Определение обсервованных координат места судна при избыточных линиях положения
Определение обсервованных координат места судна при действии независимых случайных погрешностей
3.1.1. Аналитическое определение обсервованных координат места судна и оценка их точности
1. Измерение НП, решение ОГЗ, определение градиентов НП и переносов ЛП (выполняется аналогично части 2).
Судно (φс = 20°00,5¢N; λc = 107°45,7¢W)
1-ая Линия Положения | 2-ая Линия Положения | 3-я Линия Положения | 4-ая Линия Положения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
φ1 = 19°59,1¢N λ1 = 107°37,4¢W ИП1 = 109,3° mи = 2,4° | φ2 = 19°43,7¢N λ2 = 107°36,6¢W ИП2 = 162,1° mи = 2,3° | φ3 = 19°39,3¢N λ3 = 108°02,4¢W ИП3 = 217,2° mи = 0,6° | φ4 = 20°05,9¢N λ4 = 108°06,4¢W ИП4 = 287,3° mи = 0,8° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1). Найдём РШ, РД, ОТШ [Судно (φс = 20°00,5¢N; λc = 107°45,7¢W)] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
φс1 = 19°59,8¢N ОТШ1 = РД1 cosφс1 ОТШ1 = 7,8 |
φс2 = 19°52,1¢N ОТШ2 = РД2 cosφс2 ОТШ2 = 8,6 |
φс3 = 19°49,9¢N ОТШ3 = РД3 cosφс3 ОТШ3 = -15,7 |
φс4 = 20°03,2¢N ОТШ4 = РД4 cosφс4 ОТШ4 = -19,4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2). Найдём Dc и Пс | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Dc1= 7,9 (м.миль) tgП’с = ОТШ/РШ П'с1 = -79,8° Пс1 = 180°+ П'с1 = 100,2° | Dc2 = 18,9 (м.миль) П'с2 = -27,0° Пс2 = 180°+ П'с2 =153,0° | Dc3 = 26,4 (м.миль) П'с3 = 36,5° Пс3 =180°+ П'с3=216,5° | Dc4 = 20,2 (м.миль) П'с4 = -74,5° Пс4 = 360°+ П'с4 = 285,5° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3). Найдём модуль g и направление градиентов НП (t) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
gП = 57,3/Dc tП = Пс - 90° gП1 = 7,2 (°/мили) tП1 =10,2° | gП2 = 3,0 (°/мили) tП2 = 63,0° | gП3 = 2,2 (°/мили) tП3 = 126,5° | gП4 = 2,8 (°/мили) tП4 = 195,5° | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4). Найдём изменение НП (DU) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
DП = ИП - Пс
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5). Найдём переносы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
n = DU/g n1 = 1,3 (мили) | n2 = 3,0 (мили) | n3 = 0,3 (мили) | n4 = 0,6 (мили) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Определение СКП ЛП и весов ЛП производится по формулам:
mлпi = mi/gi Pлпi = 1/m2лпi
Результаты вычислений элементов ЛП приводятся в форме таблицы
Таблица 3.1
№ ЛП | ti | gi | ΔUi | ni | mлпi | Pлпi | sinti | costi | Pi sin2t | Picos2t | Pi sinti costi | Pi ni sinti | Pi ni costi |
10,2° | 7,2 | 9,1 | 1,3 | 0,33 | 9,2 | 0,1771 | 0,9842 | 0,29 | 8,91 | 1,60 | 2,12 | 11,77 | |
63,0° | 3,0 | 9,1 | 3,0 | 0,77 | 1,7 | 0,8910 | 0,4540 | 1,35 | 0,35 | 0,69 | 4,54 | 2,32 | |
126,5° | 2,2 | 0,7 | 0,3 | 0,27 | 13,7 | 0,8039 | -0,5948 | 8,85 | 4,85 | -6,55 | 3,30 | -2,44 | |
195,5° | 2,8 | 1,8 | 0,6 | 0,29 | 11,9 | -0,2672 | -0,9636 | 0,85 | 11,05 | 3,06 | -1,91 | -6,88 | |
Ʃ | ─ | ─ | 20,7 | 5,2 | - | 36,5 | 1,6048 | -0,1202 | 11,34 | 25,16 | -1,20 | 8,05 | 4,77 |
3. Составление и решение системы нормальных уравнений ЛП:
A1Dφ + B1 D w = L1 D – определитель системы уравнений
A2Dφ + B2 D w = L2
A1 = ƩPi cos2τi = 25,16; B1 = A2 = ƩPi sinτi cosτi = – 1,20;
B2 = ƩPi sin2τi = 11,34; L1 = ƩPi ni cosτi = 4,77; L2 = ƩPi ni sinτi = 8,05;
D = A1B2 - A2B1 = 283,87;
Dφ = (B2L1 - B1L2)/D = 0,2’ кN;
D w = (A1L2 - A2L1)/D = +0,7’; φср= 20°00,6'N;
Dl = D w /cosφcр = 0,8’ кE;
4. Определение обсервованных координат судна:
φ0=φc + Δφ l0 = lc + Dl
+ | lс | 107°45,7¢W |
Dl | 0,8’kE | |
lо | 107º44,9’W |
+ | φс | 20°00,5¢N |
Δφ | 0,2’кN | |
φо | 20º00,7’N |
5. Определение элементов среднеквадратического эллипса погрешностей:
а = = 0,30 (мили) в = = 0,20 (мили)
PS = A1 + B2 = SPi = 36,5;
Pг = [(A1 – B2)2 + 4 A22]0,5 = 14,03;
Рmax = (PS + Pг)/2 = 25,265;
Рmin = (PS – Pг)/2 = 11,235;
tg2t’ = 2A2/(A1 – B2) = -0,17366136;
2t’ = -9,9° – удвоенное направление большой полуоси в четвертном счете
2t = 360° - 9,9°= 350,1° – в круговом счете
t =175,05°;
6. Определение радиальной СКП обсервованного места судна:
М0 = (а 2 + в 2)0,5 = [(A1 + B2)/ D]0,5 = [PS/ D]0,5 = 0,36 (мили)
3.1.2. Графоаналитическое определение обсервованных координат места судна и оценка их точности
1. По направлениям градиентов и переносам из табл. 3.1 прокладываются ЛП (аналогично п. 2.2):
Рис. 3.1 Графическое уравнивание ЛП для определения вероятнейшего обсервованного места судна
2. Для полученной фигуры погрешностей определяются углы пересечения пар ЛП и веса этих вершин пересечения:
qij = ti - tj; Pij = PлпiPлпj sin2qij
3. Результаты расчетов представляются в форме таблицы
Таблица 3.2
Пара ЛП | θij | Pij | Δφij | Δ w ij | Pij Δφij | Pij Δ w ij |
1-2 | 52,8 | 9,9 | +0,73 | +2,90 | +7,227 | +29,700 |
1-3 | 116,3 | 101,3 | +1,09 | +1,20 | +110,417 | +121,560 |
1-4 | 185,3 | 0,9 | +4,70 | -19,10 | +4,230 | -17,190 |
2-3 | 63,5 | 18,7 | +2,28 | +2,25 | +42,636 | +42,075 |
2-4 | 132,5 | 11,0 | -1,81 | +4,30 | -19,910 | +47,740 |
3-4 | 69,0 | 142,1 | -0,65 | -0,09 | -92,365 | -12,789 |
- | - | 283,9 | +0,2 | +0,7 | 52,235 | 211,096 |
4. Вероятнейшие обсервованные координаты места судна в фигуре погрешностей определяется центрографическим методом, т.е. последовательным нахождением точки приложения суммарного веса для двух весов по известным соотношениям механики (рис. 3.1).
P13l1= P23l2 l2= P13l/(P13 + P23)
где l1, l2, l – соответствующие плечи весов.
Последняя полученная точка (С1) с суммарным весом (PS = 492) является центром тяжести фигуры погрешностей – вероятнейшим обсервованным местом судна. Для него снимаются с прокладки РШ – Dφ, ОТШ – Dw или
РД – Dl (аналогично рис. 2.1) относительно счислимых координат.
5. Вероятнейшие обсервованные приращения могут быть определены как средние взвешенные координаты вершин пересечения ЛПi и ЛПj по данным табл. 3.2
Δφ = SPij Djij/SPij = 0,2’кN;
Δ w = SPij D w ij/SPij = 0,7’; φср= 20°00,6'N;
Δλ = D w /cosφcр = 0,8’ кE;
6. Определение обсервованных координат судна:
φ0=φc + Δφ λ0=λc + Δλ
+ | lс | 107°45,7¢W |
Dl | 0,8’kE | |
lо | 107º44,9’W |
+ | φс | 20°00,5¢N |
Δφ | 0,2’кN | |
φо | 20º00,7’N |
Рис. 3.2. Полигон весов ЛП
7. Графическое определение элементов среднего квадратического эллипса погрешностей сводится к следующему:
1) определяется арифметическая сумма весов ЛП (PS = SPi = 36,5) из табл. 3.1 и геометрическая сумма весов ЛП (SPг) – построением полигона весов ЛП (SPлпi) с двойными значениями соответствующих направлений градиентов в удобном масштабе (рис. 3.2);
2) определяются полуоси эллипса погрешностей по формулам:
PS = 36,5 Pг = 13,8
Рmax = (PS + Pг)/2 = 25,15 Рmin = (PS – Pг)/2 =11,35
а = 1/Ö Рmin = 0,30 (мили) в = 1/Ö Рmax = 0,20 (мили)
3) направление большой полуоси эллипса погрешностей (t) снимается с полигона весов по биссектрисе угла 2t:
2t = 350,0° t = 175,0°
4) построение эллипса погрешностей при обсервованном месте судна (рис 3.1)
8. Определение радиальной СКП обсервованного места судна, построение при обсервованном месте судна:
М0 = (а 2 + в 2)0,5 = 0,36 (мили)
9. Определение радиальной погрешности обсервованного места (Mзад) для заданных вероятностей нахождения судна в этом круге P(Mзад) = 0,95; P(Mзад) = 0,99 с помощью табл. 4.13 МТ-2000:
e = в/a = 0,67; kp = 1; R(M0)=0,646;
Для P(Mзад) = 0,95; kp = 1,8; Rp = 1,16 (мили);
Для P(Mзад) = 0,99; kp = 2,3; Rp = 1,49 (мили).