Составление опорной схемы примеров, раскрывающих особенности русского ударения




СОДЕРЖАНИЕ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………………………..стр.4

2.ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕТРАДИ……………………………………………..стр.5

3.АНАЛИЗ РЕЧЕВЫХ СТРУКТУР……………………………………………………………стр.6

4.ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ………………………………………………...стр.9

5.НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ………………………………………………………………..стр.11

6.ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ…………………………………………………..стр.14

7.РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ И СПРАВОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ………………………...стр.17

8.ТАБЛИЦА «СПОСОБЫОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ»…………………………………………стр.19

9.АНАЛИЗ СЛОВОВООБРАЗОВАНИЯ В ТЕКСТАХ ПО ПРОФИЛЮ……………………стр.21

10.МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗБОРЫ…………………………………………………………стр.23

11.СОСТАВЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ………………………….стр.25

12.СОЗДАНИЕ СЛОВАРЯ ТРУДНОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………...стр.28

13.КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА…………………………………………………………....стр.30

14.СОСТАВЛЕНИЕ РЕЧИ………………………………………………………………………стр.33

15.СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕКСИКИ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА……………………………………………………………стр.35

16. СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМОВ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ……………….стр.36

17.СЛИТНОЕ, РАЗДЕЛЬНОЕ, ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ (ПО ПРОФЕССИИ)…стр.38

18.ИСТОРИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ………………………………………………………стр.40

19.НАПИСАНИЕ РЕЗЮМЕ…………………………………………………………………….стр.42

20.ПОДГОТОВКА ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕЧИ……………………………………………стр.44

21.ПОДГОТОВКА АГИТАЦИОННОЙ РЕЧИ………………………………………………...стр.46

22.ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ…………………………………………………………………………...стр.48

23.ПРИЛОЖЕНИЯ:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1: КЛАССИФИКАЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК……………….стр.49

ПРИЛОЖЕНИЕ 2: КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК…………………………….стр.53

ПРИЛОЖЕНИЕ 3: ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ТЕКСТА………………………………….стр.56

 


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая тетрадь разработана на основе рабочей программы дисциплины «Русский язык и культура речи» для выполнения самостоятельных работ студентами 2-го курса ГБОУ СПО «Волховский алюминиевый колледж».

Тематика самостоятельной работы охватывает следующие темы:

-АНАЛИЗ РЕЧЕВЫХ СТРУКТУР

-ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ

-НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ

-ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

-РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ И СПРАВОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

-ТАБЛИЦА «СПОСОБЫОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

-АНАЛИЗ СЛОВОВООБРАЗОВАНИЯ В ТЕКСТАХ ПО ПРОФИЛЮ

-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗБОРЫ

-СОСТАВЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
-СОЗДАНИЕ СЛОВАРЯ ТРУДНОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА

-КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА

-СОСТАВЛЕНИЕ РЕЧИ

-СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕКСИКИ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

- СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМОВ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

-СЛИТНОЕ, РАЗДЕЛЬНОЕ, ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ (ПО ПРОФЕССИИ)

-ИСТОРИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

-НАПИСАНИЕ РЕЗЮМЕ

-ПОДГОТОВКА ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕЧИ

-ПОДГОТОВКА АГИТАЦИОННОЙ РЕЧИ

 

Рабочая тетрадь построена таким образом, что каждому студенту должно быть легко и понятно выполнение заданий. Композиция рабочей тетради включает:

1. Название темы для самостоятельной работы.

2. Методические рекомендации по выполнению задания.

3. Содержание задания с местом для его выполнения.

В конце рабочей тетради публикуется лист оценивания, в котором преподаватель вносит необходимую информацию по оцениванию самостоятельной работы студента по каждой темы. Лист оценивания оформляется в виде таблицы, включающей:

1. № п/п.

2. Наименование темы.

3. Дата проверки.

4. Оценка (общая по теме).

5. Подпись преподавателя.

Преподаватель обозначает ошибку определенным условным знаком (I — орфографическая ошибка, V —пунктуационная); фактические ошибки знаком Ф, логические — знаком Л, речевые — знаком Р, грамматические — знаком Г; речевые ошибки подчеркиваются волнистой линией.

 

 

2.ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕТРАДИ

 

  1. Рабочая тетрадь должна оформляться каждым студентом группы.
  2. Рабочая тетрадь заполняется в соответствии с методическими рекомендациями, данными в начале каждой темы.
  3. Рабочая тетрадь заполняется синими или фиолетовыми чернилами, аккуратно, без исправлений (поэтому рекомендуется сначала оформлять черновик, а затем – рабочую тетрадь).
  4. Задания для самостоятельной работы выполняются дома (аудиторная нагрузка не используется).
  5. Рабочая тетрадь сдаётся на проверку по требованию преподавателя после изучения очередного раздела рабочей программы дисциплины.
  6. Наличие оформленной рабочей тетради необходимо для допуска на зачётное занятие.

7.Соблюдение красной строки.

8. Выполнение аккуратных подчеркиваний, условных обозначений карандашом или ручкой, в случае необходимости — с применением линейки.

 


3.АНАЛИЗ РЕЧЕВЫХ СТРУКТУР

(Построение речевых высказываний в устной и письменной форме с учетом требований культуры речи)

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по теме «Анализ речевых структур»:

Помните, что правильное построение речевого высказывания в устной и письменной форме зависит от трёх аспектов. Их содержание Вы поймёте, внимательно рассмотрев рисунок:

Любое высказывание в устной и письменной форме следует оценивать выстраивать, учитывая:

1) содержание высказывания;

2) логическое построение;

3) речевое оформление.

Речь должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря и грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных слов.

 

Упражнение №1:

Установите соответствие между высказыванием и жанром. Сделайте вывод о необходимости выбора глагольного вида при выражении соответствующих намерений.

1.Приходите в гости! А.Пожелание
2.Шагайте быстрее! Б.Приказ
3.Построиться! В.Предупреждение
4.Пусть у вас всё будет хорошо! Г.Требование
5.Не сутулься! Д.Приглашение

Например: 1Б, 2В.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Упражнение №2:

В письме к другу (родным) опишите какое-нибудь событие или предмет, один факт, используя лексику и грамматику разговорной речи.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Упражнение №3:

Вместо точек вставьте слова из скобок, которые наиболее точно выражают мысль.

Человек...………………………(изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им....................................... (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он......................... (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он.........................(назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь...................................(воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения,..................................... (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он.................................................(запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни,....................... (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может................................................ (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для............................ (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.

(По Марш.)

 

Упражнение №4:

Вместо точек вставьте нужное слово или словосочетание из скобок.

1. На месте небольшого завода........................................ (возведен, построен, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. 2. В зависимости от конкретных условий установка может быть......................................... (построен, смонтирован, создан, установлен) как на открытой площадке, так и в помещении. 3. Уже в октябре фермер стал................................... (отгружать, поставлять, отправлять, сдавать) зеленый лук в магазины столицы. 4. Технолог Калинина предложила.................................................. (переделать, преобразовать, модернизировать, обновить, изменить) конструкцию двух.................................... (большой, крупный, мощный, огромный) горизонтально-расточных станков. 5. На ковровом комбинате в...................................... (прошедшем, минувшем, прошлом) году производство наладилось. Уже.......................................... (выпущен, изготовлен, произведен, сделан) 867 кв. метров.................................... (продукция, ковры и дорожки, ковровые изделия). 6. Известно........................................ (любому, всякому, каждому), что даже самые.............................................. (хорошие, отличные, прекрасные, великолепные, превосходные) условия работы еще не...................................... (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха. 7. В этом произведении автору удалось................................. (раскрыть, вскрыть, воспеть, изобразить, описать, представить) трагические события в жизни....................................... (своего поколения, своих сверстников, своих современников). 8. Этот.......................................(недостаток, порок, дефект) в детали можно............................. (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооруженным глазом. 9. Победителю конкурса..................................... (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия. 10. В новом отеле..................................... (первоочередное, первостепенное, главное, ведущее, важнейшее) внимание обращают на................................................ (хорошее, прекрасное, безукоризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей.

 


4.ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ

(Составление опорной схемы примеров, раскрывающих особенности русского ударения)

 

Методические рекомендации:

Ударение – это выделение слога в слове. В русском языке ударный гласный в слоге выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона.

 

К особенностям (и трудностям) русского ударения относятся: 1) нефиксированность и подвижность, 2) наличие профессиональных и стилистически окрашенных типов произнесения слов, 3) наличие акцентологических вариантов, 4) колебания в постановке ударений, 5) ударение в именах собственных и др.

Запомните! Профессиональные, просторечные и устаревшие варианты не являются нормативными.

 

В русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, это акцентологические варианты. Но чаще один вариант становится предпочтительнее другого.

 

Составление опорной схемы примеров, раскрывающих особенности русского ударения

ОБРАЗЕЦ

Даны слова: алфавит, джинсовый, творог.

Необходимо: составить опорную схему, раскрывающую особенности ударения в данных словах.

Решение:

АЛФАВИТ: алфав И т (не алфАвит) – безвариантная форма.

ДЖИНСОВЫЙ: дж И нсовый/джинс О вый – колебания.

ТВОРОГ: тв О рог и твор О г – варианты.

 

Выполнение заданий по составлению опорной схемы примеров, раскрывающих особенности русского ударения, выполнять по образцу (см.выше). Следование образцу будет учитываться при оценивании выполнения заданий!!!

ПРИМЕЧАНИЕ: для правильного выполнения заданий используйте орфоэпический словарь русского языка.

Задание: Составить опорные схемы ударений в словах:

  1. АРАХИС: _____________________________________________________________________
  2. КОКЛЮШ: ___________________________________________________________________
  3. ЩАВЕЛЬ: ____________________________________________________________________
  4. МЕНЕДЖЕР: __________________________________________________________________
  5. КАТАЛОГ: ____________________________________________________________________
  6. ХОДАТАЙСТВО: _____________________________________________________________
  7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ______________________________________________________________
  8. КРАСИВЕЕ: __________________________________________________________________
  9. БАЛОВАТЬ: __________________________________________________________________
  10. ЖАЛЮЗИ: ___________________________________________________________________
  11. МИЗЕРНЫЙ: _________________________________________________________________
  12. ПОЗВОНИТ: __________________________________________________________________
  13. ОПТОВЫЙ: ___________________________________________________________________
  14. ОДНОВРЕМЕННО: ____________________________________________________________
  15. КОЛЛЕДЖ: ___________________________________________________________________
  16. СВЕКЛА: _____________________________________________________________________
  17. ДОГОВОР: ____________________________________________________________________
  18. СРЕДСТВА: ___________________________________________________________________
  19. ТОРТЫ: ______________________________________________________________________
  20. КИЛОМЕТР: __________________________________________________________________

5.НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ

(Написание сочинения по определённой тематике с использованием изобразительно-выразительных возможностей лексики и фразеологии)

Методические рекомендации:

Композиция сочинения состоит из трех обязательных элементов: вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.

Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части играют сходную роль в композиции сочинения.

Функция вступления - ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.

Наиболее распространенные недостатки при написании вступления и заключения:

- изложение общих сведений, не имеющих прямого отношения к теме;

- выражение собственного восторженного отношения к произведению или автору, своего желания быть похожим на автора или героя;

- очень длинное, затянутое вступление.

При написания вступления и заключения нужно руководствоваться соображениями здравого смысла и постоянно задавать себе вопросы: "Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я все это пишу?" Следует помнить, что подобные вопросы задает себе и преподаватель, читая сочинение.

Если в названии темы использованы термины, то есть смысл во вступлении сформулировать ваше понимание данных терминов. Это поможет вам отбирать материал для основной части, строго следуя собственной теоретической посылке.

Можно сформулировать во вступлении главный тезис, который вы намереваетесь развить, доказать в дальнейшем изложении.

Заканчивается сочинение заключением. Основное требование к заключению: оно не должно носить чисто формальный характер. Читающий сочинение преподаватель не должен сомневаться в его необходимости. Заключение должно быть органично связано с предыдущим изложением.

В заключении иногда уместно дать обзор всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема требовала разнообразного материала или длинной цепочки доказательств.

Основная часть.

Распространенный недостаток основной части - это уход от темы или незаметная для самого пишущего подмена темы. Чтобы избежать подобного недоразумения, надо внимательно осмыслить выбранную вами тему и ни на минуту не упускать ее из виду.

 

 

Задание: написать сочинение на тему «Моя будущая профессия».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6.ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

 

Методические рекомендации:

Тестовые задания выполняются путём чёткого следования заданию.

Тест №1:

Задание #1

Вопрос:

Какой синоним соответствует фразеологизму "на один зуб"?

 

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) невнятно

2) обманывать

3) надоесть

4) мало

 

Задание #2

Вопрос:

Какие фразеологизмы используются для характеристики неопределённого состояния?

 

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) между небом и землёй

2) ни рыба ни мясо

3) в час по чайной ложке

4) как рыба об лёд

 

Задание #3

Вопрос:

Какие фразеологизмы употреблены правильно?

 

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) поднять занавес над этой историей

2) красной нитью проходит мысль

3) пока суд да дело

4) пускать туман в глаза

 

 

Тест №2:

Задания:

  1. Укажите, в каких сочетаниях слова употреблены в прямом значении, а в каких – в переносном: блеск зарницы – блеск остроумия, цепь якоря – цепь событий, нить шёлка – нить событий, меткая стрельба – меткое выражение, холодный взгляд - холодный ветер, прочная сталь – прочные отношения, поднять пыль – поднять вопрос, войти в доверие – войти в дом.
  2. Распределите синонимы по нарастанию признака интенсивности. Составьте словосочетания со всеми приведёнными синонимами: тёмный, беспросветный, непроглядный, непроницаемый, чёрный.
  3. Составьте словосочетания, используя слова из левой и правой колонки:

 

Высказать, выдвинуть Тост, вино, бокал
Выпить, поднять, провозгласить Гипотеза, предложение
Иметь, играть Роль, значение
Лопнуть. переполниться Терпение, чаша терпения
Принести, оказать Польза, помощь
Трепать, тратить Нервы, здоровье


4. Расположите слова по убыванию степени положительной оценки:

___ добродушный

___ простодушный

___ малодушный

___ великодушный

­___ бездушный

 

5.Установите соответствие между словами и характерной для них оценочностью:

 

1. мордашка А.нейтральная
2. морда Б.отрицательная
3. В.положительная

 

 

Тест №3:

Задание #1

Вопрос:

Отметьте правильные утверждения:

 

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) В современном русском алфавите 33 буквы.

2) Деепричастия не имеют окончаний.

3) В каждом слове может быть только один корень.

4) По цели высказывания предложения бывают восклицательные и вопросительные.

 

Задание #2

Вопрос:

В каких словах пишется буква З?

 

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) человек бе... совести

2) и...подволь

3) бе...вкусный

4)...дание

 

Задание #3

Вопрос:

В каких словах ударение падает на первый слог?

 

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) свекла

2) щавель

3) жалюзи

4) принял

 

Задание #4

Вопрос:

Какие существительные относятся к мужскому роду?

 

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) туфли

2) тюль

3) шампунь

4) задира

 

Задание #5

Вопрос:

Укажите номера сложных предложений

 

Выберите несколько из 3 вариантов ответа:

1) Весь день она лежала в забытьи и всю её уж тени покрывали.

2) Будущее светло и прекрасно.

3) Берёзы распустились дубы же стояли обнажёнными.

 


7.РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ И СПРАВОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Методические рекомендации:

Особенности справочной литературы:

- краткость;

- чтение выборочное (по заданию или интересу)

- наличие алфавита

- наличие указателей

- читается вразброс

 

Правила:

Знай:

1. ключевое слово

2. тему

3. алфавит

 

Пользуйся:

1. содержанием

2. указателем (алфавитно-предметный, именной, географических терминов, хронологический)

 

Будь:

1. настойчив

2. терпелив.

 

Задания:

1. Словарь -это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Справочник – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Энциклопедия – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Назовите имена самых знаменитых авторов толковых словарей: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Решите задачу. Допустим, вы ищете слово ГОРИЗОНТ. Открываете словарь и видите слово ЗЕМЛЯТРЕСЕНИЕ. В какую сторону вы будете листать словарь – к началу или к концу? ___________________________________________________________________________________

6. Какие словари Вам известны?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8.ТАБЛИЦА «СПОСОБЫОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ»

(Составление обобщающей таблицы по теме)

Методические рекомендации:

Задание выполняется в виде таблицы:

Способ словообразования Пример
   

 

Способы словообразования:

1) приставочный:

делать? пере-делать;

2) суффиксальный:

синий? син-ев-а, мыть? мыть-ся, гордый? горд-и-ть-ся;

3) приставочно-суффиксальный:

стакан? под-стакан-ник, бежать? раз-бежать-ся, говорить? пере-говар-ива-ть-ся.

4) бессуфиксный:

синь? синий, выход? выходить

5) сложение целых слов:

диван + кровать? диван-кровать,

6) сложение основ с помощью соединительных гласных:

лес + степь? лес(о)степь;

7) сложение начальной части слова с целым словом:

стенная газета? стенгазета;

8) сложение с одновременны присоединением суффикса:

Сок +о+ выжима-ть+-лк_(а)? соковыжималка;

9) сложение слогов и начальных букв (аббревиация):

Министерство иностранных дел? МИД; городской отдел народного образования? гороно;

10) Усечение основы производящего слова:

маг? магнитофон, зам? заместитель.

11) образование слов из словосочетаний:

с ума сшедший? сумасшедший.

 

Задание: Заполнить таблицу «Способы словообразования», используя материалы методических рекомендаций по теме:

Способы словообразования Примеры
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

9.АНАЛИЗ СЛОВОВООБРАЗОВАНИЯ В ТЕКСТАХ ПО ПРОФИЛЮ

(Анализ словообразования в текстах официально-делового стиля)

Методические рекомендации:

1.Прочитать предложенный образец текста.

2. Вспомнить основные способы словообразования в современном русском литературном языке.

3. Проанализировать с точки зрения способов словообразования предложенный образец текста.

4. Сделать вывод: как связаны словообразовательные черты данного образца текста с общими признаками текстов в официально-деловом стиле (стремление к точности, стандартизированность, неличный и долженствующе-предписующий характер изложения).

Таким образом, выполнение задания проходит в 4 этапа, два из которых – в устной форме. В рабочей тетради должны быть отражены два последних этапа работы над предложенным образцом текста.

Задания:

  1. Проанализировать словообразование в тексте:

"Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от гранта в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка" (ч. /, стр. 13). (Из «Концепции о правах ребёнка»)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проанализировать словообразование в тексте:

"Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты, совершать все предусмотренные законодательством нотариальные действия от имени государства, вправе иметь контору, открывать расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии е законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации"

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Проанализировать словообразование в тексте (пример опубликован на https://old.delo-press.ru/magazines/documents/issue/2010/7/13152/):

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


10.МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗБОРЫ

Методические рекомендации:

Порядок морфологического разбора имени существительного

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

3. Постоянные признаки: собственное — нарицательное; одушевлённое — неодушевлённое; род; склонение.

4. Непостоянные признаки: падеж; число.

5. Синтаксическая роль в предложении.

Порядок морфологического разбора имени прилагательного:

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

3. Род (в ед. числе); падеж; число.

4. Синтаксическая роль в предложении.

Порядок морфологического разбора глагола:

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (неопределённая форма).

3. Постоянные признаки: вид; спряжение.

4. Непостоянные признаки: время; лицо и число (если глагол в настоящем или будущем времени); род и число (если глагол в прошедшем времени)

5. Синтаксическая роль в предложении.

Порядок морфологического разбора предлога:

1. Часть речи.

2. Морфологические признаки:

1) производность/непроизводность;

2) разряд по значению;

3) неизменяемость.

3.Синтаксическая функция.

 

Задания:

Составить предложение со словами: колледж, алюминиевый, учиться, перед.

Сделать морфологический разбор: колледж, алюминиевый, учиться, перед.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


11.СОСТАВЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Методические рекомендации:

Для ответа на контрольные вопросы использовать конспекты лекций, составленные на уроках, а также литературу, список которой составлен в рабочей программе и находится в учебном кабинете.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое язык? Что такое речь? Как они соотносятся?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Какими признаками обладает язык?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Какими признаками обладает речь?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Какие аспекты составляют понятие «культура речи»?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Каковы основные вехи истории развития родного языка?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Почему литературный язык является высшей формой национального языка и основой культуры речи? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Какие формы существования языка Вам известны?________________________________________________________________________________________


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: