Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
Цикл классных часов на тему «Моя семья» (1-4 классы): «Карта Памяти или откуда начинается мой род», «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», «О тех, кого мы вспоминаем с грустью…», «Традиции нашей семьи», «С любовью о моих родных» и т.д. | в течение года | Беседы, викторины, игры, презентации проектов и т.д. | Классный руководитель, воспитатели ГПД |
Семейные праздники (1-4 классы): | в течение года 2 раза | Совместные праздники с родителями фотоотчёт | Классный руководитель, воспитатели ГПД |
«Папа, мама, я - спортивная семья» (1-4 классы) | в течение года | соревнования | Учитель физкультуры, Кл. руководитель, |
Последний звонок (1-4-е классы) и выпускной вечер в начальной школе (4-е классы) | май - июнь | праздничная программа | Администрация, педагог-организатор,классный руководитель, воспитатели ГПД учитель музыки, |
Тематические родительские собрания по классам, организация лектория для родителей по духовно-нравственному воспитанию (1-4 классы) | По плану | Собрание, круглый стол, практикум и т.д. | Классный руководитель, воспитатели ГПД |
Общешкольное родительское собрание (1-4 классы) · «Нравственное воспитание младшего школьника», · «Психология семейных отношений и их влияние на становление личности ребенка», | 2 раза в год | Собрание фотоотчёт | Администрация прогимназии |
Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время (1-4 классы) | в течение года | Классный руководитель, воспитатели ГПД | |
Распространение лучшего опыта семейного воспитания на сайте прогимназии | в течение года | Статьи видеофильм | Администрация, информ. центр школы |
Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек, противоправного поведения несовершеннолетних | в течение года | беседы | Кл. руководитель, воспитатели ГПД, психолог, социальный педагог |
Наглядная агитация для семьи и родителей (выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений, размещение информации, благодарностей родителям на сайте прогимназии | в течение года | выставки, доска объявлений, размещение информации на сайте | Администрация, информ. центр школы, кл. руководители, воспитатели ГПД |
Классные уголки: выставки детских рисунков, сочинений, творческих работ, информация для родителей. | в течение года | Детские работы, статьи, объявления | кл. руководители, воспитатели ГПД |
Консультации школьного психолога, логопеда, врача, директора школы и учителей по актуальным вопросам семейного воспитания (по запросам) | в течение года | Школьный психолог, логопед, медсестра, директор школы, кл. руководитель |
Я и мое Отечество
№ | Название мероприятия | Сроки | Формы работы | Участники образовательного процесса |
Будем знакомы! Формирование классного коллектива родителей и детей. | сентябрь, октябрь | Тестирование, анкетирование, опрос, творческие работы, педагогические наблюдения, беседы. Создание страницы класса в сети «Дневник. ру». Создание актива родителей и детей | дети, учителя, родители, психолог, | |
Цикл классных часов по теме «Я – гражданин и патриот» (с 1-4 кл.): «Овеянные славой Флаг наш и герб», «Символы Родины», «Москва – столица великой страны» Символы Тюменской области, Сургута, Сургутского района Школьная и классная символика | В течение года | Классный час | Классный руководитель, Воспитатель ГПД, музейные специалисты, библиотекарь | |
Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны» (с 1-4 классы) | В течение года | Классный час | Классный руководитель, Воспитатель ГПД, библиотекарь | |
Цикл классных часов о героях России «Ими гордится наша страна» (1-4 классы) | В течение года | Классный час | Классный руководитель, Воспитатель ГПД, библиотекарь | |
Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов тружениками тыла, воинами запаса, старшим поколением «Дети войны» (1-4 классы). | В течение года | Встречи, беседы, выставки и т.д. фотоотчёт | Классный руководитель, Воспитатель ГПД, библиотекарь, родители | |
Экскурсии в краеведческий музей и музеи г. Сургута (1-4 классы). | В течение года | экскурсии | Классный руководитель, Воспитатель ГПД | |
День учителя «Золотое сердце учителя» (1-4 классы) «Моя любимая учительница» (1-2 классы) «Мой учитель лучше всех» | октябрь | Комплекс мероприятий: праздничная программа, конкурс рисунков, конкурс творческих проектов (индивид.), выставка сочинений «Мой любимый педагог» | Классный руководитель, Воспитатель ГПД | |
«Мой дом, мой город. Мой любимый уголок» (3-4 классы) | ноябрь | Фотовыставка Конкурс рисунков | Классный руководитель, Воспитатель ГПД, педагоги Центра детского творчества, библиотекарь | |
Посвящение в гимназисты учеников 1-х классов. | октябрь | ритуал посвящения фотоотчёт | Классный руководитель, Воспитатель ГПД, педагог -организатор | |
День народного единства (1-4) | ноябрь | Комплекс мероприятий: игры, беседы, встречи | Классный руководитель, Воспитатель ГПД | |
Марафон ко Дню Матери. «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя «МАТЬ!»», | ноябрь | Комплекс мероприятий: концертная программа выставка рисунков конкурс стихов и сочинений | Администрация, учитель музыки, учитель ИЗО, воспитатели, учителя, педагог-организатор | |
«День Рождения Сезама только раз в году» Акция «Подарок школе своими руками» КТД «Школа – наш дом, будь хозяином в нём» | февраль | концертная программа КТД «Строим своими руками» постройки снежных городков | Классный руководитель, Воспитатель ГПД, Совместная деятельность с дошкольными группами | |
«Аты–баты, шли солдаты» (4 классы) | февраль | смотр строя и песни | Классный руководитель, Воспитатель ГПД, учитель физической культуры | |
День космонавтики «Россия в освоении космоса» (1-4 классы): «Человек поднялся в небо» (1-4 классы) «Через тернии к звёздам» (1-4 классы) | 12 апреля | Комплекс мероприятий: кл. часы, презентации проектов выставка рисунков | Классный руководитель, Воспитатель ГПД, | |
День Победы «День Победы – праздник всей страны» (1-4 классы): «Живи, цвети, мой город » (1-2 классы) «Память, которой не будет конца» (3-4 классы) «Мои родные защитники Родины» (3-4 классы) «Страницы великой Победы» | май | Комплекс мероприятий: конкурс детского рисунка на асфальте конкурс литературного творчества (стихи, сочинения и т.д.) фотовыставка книжная выставка экскурсия в краеведческий музей | Классный руководитель, Воспитатель ГПД, музейные специалисты, библиотекарь |
Предполагаемый результат:
· ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
· элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
· первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
· опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
· опыт социальной и межкультурной коммуникации;
· начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Я и мое здоровье
Цикл классных часов по профилактике вредных привычек «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек» (1-4 классы) | в течение года | беседы, викторины, встречи | классные руководители, воспитатели ГПД, медицинский работник | |
Цикл классных часов по здоровому образу жизни «В здоровом теле – здоровый дух» (1-4 классы): «Уроки Мойдодыра», «Откуда берутся грязнули?», «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Я расту, я развиваюсь» и т.д. | в течение года | беседы, викторины, встречи | классные руководители, воспитатели ГПД, медицинский работник | |
Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности «Умей всем страхам в лицо рассмеяться» (1-4 классы) | в течение года | беседы, викторины, игры | классные руководители, воспитатели ГПД, психолог школы | |
Цикл классных часов по ПДД (1-4 классы): «Мы и дорога», «Азбука безопасности», «Красный, жёлтый, зелёный» и т.д. | в течение года | 20-минутные беседы, викторины, игры, встречи с сотрудниками ГАИ | классные руководители, воспитатели ГПД, сотрудники ГАИ | |
Анкетирование учащихся: «Вредные привычки и мы», «Мой режим дня», «ЗОЖ»(1-4 классы) | в течение года | анкетирование | психолог, классные руководители, воспитатели ГПД | |
Осенний школьный мини-марафон (1-4 классы) Общешкольный поход | ежегодно в сентябре | кросс экскурсия в осенний лес | Администрация, учитель физкультуры, классные руководители | |
«Мама, папа, я – спортивная семья» (1-4 классы): · 1-е классы · 2-е классы · 3-е классы · 4-е классы | октябрь декабрь март май | спортивные соревнования | Администрация, учитель физкультуры, классные руководители | |
Профилактические акции «Внимание, дети!» «Ударим юмором по вредным привычкам» (3-4 классы) Встречи с мед.работниками (1-4 классы) Презентация индивидуальных и групповых проектов «В здоровом теле – здоровый дух». | сентябрь Октябрь Ноябрь Январь Февраль январь | Комплекс мероприятий: встречи с сотрудниками ГАИ, выставка рисунков, КТД -изготовление книжек-малышек для групп детского сада Комплекс мероприятий: конкурс рисунков и плакатов беседы газета, стенд индивидуальные и групповые творческие проекты фотоотчёт | Учитель, воспитатели ГПД, Сотрудники ГАИ, дошкольники учитель ИЗО классные руководители, мед. работник зам.директора по ВР, классный руководитель, воспитатель ГПД, дошкольники групп | |
«Весне – физкульт-ура!» | март | спортивная эстафета | Администрация, учитель физкультуры, классные руководители | |
Дни здоровья | Сентябрь Май | Комплекс мероприятий | Администрация, учитель физкультуры, классные руководители | |
Конкурс СМИ «Дети Сургута за здоровый образ жизни» | февраль | Рисунки, стихи, сочинения, проекты | Ученики, классные руководители, воспитатели ГПД, родители | |
Городские соревнования «Спартианские игры» | апрель | спортивная эстафета | Ученики, классные руководители, учитель физкультуры, |
Предполагаемый результат:
· ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
· элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
· первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
· первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
· знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения на здоровье человека.
Я и окружающий мир
«Законы коллектива» (1-4 классы), распределение поручений в классе | сентябрь | классный час | кл. руководитель Воспитатель ГПД, | |
Цикл классных часов по правовой грамотности «Наши права и обязанности»: «Российская Конституция – основной закон твоей жизни», «Ваши права, дети», «Имею право» и т.д. | в течение года | классный час | Кл. руководитель,инспектор по охране прав детства, социальный педагог, воспитатели ГПД | |
Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности» (1-4 классы): «Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших», «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» и т.д. | в течение года | классный час | Кл. руководитель,, воспитатели ГПД, приглашение родителей | |
Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты» (1-4 классы): «Если добрый ты», «Без друзей меня чуть-чуть», «Чем сердиться - лучше помириться», «Чужой беды не бывает» и т.д. | в течение года | классный час | кл.руководитель Воспитатель ГПД, | |
Цикл классных часов, посвященных воспитанию обучающихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам «Здравствуйте все, или как жить в ладу с собой и миром» | в течение года | классный час | Кл. руководитель социальный педагог, воспитатели ГПД, представители религиозных структур | |
День пожилого человека (1-4 классы),встреча с пожилыми людьми «С любовью к бабушке», «Лучше деда друга нет» и т.д. | Октябрь В течение года | концертная программа проекты | Администрация Кл. руководитель, учитель музыки, воспитатели ГПД | |
День Конституции и День права: Игры «Закон и ответственность» «Имею право» и т.д. Встречи с работниками УВД и прокуратуры | декабрь | Комплекс мероприятий: игры, беседы, встречи | Администрация ОУ, кл.руководитель,учитель музыки, | |
«Рождество Христово» (1-4 классы) | январь | Конкурс детского рисунка | кл.руководитель Учитель ИЗО, воспитатели | |
Праздник «Масленица » (1-4 классы) | февраль-март | концертно-развлекательная программа | кл.руководитель,воспитатель ГПД, учитель музыки | |
Святая Пасха (1-4 классы): конкурс «Пасхального яйца» выставка рисунков беседы | апрель | комплекс мероприятий: конкурс «Пасхального яйца» выставка рисунков беседы | кл.руководитель,воспитатель ГПД, учитель музыки, учитель ИЗО | |
День семьи (1-4 классы) «Ценности трех поколений» «Я и мои родные» (3-4 классы) «Фотографии из семейного альбома», «Забота о родителях – дело совести каждого», «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи) | май | Цикл мероприятий: классный час с родителями конкурс проектов проекты видеофильм | кл.руководитель, воспитатели ГПД | |
«Последний звонок» (4-е классы) | май | театральное представление | кл. руководитель Администрация, учитель музыки, воспитатели ГПД | |
Изучение уровня воспитанности обучающихся, их нравственных приоритетов, развития классных коллективов (2-4классы) | в течение года | анкетирование, диагностика | Педагог-психолог, социальный педагог, кл. руководитель |
Предполагаемый результат:
· начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
· нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
· уважительное отношение к традиционным религиям;
· неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
· способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
· уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
· знание традиций своей семьи и своего образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Я и мои увлечения
«Мир профессий» (1-4 классы) | в течение года | Экскурсии на предприятия города | кл. руководитель воспитатель ГПД, социальный педагог,родители | |
Встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши» (1-4 классы) | в течение года | Беседы, проекты ученические | кл.руководитель, воспитатель ГПД, учитель музыки | |
Конкурс поделок из природного материала. (1-4 классы) | сентябрь | Конкурс-выставка творческих работ | Учитель ИЗО, кл. руководитель, воспитатель ГПД, | |
Осенний бал. | октябрь | Конкурс на лучший дизайн осеннего костюма | кл.руководитель, воспитатель ГПД, учитель музыки | |
Книжкина больница «Библиотеке – нашу помощь» (2-4 классы) | в течение года | трудовая акция КТД | Библиотекарь, кл.руководитель, воспитатель ГПД | |
Оформление кабинета и школы - к праздникам и мероприятиям (1-4 классы) | в течение года | трудовая акция, КТД | кл.руководитель, воспитатель ГПД, родители | |
Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек (1-4 классы) | в течение года | трудовая акция, КТД, индивидуальные творческие проекты | кл.руководитель,воспитатель ГПД, педагоги доп.образования | |
«Наши мамы – мастерицы, наши папы – мастера» (1-4 классы) | февраль - март | выставка работ | кл.руководитель, воспитатель ГПД, | |
Театральная весна | март | инсценирование театральные постановки | кл.руководитель, воспитатель ГПД, | |
«Прекрасный мир моих увлечений» (1-4 классы) | в течение года | Презентация увлечений и хобби | кл.руководитель, воспитатель ГПД, учитель музыки | |
Ко Дню Земли: конкурс поделок из бросового материала | апрель | Творческие проекты, индивидуальные работы | кл.руководитель, воспитатель ГПД, педагоги доп.образования, родители | |
«Самый чистый класс » | в течение года | Генеральная уборка класса | кл.руководитель, воспитатель ГПД, | |
«Готовимся к встрече пернатых друзей » (1-4 классы и их родители) | март-май | Изготовление скворечников, Изготовление кормушек для птиц Экскурсия в лес | кл.руководитель воспитатель ГПД, родители |
Предполагаемый результат:
· ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
· элементарные представления о различных профессиях;
· первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
· осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
· первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
· потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Список использованной литературы
1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. – 534с.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988- 354с.
5. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68
6. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
7. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
8. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.
Интернет – ресурсы:
http||panorama/PL/ua|up|loads|posts|
https://knowledge.allbest.ru/
https://nsportal.ru/ https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/programma-dukhovno-nravstvennogo-vospitaniya-k-istokam-dukho
https://festival.1september.ru/
https://pedsovet.su/
https://lomovskayaosh.edusite.ru/