Северным Возрождением мы называем искусство Нидерландов (Голландии), Германии, Франции XV- XVI веков. На севере Европы, в отличие от Италии, художники не знали античного искусства и в своем творчестве скорее продолжали традиции готики с ее эмоциональностью, глубокой верой. Кстати слово «готика» ввели в употребление как раз итальянцы, которые считали это искусство уродливым. И в этом они противоположены мастерам из Нидерландов и Германии. Но с итальянским Возрождением их объединял интерес к человеку и реальной жизни.
На картинах художников Северного Возрождения люди не так красивы, как те, что нарисованы, у Рафаэля, не так сильны, как у Микеланджело, но изображены с уважением к их личности, внутреннему миру. Итальянские художники создают картины все более светского характера. У северян сохраняется религиозный дух средневековья. Примерно в одно время были написаны картины «Поклонение волхвов» итальянцем Боттичелли и немцем Хансом Мемлингом. Если второй передает евангельский сюжет в соответствии со средневековыми традициями, то у Боттичелли мы видим вполне светскую сцену, где изображены члены семьи Медичи, другие известные флорентийцы и даже он сам (справа в желтом плаще).
У людей на картинах нидерландцев больше одухотворенности и почти детской веры чем у итальянцев. Таковы пастухи на картине «Поклонение пастухов» у Гуго ван дер Гуса. Мы видим, как озаряются их грубоватые лица восхищением от созерцания младенца Христа. Люди на портретах Рогира ван дер Вейдена углублены в себя, словно пребывают в непрерывном общении с Богом. А страдания Христа показаны достаточно натуралистично в традициях интернациональной готики.
У художников Северного возрождения, кроме умения показать внутренний мир человека, поражает обилие деталей, та тщательность, с которой изображены предметы, находящиеся даже на большом расстоянии. Это было продолжением средневековых традиций, так как те или иные предметы имели символическое значение на языке христианства (роза, лилия связывались с Богоматерью, четки — знак благочестия и т.д.). Но с другой стороны в тонкой проработке деталей ощущался интерес к земному миру.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ:
Наиболее выдающиеся образцы искусства Северного Возрождения представлены фламандо-голландской и немецкой живописью.
В Нидерландах и Фландрии это, прежде всего, Ян ван Эйк, Хуберт ван Эйк, Робер Кампен, Гуго ван дер Гус, Рогир ван дер Вейден, Ханс Мемлинг. Мастера «второго эшелона» — Гертген тот Синт Янс, Квентин Массейс, Бернар ван Орлей. Образцы более позднего периода — творчество Босха и Брейгеля, а также Иоахима Патинира, Адриана Изенбранта, Яна Провоста, Яна ван Скорела, Корнелис Энгелбрехтсен, Артген ван Лейден.
В Германии — Альбрехт Дюрер, Маттиас Грюневальд, Лукас Кранах старший, Альбрехт Альтдорфер, Ганс Гольбейн, Ханс Бальдунг, Вольф Губер, Мастер M. S. и другие (См. также Дунайская школа живописи)
В Швейцарии — Ганс Гольбейн (Базельского периода, 1515—1532), Никлаус Мануэль по прозвищу Дёйч (Дойч), Ханс Леу младший, Ханс Фрис и Урс Граф.
Во Франции — художники Жан Фуке, Жан Клуэ, Франсуа Клуэ, Жан Гужон, Марк Дюваль, Франсуа Кенель, представители династии придворных художников Дюмустье: Даниель Дюмустье, Косм Дюмустье, Жоффруа Дюмустье, Этьен Дюмустье; ранний Рогир ван дер Вейден. Оригинальным представителем эпохи, не вписывающимся в традиционные рамки представлений о стилях, был Жан Дюве. Своими экспериментами на грани музыки, тайнописи и живописи известен композитор Бод Кордье.
В Великобритании — Уильям Шекспир, знаменитый своими сонетами, трагедиями и комедиями, художник-миниатюрист Исаак Оливер.