Препарат 502 – тысячелистник




Предисловие издателя

Данная публикация обращена к читателям, которые проработали труды, составляющие основу биологогическо-динамического метода хозяйствования и, прежде всего, доклады «Сельскохозяйственного курса», прочитанного Рудольфом Штейнером 7-16 июня 1924 года в Кобервитце. Предлагаемая работа д-ра Б. Ливехуда может стать важным импульсом к земледельческому труду и пониманию действия так называемых «препаратов». Это, в сущности, первая попытка исследовать действие препаратов с точки зрения деятельности планет. Но она может побудить как земледельцев и скотоводов, так и сотрудников-естественников глубже врабатываться в ткань /ткание?/ планетных процессов в физиологическом становлении человека и других природных царств, создавая новую основу для наблюдений и опытов. Заключения д-ра Ливехуда могут оплодотворить работу по оздоровлению сельского хозяйства и предстать по отношению ко множеству частностей и односторонних подробностей всеохватывающей жизненной реальностью.

Д-р Б. С. Й. Ливехуд обобщает многолетний опыт биолого-динамического хозяйствования и применения препаратов в саду и огороде лечебнопедагогического института в Цейсте. Кроме того, он использует плоды своего внутреннего, опирающегося на духовнонаучные исследования Рудольфа Штейнера, познания действия планетных процессов в человеческом организме, которые он имел возможность перепроверять, расширять и углублять, изучая в своей лечебной практике действие лечебных средств на своих пациентов. Из сопоставления познаний в этих двух сферах в течение многих лет и возникла эта работа. Важную роль при ее завершении сыграли беседы с друзьями, работающими в медицинской, естественнонаучной, сельскохозяйственной сферах.

Нужно ли повторять, что для читателей, не проработавших основ антропософской духовной науки, содержание этой работы может остаться совершенно непонятным. Перечень трудов, могущих сообщить эти сведения, приведен в конце книги. Целью издателя было упредить возможность догматизирования выводов д-ра Ливехуда и жеского увязывания отдельных препаратов с соответствующими планетными процессами. Эта книга могла способствовать работе, только став для многих наших сотрудников импульсом знакомиться с действием планетных процессов в растениях, в образовании почвы, в погодных явлениях, в физиологическом становлении человека и животных. И нам не хотелось бы, чтобы публикация этой книги стала бы поводом вынести обсуждение приготовления добавок к удобрению и их действия за пределы круга тех, кто непосредственно связан с земледельческим трудом.

Штутгарт, июнь 1950

От издателя: Ханс Хайнце


Предисловие ко второму изданию

Когда появилось первое издание этой книги в 1950 году, в широких кругах еще считалось предрассудком или устаревшим «мировоззрением» принимать во внимание в земледелии или садоводстве-огородничестве звездные и лунные констелляции. Поэтому брошюра была обращена прежде всего к членам исследовательского круга.

В настоящее время такое ограничение стало излишним, поскольку воздействие лунных и звездных констелляций прослежено многолетними исследованиями и подтверждено Институтом растениеводства университета Гиссена („Institut für pflanzenbau“, Gießen – см. Maria Thun/Hans Hainze „Anbau-Versuche über Zusammenhänge zwischen Mondstellungen im Tierkreis und Kulturpflanzen“, Ulf Abele „Vergleichende Untersuchungen zum konventionellen und biologischßdznamischen Pflanzenbau“)-

При этом можно ожидать, что изложенные д-ром Ливехудом в данной работе представления, образовавшиеся на основе духовной науки Рудольфа Штейнера и опыта автора в сфере медицины, найдут открытый прием как достойная обсуждения рабочая гипотеза.

Дармштадт, октябрь 1974


Действие планет и компостные препараты

В каждом живом организме действуют физические, эфирные, астральные и духовные формирующие силы. В растении физические и эфирные силы действуют изнутри наружу, астральные действуют вокруг растения и духовные – из звездных далей, где находятся первообразы растений.

Было бы полезным вначале кратко обозреть особенности действия сил различных областей и выявить их основные принципы. Если мы говорим об организме — каковым является растение — и его органах, тем самым мы уже высказываем, что в нем, кроме жизни, действует еще высший органообразующий принцип. Если речь идет о растении вообще, безотносительно его особого вида, то говорят о физическом, пронизанном эфирным, которое возвышает его над областью чисто физического; а в том, что эта живая субстанция сформирована в органы, в определенный организм, мы познаем, что эта живая субстанция оформлена астральным.

Вообще можно сказать, что каждый организм с физической точки зрения проявляет себя как троичность: у растения мы различаем корень, лист и семя-плод (соответственно цветок). С этой точки зрения, тройное членение сравнимо с физической структурой человека, образованной головой, грудью и конечностями. В этом трехчленном организме эфирные образующие силы действуют так, что жизненный эфир действует в корневой области (в голове), тепло в плоде (конечностях). Световой эфир и химический эфир действуют в листе (груди). Действие эфирных образующих сил всегда всеобщее. И организм никогда не может возникнуть под воздействием просто эфирного. Он возникает только в том случае, если в эфирном запечатлевает себя астральное.

Прообразом физического облика организма является тройное членение, построенное на полярности, с центральным членом, ритмически связывающим оба полюса. Это происходит только в живом организме; в мертвом организме мы находим только противостояние, как в полюсах магнита. Но живой организм пронизан эфирным, которое проявляется в четверичности, как это описано в книге д-ра Гюнтера Ваксмута об эфирных образующих силах.

Астральный принцип действия вносит в это живое физически-эфирное поток деятельности, которая в своей первообразности открывается в семеричности. Основные принципы астрального действия — это принципы действия планетных сил.

Эти семь действующих принципов суть все еще всеобщее; они склоняются только к образованию органов, в которых они открываются, но их деятельность большей частью находит свое завершение в этих органах после того, как весь жизненный организм оказывается пронизанным ими.

Духовные действующие начала, дающие облику черты определенного рода, в своей первообразности открываются в двенадцатиричности, которая космически выражена в Зодиаке. Только посредством этого духовного «растение» становится розой или шалфеем, «животное» — львом или волком, «человек» — определенной индивидуальностью.

В растении семя является носителем или местом внедрения духовных родовых сил. Семя развертывается только тогда, когда оно находится в среде, где физическое, эфирное и астральное присутствуют в таком виде, что эти силы свободно могут перетекать друг в друга. Это происходит, когда мы помещаем семя в плодородную почву. Давайте еще раз уточним это, используя сравнение. В перенасыщенный раствор соли достаточно бросить малый кристалл соли, чтобы весь раствор привести к кристаллизации.

Плодородная почва подобна перенасыщенному раствору, все: физическое, эфирное, астральное, — присутствует там и хочет стать растением. Достаточно бросить семя, чтобы эта воля к становлению растения стала видимой. Плодородная почва уже хочет стать растением и нуждается только в присоединении мира духовных первообразов растений, чтобы стать растением.

Наши биологически-динамические стремления направлены на то, чтобы подготовить почву настолько, чтобы она хотела стать растением. Для этого нужно физическое, эфирное и астральное внедрить в почву в активном виде и привести их в высшее напряженное предрастительное состояние.

При приготовлении компоста мы занимаемся этим процессом. Главной субстанцией компоста являются гниющие растительные и животные остатки. Это означает, что основная субстанция была растением или животным, что в ней продолжают действовать физическое, эфирное и астральное, которые некогда были духовным первообразом собраны в организмы. Но поскольку это стало гниющей субстанцией, духовный прообраз отступил, и физическое, эфирное и астральное потеряли между собой связи. Удержать субстанцию от этого распада и снова привести к взаимодействию, чтобы она могла воспринять в себя новые духовные первообразы, и есть суть компостирования. Остатки прежних органов (листья, обрезки) должны исчезнуть, однако эфирные и астральные действующие начала должны сохранять связь с физическим.

Поэтому в куче компоста мы должны воспроизвести процесс, прообраз которого дает сама природа: когда гусеница полностью насытилась субстанцией зеленого листа, наступает состояние, когда хочет внедриться высший духовный принцип бабочки. Гусеница окукливается и становится от головы до хвоста процессом распада, при котором исчезают все органоформы гусеницы, и происходит хаотизация. Из хаотизированной, всеобще-живой субстанции формируются новые органы бабочки. В куче компоста происходит нечто подобное. Куча компоста, когда она готова, подобна окуклившейся гусенице. Здесь, как в куколке, идет хаотизация, когда хаотизация закончена, когда компост созрел, он готов для внесения семени. Как бабочка появляется из куколки, так и растение появляется из компоста.

Однако есть существенные различия между этими процессами в животном мире и в царстве растений. В животном астральное действует изнутри, концентрируется в семи планетных органах, от которых излучаются семь астральных влияний. В растении астральное приходит извне и пронизывает своим действием растение снаружи.

Если мы хотим, чтобы процесс хаотизации в куче компоста протекал таким образом, чтобы астральное могло гармонически внедряться в эту физически-эфирную субстанцию, то мы должны в некотором смысле образовать в теле компоста планетные органы, посредством которых планетные процессы могут пронизывать тело компоста и гармонически его астрализовать.

Для этой цели в теле компоста проделывают отверстия и вносят туда препараты. В дальнейшем мы обсудим, как посредством внесения препаратов 502-507 в тело компоста вживляется шесть планетных влияний (три верхнесолнечных и три нижнесолнечных). Седьмое, сглаживающее влияние добавляется тогда, когда компост вносится в почву; для этого используются препараты 500 и 501.

Очень важно, чтобы работающий в сельском хозяйстве человек осознавал этот процесс, чтобы он не выполнял те или иные действия механически или догматически, не понимая их смысла. К тому же в этом случае некоторые действия (например, перемешивание) легко могут быть выполнены небрежно или вообще опущены. Если же мы сознаем важность этого действия, в нас возрастает энтузиазм к старательному его выполнению.

Человек, работающий биолого-динамически, для того, чтобы понимать свою область, не может избежать знакомства с физиологическими процессами, и здесь как раз лежит пункт, где смыкаются интересы врача и сельскохозяйственного работника. Работающий в сельском хозяйстве может научиться у врача, как действуют процессы в высшем организме природы, в человеке. Врач для своей терапии может научиться бесконечно многому, если он научится понимать практические приемы биологически-динамического сельского хозяйства. Эти стремления и привели нас к написанию последующих глав.

Вначале мы изучим семь планетных процессов, как они действуют в человеке, поскольку это необходимо для понимания действия препаратов. Затем мы обсудим препараты (с 502 до 507) и попытаемся увидеть, как в них действуют верхнесолнечные и нижнесолнечные планеты. И в завершение мы хотим обратиться к существу препаратов 500 и 501 и посмотреть, не можем ли мы понять процесс размешивания этих препаратов.

Это, конечно, связано с риском, поскольку означает попытку далее развить «Сельскохозяйственный курс»; однако есть основания полагать, что эта работа ведется в духе Рудольфа Штайнера. Ее не следует рассматривать как нечто завершенное, но лишь как первую попытку, могущую быть предметом дискуссии.


Планетные процессы в космосе и человеке

Семь планетных процессов представляются следующим рядом действий:

Этот ряд выбран таким образом, что если мы хотим проследить внутренние действия, их можно было бы разделить на три пары полярных влияний, причем Солнце рассматривается как сглаживающий ритмический центр (см. следующую схему).

Эти семь планетных процессов представляют семь качественных миров, семь качеств, семь действующих принципов. Чтобы познать их, нужно целиком в них погрузиться, вжиться в них, научиться внутренне осязать их движущие импульсы.


Сатурн

Как первый процесс мы опишем действие Сатурна. Сатурн — это наиболее отдаленная от Земли планета, равно как Луна — наиболее близкая. Они представляют собой как бы врата перехода. Сатурн — перехода от астральных планетных влияний к духовным влияниям звезд, Луна — от тех же астральных планетных влияний к эфирным, земным влияниям.

Там, где дух хочет внести свой отпечаток вплоть до субстанции, Сатурн должен дать направление и силу инкарнации. Сатурн действует сверху вниз, сопровождая каждый инкарнационный процесс от часа Мировой полуночи через врата рождения и далее на протяжении первых тридцати лет жизни человека. Это величественный процесс, посредством которого с помощью сил Сатурна дух открывается в мертвой материи.

В человеке процесс Сатурна действует так, что, излучившись в луковицы волос на затылке, он вплоть до мертвой субстанции делает человека отражением его индивидуального, духовного Я. Он пронизывает человека сверху вниз и находит свое завершение в скелете. Тем самым скелет становится мертвым образом Я. Величие скелета заключается в том, что он являет нашему взору мертвый образ Я. Если бы действовал один только Сатурн, весь человек был бы заизвесткован, после 30 лет жизни он превратился бы в прекрасную сталактитовую фигуру.

Сатурн являет нам как бы духовное существо в пространственном мире. Уже на протяжении всего эмбрионального развития человека действует Сатурн. С помощью сил Сатурна человеческое «Я» после мировой полуночи обращается к земному миру и предпринимает болезненный процесс инкарнации, становясь все плотнее и плотнее. В эмбриональном периоде и в детстве силы Сатурна выкристаллизовывают из водного организма скелет. Сатурн действует дифференцирующе в теплоте, в духовном элементе. Там, где Сатурн утоньшает теплоту, там возникает кристаллизированная субстанция (кости). Там, где он сгущает тепло, образуется место рождения носителя теплового элемента, крови (костный мозг). В центре физического, почти мертвого скелета в красном костном мозге рождается кровь. Эта красная кровь живет примерно три недели как таковая и заканчивает свое существование в селезенке. Таким образом, селезенка — конечный пункт процесса Сатурна и как таковая является органом Сатурна, в котором умирает процесс Сатурна.

Итак, в человеке мы наблюдаем два процесса Сатурна:

1.Инкарнирующий процесс Сатурна, который ведет к мертвым образам в пространстве. Мы говорим: посредством этого первого процесса Сатурна человек (Я) умирает в пространстве.

2.Восходящий процесс Сатурна, который дает Я возможность в крови с течением времени изживать свою карму.

Сатурн — это планета смерти и воскрешения. «Я» проявляется в процессе Сатурна дважды, один раз как пространственный образ, как скелет, другой как образ во времени, живущий в крови и представляющий себя в виде биографии.

Обобщая сказанное, мы можем обозначить это двумя знаками ↓ ↑ (две разнонаправленные стрелки). Сатурн переводит духовное из физического в развертывание судьбы и приводит тем самым к воскрешению, к преодолению материи посредством духа. В растительном мире мы имеем дело главным образом с первым процессом Сатурна. В растении Сатурн делает явленным духовный первообраз растительного вида. Сатурн это самая внешняя планета, он охватывает всю собственно солнечную систему. Из дальних регионов, с периферии действует его духовная тенденция. Его действие осуществляется, если он может действовать со всех сторон, а не из одного центра. Сатурн действует в препарате 507, в валериановом препарате, который охватывает кучу компоста извне, внося в нее духовное. Этот компост тогда действует на почву оздоровляюще, поскольку почва сохраняет способность полностью запечатлеть в материи духовный облик растительного вида.

Валериана лекарственная [1]

Луна

Как второй процесс, противостоящий Сатурну, должна быть охарактеризована Луна. Лунный процесс живет везде, где определенные свойства действуют через череду поколений. Лунный процесс действует в воспроизведении и в потоке наследственности. Луна изживается в воспроизведении, где новый организм возникает из старого, там, где клетки образуются из клеток; где нарастает ряд клеточного деления и роста, там действуют лунные силы. Луна способствует вечному повторению одного и того же, здесь господствует память о некогда сотворенном, что является идеалом наследственности. Это горизонтально распространяющийся по Земле генерационный ряд, последовательно продолжающийся во времени. Повсюду, где мы имеем дело с набухающим ростом, там действует Луна, в отдельном организме посредством клеточного деления, в разных организмах посредством размножения.

Если бы в человеческом организме действовали только лунные силы, человек бы превратился в катящийся через мир мягкий белковый шар; силы роста развертывались бы в нем безгранично. Однако лунный процесс находит в человеке ограничение посредством кожи, вне кожи его действие прекращается. Излучаясь в передней нижней части в области мочевого пузыря, он действует в органах воспроизведения и изнутри пронизывает всего человека вплоть до кожи.

Как процесс Сатурна является носителем индивидуальных духовных сил и становится видимым в скелете, так лунный процесс является носителем принципа воспроизводства, наследственности и становится видимым в коже. (Вспомните при этом, как наследственность выражается именно в окраске кожи!) Человек с мощными лунными силами имеет хорошую кожу и сильные сексуальные влечения. Кинозвезды представляют собой идеал лунного человека. Кожа как «лунный скелет» является идеалом человека наследственности.

Лунные процессы дифференцирующе действуют в жизненных процессах, как процессы Сатурна в теплоте. В эмбриональной жизни от кожи отщепляется нервная система. Нервная система — это обращенная внутрь, распределенная наподобие островков кожа. Эта «внут­ренняя кожа» является носителем второго вида лунных процессов, поскольку посредством этой нервной системы внешний мир отражается внутрь и как образы вносится в сознание. Для того чтобы могло образоваться это «мертвое зеркало», жизненные процессы должны быть заторможены, и так появляется мозг (кожный остров в человеке) как лунный орган, где лунные силы приходят к конечной точке. В физиологическом эта сила запруживания чисто клеточной жизни выражается в силе дифференциации тканей. Как раз нервная система дифференцирована более всего — в возможности дифференциации организм приходит к образу своего духовного первообраза. В растении Гете назвал эту силу восхождением. Таким образом, Луна также имеет два аспекта, первый, когда она способствует росту, в потоке размножения и воспроизведения продолжая ряд существ во времени, осуществляя вечное повторение подобного; второй аспект, когда она сдерживает жизнь и делает ее зеркалом. Луна сама отражает солнечный свет. Серебро — это субстанция, которую мы используем для наших зеркал, и фотография основана на способности серебра удерживать образы внешнего мира.

В мире растений мы преимущественно имеем дело с лунным влиянием при клеточных делениях и в процессе роста. В растительном мире эти лунные влияния посредством кальция как посредника нижнесолнечных планет передаются водной среде. В ряду препаратов им соответствует препарат 505, дубовая кора, которая почти целиком состоит из органического кальция и приготовляется в черепе животного, там, где находится мозг, и сохраняется под водой. О препарате 505 Рудольф Штайнер сказал, что он противодействует заболеваниям растений, поскольку сдерживает эфирный рост. Или, можно еще сказать, поскольку он устанавливает границы здоровых лунных влияний (одевает кожей).

Кора дуба

Если вжиться в эти процессы, можно заметить, как переплетены между собой Сатурн и Луна. Сатурн представляет в пространстве образ Я, индивидуального, и становление этого образа означает отмирание, из которого воскресает человеческое Я, поскольку выражает свой образ во времени в биографии; — Луна неиндивидуальное, принцип наследования, представляет во временном потоке, и человеческое «Я» преодолевает этот поток генерации, стесняя жизненные процессы и пробуждаясь в образе внешнего мира.

Сатурн и Луна совместно ткут тайну пространства и времени, смерти и воскрешения, растворения во временном потоке и пробуждения в сознании.

Перейдем теперь к Юпитеру и Меркурию.

Юпитер

Юпитер в своем первом действии — это великий пластик мира. Если Сатурн в возвышенной форме скелета создает голый образ духа, то Юпитер пластицирует вокруг этого скелета в текучей красоте полумягкие формы. Эти формы Юпитера выражают человека как душу. Пластичные формы Юпитера действуют сверху округляющим образом, в форме лба отражая небесный свод. Все внутренние органы сверху скруглены, но снизу иногда полые, поскольку в этом выражается округленность ниже лежащих органов. Выпуклость сустава находится в верхней части кости, вогнутость на нижнем конце. Ото лба излучаются силы Юпитера, пластицирующие в детстве удивительное строение мозга, а позже формирующие мысли; в особенности мысли, которые упорядочивают великие мировые взаимосвязи; затем глубоко внутри тела придают форму органам и мышцам.

Юпитер пластицирует внутренние органы и поверхности тела в красоте, но в то же время со сверхчеловеческими космическими жестами. Если бы действовал только Юпитер, то с 14 лет мы все становились бы удивительными греческими скульптурами, которые в своей осанке и жестах были бы выражением чисто душевного. Мы все были бы как статуи Аполлона. Ибо пластическая сила Юпитера несет в себе в то же время возвышенную организующую мудрость. Эта мудрость проявляется в пластицировании из жидкой среды наших органов, в их удивительном строении. Но эта исполненная мудрости пластика, будучи доведенной до конца, приводит также к общему оцепенению.

Человеческое «Я» уклоняется от этого оцепенения в движении, в мимике, в жесте. Жест — это пластическое выражение души в элементе движения. Этому движению служат мышцы, формы которых как раз дают поверхности человека ее красоту, но которые в своей внутренней игре отвердевания и нового размягчения, набухания и опадания осуществляют игру химических сил, которая в своей внутренней химии тесно связана с печенью. (Сокращение мышц происходит вследствие химического изменения поверхностного натяжения, и повсюду, где это происходит, также и в растении, действуют силы Юпитера.) Так деятельность Юпитера находит свой конечный пункт в печени, в единственном органе человека, который в своей внешней форме и внутренней хаотической структуре не пронизан исполненными мудрости пластицирующими силами Юпитера, но зато полностью развертывает свою химическую деятельность.

В растении мы имеем дело, в первую очередь, с формирующими, пластицирующими силами Юпитера, и только во вторую очередь с поверхностным натяжением, где Юпитер и Меркурий совместно регулируют поток соков.

В ряду препаратов Юпитер представлен препаратом 506, препаратом одуванчика. Формирующим силам Юпитера посредствует в растении кремний, который в минеральном является носителем космических формирующих сил верхнесолнечных планет. Препарат 506, говорил Рудольф Штайнер, посредствует между космическими кремниевыми силами и кремниевыми силами окружающей растения среды. Он способствует здоровью и долговечности растения.

Одуванчик лекарственный

Меркурий

Юпитеру противостоит в своих действиях Меркурий. Там, где Юпитер вносит космический порядок, Меркурий вносит хаос, но не обычный хаос, а такой, который можно назвать сенсибильным хаосом. Движение без направления, и при этом готовность влиться во все, что приходит извне. Меркурий — это струящееся движение, приспосабливающееся ко всякому препятствию, огибающее его справа или слева без всякой собственной тенденции, но всегда находящееся в движении. Движение, текучесть — это то, что всегда присуще Меркурию. Как происходит движение, куда направляются пото­ки, зависит от внешних обстоятельств. Меркурий приспосабливается, но он всегда течет. Поэтому в человеке он действует в той области потоков, где нет твердо установленных путей, в потоках лимфы и лимфатических сосудах. Кровеносные сосуды имеют твердо установленный круговорот, лимфатические сосуды направляются прямо к ближайшей цели, к лимфатическим железам (узлам).

Юпитер создает симметричное по высшим космическим законам, Меркурий склонен к асимметричному, к косому. Всякий перекос в лице, в облике, в растении происходит оттого, что Меркурий вмешивается в игру Юпитера. Меркурий – шутник. Он склонен к насмешке, к юмору, он радуется, если возвышенные божественные планы не достигаются, как было запланировано, и что поэтому боги никогда не достигают совершенства, и все остается текучим.

Один из друзей сказал мне однажды: Юпитера и Меркурия можно представить в образе короля и его шута. Король на своем троне все мудро упорядочиваетЮ его одеяние симметрично. У подножия его трона сидит шут, его платье несимметрично, наполовину желтое, наполовину красное, к возвышенным словам короля он добавляет свои замечания и показывает, что в мире многое идет не так, как тот думает. Меркурий – великий реалист, он может приспособиться к жаре и к холоду, к солнцу и тени, при всех обстоятельствах он заботится о том, чтобы дальше двигать жизнь и способствовать дальнейшему росту растения. При случае он может стать даже непочтительным и направить растение к паразитизму. Греки сделали быстроногого Меркурия покровителем торговых людей и воров. И те, и другие заботятся о том, чтобы земные сокровища не скапливались в одном месте, но находились в движении.

Эта внутренняя приспособляемость может привести к абсолютной бесхарактерности, и «Я» избегает этого, противопоставляя одному движению другое движение. Но что происходит, когда встречаются и смешиваются два потока? Образуются вихрь и пустоты, которые в реке формируют мели. Так в движении Меркурия можно усмотреть второй органоформирующий принцип. Органы, которые образовались из встречных, текучих движений, сформированы иначе, чем те, которые появились на Земле как отражение высших прообразов.

Как раз в растительном мире удобно наблюдать взаимодействие этих обоих формирующих принципов. Если мы сорвем лист бука и лист дуба, то мы можем познать лист бука как таковой. Если же мы сорвем с одного и того же дерева сто листьев, мы не встретим среди них двух одинаковых, мы увидим бесконечную вариабельность среди данной формы, мы увидим деятельность Меркурия. Всякая встреча двух действующих сил – это целебный процесс. Действительный целебный процесс происходит только тогда, когда одна деятельность (в человеческом теле или растении) может воспринять в себя другую деятельность и привести к новой деятельности.

Листья бука и листья дуба

 

Меркурий действует в препарате 503, в ромашке, которая вызывает посредством калия и кальция рост растения. Обработка препарата в кишках повышает деятельность Меркурия и Юпитера. Также здесь переплетаются действия Меркурия и Юпитера. Намеченная, исполненная мудрости форма органа находит в текучем меркуриальном движении свое специфическое, приспособленное к определенным условиям видоизменение. Химическое втекание и вытекание дает вследствие поверхностного натяжения направление текучему движению Меркурия. В этой игре заключены все проблемы тургора (состояния натяжения ткани).

 

Ромашка лекарственная

 

Юпитер в своей пластической деятельности находит свое завершение в мышцах человека, там деятельность переходит в химизм и преодолевает в движении пластический застой. В исполненной мудрости химической деятельности мышечная двигательная тенденция сосет печень, где Юпитер достигает химического завершения. (В отличие от распространенного мнения, что печень посылает субстанции мышцам; с данной точки зрения, мышцы извлекают субстанции из печени). Меркурий в своих потоках жидкостей, которые хаотически движутся в тканях, приходит к постепенному слиянию текущих тканевых жидкостей в лимфатические сосуды и находит конечную точку в деятельности желез. Железы как конечный продукт потоков жидкостей суть места, где поток жидкостей оставляет организм. Жидкость протекает по всему организму, кроме вывернутого воздушного мешка, который мы называем легкими. Легкие – это железа, но негативная железа, поскольку она представляет собой полость в жидком организме человека.

Печень и легкие – это конечные точки деятельности Юпитера и Меркурия, поэтому они суть органы Юпитера и Меркурия.

Марс

Теперь опишем действия Марса и Венеры. Марс, последняя верхнесолнечная планета, является носителем творящего, но целенаправленного движения; это сила, посредством которой преобразующий принцип растения пробивается в земной мир. Повсюду, где вегетативная верхушка растения устремляется в пространство, завоевывает пространство, действует Марс. Это сила, посредством которой внутренняя активность вносится в мир, целенаправленно завоевывая этот мир и открывая внутреннее существо. Без Марса не существовало бы растений. Всякое прорастание, пробивание ростков весной – это завоевание пространства силами Марса. Мы лучше всего изобразим силы Марса, если представим себе копьеметателя, когда он посылает копье вперед и как раз в этот момент отпускает копье. Эта сконцентрированная на цели сила – чистый Марс.

Марс излучается в человеке между лопаток и укрепляет в железном процессе кровь человека. С одной стороны, он излучается вниз, в кровь, с другой стороны, – вверх, в речевой процесс; сила, посредством которой в выходящем наружу потоке воздуха формируется слово, это также сила Марса. Человек Марса, то есть, человек, в котором односторонне действуют силы Марса, находится в постоянной внешней активности, он исчерпывает себя в творчестве и не может сохранить сотворенное, поскольку он не выносит, чтобы что-либо было завершено, и не заботится о сотворенном. Чем оберегать, человек Марса лучше уничтожит сотворенное и создаст что-нибудь новое. Человек Марса вовлечен в вечную творческую деятельность, и сдерживание этого стремления вызывает в нем гнев.

«Я», которое хочет противостоять этому устремлению к деятельности, должно противопоставить этому процессу Марса мощное препятствие, ибо нежными мероприятиями Марса не удержать. Этот процесс противодействия ведет к застою целенаправленной силы, и тогда происходит нечто, что может вызвать удивление: если запрудить силу Марса, то мир начнет звучать.

Представим себе снова копьеметателя: копье летит по воздуху, и вдруг целенаправленная сила встречает препятствие, копье втыкается в дуб или щит. В этот момент сдерживания целенаправленной силы копье издает звук.

То же самое можно видеть на примере натянутой струны. Сила, которая изгибает ее, встречает препятствие в виде натянутой струны. Поскольку сила и препятствие борются друг с другом, струна издает звук. То же можно наблюдать на металлической пластине: если металлическую пластину посыпать песком, то возникнут звуковые фигуры, которые показывают, как субстанция упорядочивается в соответствии со звуковыми принципами. Этот организующий принцип мы встречаем также в химии. Упорядочивание субстанции в химических и органических соединениях происходит по музыкальным законам. Каждый тон имеет свою звуковую фигуру. Когда в эфирном мире говорят высшие иерархии, из космической гармонии возникают на Земле соответственно элементам упорядоченные субстанции. Это космическое излучение исходит из сферы Марса и передается Земле посредством химического, или звукового, эфира. В эивотном и человеческом организме Марс действует изнутри в астральном теле организующее и формирующее на субстанцию, в растительном организме действует космический Марс.

Действующие в содержащей железо крови, в гемоглобине, железные силы приходят в печени к своему концу.Здесь из вещества цвета крови, из красного гемоглобина, возникает свободная от железа, зеленовато-желтая желчь. Билирубин представляет собой свободный от железа гемоглобин, в становлении билирубина железо отступает, оно не входит в желчь. Из этого сдерживания, застоя, в печени возникают, как «звуковые фигуры», структурные силы образования белка, необходимого для построения человека. Построение белка в печени – это звуковой процесс, в котором субстанции

C H O N S P

упорядочены в звуковые фигуры. Действующая при этом сила – это запруживающая сила Марса. В растении этот процесс более скрыт, но также и там действует Марс при прорастании и при образовании белка.

Силы Марса особенно проявляются в компостном препарате 504, в крапиве. Она действует так, что гармонизирует железное излучение и дает астению действительно питательные силы, что связано со здоровым процессом образования белка. Также происходит образование крахмала, ибо каждое зерно крахмала окружено тонкой белковой оболочкой. Позже мы рассмотрим это более подробно.

Крапива двудомная

Венера

Активным процессам Марса противостоит развертывающийся совершенно скрыто процесс Венеры. Если мы хотим внутренне понять Венеру, то нужно стать совершенно тихим и научиться прислушиваться. Венера связана с глубокими процессами питания (клеток), с глубокими строительными силами, где принятые субстанции включаются в строительный процесс жизни, и их деятельность может развернуться, поскольку она может принять в себя высший действующий принцип. Венера связана с образованием среды, с освобождением места, на котором может развернуться другая деятельность. Этот образующий среду элемент можно сравнить с домом, в котором господствует тихая, разумная, но с внутренним достоинством хозяйка. Там царит тихая теплота, которая действует так, что даже самый робкий может высказаться. Спрашивается, почему эта обходительность, эта плодотворность отношений устанавливается именно в этом доме. Здесь на заднем плане присутствует скромная личность, которая в нужный момент предложит кофе и быстро уберет чашки. Итак, Венера способна создать место, на котором может развернуться нечто иное. Как Марс связан с речью, так Венера связана со слушанием. «Драгоценным как свет» назвал Гете беседу. Ибо беседа – это гармония между Марсом и Венерой, в которой одним из партнеров является говорящий Марс, другим – слушающая Верера, чтобы потом поменяться местами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: