Аутсорсинг в практике бизнеса: преимущества и риски




АУТСОРСИНГ

Сущность аутсорсинга

 

Понятие «аутсорсинг» достаточно молодо – его появление обычно относят к 60-м или 80-м годам прошлого столетия. Однако со времени своего возникновения аутсорсинг прошел значительный путь развития. Понятие происходит от английского слова «outsourcing», «outsource» - «вытекающий извне», «внешний ресурс». Соответственно, все определения понятия так или иначе упоминают этот внешний ресурс.

В наиболее полном виде аутсорсинг можно определить как «перевод внутреннего подразделения или подразделений предприятия и всех связанных с ними активов в организацию поставщика услуг, предлагающего оказать некую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене».

Автор определения также подчеркивает, что при реализации данной услуги контроль деятельности выделенных подразделений возлагается на поставщика услуг.

Под аутсорсингом понимают как саму практику передачи функций сторонней организации, так и эффективную модель хозяйствования в целом, которая позволяет повышать качество и сокращать издержки, а также новую стратегию управления организацией.

Емкое определение этой стратегии «Заниматься не тем, что можешь сделать лучше всего, а тем, что можешь купить выгоднее всего».

Таким образом, под аутсорсинг-проектом понимают целенаправленное изменение бизнес-системы на основе методологии аутсорсинга, с установленными требованиями к качеству результата, определенными ограничениями ресурсов (материальных, финансовых, людских и пр.) и специфической организацией. Итогом является формирование новых связей и отношений между различными элементами бизнес-системы.

С точки зрения российской деловой практики, аутсорсинг представляет собой заключение договора оказания услуг (или в некоторых случаях договора подряда).

Особенности данных договорных отношений детально рассмотрены в Гражданском кодексе РФ. В России аутсорсинг получил распространение с 90-х годов прошлого века в связи с появлением на российском рынке западных компаний, использовавших аутсорсинг в своей практике.

Постепенно преимущества аутсорсинга оценили и российские компании; сначала – достаточно крупные, в том числе крупные российские банки, в дальнейшем – и средний бизнес.

В XXI веке кризисные явления в экономике заставили многие организации более тщательно продумывать свою организационную структуру, более рационально использовать ресурсы. В связи с этим применение аутсорсинга в тех или иных его формах получило дальнейшее распространение.

Разнообразие видов и форм аутсорсинга позволяет использовать его как инструмент повышения эффективности работы практически во всех сферах хозяйствования как крупными, так и небольшими компаниями.

Классификация видов и форм аутсорсинга продолжает развиваться и дополняться.

Заказчик услуг выбирает наиболее эффективный с его точки зрения путь сотрудничества в соответствии со своим желанием и возможностью контролировать работу аутсорсера и координировать ее.

Степень данной координации во многом определяется правом на владение ресурсами, задействованными в конкретном бизнес-процессе. Исходя из этого, экономически и юридически отношения сторон при применении аутсорсинга могут быть оформлены различно.

Рассмотрим несколько классификаций, построенных на различных основаниях.

В зависимости от формы организации совместной деятельности можно выделить:

1) внутренний аутсорсинг выражен в перераспределении функций внутри бизнес-системы с целью сохранения контроля над качеством их выполнения.

2) внешний аутсорсинг подразумевает, что выполнение отдельных или взаимосвязанных функций передается внешнему исполнителю, при этом доля компании в готовом продукте, а также уровень налогообложения сокращаются.

Наибольший эффект при использовании внешнего аутсорсинга дает передача аутсорсеру «зрелых» функций, то есть тех, где использование инноваций не прогнозируется. В данном случае организация экономит собственные ресурсы, получает услуги высокого качества и даже имеет возможность повысить свой имидж за счет ноу-хау, применяемых аутсорсером.

С точки зрения распределения ответственности и рисков большое значение имеет классификация на основании объема передаваемых аутсорсеру полномочий (рис. 1.1.).

 
 

 

 

       
   

 


Рис. 1.1. Классификация аутсорсинга на основании объема передаваемых аутсорсеру полномочий

В зависимости от влияния, оказываемого на организационную структуру предприятия-заказчика, выделяют такие виды аутсорсинга:

1) Реструктурный аутсорсинг предполагает полный и окончательный отказ от самостоятельного выполнения отдельных функций и бизнес-процессов, ликвидацию соответствующих подразделений с высвобождением капитала.

2) Трасформационный аутсорсинг связан с отказом от самостоятельного выполнения отдельных функций и передачей их под внешнее управление с целью разработки новых подходов и технологий силами как сторонней организации, так и с использованием собственных ресурсов. По окончании срока реализации проекта организация восстанавливает функциональность соответствующих подразделений с учетом произошедших изменений и улучшений (реинсорсинг).

По признаку основного ресурса аутсорсера можно выделить следующие виды аутсорсинга (рис. 1.2.).

     
 
 
   

 

 


Рис. 1.2. Виды аутсорсинга по признаку основного ресурса аутсорсера

 

Место аутсорсинга в бизнес-системе предприятия определяется той сферой, в которой он применяется.

Можно выделить три основных направления:

- применение аутсорсинга в основной сфере деятельности;

- применение аутсорсинга в вспомогательной сфере деятельности;

- применение аутсорсинга в управленческой сфере деятельности.

Некоторыми осуществляется выделение в качестве отдельных сфер применения аутсорсинга сферы услуг и аутсорсинга человеческих ресурсов [.

Оба указанных направления охватывают различные по своему содержанию виды деятельности организации.

Другим вариантом является соотнесение данных направлений аутсорсинга с конкретным местом в структуре деятельности предприятия (например, услуги в сфере вспомогательных видов деятельности, аутсорсинг человеческих ресурсов для потребностей основного производства и т.д.)

Аутсорсинг сферы основного производства представляет собой стратегическое по значимости решение, часто направленное на глобальную интеграцию компании в национальную или транснациональную сеть.

Взаимоотношения аутсорсера и заказчика в данном случае могут принимать самые различные формы, особенность которых обусловлена такими факторами как жизненный цикл отрасли, отдельных продуктов, эффективность использования ресурсов, особенности конкурентной среды и т.д.

Аутсорсинг основных производств способствует стандартизации бизнес-процессов, что играет положительную роль, например, в условиях массового производства. Среди всех сфер применения аутсорсинга основное производство является наиболее рискованным объектом, но вместе с тем, аутсорсинг основного производства дает самый сильный и заметный эффект.

Вспомогательное производство является традиционной сферой применения аутсорсинга. Отказ от самостоятельной реализации таких вспомогательных функций, как охрана, транспорт, ремонт, уборка помещений и пр. позволяет организации сконцентрировать свои усилия на развитии основной сферы деятельности, высвобождать ресурсы, сокращать подразделения, повышать качество реализации вспомогательных функций. При этом с одной стороны, организации обычно экономически выгодно такое сокращение, а с другой – риски переложения ответственности за некоторые вспомогательные функции сравнительно невелики, а преимущества во многих случаях достаточно очевидны.

Аутсорсинг сферы управления обусловлен повышением требований к квалификации управляющих, а также широким распространением информационных технологий управления.

Новая, современная модель менеджмента, основанная на аутсорсинге функций управления, позволяет создать условия для реализации новых проектов, привлечь к управлению специалиста высокого класса (при наличии ответственности аутсорсера за результаты своей деятельности), реорганизовать структуру управления компанией (что особенно актуально при наличии кризисных явлений в организации), снизить расходы на управление. Применение аутсорсинга в сфере управления часто связано со стратегическими изменениями в структуре и общем развитии организации.

Рассмотренные формы аутсорсинга можно классифицировать по направлениям решаемых с его помощью задач:

1) Аутсорсинг отдельных задач представляет собой наиболее простую, содержащую минимальные риску форму применения аутсорсинга. Обычно аутсорсинг-проект предполагает выполнение аутсорсером конкретной задачи, ограниченной ресурсами и временем. Исполнитель чаще всего контролирует работу и несет полную ответственность за ее исполнение.

2) Аутсорсинг ресурсов предполагает использование внешних ресурсов аутсорсера (человеческих ресурсов или элементов инфраструктуры) для обеспечения более гибкого обеспечения данными ресурсами организации, а также упрощения финансовых схем их содержания и форм управления.

3) Аутсорсинг процессов предполагает передачу во внешнее исполнение обеспечение целого процесса, а не отдельных задач. Основной цель может быть возможность концентрации собственных усилий на стратегически важных направлениях деятельности.

4) Аутсорсинг сервисов позволяет полностью вывести целый сервис (а не отдельные процессы) из сферы собственной деятельности предприятия.

Каждая из рассмотренных форм аутсорсинга имеет свои достоинства и недостатки. Выбор той или иной формы должен осуществляться организацией в ходе тщательной оценки ожидаемых положительных результатов и рисков при применении аутсорсинга.

Аутсорсинг в практике бизнеса: преимущества и риски

 

В реальной российской практике применение аутсорсинга ограничивается, как правило, аутсорсингом отдельных задач или процессов. В этом случае принятие решения об аутсорсинге должно основываться на тщательном просчете экономических выгод, а также прочих предполагаемых преимуществ (в сравнении с оставлением данных функций в собственном ведении). Наиболее типичные причины использования аутсорсинга приведены на рис. 1.1.

                 
   
 
 
 
   
   
 
 
 
   

 

 


Рис. 1.1. Типичные причины использования аутсорсинга

 

Особое значение имеет анализ рисков применения аутсорсинга. При этом выбор определенной сферы его применения обычно оказывает серьезное влияние именно на размер и вид риска. Анализ рисков и преимуществ позволяет аргументировать возможность применения аутсорсинга в конкретной сфере хозяйственной деятельности, а также определить оптимальную форму аутсорсинга для каждой конкретной хозяйственной ситуации.

В каждом отдельном случае организация рассчитывает на конкретные преимущества и выгоды, которые в целом можно разделить на несколько групп. Прежде всего, это организационно-управленческие преимущества, которые позволяют:

- сконцентрировать внутрикорпоративное внимание на стратегически важных целях и задачах, при делегировании второстепенных функций специализированным организациям-аутсорсерам;

- высвободить ресурсы для других целей;

- улучшить управляемость, взять под контроль текущую ситуацию, отказаться от собственной ответственности за функционирование отдельного подразделения компании (например, при наличии сложностей осуществления контроля);

- устранить проблемы с персоналом (отсутствие по тем или иным причинам, риск внезапного увольнения, необходимость организации обучения, текучесть кадров и т.д.);

- сократить количество штатного персонала (в целях оптимизации руководства, а также улучшения финансовых показателей компании, важных для инвесторов);

- упростить реализацию новых функций, ускорить их внедрение в организационную структуру предприятия.

Организационно-управленческие преимущества особенно важны в условиях внутренних перемен в организации (реорганизация, слияние, поглощение, реструктуризация), а также в случае стремительного роста бизнеса и резкого увеличения нагрузок. Применение аутсорсинга позволяет более оперативно выходить на рынок за счет применения сконфигурированных заранее решений, а также гибко реагировать на различные рыночные изменения (используя ресурсы того или иного аутсорсера). Приведенные преимущества обеспечивают высокую конкурентоспособность компании.

Заметную роль играют технологические преимущества, позволяющие получить доступ к ресурсам, недоступным внутри компании (т.е. решить проблему дефицита или качества ресурсов при привлечении ресурсов аутсорсера); получить доступ к услугам мирового класса и профессиональной базе при расходах, аналогичных расходам на одного сотрудника; получить доступ к новейшим технологиям; повысить качество и надежность обслуживания, улучшить имидж собственной организации за счет использования ноу-хау фирмы-аутсорсера. Фирмы-аутсорсеры, как правило, имеют значительный опыт выполнения задач определенного типа, инвестируют средства в развитие технологии, совершенствование ресурсов, мотивацию персонала. Фирма-заказчик, таким образом, получает доступ к разработкам, на которые у нее самой ушло бы значительное время и средства.

К стоимостным преимуществам аутсорсинга можно отнести сокращение издержек обслуживания бизнес-процесса (что является следствием специализации аутсорсера в определенной области), повышение прибыльности бизнеса, экономию затрат на офис, оборудование, обучение и пр. Важным обстоятельством является предсказуемость расходов за счет фиксированной оплаты услуг аутсорсера.

Рисковые преимущества применения аутсорсинга состоят в перераспределении рисков между несколькими организациями, что уменьшает общий единовременный риск и снижает степень влияния на него каждого из участников процесса.

Аутсорсеры несут полную ответственность за выполнение функций, отмеченных в контракте и заинтересованы в точном исполнении обязательств. Обслуживая значительное число клиентов, исполнители снижают риски отдельных компаний.

Таким образом, применение аутсорсинга позволяет использовать наиболее эффективные методы снижения бизнес-рисков, в том числе метод локализации рисков (выделение отдельных опасных участков в самостоятельную структуру или передачу ее под внешнее управление), метод уклонения от риска (путем варьирования аутсорсинговых партнеров, отказа от ненадежных партнеров), метод диссипации риска (путем распределения рисков и ответственности между несколькими хозяйствующими субъектами).

Однако при наличии ряда преимуществ необходимо помнить о том, что существуют проблемы и риски, снижающие привлекательность аутсорсинга (особенно в ряде конкретных ситуаций). В общем виде эти риски можно подразделить следующим образом:

- риски предприятия при использовании аутсорсинга (в том числе потеря конкурентного статуса вследствие отказа от собственного производства, зависимость от поставщика услуг, угроза отрыва руководящего звена от бизнес-практики, обучение чужого персонала вместо своего, возможность «воспитать себе конкурента», угроза утечки конфиденциальной информации);

- риски со стороны аутсорсера (нестабильность или банкротство поставщика услуг, нежелательное изменение стратегии аутсорсера, например – в сторону чрезмерной стандартизации услуг).

Риски увеличиваются вследствие недостаточно налаженного контроля над деятельностью аутсорсера. Неудача аутсорсингового проекта может быть обусловлена переоценкой затрат на производство собственными силами, а также недооценкой затрат на аутсорсинг, потерей компетенции в определенном виде деятельности, проблемами с качеством услуг.

Применение аутсорсинга не даст значительных результатов в условиях небольшого объема продукции, слишком необычных требования к качеству услуги.

Отсутствие достоверной информации о возможных организациях-аутсорсерах, отсутствие надежного механизма внедрения аутсорсинга на предприятии, необходимость (по той или иной социальной, политической и прочей причине) сохранить собственное производство являются объективными препятствиями для применения аутсорсинга.

Таким образом, в каждом конкретном случае анализируется прежде всего возможность и необходимость использования аутсорсинга, ожидаемые преимущества (в том числе важный в конкурентной борьбе фактор времени), возможные риски.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: