Основы обучения дошкольников ходьбе на лыжах




Городское методическое объединение инструкторов по физической культуре МДОУ г. Шадринска

Практическое занятие «Формирование у старших дошкольников положительной мотивации к освоению ходьбы на лыжах»

(проводится на городской лыжной базе)

Цель. Развитие профессиональной компетентности педагогов в теоретическом и практическом аспектах;популяризация лыжного спорта; приобщение к ценностям ЗОЖ.

Информационная часть.

Вступительное слово

Лыжи на территории нашей страны появились давно. Племена, населявшие север нашей страны, уже в конце третьего и начале второго тысячелетия до нашей эры пользовались лыжами для передвижения по глубокому снегу. Лыжи использовались для охоты и в военных целях, а затем как упражнения, развивающие силу и физические качества человека. В России издавна стар и млад пользовались лыжами для развлечения и отдыха. Дети, подражая взрослым, рано начинали ходить на лыжах.

Уже в начале нашего столетия передовые педагоги начинают все больше и больше уделять внимание лыжному спорту детей.

Передвижение на лыжах вполне доступно детям, лыжи – прекрасное средство физического развития ребенка. Ходьба на лыжах упражняет в балансировании тела и быстром беге, требует умения ставить ноги параллельно и сохранять это положение при скольжении, способствует укреплению связок голеностопных суставов и развитию точных и ловких движений, а умеренный холод является прекрасным возбудителем мышц и средством закаливания.

Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта.

Преимущество зимнего катания на лыжах:

1. Чистый, морозный воздух закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. При передвижении на лыжах работают все основные группы мышц, усиливается дыхание и кровообращение. Красивая природа создает хорошее настроение, положительно влияет на нервную систему. Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить развитие плоскостопия. Катание на лыжах способствует развитию пространственных ориентировок, координации движений.

2. Общение педагога и детей в процессе совместной спортивной деятельности на занятиях и досуговых мероприятиях способствует развитию и закреплению двигательных навыков и умения ходьбы на лыжах, развитию познавательных способностей детей, расширению их кругозора, а также воспитанию положительных черт характера.

3. Игры, праздники, катание на лыжах, отдых всей семьей позволяют педагогу органично создавать ситуацию успеха, а детям – переживать чувства эмоционального благополучия, поддерживая тем самым интерес к лыжному виду спорта и желание вновь достичь хороших результатов.

Основы обучения дошкольников ходьбе на лыжах

В дошкольном образовательном учреждении при наличии условий и оборудования детей начинают обучать передвижению на лыжах со второй младшей группы.

Работа начинается с беседы, во время которой в доступной форме необходимо рассказать детям о значении занятий, о правильном подборе одежды, обуви, лыж, правилах хранения лыжного инвентаря и уходе за ним. Детей учат переносить лыжи: на плече, под рукой, в руке; надевать и снимать лыжи.

Обучение передвижению на лыжах проводится в следующей последовательности:

* ступающий и скользящий шаг без палок,

* повороты на месте (вокруг задников и носков) и в движении («переступанием», «плугом», «полуплугом»),

* торможение,

* подъем на горку (обычным шагом, «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой»),

* спускам с горки («лесенкой», в низкой, средней и высокой стойке),

* попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ход с палками.

Сначала дети передвигаются на лыжах без палок. Это способствует выработке координации движений рук и ног, выработке равновесия. Несвоевременное использование палок затрудняет передвижение, побуждает ребенка «висеть» на них, что может привести к травмам.

Обучение передвижению на лыжах происходит поэтапно с использованием показа образца движения и объяснения последовательности двигательного действия.

Прекрасное обучающее воздействия оказывает рассматривание иллюстраций, слайдов, которые дают представление о правильной ходьбе на лыжах. Навыки передвижения на лыжах закрепляются в подвижных играх «Догонялки», «Шире шаг», «Встречная эстафета», «Не задень» и др.

Занятия с детьми старшего дошкольного возраста целесообразнее проводить по подгруппам (8-10 человек). Первая подгруппа с инструктором физического воспитания занимается лыжами, вторая в это время катается на санках или играет в снежки, лепит постройки из снега и т.д. Потом подгруппы меняются.

Занятия проводятся при температуре воздуха -8-12º С, полном безветрии и сухом, рассыпчатом снеге. Лучшее время для проведения занятий с детьми – 10-12 часов дня. Занятия в эти часы (часы прогулок) укладываются в режим детского учреждения. Продолжительность лыжных занятий в старшей группе 20-25 мин., в подготовительной – 25-30 мин. Продолжительность занятий зависит и от степени овладения детьми двигательным навыком передвижения на лыжах.

Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Основной целью вводной части является подготовка организма к выполнению предстоящей физической нагрузки, так называемое «разогревание» организма, которое к тому же является и психологической подготовкой к выполнению последующих заданий, дисциплинирует детей, помогает собрать внимание, повысить эмоциональный тонус.

Задачами основной части являются обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, совершенствование ее, развитие ловкости, решительности, смелости.

Основной задачей заключительной части являются постепенное снижение нагрузки, подведение итогов, организованный переход к новым видам деятельности.

После того как все дети группы научатся хорошо ходить на лыжах, можно устраивать для них прогулки за пределами участка дошкольного учреждения — в парке, в лесу, на стадионе. Длительность прогулок — от 30 до 60 мин. Дети старшего дошкольного возраста способны участвовать и в туристических прогулках. К участию в них важно подключать родителей, которые могут также закреплять полученные детьми навыки в выходные дни.

Практическая часть.

 

Инструкторы по физкультуре в ходе лыжной прогулки в лес отрабатывают и закрепляют на практике полученные знания.

Лесной пикник

Организуется чаепитие на свежем воздухе.

В завершение встречи педагоги получают памятки – буклеты «Обучение ходьбе на лыжах в детском саду».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: