Природное и социальное в человеческом сообществе




Тема: История Древнего мира

Лекция №1

Введение в историю.

История - сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Отцом истории как науки считается Геродот, написавший трактат «История», описывающий греко-персидские войны.

Геродот(484 г. до н.э.- 425 г. до н.э)

История повествует нам о прошлом и о том, какую роль в определенных событиях сыграл один человек или группа людей. История является интереснейшей наукой, т.к. она позволяет проследить, как в результате тех или иных действий людей меняются события, эпохи приходят одна на смену другой, как совершаются революции, начинаются войны, или заключаются перемирия. Что может быть интереснее человека и его жизни? Изучая историю можно попытаться понять, почему людей действуют определенным образом в каких-либо ситуациях, как на чужих ошибках научиться поменьше совершать своих.

История – одна из самых объемных наук, т.к. включает в себя не только изложение конкретных событий, но и всевозможные их интерпретации. В рамках одного учебника нет возможности объять необъятное. Поэтому на занятиях и в учебнике будет показана лишь вершина айсберга исторических знаний, небольшая часть того, что можно знать.

Достоверность и источники исторического знания. Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.

Историческая наука имеет дело с фактами, которые составляют основу всякого исторического знания. Именно на фактах базируются все представления и концепции. От достоверности фактов зависят восприятие и объяснение исторической действительности, способность постижения сущности исторического процесса.

В исторической науке факт рассматривается в двух смыслах: 1) как явление, имевшее место в истории; и 2) как его отражение в исторической науке (факт — знание).

Но между ними существует тесная связь. Второе невозможно без первого. Сами по себе «голые факты» как «фрагменты действительности» могут ничего не говорить читателю. Только историк дает факту известный смысл, который зависит от его общенаучных и идейно-теоретических взглядов. Поэтому в разных системах взглядов один и тот же исторический факт получает разное толкование, разное значение. Таким образом, между историческим фактом (событием, явлением) и соответствующим ему научно-историческим фактом стоит интерпретация. Именно она превращает факты истории в факты науки.

История – наука о прошлом, следовательно нет возможности наблюдать объект своего изучения. В большинстве случаев единственным источником информации о прошлом для него является исторический памятник, благодаря которому он получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания.

Истори́ческие исто́чники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события.

Все исторические источники можно разделить на 6 групп:

1. Письменные источники (эпиграфические памятники, т. е. древние надписи на камне, металле, керамике и проч.; граффити — тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.).

2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т. д.).

3. Этнографические памятники — сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов.

4. Фольклорные материалы — памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т. д.

5. Лингвистические памятники — географические названия, личные имена и т. д.

6. Кинофотодокументы.

В качестве наук, дающих большую часть информации можно назвать следующие 4 науки:

· Археология – наука о древностях, изучение быта и культуры древних народов по дошедшим до нас вещественным памятникам.

· Этнография – наука, изучающая жизнь отсталых (реликтовых) племен и пережитки прошлого в современных обществах.

· Антропология – наука, которая изучает костные останки первобытных людей.

· Лингвистика – наука, которая исследует язык и выявляет в нем древнейшие пласты, которые сформировались в далеком прошлом.

Периодизация всемирной истории:

1. Палеолит (2 млн.л. – 8 тыс.л. до н.э.) — эпоха существования ископаемого человека, а также ископаемых, ныне вымерших видов животных. В эпоху палеолита климат Земли, её растительный и животный мир довольно сильно отличались от современных. Люди эпохи палеолита пользовались лишь оббитыми каменными орудиями, не умея ещё шлифовать их и изготовлять глиняную посуду — керамику. Они занимались охотой и собиранием растительной пищи. Рыболовство только начинало возникать, а земледелие и скотоводство не были известны. Начало палеолита совпадает с появлением на Земле древнейших обезьяноподобных

2. Мезолит (8 тыс. л. – 5 тыс.л. до н.э.) эпоха каменного века, переходная между палеолитом и неолитом. Для мезолитических культур многих территорий характерны миниатюрные каменные орудия — микролиты. Употреблялись оббитые рубящие орудия из камня — топоры, тёсла, кирки, а также орудия из кости и рога — наконечники копий, гарпуны, рыболовные крючки, острия, кирки и др. Распространились лук и стрелы, разнообразные приспособления для рыболовства и охоты на морского зверя (долблёные челны, сети). Глиняная посуда появилась в основном уже при переходе от мезолита к неолиту. Собака, которая, вероятно, была приручена в позднем палеолите, широко использовалась в мезолите; началось приручение и некоторых др. видов животных (свинья и др.). Основой хозяйства были охота, рыболовство и собирательство (в т. ч. сбор съедобных моллюсков). Возникали предпосылки для перехода (уже на ступени неолита) к производящим формам хозяйства — земледелию и скотоводству.

3. Неолит (5 тыс.л. – 3 тыс.л. до н.э.) – эпоха позднейшего каменного века, характеризующаяся использованием исключительно кремнёвых, костяных и каменных орудий (в том числе изготовленных с помощью техники пиления, сверления и шлифования) и, как правило, широким распространением глиняной посуды. Орудия труда эпохи неолита представляют собой завершающую стадию развития каменных орудий, сменяемых затем появляющимися во всё больших количествах изделий из металла. По культурно-хозяйственным признакам культуры неолита распадаются на две группы: 1) земледельцев и скотоводов и 2) развитых охотников и рыболовов. Неолитические культуры первой группы отражают последствия перехода к принципиально новым формам получения продуктов путём их производства (так называемая производящая экономика).

4. Энеолит (3 тыс.л. – 2 тыс.л. до н.э.) медно-каменный век, эпоха перехода от каменного века к бронзовому.

5. Бронзовый век (2 тыс.л. – 1тыс.л. до н.э.) - историко-культурный период, характеризующийся распространением в передовых культурных центрах металлургии бронзы и превращением её в ведущий материал для производства орудий труда и оружия.

6. Железный век (IX—VII века до н. э. -I века н. э)- эпоха в первобытной и раннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий

 

Задания к лекции №1:

Ответить на вопросы:

o Что такое история?

o Кто является «отцом» истории?

o Какие вспомогательные исторический дисциплины вы знаете?

o Какие источники они изучают?

Подготовить развернутый ответ на тему: «Исторические источники: виды и достоверность»

 

Лекция №2

Природное и социальное в человеческом сообществе

Первобытной эпохи.

 

1.Первое событие, которое изучает историческая наука, — это появление самого человека. Сразу встает вопрос: что же такое человек? Ответ на этот вопрос дают разные науки, например, биология. Наука исходит из того, что человек появился в результате эволюции из царства животных.

Биологи относят человека, включая его вымершие ныне ранние виды, к отряду высших млекопитающих — приматам. Вместе с человеком в отряд приматов входят современные и вымершие обезьяны. Человек имеет определенные анатомические характеристики, отличающие его от других приматов, в частности человекообразных обезьян. Однако различить по анатомическим признакам останки ранних видов человека от останков живших тогда же человекообразных обезьян бывает не просто. Поэтому о происхождении человека между учеными идут споры, а подходы к решению этого вопроса все время уточняются по мере появления новых археологических находок.

Археология имеет первостепенное значение для изучения периода первобытности, так как позволяет ученым получить в свое распоряжение предметы, изготовленные древними жителями нашей планеты. Именно способность к изготовлению таких предметов и следует считать главной особенностью, отличающей человека от других приматов.

При этом, правда, также возникает серьезная проблема: от древнейших времен не могло сохраниться изделий из органических материалов, например дерева. Наблюдения последних лет за человекообразными обезьянами выявили у них способность изготавливать и использовать простейшие приспособления из веток и палок. Однако ни одна обезьяна не способна сделать орудие из камня. Поэтому следует уточнить, что отличие человека от животных состоит в способности изготавливать орудия из камня и других твердых материалов. Именно наличие каменных изделий являлось на начальном этапе главным условием существования человечества.

Помимо орудий труда важнейшее значение имеют раскопки жилищ и мест поселения людей, а также их захоронений. Обнаруженные археологами останки древних людей составляют основу для изучения вопросов происхождения и эволюции человека и его ближайших предков. По этим останкам антропологи восстанавливают облик этих существ — по костям скелета, объему мозга они пытаются определить, являлись ли они людьми.

Важнейшей является проблема датировки археологических находок. Абсолютная датировка возможна с помощью методов естественных наук (радиоуглеродный, термолюминесцентный, археомагнитный, споропыльцевой и др.). В конце 40-х гг. XX в. открыт радиоуглеродный метод, который стал самым распространенным в датировке находок. Правда, этот метод применим лишь к дереву и другим органическим останкам. Находки же древнейших останков человека, следов его жизни и деятельности датируются в основном по возрасту геологических слоев, из которых они извлечены. Эти датировки, разумеется, являются очень приблизительными.

По вопросам происхождения человека — антропогенеза — существует несколько теорий. Большой известностью пользовалась в нашей стране трудовая теория, сформулированная в XIX в. Ф.Энгельсом. Согласно этой теории трудовая деятельность привела к изменению внешнего облика, что было закреплено в ходе естественного отбора, а потребность общения в процессе труда способствовала зарождению языка и мышления. Трудовая теория опирается на учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

В настоящее время появились разные версии причин антропогенеза. Ученые обратили внимание, что регион, где происходил антропогенез (Восточная Африка), является зоной повышенной радиоактивности. Кроме того, по данным археологов, новые виды человека появлялись в периоды геомагнитной инверсии (смены полюсов Земли). Инверсия, происходящая раз в сотни тысяч лет, сопровождается исчезновением магнитного поля нашей планеты и, следовательно, повышением уровня радиации из-за воздействия космических лучей. Повышенный уровень радиации — это сильнейший мутагенный фактор. Возможно, именно воздействие радиации вызвало анатомические изменения, что и привело в конечном итоге к появлению человека.

 

 

Табл. 1 «Основные этапы эволюции человека.»

2.Второе событие – расселение древнейших людей. Среди ученых нет единого мнения по вопросу преемственности между человеком умелым и Homo erectus (человеком прямоходящим). Самая древняя находка останков Homo erectus около озера Туркан в Кении датируется 1,7 млн. лет назад. Некоторое время человек прямоходящий сосуществовал с человеком умелым. По внешнему виду человек прямоходящий еще больше отличался от обезьяны: рост его был близок к росту современного человека, объем головного мозга был достаточно велик. Человеку прямоходящему суждено было стать первым видом человека, вышедшим за пределы Африки. Возрастом примерно 1 млн. лет назад датированы древнейшие находки останков этого вида в Европе и Азии. Еще в конце XIX в. Е.Дюбуа нашел на острове Ява череп существа, названного им питекантропом (обезьяночеловеком). В начале XX в. в пещере Чжоукоудянь недалеко от Пекина раскопали сходные черепа синантропов (китайских людей). Несколько фрагментов останков человека прямоходящего (самая древняя находка — челюсть из Гейдельберга в Германии возрастом 600 тыс. лет) и много его изделий, в том числе следы жилищ, открыты в ряде районов Европы.

На смену ему пришел Homo sapiens(человек разумный). Согласно современным представлениям первоначально существовало два подвида Homo sapiens. Развитие одного из них привело к появлению примерно 130 тыс. лет назад неандертальца. Неандертальцы заселили всю Европу и значительную часть Азии. Одновременно существовал другой подвид, который пока малоизучен. Возможно, он появился в Африке. Внешне неандерталец во многом походил на современного человека. Однако рост у него был в среднем меньше, а сам он значительно массивнее, чем современный человек. Неандерталец имел низкий лоб и крупный костный валик, нависавший над глазами.

Самое существенное отличие неандертальца от предшествующих видов человека состоит в наличии захоронений в соответствии с определенными обрядами. Так, в пещере Шанидар в Ираке раскопано девять могил неандертальцев. Рядом с умершими нашли различные изделия из камня, и даже остатки цветов. Все это свидетельствует не только о существовании у неандертальцев религиозных верований, развитой системы мышления и речи, но и сложной социальной организации.

Примерно 40 — 35 тыс. лет назад неандертальцы исчезают. Они уступили место современному человеку. По местечку Кроманьон во Франции первых Homo sapiens современного типа называют кроманьонцами. С их появлением заканчивается процесс антропогенеза. Некоторые современные исследователи полагают, что кроманьонцы появились значительно раньше, около 100 тыс. лет назад в Африке или на Ближнем Востоке, а 40 — 35 тыс. лет назад они начали заселять Европу и другие континенты, истребляя и вытесняя неандертальцев.

3. И третье событие- Неолитическая революция. В течение нескольких миллионов лет человек существовал за счет охоты, рыболовства и собирательства. Люди «присваивали» себе продукты природы, поэтому такой тип хозяйства называют присваивающим. Человек полностью зависел от природы.

Около 11 — 10 тыс. лет назад отношения человека и природы становятся кардинально иными. Зарождается земледелие и животноводство. Люди начали самостоятельно и целенаправленно производить необходимые для их жизни продукты. Отныне они намного меньше зависели от окружающей среды. Такой тип хозяйства называется производящим. Появление производящего хозяйства за сравнительно короткое время коренным образом изменило жизнь человечества, взаимоотношения внутри сообществ людей, порядок управления в них. Эти перемены историки назвали неолитической революцией.

Около 12 тыс. лет назад быстро начал таять ледник. За небольшой период тундра и территория ледника покрылись густыми лесами. Казалось, такие перемены будут на пользу человеку. Однако вымерли мамонты и многие другие крупные животные, в течение тысячелетий дававшие человеку пищу. Пришлось осваивать охоту на мелкую дичь, птицу, больше внимания уделять ловле рыбы. Охотники изобрели лук со стрелами. Теперь добычу могли поражать издали. На основе принципа действия лука создали различные ловушки и капканы. Другим изобретением стал бумеранг, имевший свойство при неудачном броске возвращаться назад. Стали строить лодки и плоты. На них плавали не только по рекам и озерам, но и выходили в море.

Наиболее тяжелые последствия таяние ледника имело для населения Передней Азии (территория Турции, Сирии, Израиля, Палестины, Ирака, Ирана и др.). Во время таяния ледника в Передней Азии началась страшная засуха, что привело к гибели многих животных и растений. Экологический кризис заставил людей искать новые источники существования. Выход был найден в искусственном разведении растений и выращивании животных.

Собиратели съедобных растений заметили: если зерна зарыть в рыхлую землю и поливать водой, то из одного зерна вырастет колос со многими зернами. Так родилось земледелие.

В условиях засухи звери стали меньше бояться людей и даже заходили в их поселения в поисках воды. Охотники ловили их живьем, держали в загонах и съедали по мере необходимости. Некоторые животные рождались уже в неволе. Со временем, рожденные в неволе животные стали главным источником мяса. За этими животными ухаживали, их пасли, отбирали лучших для размножения. Домашние животные стали отличаться от своих диких предков по повадкам, характеру и даже по анатомическому строению. Произошло одомашнивание животных. Появилось животноводство (скотоводство).

Первыми были одомашнены в X — IX тысячелетиях до н. э. овцы и козы, в VII тысячелетии до н.э. приручили свинью и корову. В глубокой древности произошла и одомашнивание кошки, которая спасала запасы зерна от грызунов. Из растений первыми одомашнили несколько видов пшеницы, ячмень, просо, чечевицу. Позже научились выращивать сливы, груши, персики, абрикосы, яблоки, виноград и т.д.

Земледелие и скотоводство начало зарождаться в оазисах Передней Азии около 11 тыс. лет назад. Позже климат стал более влажным, и сельское хозяйство распространилось почти по всей Передней Азии и некоторым соседним территориям (Египет, Балканский полуостров, Средняя Азия и др.). Большую роль в распространении неолитической революции сыграли переселения племен. На новых землях выводили новые виды культурных растений и животных. Например, в Средней Азии одомашнили верблюда.

 

Последствия неолитической революции. Вслед за появлением сельского хозяйства последовало еще множество открытий. Люди научились производить шерстяные и льняные ткани. Важнейшим изобретением стала керамика (самые первые образцы датируются VIII тысячелетием до н.э.). У ряда племен использовали гончарный круг. Из глины изготавливали и кирпичи.

Для полива полей строили примитивные каналы и бассейны, постепенно ирригационные сооружения становились все сложнее. Для обработки полей придумали сохи и плуги. Долгое время их тянули несколько человек. Позже в них стали впрягать быков.

Железо начали изготавливать с конца II тысячелетия до н.э. в Передней Азии и в I тысячелетии до н.э. в Европе и ряде других мест. После освоения массового производства изделий из железной руды каменные орудия окончательно исчезли.

Задания к лекции №2:

1.Выполнить тест:

1.К каким людям относится питекантроп?

а) древние, б) древнейшие; в) новые.

2.У каких людей возникли социальные отношения?

а) кроманьонцы; б) неандертальцы; в) питекантропы.

3.Какие признаки человек приобретаются в течение жизни?

а) речь; б) дыхание; в) мышление.

4.К каким людям относится человек умелый?

а) древнейшие; б) древние; в) новые; г) ни к каким

5.Какие из людей первыми овладели членораздельной речью?

а) неандертальцы; б) кроманьонцы; в) питекантропы.

6.Какой признак, в отличие от человекообразных обезьян, присущ только человеку?

а) труд; б) четырехкамерное сердце; в) 4 группы крови.

7.Какой из перечисленных факторов эволюции человека относится к социальным?

а) наследственная изменчивость; б) речь; в) борьба за существование.

8.Из перечисленных предков человека к древнейшим людям относится:

а) австралопитек; б) неандерталец; в) питекантроп.

9.Трудовая деятельность обеспечила:

а) прямохождение; б) сплочение членов общества; в) свод стопы.

 

В1. Выберите правильные суждения:

1. Первые люди появились на Земле более 2 млн. лет назад.

2.Современные человекообразные обезьяны произошли от парапитеков, так же как и человек.

3. Древние люди по сравнению с древнейшими людьми представляют собой более прогрессивный тип человека.

4. Питекантроп относится к древнейшим людям.

5.У человекообразных обезьян, как и у человека по 46 хромосом.

Задание 2. Подумайте, почему современные ученые считают родиной земледелия Переднею Азию? Приведите конкретный пример, подтверждающий данную версию.

Задание 3. Каковы последствия неолитической революции? Свой ответ оформите в виде тезисов.

Задание 4. Используя карту расселения древнейших людей, определите регион возникновения человека и укажите пути его миграции.

 

Лекция №3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: