История развития и специфика аудита в Испании




Считается, что хозяйственный учет возник примерно 6 тыс. лет назад. Он фиксировал факты хозяйственной жизни, т. е. действия и события, которые влекли или могли повлечь за собой юридические последствия.

Непосредственное регулирование основных положений, связанных с бухгалтерским учетом, началось в Средневековье. Впервые это было сделано в Испании. В этой стране в 1263 г. при царствовании Альфонса Мудрого в Кастилии был издан специальный закон об обязательном ежегодном составлении отчетности управляющими государственными предприятиями. Однако проверяющее лицо должно было быть не только хорошо подготовленным в области бухгалтерского учета, но и уважаемым членом общества, потому что именно в этом случае его мнение о том или ином предприятии могло иметь вес. Основными чертами личности аудитора были его безупречная порядочность, честность и независимость, но кроме того, он должен был уметь выслушать всех участников конфликта и, рассмотрев все бухгалтерские документы, высказать свое независимое мнение.

В Испании бухгалтерское регулирование находится в ведении Министерства экономики и финансов — созданного им Института бухгалтеров и аудиторов (ICAC) и ограничивается нормами Торгового кодекса и Закона о деятельности компаний. Бухгалтерское регулирование в Испании развивалось особенно быстро после ее присоединения к Европейскому сообществу в 1986 г. После этого очень многие сферы бухгалтерского дела подверглись значительному реформированию в целях соответствования директивам ЕС.

В Испании бухгалтерское регулирование находится в ведении Министерства экономики и финансов. Это министерство создало специальный орган для общей координации выполнения данной задачи — Институт бухгалтеров и аудиторов (ИБиА) (ICAC). ИБиА периодически публикует бюллетень, в котором появляются поправки или добавления к действующему бухгалтерскому регулированию.

Деловая активность в стране регулируется нормами Торгового кодекса и законом о деятельности компаний. В 1989 г. эти документы были скорректированы, чтобы соответствовать директивам ЕС. В том же году законодательством Испании установлен порядок предоставления бухгалтерских отчетных документов для общественного пользования. Королевский указ 1991 г. ввел в стране положения Директивы ЕС № 7 о групповых (консолидированных) бухгалтерских документах. Бухгалтерские принципы, правила составления бухгалтерских отчетов, проведения аудиторских проверок, опубликования бухгалтерской отчетности устанавливаются законодательно и излагаются в «Общем плане бухгалтерского дела» (ОПБД).

Впервые Испания взяла за образец французский общий план бухгалтерского дела (ОПБД) в 1973 г., однако испанский вариант не был столь обязателен, как в соседней стране. ОПБД 1990 г. в основном базируется на французском плане 1982 г., в котором подробно изложены основы профессиональной деятельности бухгалтера. Он включает:

* обязательные части, касающиеся бухгалтерских принципов, базы для оценок объектов учета и бухгалтерские формы документов;

* дополнительные части, в которых приведены формулировки используемых бухгалтерских терминов и изложены правила ведения бухгалтерской документации.

ОПБД включает девять других профессиональных принципов учета:

1. Разумная осторожность, согласно которой прибыли должны учитываться только после их получения, а убытки могут включаться, если прогнозируется их наступление. Это важный отличительный принцип.

2. Функциональность компании.

3. Учет. Каждая сделка должна быть зарегистрирована в бухгалтерских учетных документах так быстро, как только у компании возникают в результате нее права и обязанности.

4. Первоначальная стоимость должна служить основой для всех оценок до тех пор, пока рыночная стоимость учитываемого средства не снизится.

5. Начисление. Доходы и расходы должны показываться на момент их фактического совершения, а не на момент получения или производства платежа.

6. Сопоставимость. Насколько возможно, все расходы должны соответствовать поступлениям.

7. Отсутствие взаимопогашения активов и пассивов или доходов и расходов.

8. Неизменность методов учета. Выбранные бухгалтерские правила (критерии) не должны изменяться до тех пор, пока не произошло существенного изменения условий, определивших их первоначальный выбор. Если правила (критерии) необходимо изменить, об этом надо сообщить в годовом отчете, указав количественные и качественные последствия от сделанных изменений.

9. Материальность (существенность информации).

Годовая бухгалтерская финансовая отчетность включает в себя: балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, комментарии к ним и отчет руководства компании. Допускаются полный и сокращенный варианты отчетности.

Сокращенный баланс содержит информацию, сгруппированную в два раздела: актив и пассив. Анализируя информацию актива, можно узнать о суммах основного и оборотного капитала; расходах на предварительную оплату, краткосрочных обязательствах и др. Пассив сокращенного баланса показывает сумму собственного капитала, отсроченной прибыли, резерва на непредвиденные ситуации и платежи, сумму долгосрочных обязательств организации.

Общие принципы бухгалтерского учёта, которые компании обязаны соблюдать при составлении годовой отчётности, в основном совпадают с директивами Европейского Сообщества:

ü осмотрительность при оценке активов и пассивов: отражается только реализованная прибыль, а убытки признаются, как только о них станет известно;

ü все активы и права оцениваются по первоначальной стоимости или цене приобретения;

ü принцип действующего предприятия предполагает непрерывность функционирования компании;

ü накопительный метод: доходы и расходы должны отражаться по мере поступления товаров и услуг, а не на момент оплаты;

ü соответствие расходов доходам: чистая прибыль за год определяется путём вычитания из суммы доходов соответствующих им расходов;

ü преемственность: принятые принципы учёта должны соблюдаться в будущих отчётных периодах;

ü раздельное представление: не допускается сальдирование активов пассивами или расходов доходами (каждая строка баланса и отчётаоб убытках и прибылях должна оцениваться отдельно);

ü существенность: требования принципов не должны соблюдаться строго, если результат их применения не влияет на достоверноепредставление данных в бухгалтерской годовой отчётности.

При ведении бухгалтерского учёта в Испании пользуются следующими правилами оценки.

Основные средства должны учитываться по первоначальной стоимости и отражаться по цене приобретения, издержкам производства или рыночной стоимости, в зависимости от того, какая из этих оценок ниже. Цена приобретения включает сумму, указанную в счёте поставщика,и дополнительные расходы.

Помимо этих общих правил, к основным средствам применяются особые стандарты. Так, в стоимость земли включают расходы на её благоустройство, стоимость сноса зданий и расходы на проведение инспектирования и составление планов до момента её приобретения. Обновление, расширение или усовершенствование активов капитализируют (списывают на активы), если это ведёт к увеличению их мощности,производительности или удлинению срока эксплуатации.

Переоценку основных средств в Испании допускают лишь в случаях, предусмотренных законом для целей учёта и налогообложения. Учётный аспект переоценки заключается в увеличении стоимости активов в соответствии с лимитами, установленными законом. Это увеличение стоимости списывают за счёт резерва по переоценке, который не подлежит распределению в течение 10 лет, но может быть использован для увеличения акционерного капитала по истечении 3 лет.

Нематериальные активы оценивают по цене приобретения или издержкам производства. Правила учёта нематериальных активов аналогичны правилам учёта материальных активов в той степени, в какой они не противоречат особым правилам.

Нередко компания может оказаться в ситуации, когда нужно подавать и полный балансовый отчет, и комментарии, и сокращенную форму отчета о прибылях и убытках. В таких случаях структура обеих форм одинакова, а разница заключается только в объеме предоставляемых сведений и степени их детализации.

Отчет о прибылях и убытках информирует о прибыли и убытке от основных видов деятельности, обычных финансовых операций, от чрезвычайных операций, а также о результатах после уплаты налогов. Компании, зарегистрированные на фондовой бирже, обязаны составлять каждый квартал сводную бухгалтерскую отчетность. Консолидированная бухгалтерская отчетность обязательна для компаний, показатели которых превышают два из трех установленных условий: общий объем активов, общий объем реализации, количество работников.

Институт бухгалтеров и аудиторов имеет право и несет ответственность за решение вопросов, связанных с их работой; для этого ведется Официальный регистр бухгалтерских работников. Большинство аудиторов являются членами одной из двух профессиональных организаций: «Регистра экономических аудиторов» (РЭУ), «Института присяжных аудиторов» (ИПА).

ИБиА отвечает за контроль над деятельностью бухгалтеров и аудиторов и за решение вопросов, связанных с их работой. Для этого ведется Официальный регистр бухгалтерских работников (ОРБР). После регистрации большинство аудиторов становятся членами одной из двух профессиональных организаций:

1. Регистра экономических аудиторов (РЭУ).

2. Института присяжных аудиторов (ИПА).

Обе эти организации участвуют в подготовке аудиторских стандартов, которые, однако, не являются обязательными для специалистов, пока их официально не одобрит ИБиА.

В Испании неуклонно растет влияние частного сектора, занимающегося аудиторскими услугами, которые предоставляет Ассоциация испанских бухгалтеров и чиновников (АИБиЧ). АИБиЧ – это негосударственная организация, занимающаяся выработкой рекомендаций по вопросам бухгалтерского дела, в которую входят бухгалтеры, аудиторы и ученые. Хотя эта организация не имеет юридической поддержки со стороны властей, она пользуется в стране большим влиянием.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: