Демографическая политика в Китае и Индии




Реферат

по дисциплине: География

 


 

Содержание

 

Введение

1.Политика развивающихся стран

2.Демографическая политика в Китае

3.Демографическая политика в Индии

Вывод

Литература


 

Введение

Демографическая политика - система различных мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения, на решение специфических для данной страны проблем населения. Необходимость проведения демографической политики - воздействие государства на процессы рождаемости - признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций. В зависимости от демографической ситуации существует 2 основных типа политики: направленная на повышение рождаемости и на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями, как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств. Демографическая политика в экономически развитых странах проводится исключительно ЭКОНОМИЧЕСКИМИ МЕРАМИ и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических мер входят денежные дотации - ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт. Проведение демографической политики в развивающихся странах с высокими темпами роста населения, особенно актуально. Однако ее реализация затруднена нехваткой финансовых ресурсов и часто ограничивается лишь декларативными заявлениями. Зачастую эта политика вообще не принимается гражданами из-за традиций многодетности, высокого социального статуса материнства и, особенно, отцовства. Правительства большинства мусульманских стран вообще отвергают вмешательство государства в планирование семьи. Простое воспроизводство населения, или "нулевой рост" цель демографической политики в развивающихся регионах теоретически возможен, если каждая семья будет иметь в среднем 2,3 ребенка (т.к. есть люди, не вступающие в брак, семьи, не имеющие детей, смерть в раннем возрасте из-за несчастных случаев). Но достижение такого положения автоматически не означает немедленной стабилизации численности населения, поскольку росту населения присуща инерция, которую сложно переломить - в детородный возраст вступают люди, родившиеся при высоком коэффициенте рождаемости. Кроме того, если вследствие демографической политики произойдет резкое уменьшение рождаемости, для половозрастной структуры населения будут характерны периоды резкого колебания численности населения, весьма "неудобные" для стабильного развития экономики.

 


 

1.Политика развивающихся стран

демографический население рождаемость развивающийся

Наиболее четко демографическая политика проявляется в развивающихся странах Проблема эффективного управления демографическими процессами, и, прежде всего ростом населения, ставится там, в повестку дня даже в тех странах, где еще в 70-е годы к ним были равнодушны. Подход многих правительств к развитию сильно изменился в 80-е годы в связи с переориентацией на рыночный путь развития. В 47 странах, где сосредоточено 83,5% населения Третьего мира, осуществляются меры, поощряющие снижения темпов воспроизводства населения (в начале 70-х годов в 31 стране с 74% населения). Они исходят из того, что демографическая политика выступает существенным элементом общего экономического развития, и поэтому нужно особое внимание уделять регулированию численности населения. При этом следует отметить, что правительства. Наименее развитых стран, представляющие 51% населения этой группы, не вмешиваются в демографические процессы, а в странах, где проживает 2,5% населения этой группы, политика преследует цели увеличения воспроизводства населения за счет сохранения высокой рождаемости и снижения смертности.

 

2.Демографическая политика в Китае

 

Китае вновь заговорили о возможном смягчении принципа «Одна семья – один ребенок» или даже об его отмене. В мире эта новость вызвала довольно широкий резонанс с полной поляризацией мнений: от тревожного «китайцам станет тесно в пределах собственной страны» до псевдооптимистического «демографический рост неизбежно приведет к снижению экономического». В самом Китае, разумеется, отношение к данной проблеме намного сложней, там, как говориться, ситуацию знают изнутри. И аргументы в пользу того или иного решения приводятся очень серьезные. Но и для иностранных демографов «вопрос о населении Китая» трудно назвать чужим: они прекрасно понимают, что самая густонаселенная страна с пока что второй в мире экономикой в скором времени будет оказывать влияние абсолютно на всех. Итак, правы ли китайцы в своем намерении ограничить принцип «Одна семья – один ребенок ». По численности населения Китай занимает первое место в мире. К концу 2000 г. в континентальной части Китая проживают 1,295 млрд. человек (не включая население ОАР Сянган, провинции Тайвань и района Аомэнь), что составляет 22процента населения мира.По данным на начало 2005 года, население Китая составляло 1,3 миллиарда человек. Средняя плотность населения в Китае составляет 130 человек на 1 кв. км.. Население размещено очень неравномерно: в густонаселенных приморских районах Восточного Китая плотность – более 400 человек на 1 кв. км., в Центральном Китае – более 200 человек на 1 кв. км., а на нагорьях Западного Китая этот показатель меньше 20 человек на 1 кв. км..

В 1949 году общая численность населения страны составляла 541,67 млн. человек. В результате социальной стабильности, развития производства, улучшения санитарно-медицинских условий, а также из-за недостаточного осознания важности контроля над ростом населения и отсутствия опыта в этом вопросе общая численность населения быстро росла и к 1969 году она уже достигла 806,71 млн. человек. С 70-х гг. китайское правительство все глубже осознает, что чрезмерно быстрый рост населения не благоприятствует экономическому и социальному развитию, создает большие трудности в области трудоустройства, жилья, транспорта, лечения и т.д.[3,29]

Если правительство не может эффективно сдерживать чрезмерно быстрый рост населения, не может снизить огромное давление растущего населения на земельные, лесные и водные ресурсы, то спустя несколько десятилетий неизбежно ухудшается экология и окружающая среда, что несомненно становится угрозой элементарным условиям существования человека и продолжительному социально-экономическому развитию общества. Вот почему исходя из реальной ситуации в стране – обширности территории, отсталости экономики, многочисленности населения и недостатка в пахотных землях – китайское правительство приступило к контролю за рождаемостью и комплексному повышению качества жизни населения. Это призвано содействовать скоординированному развитию народонаселения, с одной стороны, и экономики, общества, ресурсов и окружающей среды,

с другой. Благодаря принятым мерам коэффициент рождаемости стал ежегодно снижаться, к концу 1998 года он снизился с 34,11 промилле в 1969 году до 16,03 промилле, естественный прирост населения соответственно снизился с 26,08 промилле до 4,53 промилле. Ныне в Китае в основном осуществлен переход к новой модели воспроизводства народонаселения, характеризующейся низкой рождаемостью, низкой смертностью и низким приростом населения.[5]

16 млн. детей родились в 2002 году в Китае, увеличив население страны до 1,28 млрд. человек. Параллельно 15,4 млн. мужчин и женщин либо прошли процедуру стерилизации, либо перенесли другие подобные операции. За этот же период в КНР было осуществлено 1,3 млн. абортов.

В соответствии с проводимой властями демографической политикой, супругам, проживающим в городах, разрешено иметь не более одного ребенка, а семьям из сельских районов - не более двух, если первый ребенок - девочка.

 

3.Демографическая политика в Индии

По численности населения Индия занимает второе место в мире. Ее обгоняет только Китай, но по прогнозам из-за более высоких темпов прироста населения она к 2050 году выйдет на первое место. Однако высокие темпы этого прироста не всегда были явлением, характерным для Индии. Более того, в 1911 – 1921 году отмечалась и абсолютная и относительная убыль населения, явившаяся следствием Первой мировой войны, затронувшей эту страну как колонию Великобритании, а также эпидемий чумы, холеры и оспы. Во второй половине XX в. рост населения значительно ускорился. Индия вступила во вторую фазу демографического перехода, означавшую начало демографического взрыва. Механизм этого взрыва был таким же, как в других развивающихся странах. С одной стороны, благодаря распространению довольно простых и недорогих средств массовой вакцинации, применению антибиотиков для борьбы с инфекционными и паразитарными заболеваниями произошло резкое сокращение показателя смертности: с 27,4‰ в 1951 году до 8‰ в 2001 году. За этот же период времени средняя ожидаемая продолжительность жизни для обоих полов выросла с 32 до 63 лет. С другой стороны, показатели рождаемости, хотя и снизились с 43‰ до 24‰, все же остаются еще весьма высокими, несколько превышающими среднемировой уровень. В результате показатель естественного прироста даже вырос. Можно добавить, что по отношению к Индии абсолютные цифры впечатляют еще больше, чем относительные. Статистика свидетельствует о том, что в 1970 —1 980-е года ежегодный абсолютный прирост населения в стране достигал 14 – 16 миллионов человек. Это означает, что за каждые сутки оно возрастало на 46 – 47 тысяч человек, а за каждый час – примерно на 1,9 тысяч человек. В мае 2000 года здесь торжественно отметили знаменательное событие – рождение миллиардного гражданина Индии; им оказалась девочка, которую назвали Аста, что на языке хинди означает «вера». Таким образом, Индия стала второй, после Китая, страной в мире, перешагнувшей рубеж в 1 миллиард жителей. В данном случае уместно привести слова известного географа-индолога Г. В. Сдасюк о том, что можно говорить о появлении во второй половине XX века сначала «второй», а затем и «третьей» Индии. Демографический взрыв явился тормозом социально-экономического развития стран Азии, Африки и Латинской Америки. Но в Индии его абсолютные масштабы таковы, что подобное торможение особенно ощутимо. Средняя плотность населения страны за вторую половину XX века возросла со 110 до 324 человек на 1 км2, а это соответственно увеличило демографическую нагрузку на обрабатываемые земли. Нельзя забывать и о том, что половину населения страны составляют дети и молодежь до 18 лет, и по мере их взросления государство должно было бы каждую неделю строить 10 тысяч новых домов и создавать 100 тысяч рабочих мест, а это практически невозможно. Индия не в состоянии также ежегодно строить 130 тысяч новых школ и подготавливать 400 тысяч учителей. Кроме того, не стоит забывать о такой сверхпроблеме, как обеспечение быстро

растущего населения продовольствием. Тем не менее статистика говорит о том, что пик демографического взрыва Индия уже прошла. Хотя абсолютный прирост населения за десятилетия с 1981 по 1991 и с 1991 по 2001 год оставался еще на уровне 160 – 180 миллионов человек (почти все население Бразилии), среднегодовой прирост начал уже постепенно уменьшаться. То же относится и к важному коэффициенту фертильности, показывающему число детей, приходящихся на одну женщину в детородном возрасте, который в 2000 году составил 3,1. Для сравнения в 1950 году он составлял 6,0. В начале XXI века эти показатели продолжали снижаться. Подобные изменения объясняются в известной мере осуществлением государственной демографической политики. Индия стала первой из развивающихся стран, приступившей к осуществлению национальной программы планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Это произошло в 1951 году. С самого начала программа семейного планирования отнюдь не сводилась только к ограничению рождаемости, а имела главной целью укрепление при помощи подобных мер благосостояния семьи как основной ячейки общества. Политика планирования семьи в Индии предусматривает самые различные пропагандистские, медицинские, административно-правовые и другие меры. По всей стране созданы тысячи центров семейного планирования, занимающиеся преимущественно его координационно-административными и биомедицинскими аспектами. Они, в частности, заботятся о распространении новых методов контрацепции, применения внутриматочных противозачаточных средств, сравнительно несложных операций по стерилизации и обеспечивают даже соответствующее денежное вознаграждение. Эта политика не оставалась неизменной. Она постепенно совершенствовалась и эволюционировала. Было опробовано множество методов, некоторые из них отброшены как неэффективные или неподходящие по ситуации. Сначала демографическая политика ставила задачу перехода от традиционно многодетной к двух-трехдетной семье. Она проводилась под лозунгами: «Два или три ребенка – достаточно!», «Повремени заводить второго ребенка, а после третьего остановись!», «Малая семья – счастливая семья!». При этом средства контроля за рождаемостью оставались традиционными и заключались в стерилизации и в предупреждении беременности. Стерилизация, хотя и не была принудительной, но активно поощрялась властями: согласившийся на нее мужчина мог получить денежную премию. В апреле 1976 года в стране была принята новая, гораздо более жесткая программа планирования семьи, в которой основная роль отводилась уже принудительной стерилизации мужчин, численность которых в Индии намного больше численности женщин. «Некоторыми привилегиями личности можно пренебречь во имя человеческих прав нации: права на жизнь, права на прогресс» (Индира Ганди). Тогда стерилизации подверглись мужчины, имевшие двух и более детей. В 1978 году правительство предприняло попытку юридически увеличить возраст вступления в брак. В 1950 - е годы. средний возраст вступления в брак для мужчин составлял 22 года, а для женщин 15 лет,

но уже в 1960-е он был повышен соответственно до 23 и 17 лет, а в 1978 году для женщин – до 18 лет. После того как перепись населения 1981 года показала больший прирост населения, чем это ожидалось, активность программ планирования семьи возросла. В 1986 году правительством Индии была разработана новая программа сокращения роста населения, которая предусматривала охват различными средствами контрацепции до 60 % супружеских пар.

 

Размещено на Allbest.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: