ОТ ЧЕРНЫХ ХОЛМОВ К ЛАРАМИ




Дж. Хайд

Народ Красного Облака

 

МИГРАЦИЯ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ

 

"Бизоны на севере и бизоны на юге: дичь, которая

привела нашу нацию туда, где она теперь стоит".

Красное Облако, 1875г

 

ГЛАВА 1

ПО ХОЛМАМ К МИССУРИ

1650-1770

Дакота или сиу, первоначально пришли с юга, и в шестнадцатом столетии утвердились у истоков Миссисипи, в области озер и болот, по которым они путешествовали на каноэ из коры. Эти люди, которые иногда говорили о себе как " Otchenti Chakowin " или Семь Костров Совета, были самыми дикими и воинственными племенами сиу, и когда мы получаем наши первые упоминания о них в начале семнадцатого столетия, мы видим их энергично нападающими на алгонкинские племена, которые жили к северу и северо-востоку. Сначала сиу имели превосходство, но вскоре алгонкины вошли в контакт с французами в Канаде, а несколько позже с англичанами в Гудзоновом заливе, и, получив металлическое и огнестрельное оружие, постепенно вытеснили сиу назад, в южную Миннесоту.

Изучение доступных материалов раскрывает факт, что переселение сиу от истоков Миссисипи было сделано двумя различными волнами. Первая, состоящая из янктонаев, включая янктонов, и тетонов, начала двигаться с середины семнадцатого столетия; вторая волна, состоящая из "Восточных Сиу", не двигалась до конца 1735г. Нет никакого абсолютного доказательства относительно причин переселения первой волны сиу. Но дата, направление, и обстоятельства движения указывают, что приблизительно в 1670г янктонаи и тетоны были атакованы в своём старом доме около истоков Миссисипи кри и их союзниками, которые теперь были вооружены огнестрельным оружием, и были вынуждены удалиться на юг. Собрав вместе фрагменты информации из доступных ранних французских записей и несколько неопределенных индейских историй, кажется, что приблизительно с 1650г сиу начали совершать набеги на кри, которые жили к северу от них, в районе Дождливого озера. Николас Перрот, который был в индейской стране в это время, говорит, что эти племена всё ещё были в каменном веке и не имели товаров белых торговцев во время начала этих войн; но сиу были более жестокими воинами и имели превосходство. Сиу, которые жили близко к кри, были тем подразделением янктонаев, которое позже стало отдельным племенем под названием ассинибойны. Эти люди были в дружбе с кри; действительно, они даже вступали с ними брак. Военный отряд сиу, прибыв в лагерь ассинибойнов, нашёл там несколько кри и напал на них. Они также плохо обращались с ассинибойнами, которые хорошо относились к кри. Ассинибойны скоро оказались в неудобном положении в беспощадной войне между собственным племенем и кри; и это положение, став невыносимым, теперь вынуждало их решить, оставаться ли с собственным народом или присоединиться к кри. Они присоединились к кри. Французские утверждения, что в это время кри получали оружие и европейские товары и снабжали ими ассинибойнов, предоставляют нам единственное возможное объяснение решения ассинибойнов присоединиться к алгонкинам. Родственные связи были очень сильны среди индейцев в прежние времена, но существуетмасса случаев, когда отдельные группы покидали собственное племя, если материальные интересы настоятельно побуждали их сделать это. Прибытие англичан в Гудзонов залив было поворотным моментом в войнах между сиу и кри. Французы только начинали проникать в регион к западу от озера Верхнего, но они имели немного оружия, чтобы торговать с индейцами, и небольшой запас всех остальных товаров, и их торговля была очень нерегулярна. Англичане, с другой стороны, имели обильные запасы, особенно хорошего оружия, и со времени, когда 'Образец' вступил в Гудзонов залив в 1668г, большие флотилии каноэ начали прибывать в залив каждое лето, чтобы торговать. Наиболее многочисленные из Нагорных индейцев, которые прибыли вниз, чтобы торговать с англичанами, были кри и ассинибойны, и, несомненно, здесь, в Гудзоновом заливе, эти племена получали оружие, которое позволило им нанести поражение сиу. Мы можем легко проследить эти событиями. Утверждения Перрота указывают, что сиу напали на кри до 1650г и скоро "разрушили их". Радисон говорит о кровавой борьбе между сиу и кри в 1658г; Маркет встретил кри в 1670г и нашел их вооруженными только луками, но четыре года спустя, эти же самые кри, вооружённые огнестрельным оружием, атаковали и перебили посланников сиу в Су-Сент-Мэри. Сиу в этом отряде имели только кремневые ножи и подобное примитивное оружие. В 1673г, отец Ноувэль сообщил, что верхние алгонкины, включая кри, собирались постоянно торговать с англичанами в Гудзоновом заливе, и он предсказал, что французы потеряют эти племена и торговлю с ними. В 1684г большая флотилия каноэ кри, включая четыреста мужчин ассинибойнов, спустилась по реке Хейс, чтобы торговать с англичанами в заливе. Торговля там велась в большей степени на оружие и боеприпасы, которые индейцы высоко ценили, поскольку с хорошим оружием они имели превосходство над ненавистными сиу. Это было приблизительно в то время, когда де Ла Потери сообщал, что кри часто приходили в каноэ и втесняли сиу из их деревень, вынуждая их искать убежище в местах, где они могли питаться только желудями, корнями и корой. Любой, кто сомневается относительно чрезвычайной эффективности огнестрельного оружия, используемого против людей, которые все еще жили в каменном веке, должен прочитать отчет сэра Александра Маккензи, описавшего ужас, который эти же самые кри создали в стране Атабаски к завершению восемнадцатого столетия. Маленькие отряды кри, вооруженные огнестрельным оружием, охотились на аборигенов, как на кроликов, и настолько терроризировали их, что те бежали только при одном виде странного дыма за несколько миль от них. Трудо в 1795г заявил, что страх, в котором тетон сиу поддерживали другие племенами на Миссури и около Блэк-Хилс, главным образом был следствием того, что сиу имели много огнестрельного оружия, в то время как другие племена фактически его не имели.

Мы не имеем никаких деталей этих ранних войн, но, казалось бы, вероятно, что группа сиу янктонаев, которая жила ближе всех к кри, пострадал больше всего. Тетоны, кажется, жили к югу от янктонаев, в прериях к западу от Миссисипи, около Саук Рапидс (Sauk Rapids), где они все еще жили в 1680г. Переселение янктонаев на юг, естественно, подвергло бы тетонов нападениям кри и ассинибойнов, вынуждая их удалиться; и, кажется, это произошло, когда в 1700г мы находим янктонаев, янктонов и тетонов к югу от своих старых домов. Сиссетон и других восточных сиу совсем не затрагивала война с кри, возможно из-за их местоположения в болотах, куда было трудно добраться, хотя есть причина полагать, что кри и их союзники чувствовали большую враждебность к янктонаям и тетонам, чем к восточным сиу. В начале восемнадцатого столетия мы находим восточных сиу, обвиняемых своими западными родственниками в помощи их врагам, поскольку французы утверждают, что те предлагали помощь кри и ассинибойнам в войне против западных сиу. 1

Истории сиу, сообщающающие об этом периоде, получены от восточных сиу; они недостаточно подробны, а другие сообщения зарегистрированы главным образом миссионерами, которые знали немного ранней истории в попытке следовать за передвижением западных сиу, сначала на юг, в долину Миннесоты, а затем на запад, к Миссури. Французские отчеты немного помогают в этом, но лишь только, чтобы предположить детали этого движения.

Вытесненные из своего дома между истоком Миссисипи и Красным озером после 1670г, янктонаи удалилась на юг, в прерии к западу от Миссисипи, и подошли к излучине реки Миннесота и озёрам Лебедя. Здесь мы можем предположить, что они разделились, янктоны пересекли Миннесоту и заняли земли от реки Кимберлит до Карьера Катлинита, в то время как янктонаи (родительская группа) медленно двигались вверх по реке Миннесота. Тетоны, двигаясь впереди или после янктонаев, при достижении большой излучины Миннесоты также, кажется, разделяются на две группы, позже известные как брюле и оглала, пересекли реку и заняли прерии от реки Кимберлит на запад, тетон-саоне двигались вверх по реке Миннесота к её истоку.

Так как тетоны и саоне находились перед янктонами и янктонаями в движении на запад, возможно, они возглавили это движение. Французские карты указывают местоположение этих племён сиу в различное время. Но большинство этих карт - очень скудный материал, а некоторые из них были подписаны гораздо позже, так как даты, которые они указывают, вносят много путаницы. Известная карта 1708г приводит историков и этнологов к бесконечным неправильным заявлениям.

То, что тетоны разделились, чтобы сформировать две группы при достижении больной излучины Миннесоты, кажется очевидным. Янктоны отделились от янктонаев, конечно же, здесь. И когда (после 1735г) сиссетоны, мигрируя на юг тем же самым маршрутом через прерии, по которому тетоны и янктонаи следовали намного раньше, прибыли к излучине, они, как известно, разделились. Одна группа перешла реку, чтобы охотиться в районе Кимберлита, а родительская группа продолжала двигаться к истоку Миннесоты. Действительно, эта большая излучина реки, кажется, своего рода западня, созданная природой, в который, мигрирующие орды сталкивались с проблемой: пересечь реку здесь и занять открытые прерии на юге, или подняться вверх по реке к ее истоку, держась более лесистой местности. Сиу, кажется, решают этот вопрос так, как они обычно решали любое противоречие, ссорясь и разбиваясь на фракции, каждая из которых шла собственным путём. В каждом случае консервативный элемент, представляя родительскую группу племени, придерживался реки, в то время как другие сформировали новые группы и ушли на юг в прерии, где бизоны водились в изобилии.

Переправившись к югу от Миннесоты у излучины, янктоны и та часть тетонов, кто также переправился здесь, вышли на равнины и скоро достигли Холмов Прерии. Остальная часть людей этих групп, те, кто мигрировал вверх по Миннесоте, держались лесной страны. Этот факт, вероятно, послужил названием этих саоне (от ‘ Tchanona ’ и ‘ Tchankute ’: "Стрелки среди Деревьев"). Это название было применено и к тетон-саоне и к части янктонаев.

Рассматривая перемещение тетонов от излучины Миннесоты, мы имеем немного неопределенных утверждений восточных сиу, сделанных в середине девятнадцатого столетия, в том смысле, что тетоны прежде были в Миннесоте, но постепенно дрейфовали на запад. Сами тетоны потеряли большинство своих воспоминаний о старом доме на Миссисипи к 1840г, поскольку в том году Риггс в форте Пьер расспросил этих индейцев и их торговцев, узнав, что, сохранились только неопределенные воспоминания о приходе тетонов с востока, и что их вожди прежде сидели в совете с восточными сиу. Однако верно, что, когда мы стоим около Большой Излучины Миссури, смотря на восток, мы можем проследить маршруты, которыми эти люди мигрировали, мы можем установить даты движения, отмечая племена сиу, с которыми тетоны были наиболее близко связаны, и получим довольно ясную картину относительно их перемещения.

Торговые ярмарки, на которых западные сиу получали оружие и европейские товары, имели жизненное значение для этих людей, и местоположение этих встреч - одно из лучших средств для того, чтобы проследить их движения. Приблизительно с 1750г эти ежегодные ярмарки проводились у истоков Миннесоты, а в 1700г ярмарки проходили в устье этого потока, на Миссисипи. Можно заключить, что тетоны и янктоны, все еще без лошадей, не заходили далеко на запад. Лесур (Lesueur) в 1700г встретил тетонов, и даже вероятно, что одна из общин, которая зимовала около его частокола на реке Кимберлит, была оглала, поскольку он называет этих людей ' Ojalespoitans ' или Деревней, Разделенной на Много Маленьких Групп. Нет никакого " j " в языке сиу, этот звук, произносится на диалекте тетон как " gl ". Поэтому это могло быть 'Oglales-poitton': от ‘ Oglala ’ (рассеянный или разделенный) и ' poitton ' (деревня). ' Poit ' озадачивает, но кажется, это алгонкинское слово (' poituc ', "мужчины" или "люди"), которое первые французы часто использовали в письменной форме для названия племён сиу. Например - assinipoit, для assiniboin, и mascoutepoit ("Мужчины Прерии") старое название для тетон сиу. Это близкое название, данное Лесуром для оглала. Именно его перевод названия, Деревня, Разделенная на Много Маленьких Групп, действительно существенен, поскольку мы всегда знали, что название ' Oglala ' означает рассеяться, разделиться. Было бы трудно придумать более разумное объяснение этого племенного названия, чем данное Лесуром. Эти люди перешли к югу от Миннесоты и затем рассеялись в небольших лагерях по прериям. Наиболее популярной из нескольких историй, объясняющих происхождение этого имени, которое постоянно менялось среди сиу, с середины девятнадцатого столетия была та, что два вождя поссорились, и один оскорбил другого, бросив пыль ему в лицо. Нет никакого смысла в этом рассказе. 2

То, что Лесур в 1700г не упоминал брюле, не вызывает удивления; поскольку название (sichangu, brule или Сожженные Бедра) не появилось до окончания 1750г. Брюле вероятно были около реки Кимберлит в дни Лесура под другим названием.

Эти свидетельства указывают на факт, что к началу восемнадцатого столетия тетоны, оглала и брюле, охотились в прериях к западу от реки Кимберлит, и зимовали в лесистой долине этого потока, а каждую весну собирались около устья Миннесоты для торговли. Эти тетоны постоянно перемещались, и их самые близкие связи были с янктонами, чьи военные отряды заходили достаточно далеко, чтобы приобрести название Деревня Красного Камня, от их частого посещения района в юго-западной Миннесоте, в котором расположен Карьер Красного Катлинита.

Занятие земель, граничащих с рекой Миннесота, этими западными сиу, очевидно, было не мирным процессом. Из традиции сиу мы заключаем, что они нашли часть или всё племя шайеннов в верхней долине, около реки Желтой Магии, и вытеснили их дальше к северо-западу. Даже в 1700г айова и ото занимали страну по Кимберлиту, но, обнаружив неудобных соседей, присоединились к омаха. Последнее племя прежде жило в районе около Карьера Катлинита, где (очевидно после 1680г) они были атакованы янктонами. Бежав на запад, они построили новые деревни на западном берегу Биг-Сиу, около Су-Фолс; но здесь они были снова атакованы, оставшиеся в живых бежали к Миссури и обосновались около устья Биг-Сиу. Омаха в этот период были без лошадей и металлического оружия, и были легкой добычей для любого племени, вооружённого огнестрельным оружием; их традиции ясно заявляют, что люди вырезаны и оставшиеся сбежали на запад, чтобы искать более безопасное местожительство. Это подтверждено французскими отчетами, которые указывают что к этой дате западные сиу и их союзники, которые останавливались в верховьях Миссисипи, составляли очень большие военные отряды, вооруженные огнестрельным оружием, против омаха и некоторых других западных племен. Из сообщения Лесура оказалось, что омаха отошли к Миссури до 1700г.

Немногое, что было записано из ранней истории сиу, распространило ложное впечатление, что после перемещения омаха на запад, янктоны и тетоны сразу продвинулись в том же самом направлении и утвердились на Миссури в Южной Дакоте. Это представление, которое предложено в ' Индейском Руководстве ' Ходжа, полностью базируется на гипотезе, что французская карта была сделана около 1708г; но это не верно. Карта была добавлена в намного более поздней дате, поскольку Джастин Винсор заявил, что она была даже исправлена кем-то, кто написал на ней по-английски. Карта действительно показывает тетонов и янктонов на Миссури ниже Большого Изгиба; но она также показывает понка, которые в 1708г были частью племени омаха, и которые не были известны французам под их собственным названием до окончания 1780г. Любому, знакомому с источниками, ясно, что карта была добавлена кем-то, кто имел информацию от Дж. Б. Монье (J. B. Monier) и Трудо, вернувшихся с Миссури между 1787 и 1797гг. Мнение, что тетоны и янктоны утвердились на Миссури ниже Большого Изгиба до 1708г, не принимает во внимание, что омаха обосновались на Миссури около устья Биг-Сиу, в районе, в котором их враги, тетоны и янктоны, как предполагается, уже были. Эти люди пришли туда после 1723г и оставались там до 1750г, когда они переместились на западный берег Миссури в северную Небраску.

Если мы обращаем внимание, что западные сиу, встреченные Лесуром на реке Кимберлит в 1700г были тетоны оглала и брюле, мы должны искать объяснение факта, что янктоны, кто к этой дате бродили в прериях далеко к западу от Кимберлита, разрешили этим тетонам опередить их в движении на запад, и достичь Миссури первыми. Причина этого довольно проста. В 1700г бизоны и другая дичь была в большом изобилии около Кимберлита, но группы восточных сиу, прибывающие сюда каждый сезон для охоты, к концу первой четверти восемнадцатого столетия сделали этот район бедными охотничьими угодьями. Традиция восточных сиу ясно заявляет, что тетоны мигрировал на запад в поисках бизонов, и поскольку мы знаем, что сначала стада были истреблены в стране к востоку от Кимберлита, мы имеем простое объяснение относительно того, почему тетоны, кто занял этот район, были первые, чтобы отойти на запад. В этом движении они опередили янктонов, охотничьи угодья которых были около Карьера Катлинита и истоков реки Де-Мойн все еще богаты дичью. 3

Оглала и брюле теперь охотились в Холмах Прерии (Coteau de Prerias) и даже дальше, в долине реки Джеймс (‘ Tchan-sansan’, как они её называли). Рассматривать это движение как завоевание было бы смешно. Люди (в нескольких небольших лагерях) просто кочевали туда-сюда по холмам в поисках бизоньих стад. Они все еще были без лошадей, и холмы были для них страной, тяжёлой для перемещения. Они переносили все свои лагерные принадлежности на спинах собак и женщин, даже крошечные девочки шести-семи лет переносили тяжести. Они не могли перемещаться больше, чем приблизительно пять миль в день; и, с приближением зимы, нуждаясь в топливе и убежище, должны были возвращаться на восток, в лесные долины. Весной, заготовив меха, они отправлялись на ежегодную торговлю, где встречались с сиу с Миссисипи, которые приносили им оружие, боеприпасы и европейские товары. В этот период, к середине восемнадцатого столетия, торговые ярмарки проходили около истока Миннесоты. Джонатан Карвер в 1766г очевидно слышал об этой ярмарке от белых торговцев на верхней Миссисипи. Отчет этого автора о поездке к Миннесоте и зимовке среди индейцев этой области имеет несколько искажённые факты. Подобно Ле Рею (LeRaye) в более поздний период, Карвер, кажется, собирает немного информации от торговцев, чтобы рассказать о своём воображаемом пребывании среди западных сиу.

Саоне в течение всего этого времени, кажется, находятся в верхней долине Миннесоты, не принимая никакого участия в движениях оглала и брюле. Эти люди лесной долины, конечно, называли себя тетонами, и они, вероятно, наблюдали, как оглала и брюле отходят на запад; действительно, саоне имели древнюю трубку и некоторые священные предметы, которые, кажется, принадлежали племени тетон прежде, чем оно оставило свой старый дом на верхней Миссисипи. В период 1690-1720гг французские картографы поместили тетонов (очевидно саоне) около Большого Каменного озера, у истоков Миннесоты. Они, кажется, сосредотачиваются здесь, пока не начали перемещаться к Миссури, в то время как янктонаи часто посещали Говорящее озеро (Lac qui Parle), на некотором расстоянии дальше вниз по Миннесоте.

Поскольку происхождение названия саоне было необъяснимо в течение прошлых пятидесяти лет, и так как этот вопрос опирается на раннюю историю тетонов, несколько слов об этом должны присутствовать здесь. Название не появляется в ранних французских отчетах, имеющих дело с сиу, и этот факт подтверждает Риггс в форте Пьер в 1840г; а именно, что, саоне (или sanyona) было прозвищем, которое оглала и брюле применили к пяти племенам тетонов: миниконжу, санс арк, два котла, хункпапа и сихасапа. Это название, поэтому, немного использовалось в Миннесоте, но было знакомо и на верхней Миссури, где Трудо использовал его в форме ' Chahony ' в 1795г. Трудо также подтверждает заявление Риггса, что это название было применено к пяти племенам тетон, поскольку он говорит о саоне, как о пяти племенах, "Северных Индейцев". Арикара и манданы были в таком близком контакте с саоне, что применяли это название ко всем сиу. В 1840г название было все еще в обычном использовании, и большие лагеря сиу все еще называли саоне; но, пятьдесят лет спустя, о названии почти забывали, и когда миссионеры наводили справки, в 1889г им давали неопределенную и противоречивую информацию относительно этого названия и его применения. Таким образом, некоторые сиу заявили, что термин саоне появился от ‘ Sanyone wichasha ' (Мужчины Саоне) и был прозвищем, прежде применявшемся оглала и брюле к миниконжу, санс арк и два котла, в то время как другие настаивали, что название произошло от ' Sanyona ' и было применено не только ко всем тетонам, но к части янктонаев. Относительно значения названия, эти индейцы могли только предположить, но все они, кажется, подозревают, что саоне каким-то образом относится к стрельбе.

Изучая эти ключи, мы находим, что в начале восемнадцатого столетия сиу любили давать названия своим общинам, относящиеся к стрельбе, и саоне было названием этого типа, данное оглала и брюле безлесных равнин своей родне, которая держалась около леса в долине Миннесоты. Это название применялось и к тетонам и к янктонаям. Исследуя старые названия общин сиу, мы находим, что янктоны прежде имели общину Tchankute (от 'tchan', "дерево", и 'kute', "стрелять"); мы также находим общину Tchankute среди сиссетон (Стрелки в Лесу); в то время как среди верхних янктонаев это название преобразовано на их диалекте в Tchanyona (Стрелки среди Деревьев). Tchanyona - просто различная форма правописания ' Sanyona ', название, которое Риггс дал саоне в 1840г.

Это свидетельство указывает, что название саоне давалось большой группе сиу, кто останавливался в верховьях Миннесоты в начале восемнадцатого столетия. Когда эти группы разбивались, тетон-саоне взяли это название с собой к Миссури. Часть янктонаев, кто мигрировал в том же самом направлении, также сохранили это название; некоторые саоне присоединились к янктонам, в то время как достаточно многие люди, называемые этим именем, оставались на реке Миннесота и сформировали группу саоне, составленную из людей из нескольких племен сиу. Эта последняя группа была упомянута Льюисом и Кларком в 1804г.

Около этих саоне (Стрелки среди Деревьев) у истоков Миннесоты были Wazikute (Стрелки среди Сосен) и люди, называемые Masikota, имя которое происходит от слов сиу ' mazi ' (железо) и ' kute ' (стрелять) и относится к их раннему использованию огнестрельного оружия. Когда тетон-саоне мигрировали к Миссури, не только янктонаи, но также и часть Wazikute и Masikota пошли с ними. В 1840г часть Wazikute были с янктонаями между озером Дьявола и Миссури, в то время как часть Masikota присоединилась к Два Котла саоне. От шайеннов мы знаем, что Masikota были сиу, кто в прежние времена кочевали у истоков Миннесоты и Ред-Ривер; часть их мигрировала к Миссури с шайеннами, с кем они оставались долгое время. Часть шайеннов происходит от предков Masikota.

В течение 1700-1750гг, в то время как они медленно дрейфовали на запад за бизонами, оглала и брюле, должно быть, часто принимали участие в периодических экспедициях, которые западные сиу и их союзники с верховьев Миссисипи совершали против племен на Миссури. Эти большие военные отряды, кажется, используют реки Биг-Сиу и Литл-Сиу как дороги к Миссури, вероятно двигаясь на каноэ, и эти потоки приобрели названия 'Реки Сиу' прежде, чем это племя прибыло к Миссури жить. Французские сообщения упоминают несколько этих экспедиций, нацеленных на омаха и их соседей между 1700 и 1740гг, и в некоторых из этих сообщений мы находим западных сиу, называемых нарушителями спокойствия, которые не слушали советы французов и должны быть уничтожены. Первыми результатами этих действий сиу было отступление омаха к Миссури и изгнание айова и ото из их старого дома в северной Айове и южной Миннесота. Лесур заявляет, что эти племена отошли к Миссури в 1700г, чтобы жить около омаха, и это заявление подтверждено традицией айова и омаха. Ото, однако, не присоединились к омаха, а двигались дальше к югу, через Миссури, в южную Небраску.

Таким образом, к 1700-1725гг, омаха и часть айова обосновались на северной стороне Миссури около устья Биг-Сиу, а выше них, на той же самой стороне реки, были арикара, люди, близко родственные скиди пауни. Эти арикара были изгнаны из северо-восточной Небраски, очевидно падука (Padouca). Эта группа индейцев на Миссури выше Биг-Сиу составляла весьма большое население. Арикара имели много деревень из земляных домов; омаха были также большим племенем, и была, по крайней мере, одна сильная деревня айова. Но эти люди, если бы не айова, не имели огнестрельного оружия и фактически жили в каменном веке; поэтому, когда они были атакованы большими отрядами сиу и их союзников, вооруженных огнестрельным оружием, они просто бежали.

Вскоре после 1723г эти индейцы поднялись вверх по Миссури в Дакоту. Это движение было, очевидно, принудительным, поскольку они были сельскохозяйственными племенами, которые не стали бы перемещаться кроме как по принуждению. Поднявшись в Южную Дакоту, они оставили хорошую для сельского хозяйства страну, чтобы обосноваться на территории, где выращивание зерновых культур было очень сомнительным предприятием. Действительно, когда мы изучаем этот случай, мы не можем найти никакого более разумного объяснения удаления этих племен в Дакоту, чем факт, что на них совершали набеги сиу и их союзники. При исследовании французских записей, мы находим, что западные сиу, как сообщается, подготовили такую экспедицию против племен на Миссури в 1727г, и снова в 1729г.

Результатом этого движения был то, что примерно до 1730-1740гг арикара утвердились в новых поселениях на обоих берегах Миссури, от современного Камберлена до Пирра, в то время как омаха и айова пересекли Миссури и построили деревни на северном берегу Уайт-Ривер. В это время понка, которые являлись частью племени омаха, отделились и поднялись к Плохой реке, где они, кажется, присоединяются к арикара, охотившихся в Блэк-Хилс. Здесь на них нападали конные воины (очевидно кайова), и они был так испуганы, что оставили Плохую реку и воссоединились с омаха и айова в устье Уайт-Ривер. Эти племена теперь переместились назад, на западный берег Миссури, в северную Небраску (около 1750г), но едва они построили новые деревни, как на них снова напали большие силы сиу. Айова теперь отошли на юг, в то время как омаха переместились на короткое расстояние к югу и обосновались на ручье Омаха, ниже устья Биг-Сиу в Небраске. Понка оставались около устья Ниобрары, построив деревню в хорошей позиции и укрепив её, как это делали арикара.

Это ситуация была на верхней Миссури в период, когда тетоны, оглала и брюле, впервые появились в той области. Медленно перемещаясь на запад, эти небольшие общины тетонов достигли реки Джеймс, где они вошли в контакт с арикара. Наконец, к середине восемнадцатого столетия, эти сиу оставили реку Джеймс, пересекли Холмы, и, дойдя до Миссури, спустились в Большую Долину (Грейт-Вэлли). Они не были завоевателями, а бедными, пешими людьми на обширных равнинах. Из заявлений сиу и арикара, кажется, вероятно, что тетоны прибыли к Миссури в тяжёлое для них время попрошайничать в селениях арикара. Но если тогда тетоны были нищими, то, ни в коем случае не скромными; и если эти люди однажды пришли к арикара, чтобы просить, они возвращались на другой день, чтобы подстеречь арикара и убивать их, и с самого начала они показали себя плохими соседями.

В 1760г, когда тетоны впервые появились на верхней Миссури, деревни арикара содержали население, возможно, равное всей нации сиу. Начинаясь на восточном берегу реки в пределах современного города Пирр, эти деревни простирались вниз по этому берегу к Большому Изгибу. Руины, которые все еще заметны, указывают, что большие деревни были укреплены канавой, земляной стеной, и частоколом из кедровых бревен. Ниже Большого Изгиба, на восточном берегу, около устья ручья Вороны, была очень большая и хорошо укреплённая деревня, своего рода южный форпост. На западном берегу была группа из трех укрепленных деревень на месте старого форта Джордж, напротив города Де Грей, а выше устья Плохой реки была вторая группа из трех укрепленных деревень. Останки деревень арикара в этом районе, были описаны археологами, которые называют некоторые из фортов огромными и внушительными. Большой город-крепость на восточном берегу, приблизительно семь миль ниже города Пирр, занял господствующее положение на плато. Хотя он был защищен в большинстве мест крутыми ущельями и другими естественными условиями, он был укреплён большой земляной стеной с несколькими оплотами или петлями, работа, которая показывает большую способность со стороны ее строителей и хорошего понимания искусства укрепления. Эта деревня, занимающая от 130 до 150 акров, указывает на население намного большее, чем любая деревня индейцев Миссури исторического периода. Любой, кто изучил эти останки арикара, не будет сомневаться в правдивости того, что эти индейцы сказали Трудо в 1795г: в 1760г они имели 4000 воинов, или всё население приблизительно в 20000 душ.

К 1760г арикара были в изобилии снабжены лошадьми. Хотя они были сельскохозяйственным племенем, живущим в постоянных деревнях, они проводили две большие охоты на бизонов каждый год, выходя к Блэк-Хилс, и вероятно также в восточном направлении к реке Джеймс. Весной они высаживали маис и оставались в своих деревнях достаточно долго, чтобы провести одну прополку; тогда они покидали деревни и отправлялись на охоту. Возвращаясь домой ко времени сбора урожая, к началу зимы они отправлялись на другую охоту, оставаясь там до весны. Эти люди были в дружественных отношениях с кайова и некоторыми другими племенами региона Блэк-Хилс, от которых они получали лошадей и некоторые испанские товары. Приблизительно до 1790г кайова часто посещали деревни арикара, обменивая лошадей и испанские товары на маис и другие продукты.

Таким образом, когда первые небольшие лагеря тетонов начали проникать через реку Джеймс к Большому Изгибу Миссури, к 1760г они нашли этот путь, блокированный мощной нацией арикара. Арикара больше не были робким народом, без лошадей или металлического оружия, который после 1725г был вытеснен к Миссури налетчиками сиу. Они теперь были снабжены лошадьми; они имели испанские лезвия для копий, и на открытых равнинах могли уничтожать любой небольшой отряд сиу, которые все еще были пешие. Сиу обладали преимуществом наличия большого числа огнестрельного оружия, и, прибывая из Миннесоты в военных отрядах по несколько сотен человек, они могли оттеснить арикара в укрепленные деревни. Но они не могли штурмовать эти деревни, ограничиваясь несколькими скальпами и лошадьми. С другой стороны, франко-индейская война заставила французов оставить торговлю на верхней Миссисипи, и до 1770г сиу остались без европейских товаров. Без постоянной поставки оружия и боеприпасов, сиу на какое-то время потеряли преимущество, которое им давало огнестрельное оружие в войнах против племен верхней Миссури. Поэтому, можно без колебания принять заявление, сделанное арикара Льюису и Кларку в 1804г; а именно, то, что они прежде не боялись сиу, что это оспа разрушила их мощь, и только после того, как эта болезнь унесла большинство людей, сиу начали раздражать их серьезно. Эти индейцы перенесли три большие эпидемии оспы между 1772 и 1780гг, и в течение этого краткого периода четыре пятых их населения были уничтожены этой ужасной болезнью.

Поэтому, можно предположить, что, когда тетоны, оглала и брюле, впервые достигли Миссури около Большой Излучины, они прибыли к деревням арикара как бедные просители, а не как смелые враги. Традиция тетонов заявляет, что они получили первых лошадей от арикара, и некоторые из более ранних перечней зим указывают, что отношение тетонов к арикара были дружественные. Трудо нашел тетонов в дружественных посещениях с арикара и даже предупреждающих это племя, что некоторые другие группы сиу планировали нападение на их деревни. Можно представить картину небольшого лагеря тетонов в 1760г, идущего пешком, с шестами для маленьких типи, привязанными к спинам больших собак, с женщинами и маленькими девочками, загруженными пакетами, просить маис, сушеные тыквы, табак и несколько лошадей у дружественных людей. Но эти тетоны, будучи диким, непостоянным народом, также совершали набеги на деревни, и вероятно платили штраф; поскольку в перечне зим брюле записано, что в этот ранний период тетоны были лёгкой добычей конных воинов, которые нападали на них в их собственных лагерях. Поскольку эти нападения были, очевидно, сделаны к востоку от Миссури, арикара, должно быть, делали это, поскольку они были единственными людьми в этой области, которые имели лошадей.

В этот период общины тетон саоне также перемещались на запад. Прибыв от истоков Миннесоты, их маршрут через холмы был севернее, чем тот, которым двигались оглала и брюле. Они прошли через озеро Котла, где подразделение Два Котла, как говорит традиция, приобрело своё специфическое название; в их тылу продвигались союзники янктонаи, также, как янктоны мигрировали на запад в тылу оглала и брюле. Саоне и янктонаи были заняты между 1725 и 1750гг в дикой войне с кри и ассинибойнами, которые жили к северу от них. Шайенны, которые жили в деревне из земляных домов на реке Шайенн, притоке Ред-Ривер, находились непосредственно между этими племенами, и к 1740г бежали за Миссури. Возможно из-за этих событий, авангард саоне, кажется, достиг Миссури несколько позднее чем оглала и брюле, и в то время как последние пересекали реку ниже деревень арикара, саоне достигли реки выше их поселений.

К 1770г переселение на запад всех общин тетонов был временно приостановлено арикара, которые блокировали любое дальнейшее движение в том направлении. Весьма немногочисленные и все еще пешие, тетоны не могли рисковать пересечь Миссури и идти на запад. Но Судьба теперь сыграла на руку тетонам, и в течение нескольких лет арикара были разрушены и оттеснены с пути. Сначала оспа нанесла этой сильной нации ощутимый удар. Только тогда сиу из Миннесоты, получив свежие поставки огнестрельного оружия, возобновили старую практику больших экспедиций против племен верхней Миссури. Мощная деревня арикара на восточном берегу ниже Большого Изгиба была разрушена этими сиу. Остатки населения в других городах арикара больше не могли выдержать их. Они объединились, сформировав новые деревни, медленно удаляясь вверх по реке. К 1786г оставшиеся люди жили в пяти деревнях на западном берег Миссури, ниже устья реки Шайенн. Оглала пересекли реку около устья ручья Вороны и начали новое движение на запад, поднимаясь вверх по Плохой реке. Брюле скоро последовали за ними; но движение арикара до устья реки Шайенн помещает их непосредственно на путь любого дальнейшего движения саоне, и это движение на запад этой группы тетонов вынудило арикара отойти дальше к северу в 1795. 4

 

 

Примечания 1 главы

1. Источники этого раннего периода являются настолько многочисленными, что только несколько из них могут быть отмечены здесь. Французские документы, которые являются настолько полезными, будут найдены в изданиях Маргри, в канадских Архивах. Индейские традиции, собранные в середине девятнадцатого столетия в форме детального рассказа, дают нам только неопределенные и мимолетные представления этого отдаленного времени. Превосходная идея относительно старой родины сиу у истоков Миссисипи может быть получена из журналов Зебулона Пайка.

2. Может показаться странным, что оглала в более поздние годы не знали, откуда произошло их племенное название, но свидетельства указывают, что это так и было. Они имели три или четыре противоречащих и довольно тривиальных рассказа, и большин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: