Педагогическое взаимодействие, функции и структура.




Тема «Педагогическое общение как основа воспитательной деятельности в детском саду»

План.

1. Личность воспитывается личностью. Значение личностных качеств в педагогической деятельности.

2. Педагогическое взаимодействие, функции и структура.

3. Типы педагогического отношения.

4. Социальная перцепция педагога детского сада.

5. Влияние педагогического отношения на социальную перцепцию

 

Личность воспитывается личностью. Значение личностных качеств в педагогической деятельности.

 

Великий педагог К. Д. Ушинский писал, что в воспитании все
должно основываться на личности воспитателя, потому что
воспитательная сила изливается только из живого источника —
человека.

И ни уставы, ни программы, никакой искусственный
организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может
заменить личность в деле воспитания. Только личность может
воздействовать на развитие и определение личности, только
характером можно сформировать характер.

Педагогический опыт многих поколений учителей и воспитателей, специальные исследования подтверждают это. В педагогическом деятельности личность самого педагога имеет особо важное, первостепенное значение. Личность воспитывается личностью.

Личность воспитателя многогранна.

Какие же из его личностных качеств особенно значимы для педагогической деятельности, без которых воспитатель не может состояться?
Известный педагог XVIII в. И. Г. Песталоцци считал
необходимым, чтобы отношения воспитателя к детям были чисто
родительские, совершенно подобные истинным семейным отношениям. На этом я строил свои планы.

«С раннего утра до самой ночи, все время, — писал классик
педагогической мысли, — мои дети должны были видеть на моем
лице и догадываться по моим губам, что всем сердцем я с ними, что
их счастье — мое счастье, а их радость — моя радость»

На наличие у воспитателя любви к детям, внутреннего единения с ними, высоких нравственных качеств указывали и другие педагоги многих стран мира.

 

Так, прогрессивный деятель образования Франции
конца XIX- начала XX в. П. Кергомар, характеризуя условия, в
которых возможен успех в деятельности воспитателя, его авторитет
у детей, пишет:

«Как только он (ребенок — Е. П.) поймет, что мы в
одно и то же время добры и сильны, что мы заботимся о нем
разумно и с любовью, он побежден и отныне всецело находится под
нашим влиянием»

Педагогическое взаимодействие, функции и структура.


Педагогическое общение... Как без него воздействовать на сердце и ум ребенка?

Оно неразрывно с деятельностью воспитателя. А вот углубленное, специальное изучение педагогического взаимодействия началось не так давно.

Первая популярная книга для педагогов, посвященная этой проблеме,
известного лингвиста и психолога А. А. Леонтьева
«Педагогическое общение» вышла в 1979 г. Сейчас же работ по этой важной проблеме уже немало. Педагогическое
взаимодействие стало предметом активного исследования в
последние годы как в нашей стране, так и за рубежом (А. А.Бодалев, Б. А. Кан-Калик, Я. Л. Коломинский, С. В. Кондратьева, А. В. Мудрик и др.).

Функции педагогического взаимодействия разнообразны. Вступая в педагогическое взаимодействие, воспитатель выступает и как носитель значимой для ребенка информации, стремящийся приобщить его к ней, и как человек, познающий других людей (прежде всего своих воспитанников, их личностную микросреду), оказывающий воспитательное воздействие на своих питомцев, и как организатор, руководитель детской деятельности.
Педагог не останется равнодушным ни к плачущему ребенку,
ни к смеющемуся над бедой сверстника воспитаннику. В процессе
педагогического взаимодействия он попытается воздействовать на
их эмоциональную сферу, скорректировать ее. Своим общением с
детьми он будет стремиться к созданию в группе мажорного тона,
атмосферы радости.

В числе важных функций педагогического взаимодействия — регулирование взаимоотношений, создание
благоприятного для развития каждого ребенка психологического
микроклимата в группе детского сада.

 

В настоящее время все чаще педагогическое взаимодействие рассматривается как целостная система, включающая внутренние и внешние компоненты.
Внешний — включает в себя поведенческие параметры взаимодействия: речевое (вербальное) поведение педагога, лексику его
высказываний, характер оценочных суждений; невербальное
поведение (экспрессивно-мимический и пантомимический
компоненты обращения к детям); стиль поведения (авторитарный,
демократический и др.).
То, какого рода воздействия преобладают
у педагога (жесткие либо мягкие, улыбка или безразличие на лице,
каково содержание обращений к детям), «выдаст» отношение его к детям.
Внутренний компонент составляет ценностные ориентиры
педагога, установки, отношение к детям, социальная перцепция,
эмпатия и др.
В реальной жизни внешний и внутренний компоненты
педагогического взаимодействия тесно переплетены.

Совершенствование педагогического взаимодействия
предполагает проникновение в тайны каждого его компонента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: