Резюме
Этот раздел должен привлечь интерес того, кому будет адресован бизнес-план. Именно из этого раздела потенциальные инвесторы получают своё первое впечатление, которое часто имеет решающее значение для судьбы проекта в целом.
В этом разделе в нескольких пунктах в сжатой форме излагается весь бизнес-план, раскрывая сущность и цель Вашего предприятия. Основой для написания этого раздела служит информация, содержащаяся во всех разделах разработанного бизнес-плана.
Этот раздел должен быть заполнен уже после написания самого бизнес-плана. В разделе должны обобщаться следующие сферы:
1 Краткое описание проекта, его цели и задачи
2 Товар или услуга и их преимущества
3 Возможности рынка
4 Управленческая команда
5 Достижения/стаж работы, если имеются
6 Финансовый план
· Объем требуемого внешнего финансирования
· Возврат займов инвесторам
Основное требование к резюме - простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов.
Помните, что потенциальные инвесторы часто делают предварительное заключение на основе резюме, и их решение о просмотре основной части бизнес-плана будет зависеть от информации, представленной здесь. Приложения в конце бизнес-плана содержат более детальную информацию, подкрепляющую основной текст бизнес-плана.
Фактически этот раздел может быть составлен из резюме, содержащихся в конце всех остальных разделов, и, как правило, заполняется на финишной стадии разработки бизнес-плана.
Описание компании
Учредители и собственники
Укажите учредителей Вашего предприятия.
Учредители - основатели, организаторы, участвующие в образовании имущества и принявшие на себя обязательства согласно учредительным документам, т.е. собственники предприятия.
Товары и услуги
Опишите наиболее ясно, что представляет собой товар или услуга и его возможности. Для этого Вам будет необходимо ответить на приведенные вопросы. Необходимо помнить, что клиентам нужны не Ваши товары или услуги как таковые, а удовлетворение их потребностей, поэтому, отвечая на вопросы, старайтесь описать не просто качества товара или услуги, а те потребности, которые они могут удовлетворить.
1 Предпосылки разработки товара (Почему Вы собираетесь производить именно этот товар/услугу?)
2 Особенности и преимущества (Чем Ваш товар или услуга отличаются от уже представленных на рынке?)
3 Уникальные преимущества (сильные стороны) при продаже (Почему потребители купят именно Ваш товар/услугу?)
4 Выгоды для покупателей (Почему потребителям будет выгодно купить Ваш товар, какие их потребности он сможет удовлетворить?)
5 Недостатки и слабые стороны (Какие потребности покупателей Ваш товар не может удовлетворить?)
6 Дальнейшее развитие товара/услуги (Как Вы планируете исправить существующие недостатки или какие новые качества собираетесь придать Вашему товару/услуге в будущем?)
Цели
Укажите конкретные ключевые события/показатели, которые должны быть достигнуты компанией в ближайшие три года (продажи, персонал, развитие товара и т.д.).
Необходимо помнить, что важнейшими отличительными чертами цели является наличие измеримого результата (т.е. результат должен поддаваться количественному измерению – размер прибыли или выручки, доля рынка, число сотрудников, количество произведенной продукции, снижение издержек на 10% и т.д.) и срок достижения этого результата. Таким образом, ни намерение "заработать 1 миллион долларов", ни "превзойти всех конкурентов через 3 года" не могут рассматриваться в качестве целей бизнеса. В первом случае не указан срок достижения заявленного результата, а во втором - не понятно, по каким критериям оценить, превзошли ли Вы конкурентов, или нет.
Например:
Справочное агентство: через 3 года увеличить объём годовой выручки до 500 тыс. руб.
Мастерская по ремонту обуви в г. Кунгур: занять 25% рынка услуг по ремонту обуви в г. Кунгур.
Ателье по пошиву штор: открыть 5 филиалов в Пермской области со штатом сотрудников не менее 3-х человек в каждом.
Резюме
В одном абзаце опишите Вашу компанию и то, чем Вы планируете заниматься.
Анализ рынка
Этот раздел посвящен анализу рынка и его участников (потребителей, покупателей, производителей, продавцов, конкурентов). Вы должны показать, что провели исследование рынка для подтверждения предположений, сделанных в Вашем бизнес-плане. Оно должно показать наличие рыночной ниши и Вашу способность обыграть конкурентов на этом рынке.
Анализ покупателей
Проанализируйте покупателей и потребителей Вашего товара или услуги в каждом сегменте. Для этого необходимо ответить на вопросы:
1 Кто является конечными потребителями? (Выделить потребителей по конкретным признакам: пол, возраст, место жительства, образ жизни, образ деятельности, доход, склонность к чему-либо). Например, потребители ателье по пошиву штор: мужчины и женщины, с доходом выше 10 000 тыс. руб. на человека, ценящие уют, красоту, оригинальный интерьер в доме, проживающие в г. Перми.
2 Как часто покупают эти товары/потребляют услуги?
3 На основе каких факторов принимают решение о покупке?
4 Где они покупают товары/потребляют услуги?
5 Как реагируют на изменение цены товара/услуги?
6 Как определяют качество товара/услуги?
7 Каких специальных качеств товара/услуги хотят?
8 Насколько удовлетворены существующими товарами/услугами?
Целевой рынок
Целевой рынок – это рынок, на котором Вы планируете продавать свой товар или услугу.
Например:
Если Вы оказываете услугу по ремонту обуви, то целевым рынком будет рынок мастерских по ремонту обуви.
Если Ваша услуга - пошив штор, то целевым рынком будет рынок мастерских и ателье по пошиву штор.
Если Ваша услуга - предоставление справок об адресах и телефонах предприятий, организаций, учреждений, то целевым рынком будет рынок справочных услуг и изданий.
Проанализируйте сегменты этого рынка следующим образом:
1 Каков размер каждого рыночного сегмента в денежном и натуральном выражении?
2 Является ли данный сегмент растущим или уменьшающимся?
3 Какие существуют барьеры входа на рынок?
4 Какие есть специфические особенности данного рынка?
Оценка емкости рынка
Укажите общую возможную емкость рынка в денежном или натуральном выражении для Вашего вида товара или услуги, для всех целевых рынков, внутренних и внешних.
Доля рынка
Укажите долю рынка в процентах и в денежном выражении, которую Ваш бизнес собирается занять за указанный срок планирования.
Тенденции на рынке
Проанализируйте, что происходит на рынке
1 Есть ли на рынке сезонность?
2 Какие недавние изменения произошли на рынке?
3 Какие существуют прогнозы на будущее?
4 Ожидаются ли демографические изменения?
5 Какие экономические факторы оказывают или могут оказать влияние на рынок?
6 Какие возможны воздействия на Ваш товар или услугу?
7 Каковы Ваши планы в ответ на будущие требования и изменения на рынке?
Анализ конкурентов
Проанализируйте Ваших конкурентов на данном рынке
1 Какие есть конкурирующие товары и услуги?
2 Кто их поставляет?
3 По какой цене?
4 Кому?
5 Каково качество этих товаров/услуг?
6 Какова их репутация?
7 Лояльны ли к ним покупатели?
8 Каков размер их бизнеса? (оценка объема продаж)
9 Какой тип гарантий они предлагают?
10 Как распределяют свою продукцию?
11 Какие преимущества и недостатки в предложениях конкурентов?
Конкурентные преимущества
Ваше мнение, почему потенциальные покупатели выберут именно Ваш товар вместо обозначенных выше. Преимущества могут включать:
1 Уникальные свойства
2 Новые технологии или способы применения
3 Более высокая ценность для потребителя в показателях эффективности использования
4 Более высокая совместимость с существующими продуктами.