее причин, ив конце концов ее пришлось усыпить. Метод 1. Существует много простых и широко распространенных модификаций метода1: отправить ребенка в его комнату, когда он вмешивается в разговор взрослых; привязатьсобаку, чтобы она не гонялась за машинами; посадить того или иного человека в тюрьму на различныйсрок. Мы привыкли считать такие меры наказанием (Метод 2), и они могутрассматриваться, а могут и не рассматриваться субъектом как наказание, ноони являются приемами метода 1. В их основе лежит то, что они прекращаютданное поведение, физически лишая субъекта возможности его осуществления или избавляясь от присутствия самого субъекта. Самое важное, что нужно усвоить относительно метода 1, это то, что онничему не учит субъекта. Не допустить того, чтобы субъект проявил данное поведение - с помощьюизоляции, тюремного заключения, развода, казни на электрическом стуле, - немногому учит субъекта. Казалось бы, что человек, попавший в тюрьму за кражу, дважды подумает,прежде чем снова украсть, но мы знаем, что очень часто этого не происходит;мы можем быть уверены лишь в том, что он не стянет ваш телевизор, пока находится под замком. Поведение не обязательно бывает рассудочным. Если оно уже сложилось какспособ получения подкрепления, и если мотивация и обстоятельства, вызывающиеповедение присутствуют, то весьма вероятно, что оно проявится снова. Пока субъект находится в изоляции, никакого переучивания в отношенииданного поведения не происходит; нельзя изменить поведение, которое не осуществляется.Ребенок, запертый в своей комнате, может быть, чему-нибудь и научится(вероятно, обижаться и бояться вас), но при этом он не учится тому, как вступить в вежливый разговор. Отпустите собаку спривязи, и она тут же снова начнет гоняться за машинами. Тем не менее у метода 1 есть своя роль. Часто он дает наиболеепрактичное решение вопроса, и не обязательно связан с жестокостью. Мы часто пользуемся своего родавременным лишением свободы, когда у нас нет времени обучать или наблюдать засубъектом; мы, например, сажаем детей в манеж, и в течение некоторогонепродолжительного времени большинство детей не протестует против этого.Вице-президент американского клуба собаководства рассказывал мне, чтопользуется проволочным вольером на кухне в своей квартире при выращиваниидома щенков. Щенков надо научить когда и где оправляться, что достигаетсятем, что их выносят в подходящее место, прежде чем они сделают это, ивознаграждают за то, что они там оправились. Но невозможно следить за щенками постоянно. Этот кинолог помещает своих щенков в клетку наночь, когда ему надо уйти или когда он занят; там они могут делать лужибезнаказанно. Они ничему не учатся, но и не делают луж на ковре.Положительное подкрепление может происходить только тогда, когда хозяинприсутствует и может дать его, но метод 1 предотвращает неприятностилишением свободы. Этот же владелец собак сажал на ночь в клетку, находящихся в доме трехвзрослых терьеров, чтобы воспрепятствовать им вытворять то, что они никогдане делают днем: скулить под дверью спальни, грызть мебель, перевертыватькорзины с мусором. Собаки совсем не обижались на это и весьма охотноотправлялись "в постель". Возможно, собакам тоже надо отдохнуть от нас. Примеры применения метода 1. "Убить зверя" Метод 1 в некотором смысле решает проблему, но его применимость вкаждой данной ситуации относительна. Поведение Метод воздействия Сосед по комнате повсюду разбрасывает грязные вещи Сменить соседа Собака на дворе лает всю ночь Убрать собаку (застрелить, продать и т.п.) Дети слишком шумят в машине Пусть идут домой пешком. Пусть едут наавтобусе. Поручить возить их кому-нибудь другому Супруг обычно возвращается домой в плохом настроении Развестись Неправильный удар при игре в теннис Прекратить играть в теннис Бастующий или ленивый служащий Уволить его Отвращение к благодарственным письмам Никогда не пишитеблагодарственных писем. Может быть, тогда люди перестанут посылать вамподарки Кошка влезает на кухонный стол Выставьте кошку за дверь, или избавьтесь от нее Грубый водитель автобуса вывел вас из себя Выйдите из автобуса и садитесь на следующий Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно,хочет снова поселиться вместе с вами Скажите "нет" и настаивайте на этом Метод 2. Наказание Это излюбленный метод всех. Если поведение неправильное, мы преждевсего думаем о наказании. Ругаем ребенка, шлепаем собаку, урезываемзарплату, налагаем штраф на компанию, преследуем инакомыслящих, вторгаемся в страну и т.д. Но наказание - довольногрубый способ изменения поведения. Фактически в большинстве случаев наказание не помогаетвовсе. Прежде чем рассмотреть, что можно и чего нельзя достичь наказанием,отметим, что происходит, когда оно применено и не возымело действия.Допустим, мы наказали ребенка, собаку или служащего за какое-либо поведение,а это поведение возникает снова. Разве мы говорим "Хм, наказание не подействовало, не попробовать ли что-нибудь другое?" Нет. Мыусиливаем наказание. Если выговор не помогает, пробуем шлепок. Если ваш ребенок принесдневник с " плохими отметками, у него отбирается велосипед. А если вследующий раз дневник снова плохой, у него отбирается и льдянка. Вашислужащие не проявляют должной расторопности. Пригрозите им. Не помогает? Урежьте их зарплату. По-прежнему никакого результата?Прекратите выплату жалования, оштрафуйте, отдайте под суд! Плетка не изменяет поведенияеретика? Можно попробовать испанский сапог или дыбу. Самое страшное в усилении наказания то, что этому поистине нет предела.Поиски такого наказания, которое было бы действенным, не встречается уобезьян и слонов, но занимает людей во все времена, известные истории, аможет быть, даже и с доисторических времен. Одна из причин, почему наказание обычно не действует, заключается втом, что оно не совпадает по времени с нежелательным поведением; оно возникает после, а иногда,как в случае судебного законодательства, много позже. Поэтому у субъектаможет не образоваться связь между наказанием и своими прежними действиями; уживотных этой связи не образуется никогда, людям тоже это обычно не дается.Если бы каждый раз при краже у вора отрывался палец, а неправильнозапаркованная машина вспыхивала, я думаю, что воровство и штрафы запаркование практически не существовали бы. Даже если субъекты понимают, за что их наказали, они не могут внастоящее время уменьшить себе наказание только потому, что не могутизменить своих действий в прошлом. Сейчас вы ничего не можете сделать сплохими оценками в дневнике, которые уже получили, поэтому ребенку, которогородители наказывают, ничего не остается, как получить наказание, При методе 2, так же как при методе 1, субъект не учится тому, какизменить поведение. Наказание не научит ребенка, как получить более высокие оценки. Большее, на чтоможет рассчитывать наказывающий, это что у ребенка изменится мотивация:ребенок попытается изменить будущее поведение, чтобы избежать будущего наказания. Научиться изменять будущее поведение, чтобы в будущем избежать егопоследствий - выше понимания большинства животных. Если охотник ловит своюлегавую собаку, предназначенную для охоты на птицу, и лупит за то, что онагонялась за кроликами, то собака не ведает, какое именно из предыдущих действий вызывает наказание. Она станет больше боятьсяхозяина, что с этих пор может позволить ему отзывать собаку, когда онагоняет кроликов. Сама по себе порка не повлияет на травлю кроликов. Между прочим, кошки, по-видимому, особенно тупы по части ассоциированиянаказаний со своими преступлениями. Подобно птицам, они просто пугаются иничему не учатся, когда их запугивают, вот почему считается что дрессировать кошек трудно. Их действительнонельзя обучать карательными методами, но они сама живость при обучении наположительном подкреплении. Наказание или угроза его не помогает субъекту в научении изменятьтекущее поведение. Если нежелательное поведение имеет такую сильнуюмотивацию, что субъекту необходимо его продолжение (красть пищу, когдаголоден, быть членом какой-либо группы в подростковом возрасте), тонаказание и его угрозы учат его не попадаться. В режиме наказаниянеуловимость быстро нарастает - печальная ситуация в семейной установке, ноне столь сильно выраженная в обществе в целом. Кроме того, влияние повторяющегося или жестокого наказанияимеет некоторые очень неблаговидные стороны: страх, ярость, чувство обиды,даже ненависть в наказываемом, а иногда и в наказывающем тоже. Эти душевные состояния не способствуют обучению(если только у вас нет цели обучить субъекта страху, ярости и ненависти -эмоций, которые иногда специально развиваются у террористов). Одна из причин, почему мы считаем наказание действенным, это та, чтоиногда поведение, приведшее к наказанию, прекращается - если субъект понял,какое из действий наказуемо, если мотивация данного действия невелика, еслибоязнь будущего наказания велика, и наконец, самое главное, если субъектможет контролировать поведение (например, наказание не может помочь, когдаребенок мочится в постель). Но ребенка, которого как следует отругали, когдаон впервые раскрасил цветным карандашом стену, можно вполне успешно отучить портить дом. Человек, который смошенничал сподоходным налогом и был за это оштрафован, может и не попытаться сделать это снова. Наказание может успешно прекратить какое-либо поведение при егозарождении, если оно замечено рано и не превратилось в укоренившуюсяпривычку, и если наказание само по себе является для субъекта новостью,неожиданностью, к которой человек или животное не потеряли чувствительности. За все время моего воспитания родители наказали меня всего дважды (и толишь отругав), раз в шесть лет за мелкую кражу и раз в пятнадцать лет, за то чтопропустила школу и заставила всех волноваться, думая, что меня похитили.Чрезвычайная редкость наказания в значительной степени способствовалауспеху. Оба типа поведения прекратились тут же. Если наказание оказалось эффективным для прекращения поведения, тотакая последовательность событий является мощным подкреплением длянаказывающего. В дальнейшем наказывающий стремится вновь прибегнуть кнаказанию. Меня всегда поражала возникающая у некоторых людей великая вера вдейственность наказания. Я видела ее проявление и защиту со стороныборющихся за дисциплину - школьных учителей, великолепных спортивных тренеров,властных боссов, благонамеренных родителей. Их собственное наказующееповедение может поддерживаться мизерными успехами, тонущими в трясине не столь уж хороших результатов,и может длительно существовать, несмотря на то, что логика свидетельствуетоб обратном - несмотря на наличие в той же самой школе других учителей, других тренеров, руководителейдругих предприятий, других генералов, президентов или родителей, примеркоторых показывает, что можно добиться таких же или лучших результатовсовершенно без применения наказания. Наказание часто используется как своего рода реванш. Наказывающемуможет и не быть дела до того, изменится или нет поведение жертвы, он или она лишь берутреванш, и иногда даже не над самим наказуемым, а над обществом в целом.Вспомните о косных чиновниках, которые со скрытым удовольствием с помощьючуть заметных приемов затягивают или препятствуют вам в полученииразрешения, ссуды или пропуска в библиотеку; вы оказываетесь наказанными, даи они тоже. Наказание является подкреплением для наказывающего, так как онодемонстрирует и способствует сохранению доминирующего положения. До тогомомента, когда парень вырастет настолько, что сможет оказать сопротивление своему грубому отцу, отец считает себясильнейшим (главным) и является таковым на самом деле. Это в действительности может являтьсяодной из главных побудительных причин, лежащих в основе стремления человекак применению наказания: установить и сохранить доминантное положениенакалывающий может быть прежде всего заинтересован не в определенном поведении, но в получении доказательств своегоглавенствующего положения. Иерархия доминантности, борьба за нее и ее проверка являются наиболеесущественной чертой всех социальных групп, начиная со стаи гусей и кончаяправительствами. Но, по-видимому, только люди научились пользоватьсянаказанием для того, чтобы прежде всего получать вознаграждение в видеглавенствующего положения. Поэтому, когда вы собираетесь применитьнаказание, подумайте, хотите ли вы, чтоб собака, ребенок, супруг, служащийизменили данное поведение? В этом случае - это проблема обучения, и выдолжны отдавать себе отчет об ограниченности наказания как обучающегоприема. Или вы действительно хотите отыграться? В этом случае вам следуетподыскать более полезное самоподкрепление. А может, на самом деле вы хотите, чтобы собака, ребенок, супруг,служащий, народ соседней страны и т.д. не проявляли неповиновения? В чем быэто ни проявлялось, вы хотите, чтобы субъект перестал идти против вашей волии суждений? В этом случае это борьба за доминантное положение, и это лежитна вашей совести. Чувство вины и стыд Чувство вины и стыд являются формами самонаказания. Трудно найти другоестоль же неприятное чувство, как холодная рука чувства вины, сжимающая вашесердце; этот тип наказания является чисто человеческим изобретением.Некоторые животные, в первую очередь, конечно, собаки, могут проявлятьсмущение или стыд (например, если случайно напачкают в доме). Но, я думаю,нет таких, которые тратят время на переживание чувства вины за прошлыедействия. Степень вины, которую мы относим к себе, варьирует в широких пределах.Один человек чувствует релаксацию и удовлетворение, совершив преступление, адругой чувствует вину, держа во рту жевательную резинку. Множество людей неиспытывают чувства вины и стыда в своей каждодневной жизни, и не из-за своего совершенства и не из-за своей полнойбесчувственности, но потому, что они реагируют на собственное поведениепо-разному. Если в прошлом они совершали что-либо, что доставило имнеприятности, они не повторят это вновь. Другие повторяют одну и ту жеошибку снова и снова - ведут себя глупейшим образом в обществе, говорятгадости тем, кого любят, - несмотря на то, что на следующий день всегдаиспытывают чувство невероятного - стыда. В качестве метода измененияповедения стыд стоит в одном ряду с поркой и любым другим видом наказания - он не очень эффективен, так как приходит слишком поздно. Так что, если вы являетесь человеком, наказывающим себя таким образом


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: