Дополнительная предпрофессиональная программа
По волейболу
этап обучения –спортивно-оздоровительный
год обучения- 1 год
Возраст обучающихся: 10-17 лет
Срок реализации: 8 лет
Разработчик программы: Хан Валерий Константинович
п. Глубокий
2019год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по волейболу для спортивно-оздоровительной группы составлена на основании адаптированной программы многолетней подготовки по волейболу.
Срок реализации программы 1 год.
Возраст занимающихся 10- 17 лет.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА ВОЛЕЙБОЛ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Минспорта России от 15.07.2015 N 741)
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта волейбол (далее - ФССП) разработан на основании части 1 статьи 34 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2011, N 50, ст. 7354; 2012, N 53 (ч. I), ст. 7582) и подпункта 4.2.27 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 607 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3525; 2013, N 30, ст. 4112), и определяет условия и требования к спортивной подготовке в организациях, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с Федеральным законом.
1.2. В "Пояснительной записке" Программы дается характеристика вида спорта, его отличительные особенности и специфика организации тренировочного процесса, излагается структура системы многолетней подготовки (этапы, уровни, дисциплины).
Актуальность рабочей программы заключается в том, что именно система дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребёнка, но и подготовить его к условиям жизни в высоко конкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи.
Поэтому ребенку очень важно движение, именно с детства формируется потребность к занятиям физкультурой и спортом, привычка здорового образа жизни.
Выбор методов и средств воздействия на привития обучающимся потребности к двигательной активности, которая определяется заинтересованностью и сознательным участием его в физкультурно-спортивном процессе.
В основу программы положены нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке, научные и методические разработки по волейболу отечественных и зарубежных тренеров и специалистов, применяемые в последние годы для подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Данная программа дает возможность развивать педагогические и оздоровительные задачи, продуктивно осваивать физические нагрузки, усиливает мотивацию и интерес к занятиям.
Программа отличается тем, что:
· позволяет в условиях Детско-юношеской спортивной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Физической культуры»;
· программа ориентирована на развитие творческого потенциала и физических способностей обучающихся разных возрастных групп;
· содержание рабочей программы является основой для развития двигательных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых обучающихся;
· программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) многолетней подготовки реализации задач.
Рабочая программа содержит научно обоснованные рекомендации по структуре и организации учебно-тренировочного процесса подготовки на спортивно-оздоровительном этапе.
Программный материал объединен в целостную систему поэтапной спортивной подготовки и воспитательной работы, предполагая решение следующих задач на спортивно-оздоровительном этапе (весь период):
· укрепление здоровья, улучшение физического развития;
· привитие стойкого интереса к занятиям спортом.
Цель - содействие формированию разносторонне развитой личности,
- способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья,
-оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха, формированию устойчивых мотивов и потребностей,
-занимающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических,
- психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни,
-активной жизненной позиции,
-нравственных и волевых качеств,
- интеллектуальное и эстетическое воспитание в процессе занятии.
Задачи:
а) образовательные задачи:
· обучение занимающихся основным двигательным действиям;
· формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта, техническими действиями и приемами игры в волейбол;
· освоение знаний об истории и современном развитии волейбола, роли и формировании здорового образа жизни;
· обучение навыкам и умениям игры в волейбол
б) оздоровительные задачи:
· укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
· повышение уровня разностороннего физического развития, закаливание.
· Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия;
· соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил личной гигиены.
в) воспитательные задачи:
· нравственное воспитание в процессе занятий;
· воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
· достижение высокого возрастного уровня воспитания физических качеств;
· воспитание чувства товарищества, взаимопомощи;
· подведение занимающихся к выполнению уровней физической подготовленности.
Воспитательные работы:
1 Мероприятия посвященное началу учебного года
2 Правила поведения в спортивных залах и на спортивных площадках
3 Правила поведения в чрезвычайных ситуациях в природного и техногенного характера
4 Безопасное использование пиротехнических средств
5 Правила поведения на водоемах в зимнее время
6 «Противопожарная безопасность в быту»
7 Инструктаж по ПДД и ТБ «Дорога в спортивную школу и домой»
8 Профилактическая беседа «Мифы о наркотиках»
9 Правила поведения при возникновении террористической угрозы
10 Беседа по профилактике суицида в подростковом возрасте
11 Правила поведения на водоемах в летнее время
12 Безопасное поведение на различных видах общественного транспорта
Ориентируясь на решение задач, программа в своем предметном содержании направлена на реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с возрастными особенностями занимающихся и материально-технической оснащенностью.
Данная программа предполагает её реализацию в пределах 469 часа (9часов в неделю) в учебный год и 24 часов учебно-тренировочных сборов и период активного отдыха в летний период согласно плану работы учебной группы.
Срок реализации рабочей программы 1 год. Минимальный возраст зачисление детей в группу 7 лет. Количество занятий в неделю три. Продолжительность занятия 3 часа.
Минимальная наполняемость СОГ- 15 человек. Максимальный состав спортивно-оздоровительных групп не должен превышать двух минимальных составов с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.
Перевод занимающихся осуществляется по итогам сдачи контрольно-переводных нормативов и показанных спортивных результатов. Обучающиеся не выполнившие переводные требования, могут быть оставлены повторно в группе того же года обучения.
Основные формы организации деятельности учащихся на занятии – групповая, подгрупповая, индивидуальная, фронтальная, которые определяются целевыми задачами учебно-тренировочного занятия: развитием выносливости, силы, гибкости, координации движений и т.д.
Основными показателями выполнения программных требований на спортивно-оздоровительном этапе:
- стабильность состава занимающихся;
-посещаемость тренировочных занятий;
-динамика индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся;
-уровень освоения основ гигиены и самоконтроля,
-выполнение контрольно-переводных нормативов по общей и специальной физической подготовке и участие в соревнованиях.
В конце учебного года обучающиеся сдают контрольно-переводные нормативы по общей физической подготовке и специальной физической подготовке. Тесты принимаются в виде зачета на занятии и заносятся в журнал.
В зависимости от целевой задачи и организационной формы учебно-тренировочного занятия используются следующие формы проведения занятий: игровая спортивная тренировка, круговая, спортивно-игровая, турнир, товарищеская встреча, кросс, соревнование.
Предполагаемый результат.
Обучающийся должен:
- соблюдать гигиенические требования при занятиях спортом, соблюдать режим дня и вести здоровый образ жизни;
- овладеть элементарной техникой основных элементов волейбола;
- самостоятельно участвовать в соревнованиях школьного и городского уровня.
- выполнение нормативов юношеских разрядов.