Базовые средства реализации взаимодействия процессов в ОС Unix




Сразу[R16] необходимо отметить, что во всех иллюстрациях организаций взаимодействия процессов будем рассматривать полновесные процессы, т.е. те «классические» процессы, которые представляются в виде обрабатываемой в системе программы, обладающей эксклюзивными правами на оперативную память, а также правами на некоторые дополнительные ресурсы.

Если посмотреть на проблемы взаимодействия процессов, то можно выделить две группы взаимодействия. Первая группа — это взаимодействие процессов, функционирующих под управлением одной ОС на одной локальной ЭВМ. Вторая группа взаимодействия — это взаимодействие в пределах сети. В зависимости от того, к какой группе относится тот или иной механизм, он будет обладать соответствующими свойствами и особенностями.

Рассмотрим взаимодействие в рамках локальной ЭВМ (одной ОС). Первым делом встает общая для обеих упомянутых групп проблема именования взаимодействующих процессов, которая заключается в ответе на вопрос, как, т.е. посредством каких механизмов, взаимодействующие процессы смогут «найти друг друга». В рамках взаимодействия внутри одной ОС можно выделить две основных группы решений данной задачи (Рис. 87).

Рис. 87. Способы организации взаимодействия процессов.

Первая группа способов основана на взаимодействии родственных процессов. При взаимодействии родственных процессов, т.е. процессов, связанных некоторой иерархией родства, ОС обычно предоставляет возможность наследования некоторых характеристик родительских процессов дочерними процессами. И именно за счет наследования различных характеристик возможно реализовать то самое именование. К примеру, в ОС Unix можно передавать по наследству от отца сыну дескрипторы открытых файлов. В данном случае именование будет неявным, поскольку не указываются непосредственно имена процессов.

Другим решением в рамках данной группы взаимодействующих родственных процессов является взаимодействие по цепочке предок–потомок, причем известно, кто из процессов является предком, а кто — потомком. В этом случае существует возможность процессу-предку обращаться к своему потомку посредством явного именования. В качестве имени, например, может выступать идентификатор процесса (PID). А потомок, зная имя предка, может также к нему обратиться.

Так или иначе, но данная группа реализаций взаимодействия родственных процессов основана на том факте, что некоторая необходимая для взаимодействия информация может быть передана по наследству.

Следующая группа — это взаимодействие произвольных процессов в рамках одной локальной машины. Очевидно, что в этом случае отсутствует факт наследования, и поэтому для решения проблемы именования логично использовать следующие механизмы. Во-первых, прямое именование, когда процессы для указания своих партнеров по взаимодействию используют уникальные имена партнеров (например, используя идентификаторы процессов или же по-иному: PID привязывается к некоторому новому уникальному имени, и обращение при взаимодействии происходит с использованием системы этих новых имен). Во-вторых, это может быть взаимодействие посредством общего ресурса. Но в этом случае встает проблема именования этих общих ресурсов.

Итак, мы рассмотрели модели взаимодействия процессов в рамках локальной машины. ОС Unix предоставляет целый спектр механизмов взаимодействия по каждой из указанных групп. В частности, для взаимодействия родственных процессов могут быть использованы такие механизмы, как неименованные каналы и трассировка.

Неименованный канал — это некоторый ресурс, наследуемый сыновьями процессами, причем этот механизм может быть использован для организации взаимодействия произвольных родственников (т.е., условно говоря, можно организовать неименованный канал между «сыном» и его «племянником», и т.п.).

Неименованные каналы — это пример симметричного взаимодействия, т.е., несмотря на то, что ресурс неименованного канала передается по наследству, взаимодействующие процессы в общем случае, абстрагируясь от семантики программы, имеют идентичные права.

Другой моделью взаимодействия является несимметричная модель, которую иногда называют модель «главный–подчиненный». В этом случае среди взаимодействующих процессов можно выделить процессы, имеющие больше полномочий, чем у остальных. Соответственно, у главного процесса (или процессов) есть целый спектр механизмов управления подчиненными процессами.

Для организации взаимодействия произвольных процессов система предоставляет целый спектр средств взаимодействия, среди которых преобладают средства симметричного взаимодействия (т.е. процессам при взаимодействии предоставляются равные права).

Именованные каналы — это ресурс, принадлежащий взаимодействующим процессам, посредством которого осуществляется взаимодействие. При этом не обязательно знать имена процессов-партнеров по взаимодействию.

Передача сигналов — это средство оказания воздействия одним процессом на другой процесс в общем случае (в частности, одним из процессов в этом виде взаимодействия может выступать процесс операционной системы). При этом используются непосредственные имена процессов.

Система IPC (Inter-Process Communication), предоставляющая взаимодействующим процессам общие разделяемые ресурсы, среди которых ниже будут рассмотрены общая память, массив семафоров и очередь сообщений, посредством которых осуществляется взаимодействие процессов. Отметим, что система IPC является некоторым альтернативным решением именованным каналам.

Аппарат сокетов — унифицированное средство организации взаимодействия. На сегодняшний момент сокеты — это не столько средства ОС Unix, сколько стандартизированные средства межмашинного взаимодействия. В аппарате сокетов именование осуществляется посредством связывания конкретного процесса (его идентификатора PID) с конкретным сокетом, через который и происходит взаимодействие.

Итак, мы перечислили некоторые средства взаимодействия процессов в рамках одной локальной машины (точнее сказать, в рамках ОС Unix), но это лишь малая часть существующих в настоящий момент средств организации взаимодействия.

Второй блок организации взаимодействия — это взаимодействие в пределах сети. В данном случае ставится задача организовать взаимодействие процессов, находящихся на разных машинах под управлением различных операционных систем. Та же проблема именования процессов в рамках сети решается достаточно просто.

Пускай у нас есть две машины, имеющие сетевые имена A и B, на которых работают соответственно процессы P1 и P2. Тогда, чтобы именовать процесс в сети, достаточно использовать связку «сетевой имя машины + имя процесса внутри этой машины». В нашем примере это будут пары (A–P1) и (B–P2).

Но тут встает следующая проблема. В рамках сети могут взаимодействовать машины, находящиеся под управлением операционных систем различного типа (т.е. в сети могут оказаться Windows-машины, FreeBSD-машины, Macintosh-машины и пр.). И система именования должна быть построена так, чтобы обеспечить возможность взаимодействия произвольных машин, т.е. это должно быть стандартизованным (унифицированным) средством. На сегодняшний день наиболее распространенными являются аппарат сокетов и система MPI.

Аппарат сокетов можно рассматривать как базовое средство организации взаимодействия. Этот механизм лежит на уровне протоколов взаимодействия. Он предполагает для обеспечения взаимодействия использование т.н. сокетов, и взаимодействие осуществляется между сокетами. Конкретная топология взаимодействующих процессов зависит от задачи (можно организовать общение одного сокета со многими, можно установить связь один–к–одному и т.д.). В конечном счете, именование сокетов также зависит от топологии: в одном случае необходимо знать точные имена взаимодействующих сокетов, в другом случае имена некоторых сокетов могут быть произвольными (например, в случае клиент–серверной архитектуры обычно имена клиентских сокетов могут быть любыми).

Система MPI (интерфейс передачи сообщений) также является достаточно распространенным средством организации взаимодействия в рамках сети. Эта система иллюстрирует механизм передачи сообщений, речь о котором шла выше (см. раздел 2.4.2). Система MPI может работать на локальной машине, в многопроцессорных системах с распределенной памятью (т.е. может работать в кластерных системах), в сети в целом (в частности, в т.н. GRID-системах).

Далее речь пойдет о конкретных средствах взаимодействия процессов (как в ОС Unix, так и в некоторых других).

Сигналы

В ОС Unix присутствует т.н. аппарат сигналов, позволяющий одним процессам оказывать воздействия на другие процессы. Сигналы могут рассматриваться как средство уведомления процесса о некотором наступившем в системе событии. В некотором смысле аппарат сигналов имеет аналогию с аппаратом прерываний, поскольку последний есть также уведомление системы о том, что в ней произошло некоторое событие. Прерывание вызывает определенную детерминированную последовательность действий системы, точно так же приход сигнала в процесс вызывает в нем определенную последовательность действий.

Инициатором отправки сигнала процессу может быть как процесс или ОС. Для иллюстрации приведем следующий пример. Пускай в ходе выполнения некоторого процесса произошло деление на ноль, вследствие чего в системе происходит прерывание, управление передается операционной системе. ОС «видит», что это прерывание «деление на ноль», и отправляет сигнал процессу, в теле которого произошла данная ошибка. Дальше процесс реагирует на получение сигнала, но об этом чуть позже.

Инициатором посылки сигнала может выступать другой процесс. В качестве примера можно привести следующую ситуацию. Пользователь ОС Unix запустил некоторый процесс, который в некоторый момент времени зацикливается. Чтобы снять этот процесс со счета, пользователь может послать ему сигнал об уничтожении (например, нажав на клавиатуре комбинацию клавиш Ctrl+C, а это есть команда интерпретатору команд послать код сигнала SIGINT). В данном случае процесс интерпретатора команд пошлет сигнал пользовательскому процессу.

Аппарат сигналов является механизмом асинхронного взаимодействия, момент прихода сигнала процессу заранее неизвестен. Так же, как и аппарат прерываний, имеющий фиксированное количество различных прерываний, Unix-системы имеют фиксированный набор сигналов. Перечень сигналов, реализованных в конкретной операционной системе, обычно находится в файле signal.h. В этом файле перечисляется набор пар «имя сигнала — его целочисленное значение».

При получении процессом сигнала возможны 3 типа реакции на него. Во-первых, это обработка сигнала по умолчанию. В подавляющем большинстве случаев обработка сигнала по умолчанию означает завершение процесса. В этом случае системным кодом завершения процесса становится номер пришедшего сигнала.

Во-вторых, процесс может перехватывать обработку пришедшего сигнала. Если процесс получает сигнал, то вызывается функция, принадлежащая телу процесса, которая была специальным образом зарегистрирована в системе как обработчик сигнала. Следует отметить, что часть реализованных в ОС сигналов можно перехватывать, а часть сигналов перехватывать нельзя. Примером неперехватываемого сигнала может служить сигнал SIGKILL (код 9), предназначенный для безусловного уничтожения процесса. А упомянутый выше сигнал SIGINT (код 2) перехватить можно.

В-третьих, сигналы можно игнорировать, т.е. приход некоторых сигналов процесс может проигнорировать. Как и в случае с перехватываемыми сигналами, часть сигналов можно игнорировать (например, SIGINT), а часть — нет (например, SIGKILL).

Для отправки сигнала в ОС Unix имеется системный вызов kill().

#include <sys/types.h>

#include <signal.h>

 

int kill(pid_t pid, int sig);

В данной функции первый параметр (pid) — идентификатор процесса, которому необходимо послать сигнал, а второй параметр (sig) — номер передаваемого сигнала. Если первый параметр отличен от нуля, то он трактуется как идентификатор процесса-адресата; если же он нулевой, то сигнал посылается всем процессам данной группы. При удачном выполнении возвращает 0, иначе возвращается -1.

Чтобы установить реакцию процесса на приходящий сигнал, используется системный вызов signal().

#include <signal.h>

 

void (*signal (int sig, void (*disp)(int)))(int);

Аргумент sig определяет сигнал, реакцию на приход которого надо изменить. Второй аргумент disp определяет новую реакцию на приход указанного сигнала. Итак, disp — это либо определенная пользователем функция-обработчик сигнала, либо одна из констант: SIG_DFL (обработка сигнала по умолчанию) или SIG_IGN (игнорирование сигнала). В случае успешного завершения системного вызова signal() возвращается значение предыдущего режима обработки данного сигнала (т.е. либо указатель на функцию-обработчик, либо одну из указанных констант).

Если мы успешно установили в качестве обработчика сигнала свою функцию, то при возникновении сигнала выполнение процесса прерывается, фиксируется точка возврата, и управление в процессе передается данной функции, при этом в качестве фактического целочисленного параметра передается номер пришедшего сигнала (тем самым возможно использование одной функции в качестве обработчика нескольких сигналов). Соответственно, при выходе из функции-обработчика управление передается в точку возврата, и процесс продолжает свою работу.

Стоит обратить внимание на то, что возможны и достаточно часто происходят ситуации, когда сигнал приходит во время вызова процессом некоторого системного вызова. В этом случае последующие действия зависят от реализации системы. В одном случае системный вызов прерывается с отрицательным кодом возврата, а в переменную errno заносится код ошибки. Либо системный вызов «дорабатывает» до конца. Мы будем придерживаться первой стратегии (прерывание системного вызова).

Рассмотрим ряд примеров.

Пример. Перехват и обработка сигнала. В данной программе 4 раза можно нажать CTRL+C (послать сигнал SIGINT), и ничего не произойдет. На 5-ый раз процесс обработает сигнал обработчиком по умолчанию и поэтому завершится.

#include <sys/types.h>

#include <signal.h>

#include <stdio.h>

 

int count = 1;

 

/* обработчик сигнала */

void SigHndlr(int s)

{

printf(“\nI got SIGINT %d time(s)\n”, count++);

if(count == 5)

{

/* установка обработчика по умолчанию */

signal(SIGINT, SIG_DFL);

}

}

 

/* тело программы */

int main(int argc, char **argv)

{

/* установка собственного обработчика */

signal(SIGINT, SigHndlr);

while(1);

return 0;

}

Пример. Удаление временного файла при завершении программы. Ниже приведена программа, которая и в случае «дорабатывания» до конца, и в случае получения сигнала SIGINT перед завершением удаляет созданный ею временный файл.

#include <unistd.h>

#include <signal.h>

#include <sys/types.h>

#include <sys/stat.h>

#include <fcntl.h>

 

const char *tempfile = “abc”;

 

void SigHndlr(int s)

{

/* удаление временного файла */

unlink(tempfile);

/* завершение работы */

exit(0);

}

 

 

int main(int argc, char **argv)

{

signal(SIGINT, SigHndlr);

...

/* открытие временного файла */

creat(tempfile, 0666);

...

/* удаление временного файла */

unlink(tempfile);

return 0;

}

Пример. Программа «будильник». При запуске программа просит ввести имя и ожидает ввод этого имени. А дальше в цикле будут происходить следующие действия. Если по прошествии некоторого времени пользователь так и не ввел имени, то программа повторяет свою просьбу.

#include <unistd.h>

#include <signal.h>

#include <stdio.h>

 

void Alrm(int s)

{

printf(“\n жду имя \n”);

alarm(5);

}

 

int main(int argc, char **argv)

{

char s[80];

signal(SIGALRM, Alrm);

alarm(5);

printf(“Введите имя\n”);

for(;;)

{

printf(“имя:”);

if(gets(s)!= NULL) break;

}

printf(“OK!\n”);

return 0;

}

В данном примере происходит установка обработчика сигнала SIGALRM. Затем происходит обращение к системному вызову alarm(), который заводит будильник на 5 единиц времени. Поскольку продолжительность единицы времени зависит от конкретной реализации системы, то мы будем считать в нашем примере, что происходит установка будильника на 5 секунд. Это означает, что по прошествии 5 секунд процесс получит сигнал SIGALRM. Дальше управление передается бесконечному циклу for, выход из которого возможен лишь при вводе непустой строки текста. Если же по истечении 5 секунд ввода так и не последовало, то приходит сигнал SIGALRM, управление передается обработчику Alrm, который печатает на экран напоминание о необходимости ввода имени, а затем снова устанавливает будильник на 5 секунд. Затем управление возвращается в функцию main в бесконечный цикл. Далее последовательность действий повторяется.

Пример. Двухпроцессный вариант программы «будильник». Данный пример будет повторять предыдущий, но теперь функции ввода строки и напоминания будут разнесены по разным процессам.

#include <signal.h>

#include <sys/types.h>

#include <unistd.h>

#include <stdio.h>

 

Void Alrm(int s)

{

printf(“\nБыстрее!!!\n”);

}

 

int main(int argc, char **argv)

{

char s[80];

int pid;

 

signal(SIGALRM, Alrm);

if(pid = fork())

{

/* ОТЦОВСКИЙ ПРОЦЕСС */

for(;;)

{

sleep(5);

kill(pid, SIGALRM);

}

}

else

{

/* СЫНОВИЙ ПРОЦЕСС */

printf(“Введите имя\n”);

for(;;)

{

printf(“имя: “);

if(gets(s)!= NULL) break;

}

printf(“OK!\n”);

/* уничтожение отцовского процесса */

kill(getppid, SIGKILL);

}

return 0;

}

В этом примере происходит установка обработчика сигнала SIGALRM. Затем происходит обращение к системному вызову fork(), который породит дочерний процесс. Далее отцовский процесс в бесконечном цикле производит одну и ту же последовательность действий. Засыпает на 5 единиц времени (посредством системного вызова sleep()), затем шлет сигнал SIGALRM своему сыну с помощью системного вызова kill(). Первым параметром данному системному вызову передается идентификатор дочернего процесса (PID), который был получен после вызова fork().

Дочерний процесс запрашивает ввод имени, а дальше в бесконечном цикле ожидает ввода строки текста до тех пор, пока не получит непустую строку. При этом он периодически получает от отцовского процесса сигнал SIGALRM, вследствие чего выводит на экран напоминание. После получения непустой строки он печатает на экране подтверждение успешности ввода (“OK!”), посылает процессу-отцу сигнал SIGKILL и завершается. Послать сигнал безусловного завершения отцовскому процессу необходимо, поскольку после завершения дочернего процесса тот будет некорректно слать сигнал SIGALRM (возможно, что идентификатор процесса-сына потом получит совершенно иной процесс со своей логикой работы, а процесс-отец так и будет слать на его PID сигналы SIGALRM).

Неименованные каналы

Неименованный [R17] канал (или программный канал) представляется в виде области памяти на внешнем запоминающем устройстве, управляемой операционной системой, которая осуществляет выделение взаимодействующим процессам частей из этой области памяти для совместной работы, т.е. это область памяти является разделяемым ресурсом.

Для доступа к неименованному каналу система ассоциирует с ним два файловых дескриптора. Один из них предназначен для чтения информации из канала, т.е. с ним можно ассоциировать файл, открытый только на чтение. Другой дескриптор предназначен для записи информации в канал. Соответственно, с ним может быть ассоциирован файл, открытый только на запись.

Организация данных в канале использует стратегию FIFO, т.е. информация, первой записанная в канал, будет и первой прочитанной из канала. Это означает, что для данных файловых дескрипторов недопустимы работы по перемещению файлового указателя. В отличие от файлов канал не имеет имени. Кроме того, в отличие от файлов неименованный канал существует в системе, пока существуют процессы, его использующие. Предельный размер канала, который может быть выделен процессам, декларируется параметрами настройки операционной системы.

Для создания неименованного канала используется системный вызов pipe().

#include <unistd.h>

 

int pipe(int *fd);

Аргументом данного системного вызова является массив fd из двух целочисленных элементов. Если системный вызов pipe() прорабатывает успешно, то он возвращает код ответа, равный нулю, а массив будет содержать два открытых файловых дескриптора. Соответственно, в fd[0] будет содержаться дескриптор чтения из канала, а в fd[1] — дескриптор записи в канал. После этого с данными файловыми дескрипторами можно использовать всевозможные средства работы с файлами, поддерживающие стратегию FIFO, т.е. любые операции работы с файлами, за исключением тех, которые касаются перемещения файлового указателя.

Неименованные каналы в общем случае предназначены для организации взаимодействия родственных процессов, осуществляющегося за счет передачи по наследству ассоциированных с каналом файловых дескрипторов. Но иногда встречаются вырожденные случаи использования неименованного канала в рамках одного процесса.

Пример. Использование неименованного канала. В нижеприведенном примере производится копирование текстовой строки с использованием канала. Этот пример является «надуманным»: он иллюстрирует случай использования канала в рамках одного процесса.

int main(int argc, char **argv)

{

char *s = “channel”;

char buf[80];

int pipes[2];

 

pipe(pipes);

write(pipes[1], s, strlen(s) + 1);

read(pipes[0], buf, strlen(s) + 1);

close(pipes[0]);

close(pipes[1]);

printf(“%s\n”, buf);

return 0;

}

В приведенном примере имеется текстовая строка s, которую хотим скопировать в буфер buf. Для этого дополнительно декларируется массив pipes, в котором будут храниться файловые дескрипторы, ассоциированные с каналом. После обращения к системному вызову pipe() элемент pipe[1] хранит открытый файловый дескриптор, через который можно писать в канал, а pipe[0] — файловый дескриптор, через который можно писать из канала. Затем происходит обращение к системному вызову write(), чтобы скопировать содержимое строки s в канал, а после этого идет обращение к системному вызову read(), чтобы прочитать данные из канала в буфер buf. Потом закрываем дескрипторы и печатаем содержимое буфера на экран.

Можно[R18] отметить следующие особенности организации чтения данных из канала. Если из канала читается порция данных меньшая, чем находящаяся в канале, то эта порция считывается по стратегии FIFO, а оставшаяся порция непрочитанных данных остается в канале.

Если делается попытка прочесть порцию данных большую, чем та, которая находится в канале, и при этом существуют открытые дескрипторы записи в данный канал, то процесс считывает имеющуюся порцию данных и блокируется до появления недостающих данных. Заметим, что блокировка происходит лишь при условии, что есть хотя бы один открытый дескриптор записи в канал. Если закрывается последний дескриптор записи в данный канал, то в канал помещается код конца файла EOF. В этом случае процесс, заблокированный на чтение, будет разблокирован, и ему будет передан код конца файла. Соответственно, если заблокированы два и более процесса на чтение, то порядок разблокировки определяется конкретной реализацией. Отметим, что в системе имеется системный вызов fcntl(), посредством которого можно установить режим чтения из канала без блокировки.

Теперь рассмотрим особенности организации записи в канал. Если процесс пытается записать в канал порцию данных, превосходящую доступное в канале свободное пространство, то часть этой порции данных, равная размеру свободного пространства канала, помещается в канал, и процесс блокируется до появления в канале необходимого свободного пространства. Можно избежать блокировки, используя системный вызов fcntl().

Если процесс пытается записать информацию в канал, с которым в данный момент не связан ни один открытый дескриптор чтения, то процесс получает сигнал SIGPIPE. Таким образом система уведомляет процесс, что произвести операцию записи в канал в настоящий момент нельзя, поскольку нет читающей стороны (а в случае неименованных каналов восстановить ее невозможно).

В общем случае возможна многонаправленная работа процессов с каналом, т.е. возможна ситуация, когда с одним и тем же каналом взаимодействуют два и более процесса, и каждый из взаимодействующих каналов пишет и читает информацию в канал. Но традиционной схемой организации работы с каналом является однонаправленная организация, когда канал связывает два, в большинстве случаев, или несколько взаимодействующих процесса, каждый из которых может либо читать, либо писать в канал.

Рис. 88. Схема взаимодействия процессов с использованием неименованного канала.

Пример. Схема организации взаимодействия процессов с использованием канала (Рис. 88). Схема всегда такова: некоторый родительский процесс внутри себя порождает канал, после этого идут обращения к системным вызовам fork() — создается дерево процессов, но за счет того, что при порождении процесса открытые файловые дескрипторы наследуются, дочерний процесс также обладает файловыми дескрипторами, ассоциированными с каналом, который создал его предок. За счет этого можно организовать взаимодействие родственных процессов.

В следующем примере организуется неименованный канал между отцовским и дочерним процессами, причем процесс-отец будет писать в канал, а процесс-сын — читать из него.

int main(int argc, char **argv)

{

int fd[2];

 

pipe(fd);

if(fork())

{

close(fd[0]);

write(fd[1],...);

...

close(fd[1]);

...

}

else

{

close(fd[1]);

while(read(fd[0],...))

{

...

}

...

}

}

В рассмотренном примере после создания канала посредством системного вызова pipe() и порождения дочернего процесса посредством системного вызова fork() отцовский процесс закрывает дескриптор, открытый на чтение из канала, потом производит различные действия, среди которых он пишет некоторую информацию в канал, после чего закрывает дескриптор записи в канал, и, наконец, после некоторых действий завершается. Процесс-сын первым делом закрывает дескриптор записи в канал, а после этого циклически считывает некоторые данные из канала. Стоит обратить внимание, что закрытие дескриптора записи в канал в отцовском процессе можно не делать, т.к. при завершении процесса все открытые файловые дескрипторы будут автоматически закрыты. Но в дочернем процессе закрытие дескриптора записи в канал обязателен: в противном случае, поскольку дочерний процесс читает данные из канала циклически (до получения кода конца файла), он не сможет получить этот код конца файла, а потому он зациклится. А код конца файла не будет помещен в канал, потому что при закрытии дескриптора записи в канал в отцовском процессе с каналом все еще будет ассоциирован открытый дескриптор записи дочернего процесса.

Пример. Реализация конвейера. Приведенный ниже пример основан на том факте, что при порождении процесса в ОС Unix он заведомо получает три открытых файловых дескриптора: дескриптор стандартного ввода (этот дескриптор имеет нулевой номер), дескриптор стандартного вывода (имеет номер 1) и дескриптор стандартного потока ошибок (имеет номер 2). Обычно на стандартный ввод поступают данные с клавиатуры, а стандартный вывод и поток ошибок отображаются на дисплей монитора. В системе можно организовывать цепочки команд, когда стандартный вывод одной команды поступает на стандартный ввод другой команды, и такие цепочки называются конвейером команд. В конвейере могут участвовать две и более команды.

В предлагаемом примере реализуется конвейер команд print|wc, в котором команда print осуществляет печать некоторого текста, а команда wc выводит некоторые статистические характеристики входного потока (количество байт, строк и т.п.).

int main(int argc, char **argv)

{

int fd[2];

pipe(fd); /* организовали канал */

if(fork())

{

/* ПРОЦЕСС-РОДИТЕЛЬ */

/* отождествим стандартный вывод с файловым

дескриптором канала, предназначенным для записи */

dup2(fd[1],1);

/* закрываем файловый дескриптор канала,

предназначенный для записи */

close(fd[1]);

/* закрываем файловый дескриптор канала,

предназначенный для чтения */

close(fd[0]);

/* запускаем программу print */

execlp(“print”,”print”,0);

}

 

/* ПРОЦЕСС-ПОТОМОК */

/*отождествляем стандартный ввод с файловым дескриптором

канала, предназначенным для чтения */

dup2(fd[0],0);

/* закрываем файловый дескриптор канала, предназначенный для

чтения */

close(fd[0]);

/* закрываем файловый дескриптор канала, предназначенный для

записи */

close(fd[1]);

/* запускаем программу wc */

execl(“/usr/bin/wc”,”wc”,0);

}

В приведенной программе открывается канал, затем порождается дочерний процесс. Далее отцовский процесс обращается к системному вызову dup2(), который закрывает файл, ассоциированный с файловым дескриптором 1 (т.е. стандартный вывод), и ассоциирует файловый дескриптор 1 с файлом, ассоциированным с дескриптором fd[1]. Таким образом, теперь через первый дескриптор стандартный вывод будет направляться в канал. После этого файловые дескрипторы fd[0] и fd[1] нам более не нужны, мы их закрываем, а в родительском процессе остается ассоциированным с каналом файловый дескриптор с номером 1. После этого происходит обращение к системному вызову execlp(), который запустит команду print, у которой выходная информация будет писаться в канал.

В дочернем процессе производятся аналогичные действия, только здесь идет работа со стандартным вводом, т.е. с нулевым файловым дескриптором. И в конце запускается команда wc, у которой входная информация будет поступать из канала. Тем самым мы запустили конвейер этих команд: синхронизация этих процессов будет происходит за счет реализованной в механизме неименованных каналов стратегии FIFO.

Пример. «Пинг-понг» (совместное использование сигналов и каналов). В данном примере рассматривается корректную организацию двунаправленной работы, когда каждый из взаимодействующих процессов могут и читать, и писать из канала.

Итак, пускай есть два процесса, которые через канал будут перекидывать «мячик»-счетчик, подсчитывающий количество своих бросков в канал, некоторое предопределенное число раз. Извещение процесса о получении управления (когда он может взять «мячик» из канала, увеличить его на 1 и снова бросить в канал) будет происходить на основе механизма сигналов.

#include <signal.h>

#include <sys/types.h>

#include <sys/wait.h>

#include <unistd.h>

#include <stdlib.h>

#include <stdio.h>

 

#define MAX_CNT 100

int target_pid, cnt;

int fd[2];

int status;

 

void SigHndlr(int s)

{

/* в обработчике сигнала происходит и чтение, и запись */

signal(SIGUSR1, SigHndlr);

 

if(cnt < MAX_CNT)

{

read(fd[0], &cnt, sizeof(int));

printf("%d\n", cnt);

cnt++;

write(fd[1], &cnt, sizeof(int));

/* посылаем сигнал второму: пора читать из канала */

kill(target_pid, SIGUSR1);

}

else if(target_pid == getppid())

{

/* условие окончания игры проверяется потомком */

printf("Child is going to be terminated\n");

close(fd[1]);

close(fd[0]);

/* завершается потомок */

exit(0);

}

else

kill(target_pid, SIGUSR1);

}

 

int main(int argc, char **argv)

{

/* организация канала */

pipe(fd);

/* установка обработчика сигнала для обоих процессов*/

signal(SIGUSR1, SigHndlr);

 

cnt = 0;

 

if(target_pid = fork())

{

/* Предку остается только ждать завершения

потомка */

wait(&status);

printf("Parent is going to be terminated\n");

close(fd[1]);

close(fd[0]);

return 0;

}

else

{

/* процесс-потомок узнает PID родителя */

target_pid = getppid();

/* потомок начинает пинг-понг */

write(fd[1], &cnt, sizeof(int));

kill(target_pid, SIGUSR1);

for(;;); /* бесконечный цикл */

}

}

Для синхронизации взаимодействующих процессов используется сигнал SIGUSR1. Обычно в операционных системах присутствуют сигналы, которые не ассоциированы с событиями, происходящими в системе, и которые процессы могут использовать по своему усмотрению. Количество таких пользовательских сигналов зависит от конкретной реализации. В приведенном примере реализован следующий принцип работы: процесс получает сигнал SIGUSR1, берет счетчик из канала, увеличивает его на 1 и снова помещает в канал, после чего посылает своему напарнику сигнал SIGUSR1. Далее действия повторяются, пока счетчик не возрастет до некоторой фиксированной величины MAX_CNT, после чего происходят завершения процессов.

В качестве счетчика в данной программе выступает целочисленная переменная cnt. Посмотрим на функцию обработчика сигнала SIGUSR. В ней проверяется, не превзошло ли значение cnt величины MAX_CNT. В этом случае из канала читается новое значение cnt, происходит печать нового значения, после этого увеличивается на 1 значение cnt, и оно помещается в канал, а напарнику посылается сигнал SIGUSR1 (посредством системного вызова kill()).

Если же значение cnt оказалось не меньше MAX_CNT, то начинаются действия по завершению процессов, при этом первым должен завершиться дочерний процесс. Для этого проверяется идентификатор процесса-напарника (target_pid) на равенство идентификатору родительского процесса (значению, возвращаемому системным вызовом getppid()). Если это так, то в данный момент управление находится у дочернего процесса, который и инициализирует завершение. Он печатает сообщение о своем завершении, закрывает дескрипторы, ассоциированные с каналом, и завершается посредством системного вызова exit(). Если же указанное условие ложно, то в данный момент управление находится у отцовского процесса, который сразу же передает его дочернему процессу, посылая сигнал SIGUSR1, при этом ничего не записывая в канал, поскольку у сына уже имеется значение переменной cnt.

В самой программе (функции main) происходит организация канала, установка обработчика сигнала SIGUSR1 и инициализация счетчика нулевым значением. Затем происходит обращение к системному вызову fork(), значение которого присваивается переменной целевого идентификатора target_pid. Если мы находимся в родительском процессе, то в этой переменной будет находиться идентификатор дочернего процесса. После этого отцовский процесс начинает ожидать завершения дочернего процесса посредством обращения к системному вызову wait(). Дождавшись завершения, отцовский процесс выводит сообщение о своем завершении, закрывает дескрипторы, ассоциированные с каналом, и завершается.

Если же системный вызов fork() возвращает нулевое значение, то это означает, что в данный момент мы находимся в дочернем процессе, поэтому первым делом переменной target_pid присваивается значение идентификатора родительского процесса посредством обращения к системному вызову getppid(). После чего процесс пишет в канал значение переменной cnt, посылает отцовскому процессу сигнал SIGUSR1, тем самым, начиная «игру», и входит в бесконечный цикл.

Именованные каналы

Файловая система ОС Unix поддерживает некоторую совокупность файлов различных типов. Файловая система рассматривает каталоги как файлы специального типа каталог, обычные файлы, с которым мы имеем дело в нашей повседневной жизни, — как регулярные файлы, устройства, с которыми работает система, — как специальные файлы устройств. Точно так же файловая система ОС Unix поддерживает специальные файлы, которые называются FIFO-файлами (или именованными каналами). Файлы этого типа очень схожи с обыкновенными



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: