Вопрос 12. Подведение итогов похода




И вот группа вернулась из похода, но нельзя считать его закончен­ным. Впереди еще много работы, и все участники должны быть к ней готовы. Каждый туристский поход обязательно состоит из трех час­тей: подготовки, проведения, подведения итогов.

На первых же после похода занятиях дети приводят в порядок групповое снаряжение, сушат и ремонтируют его и сдают руководи­телю или ответственному за хранение, возвращают взятые в прокате вещи.

В случае финансирования похода учреждением, руководитель обя­зан в трехдневный срок сдать финансовый отчет в соответствии с требованиями «Инструкции о порядке учета средств и составления от­четности по туристским многодневным походам, экскурсиям, экспе­дициям и туристским лагерям учащихся» (Приложение 3).

Подведение итогов похода имеет большую педагогическую цен­ность. В любом походе дети чему-то учатся. Оценить их действия, высказать замечания и предложения по исправлению недостатков -значит наметить пути дальнейшего совершенствования каждого чле­на группы. В оценке действий каждого, похвале за хорошую работу, помощь коллективу дети видят признание их значимости. Это помо­гает в становлении их жизненной позиции, в желании и далее прино­сить пользу своему коллективу.

После проведения однодневного похода разбор действий участни­ков можно провести на следующем занятии. После завершения мно­годневного похода каждый член группы представляет свой краткий письменный отчет о выполнении своих должностных обязанностей. На общем собрании происходит заключительное обсуждение итогов работы каждого члена коллектива и группы в целом. Важно, чтобы все дети знали оценку своего участия в походе.

Детям важно рассказать о своем походе друзьям, учителям, роди­телям. Это можно сделать, оформив фотогазету, дневник похода или организовав вечер, на котором юные туристы расскажут о своих впе­чатлениях.

Но это больше для себя - где мы были, что испытали. А для других? Для тех, кто пойдет по этому маршруту? Помните, как группа готови­лась к походу? Ребята искали тех, кто бывал в этих местах, и были ра­ды любой информации, которую от них получали. Самая простая фор­ма - паспорт маршрута. Он содержит скупые, очень сжатые сведения, вписанные в отпечатанный образец. Более сложная форма - отчет о походе. Отчет - ценное пособие для групп, которые пойдут по этому маршруту. Работа над отчетом - очень важная форма воспитания школьников. Она дает возможность приучить ребят к наблюдательно­сти, бережному отношению к полученному практическому опыту ос­воения района, желанию и умению делиться своими знаниями, своим опытом с другими: узнал сам - расскажи товарищам. Хороший отчет может получиться только тогда, когда группа на маршруте добросове­стно работала над ним.

Содержание отчета

Отчет должен быть конкретным и деловым, включать в себя разно­образные сведения о районе и маршруте. Основное его содержание -характеристика маршрута, его описание. Отчет может быть допол­нен схемами, фотографиями. Фотоматериал должен передавать кра­еведческое и техническое содержание маршрута, а не жизнь группы («Вася ест из ведра, из миски, из половника...», «Маша сидит, ле­жит, смеется...» и т.п.).

Материал отчета надо разделить на несколько разделов.

I. Вводная часть, куда входят титульный лист, аннотация, оглавле­ние отчета, обзорная карта района похода, общие сведения о районе похода и справочные сведения о походе.

И. Характеристика района. Общие сведения о маршруте и о подго­товке группы к походу.

III. Техническое описание маршрута (описание пути движения), график движения группы и вопросы безопасности. Здесь размещают картографический материал и фотографии.

IV. Материально-финансовое обеспечение похода.

V. Краеведческая и общественно полезная работа.

VI. Заключение (выводы, рекомендации).

VII. Приложения.

Вводная часть. Отчет начинается титульным листом. В верхней части указывают организацию, проводившую поход. В центре крупно пишут заголовок (например, «По местам боев за Москву», «На озеро Сапшо» и т.п.). Ниже подзаголовок: «отчет о пешеходном туристском походе...» (указываются географический район и основные пункты маршрута).

Еще ниже указывают фамилию руководителя группы, его адрес, телефон. Указывают год проведения похода и свой город. Если поход утвержден маршрутно-квалификационной комиссией (МКК), надо


указать ее наименование и номер маршрутной книжки (маршрутно­го листа).

Аннотация. Здесь очень коротко надо обосновать выбор района по­хода, сформулировать его основную цель, перечислить интересные этапы маршрута, экскурсионные объекты. Аннотация - это как бы «заманивание» на пройденный маршрут новых туристов.

В конце раздела дается список основных участников работы над от­четом, авторов разделов, рисунков и т.п.

Оглавление содержит названия разделов, глав. Нумерация стра­ниц должна быть сплошная (текст ли это, фотография или схема).

Справочные сведения. Здесь нужно указать вид туризма, его слож­ность, сроки проведения, район и нитку маршрута, способы передви­жения и продолжительность пешеходной части маршрута, количест­во дневок.

Характеристика района похода. Краткая географическая харак­теристика: рельеф, гидрография, растительность и животный мир. Запланированные запасные варианты маршрута (были ли они использованы?). Препятствия на маршруте. Календарь погоды. Источ­ники питьевой воды, места купания, ночлегов, дневок, их ориенти­ры. Места повышенной опасности (ночлеги и дневки вблизи круп­ных поселков, где могут быть нежелательные встречи с местным на­селением; места с плохими питьевыми источниками т.д.). Посеще­ние каких экскурсионных объектов требует предварительной догово­ренности.

Техническое описание маршрута. Это главная часть отчета. Она на­чинается графиком движения группы по маршруту в виде таблицы:

 

День пути Участок пути Протяженность Способ передвижения Работа в пути (экскурсии, встречи)
         

Материально-финансовое обеспечение похода. Сюда включают смету расходов, списки личного и группового снаряжения, аптечки, ремнабора, указывают их вес. Надо, чтобы каждое должностное ли­цо составило краткий отчет, и поместить его здесь. Например, сани­тар к приведенному списку аптечки добавит, что взятых медикамен­тов было достаточно, но, учитывая множество загрязненных водных источников, следует увеличить количество средств для обеззаражи­вания воды и т.п.

Краеведческая и общественно полезная работа. Она может быть отражена в техническом описании, а может быть выделена отдельно. Это могут быть как сведения о работе, проделанной группой, так и рекомендации, например: «В лесу, 2 км севернее хутора Березовка, на опушке леса безымянная могила. Идущим по нашему маршруту группам надо заложить в график 1/2 дня для опроса местных жите­лей» или: «В поселке таком-то ведутся реставрационные работы по восстановлению старинной усадьбы. Хорошо в графике заложить 1-2 дня для участия в работах».

Заключение (выводы и рекомендации). Записывается, что следует учесть группам, идущим по данному маршруту или в данный район. Как интереснее провести поход по этому району.

Приложение. Здесь могут быть даны списки литературы по району, бытовые и пейзажные фотографии, расписания движения транспор­та и т.п. Картографический материал включает общую мелкомас­штабную карту района похода с нанесенной на нее ниткой пройден­ного маршрута, кальки, маршрутные ленты, схемы - все, что могут сделать по уровню своей туристской подготовки участники группы.

Помните: отчет должен быть чистым, аккуратным, легко чита­емым. Он может быть иллюстрирован стихами, песнями, очерка­ми, написанными ребятами. Если есть возможность, то, используя технические средства (компьютер, ксерокс), можно и нужно сде­лать экземпляры отчета для каждого участника похода, которые сохранятся у них на многие годы.


 

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: