Пояснительная записка.
1.1.Нормативно-правовые документы, на основе которых составлена рабочая программа:
· Методическиих рекомендаций А. Д.Вильшанской.
· приказа Департамента образования и молодежной политики ХМАО-ЮГРЫ№1087 от 13.08.15г. «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы НОО,ОО,СОО на территории ХМАО-ЮГРА, для детей с ОВЗ, нуждающихся в длительном лечении, а так же детей инвалидов, получающих образование на дому и медицинских организациях, в т.ч. с использованием ДО»..
· Положение о рабочей программе рабочего курса, предмета МБОУСОШ п. Пионерский от30.05.2015г.
· На основе учебно-методических комплектов по развитию познавательных способностей О.Холодовой «Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика)» для 2класса- Москва, Изд-во «Рост» 2011г.; Е.В. Языкановой –Программа «Учись учиться. Развивающие задания 2 класс»-Москва, Изд-во «Экзамен»2014г.; Узоровой О.В. 350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования. – М.:АСТ: Астрель, 2005г.; Шамаринй Е.В. Обучение грамоте в подготовительный период: Занятия с младшими школьниками с задержкой психического развития. М.: Книголюб, 2007.; Симановский А.Э. Развитие пространственного мышления ребенка. – М.: Рольф, 2000г..
1.2.Цели и задачи курса коррекционно-развивающих занятий:
Цель - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Задачи:
Образовательные:
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Коррекционно-развивающие:
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Развитие двигательной сферы.
Воспитательные:
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определённом порядке;
2) принцип «спирали»: задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объёма материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
2.Общая характеристика коррекционно-развивающих занятий.
Данная программа предназначена для учащегося 2 «» класса, обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития, составлена с учетом его познавательных нарушений. После проведенного обследования программа составляется исходя из полученных результатов, а так же каждый урок может корректироваться, переноситься на необходимый момент с учетом особенностей развития ребенка.
2.1 Большую роль в процессе учебной деятельности школьника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей ребенка. А так же будет способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД) в условиях работы по ФГОС.
Преемственность курса, с точки зрения целей общего образования с опорой на концепцию, соответствующего ФГОС, современных требований выпускнику.
Решение названных задач обеспечит, младшему школьнику с задержкой психического развития, обрести уверенности в себе и своих силах. На каждое занятие подбирается материал, соответствующий примерному предметному содержанию программного материала и носящего коррекционно-развивающий характер, создается ситуация успеха.
2.3Акценты в осуществлении связи обучения занятий с практикой и актуальными проблемами современности по курсу «Коррекционно-развивающих занятий» - развитие познавательных способностей, необходимых для усвоения образовательных знаний. Занятия отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания неучебногохарактера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, принципиальной акцент делается именно на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
2.4Особенности построения курса. Курс коррекционно-развивающих занятий является интегрированным. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач, объединенных в систему интеллектуально-развивающих занятий. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач (от простого к сложному). Содержание материала переплетается с предметами, изучаемыми на данной ступени обучения.
3. Место коррекционно-развивающих занятий в учебном плане
В соответствии с индивидуальным учебным планом учащегося 2 класса, обучающегося по индивидуальному учебному плану, по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития, курс коррекционно-развивающих занятий входит в число индивидуальных коррекционных занятий, согласно приказу ДО и МО ХМАО-Югры №1087 от 13.08.15г... Из расчета 68 часов в год, 34 учебные недели, 2 занятия в неделю.