Из истории моей семьи.
Работу выполнила: Сипович Екатерина Сергеевна
Ученица 10-Б класса
МАОУ Лицей г. Бор
Руководитель: Причалова Светлана Анатольевна
(учитель истории)
Консультанты: Сипович Марина Николаевна
Сипович Сергей Николаевич
Царегородцева Ольга Николаевна
Царегородцев Андрей Сергеевич
2017 учебный год
Г. Бор
Содержание работы.
Введение………………………………………………..........................1
1. История моей бабушки, Марии Ивановны………………………..3
2. Тяжелая дань войне…………………………………………………4
3. Сильно впечатление о войне……………………………………….5
4. Мой дед-моя гордость………………………………………………6
Заключение……………………………………………………….….....8
Используемая литература ………………………………………..…...9
Приложение……………………………………………………...…10-15
Тезисы…………………………………………………………..….16-18
1.
Введение
Впервые с историей моей семьи я столкнулась, когда мне было 8 лет и нам в школе задали составить генеалогическое древо своей семьи.
Сейчас мне 16, но интерес, пробудившийся когда-то к истории моей родословной, так и не угас. Став старше, читая русскую классическую литературу, я начала задумываться: «Почему зачастую эти произведение начинаются со слов: «…Я… принадлежу к старинному пошехонскому роду…» (М. Е. Салтыков-Щедрин «Пошехонская старина»). Или «…древность дворянского происхождения была коньком моего дедушки, и, хотя у него было 180 душ крестьян, но производя свой род, бог знает по каким документам, от какого-то варяжского князя... (С. Т. Аксаков «Семейная хроника»)
Видимо, эти люди гордились своими предками, старались быть достойными их, не уронить чести своего рода. Я думаю, что этому у них стоит поучиться. Ведь сейчас лишь единицы интересуются своей родословной. Почему исчезают уважение и благодарность к старшим поколениям? Я считаю, это происходит из-за того, что мы ничего не знаем о своих предках, о своей истории. Нам необходимо больше интересоваться этим, искать информацию, факты, события, вдруг именно твоя семья сыграла ключевую роль в истории страны. Я уверена, придет такое время, когда каждый человек будет знать, от кого он произошел, кто в его семье жил до него, как жили эти люди вместе с нашей страной.
Сейчас эта проблема достаточно актуальна. И я решила узнать, сколько процентов учеников 10-11 классов МАОУ Лицея г. Бор ответят утвердительно на мой вопрос: «Знаете ли вы свою родословную до 3 поколения так, что сможете рассказать о них (имена, род деятельности)?». В конце своей работы я сравню значения, и мы узнаем у кого интерес к истории своей родословной проявлен больше, а также является ли наше поколение настолько незаинтересованным в своей истории, как говорят многие.
2.
Цель данной работы: узнать больше об истории своей семьи, погрузиться в атмосферу прошлых лет.
Перед собой я ставлю такие задачи: узнать о подвигах своих предков и познакомить всех членов семьи с ними, составить статистику среди 10-11 классов своей школы о знании своей родословной, выступить на классном часе, конференции НОУ и сохранить работу для будущего поколения.
3.
История моей бабушки, Марии Ивановны
В моем роду нет, конечно, 700-летнего дворянства, предки мои были крестьянами-тружениками. О них мне рассказывал мой дедушка. Предки мои с маминой стороны были крепостными крестьянами помещика Цветкова из Нижегородской губернии.
Моим прадедом был Иван Афоньшин, крестьянин. О нем я знаю немного. Женат он был на Анне Васильевне Грибанове. Они работали в колхозе. Было у них двое детей: Мария, моя бабушка, и Николай. Все у них было хорошо и шло на лад, но пришла Великая Отечественная война. Прадед, как миллионы его соотечественников ушел защищать свою Родину, свою семью. Но вернуться ему в родное село Владимирское, Горьковской обл. было не суждено. Он пропал без вести в декабре 1944 года.
Моя бабушка, дочь прадеда Ивана, родилась в 1931 году. Когда началась Вторая Мировая война, ей было 10 лет. Она хорошо помнила, как было холодно в те годы, как летали над селом фашистские самолеты и бомбили Горький, как пришла похоронка на отца, а также удручающее горе матери. 12-летней девочке пришлось рано повзрослеть, как и всем в то ужасное время. Он ходила с матерью в колхоз, надо было зарабатывать на жизнь. Далее в 1948 году она поступила в Семеновский учительский институт. После ее окончания Мария работала учителем математики в сельской школе поселка Красный Яр.
Там она и познакомилась с моим дедушкой, Николаем. В 1954 году они сыграли свадьбу (см. приложение), а в 1965 году переехали в поселок Куяр (Республика Марий Эл). К этому времени бабушка заочно окончила Марийский педагогический институт им. Н. К. Крупской и ее приняли на должность завуча Куярской школы. До самой пенсии моя бабушка Мария Ивановна Гусева преподавала математику в этой школе. За добросовестный труд, она награждена медалью «Ветеран Труда».
4.
Тяжелая дань войне
Великая Отечественная война- это одно из самых главных событий в истории нашей страны, в судьбе каждого человека. Поэтому я хотела бы рассказать о жизни моих предков со стороны дедушки Николая Михайловича Гусева до начала войны с фашизмом
Мой прадед Михаил Павлович Гусев родился в 1890 году, был крестьянином-середняком. В 1912 году женился на Анне Хабаровой(см. приложение), но началась Первая Мировая война и он ушел солдатом на фронт, оставив свою семью. Вернулся лишь в 1921 году.
После возвращения прадедушки семья переезжает в посёлок Юрино, где он занимается отходничеством. Он освоил необычное ремесло и вместе со своим сыном Николаем (мой дедушка) летом ходил стеклить окна, а зимой мастерил сани и колеса к телегам. Был, говорят лучшим в округе колесником. На Великую Отечественную войну его не призвали по возрасту.
Прадедушка остался жив, но война с фашизмом взяла свою тяжелую дань с этой семьи. Да и была ли хоть одна семья, которой не коснулось это ужасное горе? На войну ушел второй сын, Евгений, 1922 года рождения, который перед началом войны служил в армии. Во время войны он был младшим лейтенантом гвардии, командиром танка 189 гвардейского танкового полка (см. приложение). В ночь на 1 мая 1944 года ушел в разведку и не вернулся (считается пропавшим без вести).
Помимо Евгения в семье было еще 4 ребенка: старший, Александр, Николай, Петр и единственная дочь Тамара. Все они связали свою жизнь с образованием и школой. Петр преподавал физику и математику, затем работал завучем. Тамара вела математику. А Николай всю жизнь проработал учителем математики и физики в Куярской школе, как и моя бабушка Мария (о ней я говорила выше).
5.
Сильное впечатление о войне
Я хотела бы поподробнее рассказать о моем деде Николае Михайловиче. Он - ветеран Великой Отечественной войны и труда. Родился он 1 февраля 1925 года в пос. Юрино, где и закончил 9 классов. Закончить 10 класс ему помешала война. Он участвовал в разгроме японской Квантунской армии на Дальнем востоке, освобождал Китай. Был контужен.
Дедушка сначала попал в учебную часть на Дальнем Востоке (см. приложение). Он вспоминает, что ему повезло в том, что он попал под опеку заботливого командира, у которого солдаты ни в чем не нуждались. К сожалению, так было не со всеми. В газете Марийская правда от 2 ноября 1993 года был напечатана потрясающая статья о тяжелейшем положении солдат в армии, отправляемых на Дальний Восток из Марийской Республики.
А вот то, что он рассказывал о своем первом бое. Перед их ротой было поставлено задание - овладеть высотой перед городом Чжалайнор (станция Маньчжурия) и взять его. На высоте была построена японская наблюдательная вышка, укрепленная дзотами.
Вышку охраняли японские камикадзе-смертники, обвязанные динамитом, каждую секунду готовые подорвать себя. Тогда командование приняло решение подавить огневое сопротивление ракетными минометами «Катюша». Трудность заключалась в том, что ракетные снаряды должны были лететь через головы наших солдат, среди которых был и мой дед. «Трудно забыть рев этих снарядов у себя над головой», - вспоминает он. Но высота была взята и город Чжайланор освобожден.
Дедушка рассказывал, какое сильное впечатление произвела на него китайская семья в освобожденном городе, без сил лежавшая от голода на полу фанзы и со слезами на глазах бросившаяся целовать советских воинов-освободителей.
6.
Мой дед – моя гордость
Дед был награжден орденом «Отечественной войны 2 степени» и многочисленными медалями: «За победу над Японией», «За боевые заслуги»,
«30 лет советской армии», «20 лет Победы», «50 лет Вооруженным силам СССР» и другими юбилейными медалями (см. приложение).
В послевоенные годы дедушка начал работать учителем физики и математики, как я писала ранее.
Мария Ивановна(бабушка) и Николай Михайлович(дедушка) воспитали троих детей: Владимира Николаевича(дядя), Ольгу Николаевну(тетя) и Марину Николаевну(мама).
Я горжусь своим дедом! Он не только участвовал в войне и помог своей Родине, показав свой патриотизм, он еще и смог прожить долгую (88 лет), насыщенную жизнь. Не забывая о своих товарищах, он всегда вспоминал о них и очень любил рассказывать истории. Еще он писал стихи и выпустил свой сборник в нескольких частях «Для вас, мои дорогие» (см. приложение). А в 2000 году стал членом литературного клуба «Патриот» города Йошкар-Олы. Я считаю, что этим поступком можно восхищаться. Он никогда не сидел на месте, всегда говорил, что «движение-это жизнь».
Вот еще одно из его стихотворений.
Ветеран.
Много лет пролетело с тех пор,
Как мой стаж трудовой начинался.
Были радости, трудности, спор.
Нас учил ветеран, улыбался.
Ветеран он, седой ветеран,
Наш ведущий, наставник в работе,
Словно он корабля капитан
7.
Или штурман в воздушном полете.
Шли года, шел мой стаж трудовой,
Постепенно стал опыт копиться.
Сам теперь ветеран. И судьбой
Своей в праве сегодня гордиться.
Честь и слава тебе, ветеран,
Воспитавший достойную смену.
Ты в судьбе моей, как талисман.
Я на грудь его гордо одену.
8.
Заключение
Работа над данным проектом помогла мне составить последовательность исторических моментов моей семьи. Я узнала, что в ней уже идет 3 поколение династии педагогов. Так же мои предки были достаточно разносторонними и талантливыми людьми. В качестве примера я рассказала о своем деде Гусеве Николае Михайловиче, который был не только хорошим учителем математики и физики, но и состоял в литературном клубе, писал стихи.
Из проводимого нами опроса среди 10-11 классов МАОУ Лицея г. Бор, мы узнали о количестве учеников в классах, знающих о своих предках (см. приложение). К сожалению, то, что мы получили в итоге, показывает на малую заинтересованность современного поколения к истории своей семьи. Меньше 50 % опрошенных знают о своей родословной. В 11 классе ответило утвердительно 15 человек из 35 (43%). В 10 классе эти значения ниже, из 38 человек положительно ответили только 12 (32%). По эти данным мы видим, что
Это доказывает важность моего проекта. Достаточно много не доказанных фактов и предположений осталось в истории России. Следовательно, если каждая семья возьмется за свою родословную ей откроются новые, скрытые ото всех части истории.
Я думаю, каждая семья внесла свой вклад в историю страны. Каждый человек имеет свои победы и поражения, которые строят историю России. Ведь история страны - это истории людей? Получается, что великий народ составляет великую державу. А значит, победы каждого человека строят могущественную страну и указывают на ее превосходство. Это показывает нам, что ветераны - истинные герои России, сумевшие защитить честь и достоинство нашей страны.
9.
Используемая литература
1. Сайт «Память народа» https://pamyat-naroda.ru
2. Семейный архив фотографий
3. Газета «Стеклозаводец»№4(2408) апрель 2010 год
№5(2409) май 2010 год
№5(2429) май 2012 год
4. Сборник стихов «Для вас, мои дорогие»
5. Сайт https://www.rusfact.ru/node/11040
6. Интервью: Марина Николаевна Сипович
Ольга Николаевна Царегородцева
Андрей Сергеевич Царегородцев
10-11 классы МАОУ Лицея г. Бор
10.
Приложение
Михаил Гусев
Анна Хабарова Михаил Гусев
11.
Евгений Гусев
Военные фотографии моего деда, Николая Михайловича
12.
Мария и Николай Гусевы
13.
Послевоенные годы
Мой дед- Николай Михайлович Гусев
Награды моего дедушки
14.
Сборник стихов «Для вас, мои дорогие»
15.
Опрошено | Знают | Не знают |
38 человек | 12 человек | 26 человек |
Опрошено | Знают | Не знают |
16.
Тезисы.
Раньше люди гордились своими предками, старались быть достойными их, не уронить чести своего рода. Я думаю, что этому у них стоит поучиться. Ведь сейчас лишь единицы интересуются о своей родословной. Почему исчезают уважение и благодарность к старшим поколениям? Я считаю, это происходит из-за того, что мы ничего не знаем о своих предках, о своей истории.
Цель данной работы: узнать больше об истории своей семьи, погрузиться в атмосферу прошлых лет.
Перед собой я ставлю такие задачи: узнать о подвигах своих предков и познакомить всех членов семьи с ними, составить статистику среди 10-11 классов своей школы о знании своей родословной, выступить на классном часе, конференции НОУ и сохранить работу для будущего поколения.
1. Предки мои с маминой стороны были крепостными крестьянами помещика Цветкова из Нижегородской губернии.
Моим прадедом был Иван Афоньшин. Женат он был на Анне Васильевне Грибанове. Было у них двое детей: Мария, моя бабушка, и Николай. Началась Великая Отечественная война. Прадед, как миллионы его соотечественников ушел защищать свою Родину. Но вернуться ему в родное село было не суждено. Он пропал без вести в декабре 1944 года.
Моя бабушка родилась в 1931 году. Когда началась Вторая Мировая война, ей было 10 лет. Она хорошо помнила холод и удручающее горе от потери отца. 12-летней девочке пришлось рано повзрослеть, как и всем в то ужасное время. Далее в 1948 году она поступила в Семеновский учительский институт.
Во время работы в Красном Яру она и познакомилась с моим дедушкой, Николаем. В 1954 году они сыграли свадьбу. К 1965 году бабушка заочно окончила Марийский педагогический институт им. Н. К. Крупской. За добросовестный труд, она награждена медалью «Ветеран Труда».
17.
2. Мой прадед Михаил Павлович Гусев родился в 1890 году. В 1912 году женился, но началась Первая Мировая война и он ушел солдатом на фронт, оставив свою семью. Вернулся лишь в 1921 году.
После возвращения он занимается отходничеством. Летом он ходил стеклить окна, а зимой мастерил сани и колеса к телегам. Был, говорят лучшим в округе колесником. На Великую Отечественную войну его не призвали по возрасту.
Прадедушка остался жив, но война с фашизмом взяла свою тяжелую дань с этой семьи. На войну ушел второй сын, Евгений, 1922 года рождения. В ночь на 1 мая 1944 года ушел в разведку и не вернулся (считается пропавшим без вести).
Помимо Евгения в семье было еще 4 ребенка: старший, Александр, Николай, Петр и единственная дочь Тамара. Все они связали свою жизнь с образованием и школой.
3. Николай Михайлович-ветеран Великой Отечественной войны и труда. Родился он 1 февраля 1925 года. Он участвовал в разгроме японской Квантунской армии на Дальнем востоке, освобождал Китай. Был контужен.
Дедушка сначала попал в учебную часть на Дальнем Востоке.
Вот то, что он рассказывал о своем первом бое. Перед их ротой было поставлено задание - овладеть высотой перед городом Чжайланор (станция Маньчжурия) и взять его.
Вышку охраняли японские камикадзе-смертники, обвязанные динамитом. Командование приняло решение подавить огневое сопротивление ракетными минометами «Катюша». «Трудно забыть рев этих снарядов у себя над головой», - вспоминает он. Но высота была взята и город Чжайланор освобожден.
Дедушка рассказывал, какое сильное впечатление произвела на него китайская семья в освобожденном городе.
18.
4. Дед был награжден орденом «Отечественной войны 2 степени» и многочисленными медалями.
В послевоенные годы дедушка начал работать учителем физики и математики.
Мария Ивановна(бабушка) и Николай Михайлович(дедушка) воспитали троих детей.
Я горжусь своим дедом! Он не только участвовал в войне и помог своей Родине, он еще и смог прожить долгую (88 лет), насыщенную жизнь. Так же дедушка писал стихи и выпустил свой сборник в нескольких частях «Для вас, мои дорогие». А в 2000 году стал членом литературного клуба «Патриот» города Йошкар-Олы. Я считаю, что этим поступком можно восхищаться. Он никогда не сидел на месте, всегда говорил, что «движение-это жизнь».
Работа над данным проектом помогла мне составить последовательность исторических моментов моей семьи.
Из проводимого нами опроса среди 10-11 классов нашей школы, мы узнали о количестве учеников в классах, знающих о своих предках. То, что мы получили в итоге, показывает на малую заинтересованность современного поколения к истории своей семьи.
Это доказывает важность моего проекта. Достаточно много не доказанных фактов и предположений осталось в истории России.
Я думаю, каждая семья внесла свой вклад в историю страны. Каждый человек имеет свои победы и поражения, которые строят историю России.