Ценообразование на стандартную продукцию




Контрольно-курсовая работа по дисциплине

«Цены и ценообразование»

Тула 2008


Система цен

 

В зависимости от экономических признаков все цены в переходный период классифицируются по видам и разновидностям. Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от обслуживаемой ими сферы товарного обращения. По этому признаку цены подразделяются на следующие виды:

Þоптовые цены на продукцию промышленности;

Þцены на строительную продукцию;

Þзакупочные цены;

Þтарифы грузового и пассажирского транспорта;

Þрозничные цены;

Þтарифы на платные услуги населению;

Þцены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.

В свою очередь оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на два подвида: свободные отпускные цены (оптовые цены предприятия) и цены оптовой закупки (оптовые цены промышленности).

Свободные отпускные цены (оптовые цены предприятия) – цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям – другим предприятиям и организациям. Реализуя свою продукцию, предприятия или фирмы должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволила бы им функционировать в условиях рынка (рисунок 1).


                       
   
 
 
Себестоимость продукции
 
Прибыль
     
Акциз
 
Налог на добавленную стоимость
 
 
   

 


Рисунок 1. – Состав свободной отпускной цены

 

На основе свободных отпускных цен производятся планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы предприятия (фирмы).

Цены оптовой закупки (оптовые цены промышленности) – цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям (рисунок 2).

Оптово-сбытовая скидка (оптовая надбавка) возмещает издержки обращения снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и образует их прибыль.

Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям; они, как правило, выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. Состав розничной цены показан на рисунке 3.

 

 


       
 
 
   


Рисунок 2. – Состав оптовой цены промышленности (цены оптовой закупки)

 
 

 

 


Рисунок 3. – Состав розничной цены

 

Включенный в розничную цену акциз – это косвенный налог на потребителя, включаемый в цену товара. Перечень товаров, облагаемых акцизом, строго ограничен действующим законодательством. В этот перечень включены главным образом престижные товары и предметы роскоши, а также легковые автомобили, алкогольные напитки и некоторые другие товары.

Налог на добавленную стоимость, являясь также косвенным налогом, оплачивается конечным потребителем. По отдельным группам товаров (основные продукты питания, медикаменты, товары детского ассортимента и некоторые другие) установлены льготные ставки НДС.

Торговая надбавка (скидка) возмещает издержки обращения торговых организаций и образует их прибыль.

Задача 1

Определить свободную отпускную (оптовую цену предприятия), цену закупки (оптовую цену промышленности) и розничную цену изделия при следующих исходных данных:

1. Затраты:

· сырье и основные материалы – 18 руб.

· вспомогательные материалы – 2 руб. 50 коп.

· топливо и электроэнергия на технологические цели – 50 коп.

· заработная плата производственных рабочих – 16 руб.

· начисления на заработную плату – 37% от заработной платы производственных рабочих

· расходы по содержанию и эксплуатации оборудования – 50% к заработной плате производственных рабочих

· цеховые расходы – 20% к заработной плате производственных рабочих

· общезаводские расходы – 80% к заработной плате производственных рабочих

· внепроизводственные расходы – 0,5% к производственной себестоимости

· транспортные расходы – 15% к производственной себестоимости

2. Рентабельность – 20% к полной (коммерческой) себестоимости.

3. НДС – 15% к свободной отпускной цене (без НДС).

4. Акциз – 40% к свободной отпускной цене (без НДС)

5. Оптовая надбавка (наценка сбытовых организаций) – 3 руб. 80 коп.

6. Торговая надбавка – 4 руб. 75 коп.

Решение:

1.Определяем себестоимость изделия:

 

Таблица 1. – Калькуляция себестоимости изделия

Статьи затрат Сумма, руб. коп.
   
сырье и основные материалы 18.00
вспомогательные материалы 2.50
топливо и электроэнергия на технологические цели 0.50
заработная плата производственных рабочих 16.00
начисления на заработную плату 16.00*0,37=5.92
расходы по содержанию и эксплуатации оборудования 16.00*0,50=8.00
общезаводские расходы 16.00*0,80=12.8
Итого производственная себестоимость 63.72
внепроизводственные расходы 63.72*0,005=0.32
транспортные расходы 63.72*0,15=9.56
Итого полная (коммерческая) себестоимость 73.6

 

2.Определяем прибыль в цене: 73 руб. 60 коп. * 0,20 = 14 руб. 72 коп.

3.Определяем свободную отпускную цену (без НДС):

73 руб. 60 коп. + 14 руб. 72 коп. = 88 руб. 32 коп.

4.Определяем НДС: 88 руб. 32 коп. * 0,15 = 13 руб. 25 коп.

5.Определяем свободную отпускную цену (с учетом НДС):

88 руб. 32 коп. + 13 руб. 25 коп. = 101 руб. 57 коп.

6.Определяем акциз: 88 руб. 32 коп. * 0,4 = 35 руб. 33 коп.

7.Определяем оптовую надбавку: 101 руб. 57 коп.*0.37= 3 руб. 80 коп.

8.Определяем цену оптовой закупки (оптовую цену промышленности): 101 руб. 57 коп. + 35 руб. 33 коп. +3 руб. 80 коп. = 140 руб. 70 коп.

9.Определяем торговую надбавку: 115 руб. 96 коп. * 0,25 = 28 руб. 99 коп.

10. Определяем розничную цену: 162 руб. 34 коп. + 28 руб. 99 коп. = 140 руб. 70 коп.

Ценообразование на стандартную продукцию

Одной из проблем ценообразования является установление цен на стандартную продукцию, которая регулярно реализуется покупателям в процессе хозяйственной деятельности предприятия.

В ценообразовании на стандартную продукцию ключевым является признание того, что продажная цена должна быть достаточной, чтобы возместить все затраты (постоянные и переменные) на производство, управление и реализацию продукции, а также обеспечить приемлемую прибыль на инвестиции.

Можно выделить два основных этапа ценообразования на предприятии:

– определение базовой цены, т.е. цены без скидок, наценок, транспортных, страховых, сервисных компонентов и др.;

– определение цены с учетом вышеуказанных компонентов, скидок, наценок и др.

Существует пять основных методов определения базовой цены, которые можно использовать изолированно либо в различных комбинациях друг с другом.

1. Метод полных издержек;

2. Метод стоимости изготовления (переработки);

3. Метод маргинальных (предельных) издержек;

4. Метод рентабельности (доходности) инвестиций;

5. Семейство методов маркетинговых или рыночных оценок.

Метод полных издержек состоит в том, что к полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли.

Несмотря на то, что этот метод ценообразования называется «затраты плюс надбавка», часть затрат скрыта в надбавке. Скрытыми являются те затраты, которые связаны с процессом реализации и управления. Некоторые предприятия выделяют эти затраты отдельно и добавляют их к базовым затратам на производство, затем прибавляя сумму надбавки в части только ожидаемой прибыли от реализации продукции.

Задача 2

Предприятие устанавливает продажную цену на один из своих стандартных видов продукции, в которую были внесены незначительные изменения. Данные бухгалтерии о затратах на проектируемую продукцию приведены в табл. 2.

При установлении продажной цены предприятие предлагает применять надбавку к сумме затрат на производство, равную 50%.

 

Таблица 2. – Затраты по проектируемому продукту

Затраты Сумма, руб.
на единицу продукции всего
Прямые материальные Прямые на оплату труда Переменные накладные Постоянные накладные (на 10000 ед. продукта) Переменные реализационные и административные Постоянные реализационные и административные (на 10000 ед. продукта) 5.70 3.80 2.85 6.65 1.90   0.95      

 

Решение

На первом этапе определяется сумма совокупных поглощенных затрат на производство единицы продукции (табл. 3).

 

Таблица 3. – Совокупные поглощенные затраты на производство

Затраты Сумма, руб.
Прямые материальные Прямые на оплату труда Накладные (2.85 руб. переменных затрат плюс 6.65 руб. постоянных затрат, что составляет 250% от прямых затрат на оплату труда) 5.70 3.80   9.50
Общие поглощенные затраты на производство единицы продукции 19.00

 

На втором этапе производится расчет цены единицы продукции (табл. 4).

 

Таблица 4. – Форма калькуляции цены продукта

Затраты Сумма, руб.
Прямые материальные Прямые на оплату труда Накладные (250% от прямых затрат на оплату труда) 5.70 3.80 9.50
Итого затрат на производство 19.00
Надбавка (50% от суммы затрат на производство) 9.50
Устанавливаемая продажная цена 28.50

 

На третьем этапе составляется отчет о финансовых результатах деятельности предприятия (табл. 5), позволяющий подтвердить или опровергнуть вывод о том, что установленная продажная цена обеспечивает возмещение производственных затрат и получение прогнозируемой прибыли.

Следует иметь в виду, что предприятие получит эту прибыль только в том случае, если оно не только произведет, но и продаст 10000 единиц своей продукции по цене 28.50 руб. за единицу.

 

Таблица 5. – Отчет о финансовых результатах деятельности предприятия

Показатель Сумма, руб.
Объем продаж (10000 ед. продукта по цене 28.50 руб. за каждую) Себестоимость реализованной продукции (10000 ед. продукта по 19 руб. за каждую) Валовая (балансовая) прибыль Реализационные и административные расходы (на каждую из 10000 ед. продукта приходится 1.9 руб. переменных и 0.95 руб. постоянных расходов) Чистая прибыль    

 

Преимуществом метода полных издержек можно назвать обеспечение полного покрытия всех затрат и получение планируемой прибыли.

К недостаткам следует отнести: игнорирование эластичности спроса; снижение конкурентных стимулов к минимизации издержек; невозможность установления цены до тех пор, пока не определена доля постоянных затрат в общей их сумме и не определен уровень спроса, а уровень спроса не может быть выявлен без установления цены.

Метод стоимости изготовления заключается в том, что к полной сумме затрат на покупное сырье, материалы, комплектующие изделия, узлы, полуфабрикаты (в расчете на единицу продукции), добавляют сумму (процент, норму прибыли), соответствующую собственному вкладу предприятия в формирование стоимости изделия.

Задача 3

Воспользуемся данными о затратах из предыдущего примера. Рентабельность данного продукта к себестоимости за вычетом прямых материальных затрат составляет 45%.

Решение

На первом этапе определяется полная себестоимость единицы продукции (табл. 6).

На втором этапе определяется величина надбавки и цена единицы продукции (табл. 7).

Преимуществом данного метода является то, что он учитывает собственный вклад предприятия в наращивание стоимости товара, а недостатком-то, что он не применим для ценовых решений на длительную перспективу.

Метод стоимости изготовления применяется в специфических условиях и в особых случаях:

- при принятии решений о наращивании массы прибыли за счет наращивания объема производства;

- при принятии решений об отказе или продолжении конкурентной борьбы;

- при принятии решений об изменении ассортиментной структуры производства (определении наиболее и наименее рентабельных изделий, изменении структуры продаж);

- при принятии решений по одноразовым (индивидуальным, немассовым) заказам.

 

Таблица 6. – Калькуляция себестоимости единицы продукции

Затраты Сумма, руб.
Прямые материальные Прямые на оплату труда Переменные накладные Постоянные накладные Переменные реализационные и административные Постоянные реализационные и административные 5.70 3.80 2.85 6.65 1.90 0.95
Итого полная (коммерческая) себестоимость единицы продукции 21.85

 

Таблица 7. – Форма калькуляции цены продукта

Затраты Сумма, руб.
Полная себестоимость Прямые материальные Себестоимость за вычетом прямых материальных затрат Надбавка (45% от себестоимости за вычетом прямых материальных затрат) 21.85 5.70 16.15 7.27
Итого продажная цена (полная себестоимость плюс надбавка) 50.97

 

Данный метод не заменяет, а дополняет метод полных издержек.

Метод маргинальных издержек состоит в том, что к переменным затратам на единицу продукции добавляется сумма (процент), покрывающая затраты и обеспечивающая достаточную норму прибыли. При определении затрат на единицу продукции используется метод переменных затрат, в соответствии с которым базовые затраты состоят исключительно из переменных затрат, а именно, переменных реализационных и административных затрат, а также переменных затрат на производство. При этом сумма надбавки, прибавляемая к базовым затратам, включает суммы постоянных затрат и ожидаемой прибыли в расчете на единицу продукции.

Задача 4

Используя исходные данные задачи 2 (за исключением надбавки к сумме затрат на производство), определите отпускную цену изделия методом маргинальных издержек, если предприятие предполагает применять надбавку к сумме переменных затрат – 100%. Составить финансовый отчет.

Решение

На первом этапе определяется сумма переменных затрат и производится расчет цены единицы продукции (табл. 8).

 

Таблица 8. – Форма калькуляции цены продукта

Затраты Сумма, руб.
Прямые материальные Прямые на оплату труда Переменные накладные Переменные реализационные и административные 5.70 3.80 2.85 6.65
Итого переменных затрат  
Надбавка (100% от суммы переменных затрат)  
Устанавливаемая продажная цена  

 

На втором этапе составляется отчет о финансовых результатах деятельности предприятия (табл. 9), позволяющий подтвердить или опровергнуть вывод о том, что установленная продажная цена обеспечивает возмещение произведенных затрат и получение прогнозируемой прибыли.

 

Таблица 9. – Отчет о финансовых результатах деятельности предприятия

Показатель Сумма, руб.
Объем продаж (10000 ед. продукта по цене 28.50 руб. за каждую) Переменные затраты (10000 ед. продукта по цене 19 руб. за каждую) Доход (в виде разницы между суммой выручки и переменными затратами) Постоянные затраты: – производственные – реализационные и административные Чистая прибыль  

Метод рентабельности инвестиций основан на том, что продукт должен обеспечивать рентабельности не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит.

Задача 5

Предприятие устанавливает цену на один из своих видов продукции. Прогнозируемый годовой объем производства – 38000 единиц; предполагаемые переменные затраты на единицу продукции – 28.5 руб.; общая сумма постоянных затрат – 760 тыс. руб. Изменения, вносимые в продукцию, потребуют дополнительного финансирования (кредита) в размере 0.95 млн. руб. Процентная ставка коммерческого банка – 50% годовых. Определите отпускную цену методом рентабельности инвестиций.

Решение

 

Таблица 10. – Форма калькуляции цены продукта

Затраты Сумма, руб.
Переменные затраты на единицу изделия Постоянные затраты на единицу изделия (760000 руб.: 38000 ед.) 28.50   20.00
Суммарные затраты на единицу изделия 48.50
Желательная прибыль (950 000 руб. * 0.50: 38 000 ед.) 12.50
Устанавливаемая продажная цена (не ниже) 60.00

 

Метод рентабельности инвестиций является единственным методом, учитывающим платность финансовых результатов, необходимых для производства и реализации продукта.

К семейству методов маркетинговых оценок можно отнести следующие:

– метод оценки реакции покупателя (продавец старается выяснить цену, по которой покупатель определенно берет товар);

– метод сходной цены (цены ориентированы на повышение конкурентоспособности товара, а не на удовлетворение потребности предприятия в финансовых ресурсах для покрытия затрат);

– метод «предложения втемную» или тендерный метод (покупатели анонимно участвуют в конкурсе предложения (тендере); выигрывает тот, чья цена предложения обеспечивает продавцу максимальную прибыль).

В формуле «затраты плюс надбавка» надбавка является одним из основных элементов, так как отдельные элементы затрат скрыты в этой надбавке. Данная надбавка является функцией нескольких переменных, одна из которых – ожидаемая предприятием прибыль на инвестированный капитал (так называемый «ROI» – return on investment).

Показатель ROI используется для определения величины надбавки, если применяется метод полных издержек или метод маргинальных издержек.

В случае использования метода поглощенных затрат (частный случай метода полных издержек) формула определения надбавки (процентная надбавка) имеет следующий вид:

 

Задача 6

Предприятие предполагает, что для производства 100000 ед. продукции в год необходимы инвестиции (для закупки оборудования, приобретения производственных запасов) в сумме 3.80 – млн. руб. В целом бухгалтерия предприятия предполагает, что производство и реализация продукции будет характеризоваться следующими показателями: затраты на производство единицы продукции составят 57.0 руб.; реализационные и административные расходы – 1140.0 тыс. руб. Предприятие предполагает получить 30% прибыли на инвестированный капитал. Определить размер надбавки.

% надбавка = [(3800000*0.30+1140000)/(10000*57)] = 40

Исходя из этого уровня процентной надбавки будет установлена продажная цена единицы продукции (табл. 11).

 

Таблица 11. – Калькуляция цены продукции

Показатель Сумма, руб.
Затраты на производство Надбавка (57 руб. * 40% / 100%) 57.0 22.8
Устанавливаемая продажная цена 70.8

 

Данная цена подлежит корректировке с учетом ситуации на рынке с этим товаром.

В доказательство того, что 70.8 руб. устанавливаемой продажной цены продукции позволит предприятию получить 30% прибыли на инвестированный капитал, приводится отчет о финансовых результатах деятельности предприятия (табл. 12).

 

Таблица 12. – Отчет о финансовых результатах деятельности предприятия

Показатель Сумма, руб.
Объем продаж (70.9 руб. * 100000 ед.) Затраты на производство продукции (57 руб. * 100000 ед.)  
Валовая прибыль  
Реализационные и административные затраты  
Чистая прибыль  

 

Прогнозируемая величина ROI (исходя из вложенного капитала 3.8 млн. руб.) может быть определена с помощью формулы Дюпона:

 

 

ROI = [(250000* 100%/7090000)*(7090000/3800000)] = 6% * 1.35 = 8.1%

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: