Генеалогическое древо омской поэзии




Омская поэзия от Б до Э

 

Лирический словарь

 

Слово в своё оправдание.

Предлагаемый вашему вниманию словарь является попыткой упорядочения в сознании его автора пёстрой картины литературной жизни Омска. Он выражает принципиально субъективные мнения и не претендует на отражение абсолютной истины. Рекомендуется воспринимать его скорее как лирическое произведение, чем как научный текст.

Все герои данной поэмы являются вымышленными лицами. Любое сходство с реальными людьми носит чисто случайный характер.

Важнейшие понятия:

 

Омская поэтическая школа – миф, бытующий в сознании ряда литераторов, не имеющий чётких доказательств своего существования, но постепенно ставший более реальным, чем сама действительность.

Наличие в Омске плеяды ярких поэтов – бесспорный факт, но большинство попыток организовать их в единую школу, найти у них общие эстетические, идеологические или грамматические признаки, как правило, терпит неудачу. Общие черты, неоднократно выделяемые различными исследователями как показательные признаки «омской поэтической школы», с лёгкостью обнаруживаются у множества авторов других регионов России и русского зарубежья. Поэтому точнее было бы говорить не о школе в строгом смысле этого слова, подразумевающем наличие учителя, учеников и общей программы, а об омской поэтической плеяде, воспитанной в определённых историко-культурных условиях и потому отличающейся некоторыми общими признаками.

Наиболее значимые из отличительных черт омской поэзии, заложенные в книге Л.Мартынова «Эрцинский лес» и свойственные таким различным авторам, как А.Кутилов, Е.Летов, О.Чертов, Д.Румянцев и др.:

историзм, обилие в стихах исторических персонажей, попытка населить пустующие пространства Сибири великими тенями прошлого;

семантика «Мёртвого дома» – городской окраинный постапокалипсис, жизнь люмпен-пролетариев, картины помоек, пустырей, гаражей и т.д. Гаражно-космический экзистенциализм;

театральность, близкая к рифмованной драме форма поэзии, популярность жанров лирического монолога и диалога;

сюжетность, популярность жанра поэтической притчи-новеллы. Сюжетность, цитатность, культурологичность в сочетании с образом лирического героя как деклассированного интеллектуала.

Несмотря на наличие несомненных общих черт в омской региональной поэтике, постоянное употребление рядом ведущих омских литераторов термина «омская поэтическая школа» сделало это понятие не только широко известным, но и в некоторой степени комичным. Тем не менее из литературного словаря омского региона это понятие уже не вычеркнуть, и в числе причин этого – не только активная раскрутка и продвижение ОПШ как внутреннего бренда региона, но и безусловное наличие в городе реального прототипа омской поэтической школы – омской поэтической плеяды.

В любом случае ОПШ стала таким же значимым для региона романтическим мифом, как золото Колчака, омское метро или развалины гиперборейского Асгарда. Можно не признавать существования этих явлений, но игнорировать их глупо. Для художников же разумнее всего использовать эти региональные мифы в собственном творчестве, создавая на их основе новые культурные ценности.

 

 

Схемы и таблицы:

Современный срез омской литературы

 


Генеалогическое древо омской поэзии

 


2010 Кислицина Харитонова Кондакова Сюникаева

 

 


2000 Решетникова Чач ЧетверговаФедоровский Козырев Сергеева Степанова Таран

 


1990 Богданов ШелленбергКнязев Соснов КрихЭйхвальдБернадскаяГаврилов

 

 


1980 УлыбышеваПерминов Ерофеева БезденежныхКосицын Чертов Летов

 

 


1970 Т.Четверикова

 

 


1960 Малиновский Макаров Белозёров Лейфер Трегубов Кутилов Разумов В.Озолин

 


1950 Сергей Марков Яков Журавлёв

 

 

 


1940 Л.Мартынов «Эрцинский лес»

 

 

 


1930

 

1920 Павел ВасильевЕвгений Забелин Леонид Мартынов Сергей Калмыков Ян Озолин

 

 


1910 Юрий Сопов Антон Сорокин Георгий Маслов

4 kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAI AAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAI AAAAIQD8b89g4gEAANgDAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQA BgAIAAAAIQAOOeJs3AAAAAkBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAADwEAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUG AAAAAAQABADzAAAARQUAAAAA " strokecolor="black [3200]" strokeweight="3pt">

 


1900 Георгий Вяткин Пётр Драверт




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: