Искусство Ранней Классики. «Строгий стиль»




История искусств. Искусство Греческой классики

С первых десятилетий 5 в. до н.э. начался классический период развития греческой культуры и греческого искусства.

 

Реформы Клисфена в конце 6 в. до н.э. утвердили в Афинах и других греческих городах полную победу народа над аристократией.

К началу 5 в. до н.э. сложились два наиболее противоположных по своему укладу города-государства: Афины и Спарта.

Центром развития классической эллинской культуры стали в основном Аттика, северный Пелопоннес, острова Эгейского моря и отчасти греческие колонии в Сицилии и южной Италии (Великая Греция)

Время наивысшего расцвета - в «эпоху Перикла» - продолжалось с 450 по 410 г. до н.э.

К концу 5 в. до н.э. растущее применение рабского труда стало отрицательно сказываться на процветании свободного труда, вызывая постепенное обеднение рядовых свободных граждан.

После длительных Пелопоннесских войн (431 - 404 гг. до н.э.) между двумя союзами городов (во главе Афины и Спарта) наступает кризис полисов. Искусство классики утратило героический и гражданский характер, но зато разрабатывались новые образы, отражающие внутренние противоречия человека, этот период стал более драматичным и лирическим.

Македонское завоевание во второй половине 4в. до н.э. положило конец самостоятельному существованию греческих городов-государств. Оно не уничтожило традиции греческой классики, но в целом развитие дальнейшего искусства пошло другим путем.

 

 

Искусство Ранней Классики. «Строгий стиль»

490-450 гг. до н.э.

Все искусство первой трети 5 в. до н.э. было пронизано напряженными поисками методов реалистического изображения человека.

Периптер становится господствующим типом здания в греческой монументальной архитектуре. По своим пропорциям храмы стали менее вытянутыми, более цельными.

 

 

 

Переходным памятником от поздней архаики к ранней классике является храм Афины Афайи на острове Эриге (490г. до н.э.), храм построен из известняка и покрыт расписанной штукатуркой. Фронтоны были украшены скульптурными группами из мрамора.

Наиболее полно типические черты архитектуры ранней классики воплотились в храме Посейдона в Пестуме (Великая Греция, 5 в. до н.э.). Отношение колонн 6:14.

и в храме Зевса в Олимпии (Пелопоннес, 468-456 г. до н.э.)

Классический дорический периптер, соотношение колонн 6:13. Храм был почти полностью разрушен, но на основании раскопок и описаний древних авторов его общий вид достоточно точно реконструирован.

 

Строгость и суровость пропорций смягчалась праздничной раскраской. Храм был украшен большими скульптурными группами на фронтонах - состязание на колесницах Пелопса и Эномая и битва греков (лапифов) с кентаврами, на метопах - подвиги Геракла. Внутри храма с середины 5 в. до н.э. помещалась выполненная из золота и слоновой кости статуя Зевса работы Фидия.

 

 

Вазопись. В период ранней классики вазопись была проникнута традициями народного художественного ремесла. Вместо плоскостного силуэта чернофигурной вазописи художники стали строить трехмерные тела в самых разнообразных поворотах и ракурсах.

Виднейшими мастерами вазописи этого времени были Евфроний, Дурис и Бриг, работавшие в Афинах. Больше других связан с архаической узорностью и орнаментальностью старший из этих мастеров - Евфроний (конец 6 в. до н.э.).

 

 

Тесей у Амфитриты. Евфроний Фетида и Пелей. Дурис

 

 

Дионис и сатиры. Бриг, Лувр

Безумная менада, Бриг (или мастер Брига)

 

В вазописи, как и в скульптуре или монументальной живописи, окружающая среда не интересовала художника, который показывал только людей - их действия.

Этим объясняется отсутствие пейзажа в греческой вазописи - как ранней, так и высокой классики. Отношение человека к природе передавалось через изображение самого человека.

Пелика с ласточкой. Евфроний, Эрмитаж

 

Скульптура

 

Происходит переосмысление мифических образов в сторону силы и красоты этического и эстетического идеала.

 

Группа тираноубийц: Гармодий и Аристогитон. Скульпторы Критий и Несиот (Прообраз «рабочего и колхозницы»)

 

Впервые в истории монументальной скульптуры скульптурная группа объединена единым действием, единым сюжетом.

 

 

Дельфийский возничий. Одна из немногих подлинных древнегреческих бронзовых статуй.

 

Аполлон из Помпей (римская реплика). В конце 6 в. до н.э. мастера пытались переработать в этом направлении статую куроса.

В северной части Пелопоннеса, в аргосско-сикионской школе, наиболее значительной из школ дорического направления, скульптура разрабатывала задачу создания спокойно стоящей человеческой фигуры. Перенос центра тяжести на одну ногу позволил мастерам достигнуть свободной естественной позы. Ионическое направление уделяло больше внимания движению.

 

Уже в 6 в. до н.э. аттическая школа синтезировала лучшие стороны обоих направлений, а к середине 5 в. до н.э. утвердила основные принципы реалистического искусства.

 

 

Зевс Громовержец

 

 

 

 

Мальчик, вынимающий занозу

 

 

Большим успехом в изображении реального движения было появление таких статуй, как «Победительница в беге». Изначально статуя была сделана из бронзы, римский копиист, повторивший ее в мраморе, добавил грубую подпорку.

 

Хорошим примером переосмысления мифологических сюжетов в годы ломки традиций архаики является рельеф, изображающий рождение Афродиты (Трон Людовизи):

 

 

 

Следующим важным шагом к высокой классике были фронтонные группы и метопы храма Зевса в Олимпии (50-е гг. 5 в. до н.э.) Восточный фронтон посвящен мифу о состязании Пелопса и Эномая, положившим начало олимпийским играм. Западный - битве лапифов с кентаврами.

 

 

 

 

Первоначально наиболее распространенным видом портретной скульптуры была статуя победителя на олимпийских состязаниях. Статуя победителя заказывалась городом-государством для прославления не только победителя, но и целого города. Доблестный дух в гармонически развитом теле - это считалось самым ценным в человеке, поэтому статуи были типически-обобщенными. Первые портреты граждан, выдающихся своими заслугами, также были были лишены резко выраженной индивидуальной характеристики.

 

Голова атлета. Мирон (?) Эрмитаж Кимон (?) Мюнхенская глиптотека

 

 

Наиболее известный скульптор этого времени - Мирон из Элевтер. Он работал в Афинах в конце 2 и начале 3 четверти 5 в. до н.э. Подлинные работы до нас не дошли, только римские копии.

 

 

Дискобол. Мирон. Рим, музей Терм



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: