Железнодорожного транспорта




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению практических заданий по дисциплине

«ЭКОЛОГИЯ»

 

для студентов специальности

230201 «Информационные системы в металлургии»

для специализаций

«Прикладное математическое и программное обеспечение»

«Информационные системы в металлургии»

 

 

Новокузнецк


Цель практических работ:

- изучение тех разделов экологии и охраны окружающей среды, которым по балансу времени не может быть уделено достаточно внимания при изложении теоретического курса;

- изучение основных документов, регламентирующих техногенное воздействие предприятий железнодорожного транспорта и других промышленных объектов на природную среду, и выработка практических навыков работы с ними;

- изучение принципов работы и примеров технических решений устройств очистки сточных вод и отходящих газов предприятий железнодорожного транспорта;

- освоение методик расчета платежей за загрязнение окружающей среды;

- освоение способов эколого-экономической оценки и планирования природоохранных мероприятий.

 

Практическая работа № 1

Оценка ущерба от загрязнения водоёмов объектами

железнодорожного транспорта

Цель работы: освоение метода оценки экологического ущерба путем расчета платежей за загрязнение водоемов при сбросе сточных вод.

Экологический ущерб – это понижение качества (полезности) окружающей среды вследствие ее загрязнения. Ущерб выражается суммой дополнительных затрат по воспроизводству и восстановлению качества природных ресурсов в данном регионе до уровня, предшествующего осуществлению загрязнения от рассматриваемого объекта. В настоящее время оценка годового экономического ущерба, нанесенного окружающей среде сбросами загрязняющих веществ в водоемы, выбросами в атмосферу или промышленными отходами предприятий осуществляется с учетом платежей за его компенсацию, установленных предприятиям-загрязнителям в соответствии с действующим законодательством.

Платежи не являются ни наказанием за сбросы отходов (штрафом), ни разрешением ухудшать экологическую ситуацию региона в пределах финансовых возможностей промышленного объекта. Основное назначение такой реакции общества – стимулировать усилия предпринимателей на внедрение более совершенных малоотходных и экологически щадящих технологий на основном производстве и более эффективных методов и устройств очистки выбросов и сбросов.

В результате производственной деятельности различные объекты железнодорожного транспорта (депо, ремонтные заводы, промывочно-пропарочные станции и др.) сбрасывают сточные воды, различные по структуре и происхождению и подлежащие очистке от примесей. В зависимости от условий происхождения различают три основных вида сточных вод:

А. Бытовые (хозяйственно-фекальные). Они образуются при эксплуатации туалетов, душевых, столовых, прачечных, мытье полов и т.д. Эти воды содержат около 60 % органических и 40 % минеральных примесей.

Б. Атмосферные (поверхностные) сточные воды формируются в результате выпадения осадков. Дождевой, талой или поливочной водой вредные вещества смываются с территории предприятий и крыш зданий, а также с подвижного состава.

В. Промышленные (производственные) стоки образуются в депо и на других ремонтных предприятиях в результате обмывки подвижного состава и его деталей, а также при других производственных операциях.

Краткие сведения о загрязнении водных ресурсов предприятиями железнодорожного транспорта приведены в таблице 1.

Таблица 1- Предприятия - загрязнители водных ресурсов на железнодорожном транспорте

Предприятия Загрязняющие вещества
Вагонные и локомотивные депо; ремонтные заводы Нефтепродукты, кислоты, щелочи, соли тяжелых металлов, шлак, песок и др.
Щебеночные заводы Взвешенные вещества, нефтепродукты и др.
Промывочно-пропарочные станции (ППС) Нефтепродукты, ПАВ (поверхностно-активные вещества), взвешенные вещества, фосфаты, БПК, тетраэтилсвинец и др.
Шпалопропиточные заводы (ШПЗ) Фенолы, взвешенные вещества, сухой остаток, хлориды, нитраты и др.
Дезинфекционно-промывочные станции (ДПС) Остатки грузов (навоз, солома), дезинфицирующие вещества (каустическая сода, хлорная известь и др.), бактерии
Прочие предприятия (автобазы, склады ГСМ, ремонтные мастерские и др.) Взвешенные вещества, нефтепродукты

 

Физическая масса годового сброса (фактический сброс) i-ой примеси, т/год, определяется из следующего соотношения:

mi = ci⋅V⋅10−3, (1.1)

где ci – среднегодовое значение концентрации i-го вещества, определяемое регулярным лабораторным анализом, мг/л;

V – объем годового сброса сточных вод, тыс. м3.

Платежи предприятия за нормативный сброс i-го загрязняющего вещества в водоемы, тыс. руб./год, определяются зависимостью:

Пнi = Пуднi mi 10-3 при Сi.. ⋅i≤ ПДКi(mi≤ mнi), (1.2)

Пнi = Пуднi mнi 10-3 при Сii> ПДКi(mi> mнi), (1.3)

где ПДКi − предельно-допустимая концентрация i-го загрязняющего вещества. Под предельно-допустимой концентрацией (ПДК) загрязняющего вещества понимается концентрация загрязняющего вещества в единице природной среды, которая не оказывает отрицательного (прямого или косвенного) воздействия на живой организм;

Пуд.нi – ставка платы за сброс 1 т i-го загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов сбросов, руб.;

mнi – масса нормативного сброса i-го загрязняющего вещества, т/год; определяется по формуле:

mнi = ПДКi⋅V⋅10−3 (1.4)

Ставка платы, руб./т, за нормативный сброс i-го загрязняющего вещества определяется по формуле:

Пуд.нi = Нбл.i⋅Кэ.вод⋅Ки, (1.5)

где Нбл.i − базовый норматив платы за сброс i-го загрязняющего вещества, руб./т;

Кэ.вод – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости поверхностного водного объекта; для рек бассейна Енисея К э.вод = 1,7;

Ки – коэффициент индексации (утверждается по каждому году Минприроды России по согласованию с Минфином и Минэкономики России). В практической работе принимается Ки = 1.

Плата за сверхнормативный сброс i-го загрязняющего вещества взимается в пятикратном размере и определяется путем умножения соответствующей ставки платы на разницу между фактическим и нормативным сбросом i-го загрязняющего вещества:

 

Пснi = 5 Пуднi (mi - mнi) 10-3 при Сi > ПДКi (mi > mнi). (1.6)

Псн.i = 0 при Сi ≤ ПДКi (mi ≤ mнi).

 

Суммарные платежи предприятия за сброс сточных вод определяются по формуле

 

П = Σ Пнi + Σ Пснi (1.7)

 

При сбросе загрязняющих веществ в канализацию предприятие-загрязнитель заключает на некоторый период времени (как правило, на год) договор с владельцем канализации и платит ему определенную сумму за очистку сточных вод при условии, что концентрация загрязняющих веществ в них не превышает ПДК. В случае превышения дополнительно взимается плата за сверхнормативный сброс. Значения ПДК и ставка платы устанавливаются в договоре.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: