Развитие экологического туризма в Республике Бурятия




Байкальский регион, определяемый обычно по границам водосборного бассейна озера Байкал и включающий территории трех субъектов России - Иркутской и Читинской областей и Республики Бурятия, считается одним из главных центров экологического туризма. В числе первых в России озеро Байкал было включено в 1996 г. в перечень объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. В 1999 г. был принят Федеральный закон «Об охране озера Байкал»[18].

С момента своего возникновения туризм был органично связан с идеей необходимости сохранения природы и выступал активным ее защитником. В самодеятельном туризме на Байкале сложились экологические традиции, которые поддерживаются до настоящего времени. Здесь развивались многие виды туризма, которые ныне относятся к категории экотуризма.

Прежде всего, это виды активного туризма в условиях природной среды: пеше-горные походы и восхождения, альпинизм и скалолазание, лыжные походы, сплав по горным и равнинным рекам, спелеологические экспедиции, яхтинг, рыболовство, ботанические, фаунистические и минералогические экскурсии и другое. Ныне это направление получило новый импульс, но вместе с тем появились новые формы, такие как движение экологических добровольцев. Волонтеры приезжают из многих стран с целью оказать помощь национальным паркам и заповедникам в организации экологических работ, просвещении местного населения, отдыха. Возникли на Байкале и местные экологические организации, которые видят основную перспективу развития Байкальской природной территории в эко-туризме. Появились возможности для развития горнолыжного туризма.

Туристское движение в 1970-1980 гг. стало достаточно массовым явлением, что в ситуации отсутствия условий для охраны ресурсов неизбежно привело к увеличению нагрузок на экосистему озера Байкал и деградации части ландшафтов. С целью снижения антропогенного воздействия и защиты природных ресурсов в регионе был организован ряд особо охраняемых природных территорий[19].

Создание национальных парков и заповедников позволило снизить давление туризма на природную среду, но в целом проблема не была решена, так как многие популярные у туристов территории не имели режима охраны и по-прежнему испытывали возрастающую нагрузку, что в ряде случаев привело к серьезным нарушениям естественных процессов. В 2001 г. в Кабанском районе были впервые созданы особо охраняемые природные территории с разрешенной рекреационной деятельностью местного значения - рекреационные местности «Лемасово» и «Байкальский прибой - Култушная». С целью создания механизма управления территориями была организована единая дирекция и разработан план управления.

В 1990-х гг. Байкальский регион и Бурятия в том числе стали центром притяжения для специализирующихся в области экотуризма организаций и международных экспертов, которые реализовали здесь несколько экотуристских проектов. Байкал стал своего рода модельной экотуристской территорией, где получил развитие процесс сотрудничества, начавшийся с отдельных попыток использования экотуристских технологий для охраны окружающей среды на конкретных туристских маршрутах и приведший в итоге к реализации серьезных международных программ. Вот только некоторые из них[20].

В 1993-1997 гг. в рамках Программы Дэвиса был реализован проект «Развитие экотуризма в Байкальском регионе. Экотуризм - советы, мотивы и принципы бизнеса». В ходе проекта был выполнен целый ряд мероприятий, в том числе первичная оценка экотуристского потенциала Байкала, описание местных туристских услуг, издание путеводителя.

В 1994-1995 гг. японский Фонд развития политических и гуманитарных ресурсов человечества (PHRD Fund) через Всемирный банк финансировал разработку «Генерального плана развития экотуризма в регионе озера Байкал». Проект Плана был разработан английской консалтинговой фирмой Environmental Resources Management (ERM). В ходе проекта были проведены исследования и оценка потенциала t развития экотуризма и выработаны рекомендации по его развитию., Особенно полезным было то, что в результате исследований ресурсов, озера Байкал был определена рекреационная емкость - 2 млн. человек в год. В полном объеме План не был принят к исполнению в связи с отсутствием необходимых средств, некоторые его фрагменты ныне используются при подготовке региональных программ развития туризма и законопроектов.

В 1997-2000 гг. на Байкале было осуществлено несколько проектов по экотуризму, поддержку которым была оказана Программой РОЛЛ (Распространение опыта и результатов природоохранных проектов) за счет средств Правительственного агентства США по международному развитию.

Один из них, проект «В&В&В» (Bed & Breakfast & Baikal) осуществлялся в 1997-1998 гг. и предусматривал внедрение в Байкальском регионе английского опыта приема туристов в частных домах с предоставлением услуг «Ночлег и завтрак», а также обучение местных жителей основам организации приема. Проект выполнялся Бурятским региональным объединением по Байкалу[21].

Второй проект «ПДИ - путь к балансу на Байкале» выполнялся в 1998-1999 гг. В рамках проекта проводились мероприятия по обучению и внедрению на территориях Забайкальского и Прибайкальского национальных парков методологии «Пределы допустимых изменений», применяемой при планировании и организации туризма в национальных парках США, Канады и Европы. Проект также выполнялся Бурятским региональным объединением по Байкалу.

Кроме того, при поддержке РОЛЛ были реализованы проекты по развитию сети экологических троп, изучению экологических традиций и изданию экологической литературы. Среди них:

· «Создание сети экологических троп на территории Байкальского Участка Мирового Наследия ЮНЕСКО» по созданию и благоустройству экологических троп в Тункинском, Северо-Байкальском и Баргузинском районах Бурятии. Проект осуществлялся экотуристским клубом «Фирн».

· «Правовое зонирование рекреационных территорий на побережье Байкала Бурятии». В рамках проекта производилась оценка правовой базы, описание туристских ресурсов и создание ГИС в Кабан-ском, Баргузинском и Прибайкальском районах. Выполнялся Бурятским региональным объединением по Байкалу.

В 1998-1999 гг. осуществлялся проект «Байкальский информационно-консультационный центр туризма». Проект был направлен на создание основ информационного обеспечения туризма, стимулирование развития партнерских связей туроператоров Байкальского региона с туроператорами России и зарубежных стран. В ходе проекта впервые был создан банк информации, необходимой для организаторов туризма, была оказана методическая помощь органам местного самоуправления в развитии туризма, начато издание специальных информационных бюллетеней, в которых освещался ход развития туризма, был проведен ряд обучающих семинаров по основам организации туризма для местного населения Прибайкалья. Также был издан первый в Байкальском регионе полный Каталог туристских фирм и средств размещения. Поддержка проекту была оказана Фондом Евразия. Проект выполнялся Байкальской региональной ассоциацией туризма.

В 1998-2002 гг. Глобальным Экологическим Фондом (ГЭФ) в рамках Программы «Сохранение биоразнообразия в Российской Федерации» было профинансировано несколько проектов, связанных с экотуризмом. Наиболее крупные из них - это проекты «Подготовка условий для организации природного парка «Посольский сор» и «Создание Байкальской информационной системы экологического туризма».

Первый проект выполнялся в 2000-2001 гг. и был направлен на создание условий по сохранению природных ресурсов наиболее неблагополучного в экологическом отношении залива озера Байкал -Посольский сор. В ходе проекта впервые на Байкале был разработан План управления развитием туризма на природной территории с использованием методики Пределов Допустимых Изменений и рекомендаций Всемирной туристской организации, проведены маркетинговые исследования в зонах туризма, присвоен статус ООПТ двум зонам туризма «Байкальский прибой - Култушная» и «Лемасово»[22].

Второй проект осуществлялся в 2001-2002 гг. и был направлен на создание информационной системы экологического туризма с использованием современных электронных технологий, продвижение услуг на рынках туризма, издание учебного пособия по экотуризму. В ходе проекта создана информационная система «БИСТУР» в Интернет, облегчающая поиск нужной информации, проведен ряд семинаров по организации экотуризма для местного населения. В реализации данного проекта приняли участие Комитет по туризму и органы местного самоуправления, при финансовом и консультативном содействии которых созданы информационные центры в Иволгинском, Му-хоршибирском, Прибайкальском, Тункинском, Баргузинском, Северо-Байкальском, Тункинском, Кабанском районах и г. Улан-Удэ.

Оба проекта выполнялись Байкальской региональной ассоциацией туризма при поддержке Государственного комитета Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту.

В 2001-2002 гг. выполнялся проект по разработке «Правил организации туризма и отдыха в Центральной экологической зоне озера Байкал». Данный проект был направлен на реализацию Статьи 12 Закона РФ «Об охране озера Байкал» и предусматривал разработку и введение экологических паспортов на всей территории центральной экологической зоны озера Байкал. Осуществлялся общественной организацией «Гражданская информационная инициатива».

В 2001-2002 гг. осуществлялся проект по созданию Атласа охраняемых природных территорий бассейна озера Байкал. Атлас содержит информацию о существующих (9 заповедниках и особо охраняемых территорий, 9 национальных парках, 27 заказниках и природных резерватах, 154 памятниках природы) и планируемых охраняемых природных территориях. Проект также выполнялся, общественной организацией «Гражданская информационная инициатива».

Некоторые проекты, получившие признание в Байкальском регионе и других регионах России, реализуются за счет местных ресурсов. Вместе с тем организациями, инициирующими эти проекты, ведется работа по поиску средств для их полномасштабной реализации. Среди них проект «Большая Байкальская тропа», который предусматривает использование на Байкале опыта организации Тропы Аппалачи, имеющей статус национальной пейзажной тропы США. По замыслу Большая Байкальская тропа должна стать самым длинным пешеходным маршрутом и получить статус национальной тропы России. Ее протяженность - более 2000 км. Тропа проходит через территории 7 районов Иркутской области и Республики Бурятия и разделена на 15 участков.

Проект «Чайный путь» предусматривает использование историко-культурного наследия караванного торгового пути, связывавшего в 17-19 вв. Россию, Монголию, Китай и Аляску (США), для создания нового международного туристского направления. Проект имеет многоплановый характер и собственную концепцию развития и имеет перспективы развития в качестве основного туристского направления, связывающего Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В ходе реализации проекта прошло несколько международных конференций и встреч, намечаются практические шаги по его реализации, а туристскими фирмами Москвы, Сибири, Китая и Монголии создаются программы на «Чайном пути»[23].

Туризм на Байкале традиционно рассматривается как явление межрегионального характера, как активный интегрирующий фактор, что неоднократно отмечено в документах региональных, российских и международных научно-практических мероприятий. Эту территорию объединяет единое туристское пространство, поскольку в большинстве проектов, как правило, принимают участие специалисты двух субъектов федерации: Республики Бурятия и Иркутской области.

В этом плане определенным достижением также можно считать создание Координационного Совета глав прибрежных администраций озера Байкал, включающего муниципальные образования Иркутской области и Республики Бурятия, целью которого является координация действий в области развития территорий и природопользования. Важным направлением деятельности Совета является стимулирование развития экологического туризма.

Принципы экологичности, устойчивого развития, эффективности и социального партнерства используются при формировании туристской политики в Республике Бурятия, в том числе при совершенствовании нормативно-правовой базы. Так, в республиканском законе «О туризме» приоритетными видами признаны экотуризм и его подвид агротуризм. Меры по развитию экологического туризма предусмотрены республиканскими целевыми программами по развитию туризма и курортов.

Согласно принятой в 2003 г. Концепции развития туризма в Республике Бурятия осуществляется разработка Генеральной схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма и Генерального плана развития, основными целями которых является:

· определение предельно допустимых нагрузок на сложившиеся социально-экономические, культурно-исторические, экологические взаимосвязи в регионе;

· обеспечение максимальных экономических выгод от развития туризма путем разработки бизнес-планов развития зон туризма и отдыха, предусматривающих необходимость сохранения природного и культурного наследия;

· всемерное содействие в продвижении инвестиционных проектов, при разработке которых учитывается общая экологическая направленность туристской политики.

В целом считаем, что развитие туризма в условиях Байкальской природной территории, увеличение его влияния на общество и природу региона требует осуществления сбалансированной, гибкой политики, учитывающей и отражающей как интересы экономического и социально-культурного развития, так и интересы сохранения природных ресурсов, являющихся основой этого развития.

Цель региональной политики - это создание долговременных условий, обеспечивающих достижение наибольших социально-экономических результатов на основе туризма, использование содержащихся в природе туризма стимулов для сохранения, возобновления и развития ресурсов, сохранение гармоничных отношений между интересами экономики и экологии[24].

 

Выводы по второй главе

 

Хотя на первый взгляд, развитие туризма это многообещающее будущее экономики республики, важно знать, что в настоящее время существует ряд проблем, которые препятствуют обеспечению устойчивого развития региона в общем и которые требуют создания долгосрочных условий для развития собственно туризма.

Ключевая проблема, с которой связаны все проблемы, препятствующие эффективному развитию туризма в регионе, состоит в отсутствии опыта организации развития туризма в условиях рынка и экологических ограничений.

Отсутствие необходимых нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней, предусмотренных Федеральным законом «Об охране озера Байкал» и регламентирующих охрану и использование рекреационных ресурсов БПТ.

Отсутствие стратегии развития туризма, в соответствии с которой туризм интегрировался бы в планы регионального социально-экономического развития в комплексе с развитием сельского хозяйства, лесной промышленности, транспорта, культуры и других сфер деятельности.

Недостаточный учет существующей системы управления, социально-экономических интересов местного населения, заинтересованных туристских структур.

Отсутствие механизма привлечения в сферу туризма инвестиций из региональных, российских, зарубежных источников.

Отсутствие механизмов использования рекомендованных международными природоохранными организациями норм предельно допустимых нагрузок, проведения мониторинга состояния рекреационных ресурсов и влияния рекреационных нагрузок на состояние экологических систем.

 


Заключение

 

Проведя исследование состояния и развития туризма на Байкальской природной территории можно сделать следующие выводы.

Индустрия туризма должна поддерживать проекты, которые учитывают культурные и другие особенности местного населения, берегут культурное наследие наций. Доходы от туризма следует направлять на сохранение историко-культурных памятников, обычаев, национальных традиций. В настоящее время положительное влияние туризма на процесс возрождения и сохранения культурного наследия в республике пока незначительно. В качестве объектов туристского показа фигурирует небольшое количество профессиональных и народных произведений культуры и искусства. В тоже время большое их количество находится вне поля внимания, как организаторов туризма, так и туристов. Крайне неразвито производство сувенирной продукции, отражающей национальный колорит, фольклор. Ведь ее производство - это сохранение и процветание народных и художественных промыслов, а приобретение ее туристами - это экспорт культурного продукта, национального колорита и самобытности. С одной стороны, это содействует распространению произведений национальных культуры и искусства по каналам туризма и таким способом привлечению внимания к республике, с другой стороны, содействует созданию стабильных источников финансирования местных культур, а также вовлечению незанятого населения в смежные с туризмом отрасли экономики.

Во многих регионах и странах развитие туризма рассматривается как альтернативное другим видам деятельности использование территории. Для республики Бурятия, относящейся к числу регионов, слабо адаптированных к рыночным условиям, а по большинству экономических показателей - к кризисным, туризм может выступить как инструмент поддержания социально-экономической устойчивости территории и естественного развития сообщества. Особенно это актуально для прибрежных районов, расположенных в центральной экологической зоне озера Байкал и характеризующихся ростом основных показателей туризма (количество туристов, инвестиции, доходы, занятость). Все это повышает интерес и формирует новые требования со стороны государственных органов управления и органов местного самоуправления к совершенствованию механизмов территориального управления на основе понимания перспектив устойчивого развития региона в условиях экологических ограничений.

Однако недооценка значимости туристского комплекса, вызванная отсутствием подхода к нему как к единому целому, является существенным тормозом устойчивого развития территории. Неблагоприятно складывающаяся система приоритетов в широком спектре практических инициатив - от реальной экономической политики правительств и администраций до распределения частных инвестиций во многом базируется на размытости статистики туризма и неразвитости анализа его экономического воздействия.

Степень прямого и косвенного воздействия туризма на социально-экономическое развитие регионов является пока неразработанной в силу отсутствия единой методики оценки вклада туризма в народное хозяйство. Определение таких базовых показателей, как государственные доходы и занятость, прибыль, налоги, туристские расходы, потребление будет способствовать выявлению роли туризма как важного экономического фактора в производстве товаров и услуг для туристского потребления.


Список использованных источников

 

География международного туризма: Страны СНГ и Балтии: Учеб. Пособие/Авт.-сост. Л.М. Гайдукевич, С.А. Хомич, Я.И. Аношко и др. – Минск: Аверсэв, 2004.-252 с.,илл.

Природа и человек» Ежемесячный научно-популярный иллюстрированный журнал Шумова Т. Экотуризм в заповедниках. «Природа и человек» («Свет»).- 2006.- №6.- с. 58-59.

3. Туризм в Бурятии [Текст]: стат. сб. – Улан-Удэ: Бурятстат, 2005.- 65 с.

4. Устойчивое развитие туризма: направления, тенденции, технологии [Текст]: материалы 1 междунар. Науч.-практ. конференции. (Улан-Удэ, 25-27 мая 2005 г.) – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005.- 412 с.

5. Биржаков, М. Б.: Введение в туризм: Учебное пособие. Изд-во Герда, 2004. — 37 с.

6. Дабаин Б.: Туризм в Бурятии: истоки, реалии, перспективы// "МК" в Бурятии. - 2008. - 21-28 мая. - С. 8-9.

7. Измайлов А.В., Дамбуева Е.Е., Жамбалова С.Ш.: Развитие экологического туризма в республике Бурятия: история и перспективы//Устойчивое развитие туризма: направления, тенденции, технологии: Материалы I Международ. науч.-практ. конф. 25-27 мая 2005 г., г. Улан-Удэ. – Улан-Удэ, 2005. – С. 92-98.

8. Калихман А.Д. и др. Методика «Пределов допустимых изменений» на Байкале.- участке Всемирного наследия ЮНЕСКО.- Иркутск: Оттиск, 1999.- 100 с. (А.Д. Калихман, А.Д. Педерсен, Т.П. Савенкова, А.Я. Сукнёв).

9. Ланина И.: Каким быть туризму в Бурятии// Деловой мир Байкала. - 2008. - 11 марта. - С.1.

10. Максанова Л.: Турист – наш самый желанный гость // Мир Байкала.- 2005.- № 6.- С.32-33.

11. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме. — М.: Финансы и статистика, 2000.

12. Самойленко А.А. География туризма [Текст]: учеб пособие / А.А Самойленко. - Ростов –н / Д: «Феникс», 2006.- 368 с.: ил. – (Высшее образование).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: