Материальная и духовная культура




Вся полнота материальной и духовной культуры казачества раскрывается в изображении бытия семьи Мелеховых.

Духовная культура донского казачества отражена прежде всего двумя составляющими – фольклором и христианскими основами духовной жизни. Наблюдается «подвижность» христианских традиций: от «непосредственности» веры, присущей старшему поколению, к релятивизму, присущему молодому поколению.

Жизнь в хуторе Татарском включает такие атрибуты, как «глянец серебренных икон» в красном углу куреня, застольные молитвы, семейные посещения церкви, соблюдение постов, христианских праздников. За этой внешней обрядовой стороной проглядывает незыблемость для людей старшего поколения основ христианской веры.

Молодое поколение Мелеховых и других семей при соблюдении внешней обрядности, в душе удаляется от истинной веры. Они совершают поступки, расцениваемые в христианском сознании как смертный грех – прелюбодеяния, убийства, самоубийства, и парадоксально «не признают» всей тяжести совершаемого.

Постоянно прослеживается в «Тихом Доне» тесная связь и с другой составляющей духовной культуры донского казачества – с фольклором. В названии определяются две важнейшие темы – тема традиционной жизни донского казачества и её основных ценностей и тема трагической любви. Мотив верности семейному очагу, родовому бытию, а также мотив трагического в жизни донского казачества (вдовства, сиротства, материнского горя) звучат в казачьих песнях. В песнях фильма отражается особый характер казачьего бытия, предопределенный самой их исторической жизнью – жизнью не только земледельцев, но и воинов, для которых утраты – страшная норма жизни.

Семейный уклад

Семейный уклад донских казаков состоит из жесткой внутрисемейной иерархии, где вся ответственность лежит на старшем мужчине в доме. Именно такие, патриархальные, казачьи семьи мы видим в «Тихом Доне». То, что казаки не сменили веками проверенный уклад на что-то новое, говорит об органичности этого уклада для самого их природно-общественного существования.

Женщина-мать – хранительница домашнего очага, оплот морали казачьего дома – почиталась казачеством. Ильинична – идеальный образ женщины-казачки. Она подчиняется своему мужу: не перечит его хозяйственным решениям, выслушивает его брань. Но её роль в семье не ограничивается заботами о быте и распределении женских обязанностей по дому. Ильинична – главный источник той любви, которая питает жизненную силу семьи. Ильинична – самый трагичный и в тоже время очень сильный женский образ. Нелюбимая в молодости мужем, жестоко им битая, Ильинична заставила Пантелея Прокофьевича уважать и ценить себя. Это удалось ей благодаря терпению, она никогда не пыталась отказаться от казачьего бытия или подвергнуть его критике. Ильинична – самый яркий образ хранительницы народной философии, воплощённой в жизни и отношении к ней. Для всех членов семьи Мелеховых Ильинична – огромный моральный авторитет. Дуняша, решившая выйти замуж за Кошевого, долго пытается получить одобрение Ильиничны на этот брак. Ильинична достаточно строга с детьми и невестками, особенно, когда речь идет о моральных вопросах. Всю жизнь сдерживала она, как могла, склонную погулять старшую невестку.

При всей строгости нравственной оценки поступков детей и невесток, старшие Мелеховы не отрекаются от них. Стремятся уберечь от ошибок, защитить. Даже после самоубийства Дарьи, когда поп Виссарион отказывается хоронить её на кладбище, Пантелей Прокофьевич противится этому.

Молодые Мелеховы признают власть родителей не потому, что боятся потерять наследство, а потому, что уважают семейную иерархию. Однако младшее поколение в казачьей семье не было безгласым. Сложные внутрисемейные проблемы решались на семейном совете. Мелеховы не только открыто советуются, но и прибегают к секретничанию. С глазу на глаз поучает Пантелей Прокофьевич Григория из-за связи с Аксиньей. Также тайно разбирается он и с загулявшей невесткой Дарьей. Секретничают между собой Наталья с Дарьей, Ильинична с Натальей, Петр с Григорием. Самые тайные разговоры ведутся за пределами дома. В этом проявляется подспудное стремление оберегать чистоту семейного очага от всяческих «нечистых» обстоятельств.

Рухнувший под натиском революции и гражданской войны уклад похоронил надежду главного героя вписаться в мир, в мире же утраченной гармонии он жить не захотел: именно этим объясняется его решение вернуться домой, не дожидаясь амнистии. Как и положено герою, Григорий Мелехов разделил судьбу своего народа.

 

Использованная литература

Цыценко И. И. Национально-культурная специфика в романе-эпопее «Тихий Дон» / И. И. Цыценко // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2010. – № 2. – С. 32–43.

Справка 1

О жанре фильма

Драмой называется фильм, содержащий конфликтный и трудный сюжет в жизненном и психологическом плане, сложные ситуации, в которые попадает главный герой. В драматическом жанре внимание зрителей акцентировано на переживаниях героев. В основе драмы – человек – любящий, страдающий, ненавидящий. В драмах обычно представляют острый конфликт человека с обществом, его частную жизнь. Особо важным в этом жанре считаются диалоги, монологи, поведение, поступки героев. В основном все драматические фильмы заканчиваются трагическим сюжетом. Этот жанр считается правдоподобным и схожим с повседневной жизнью.

 

Справка 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: