По предмету тестирования (какое качество оценивается)




интеллектуальные

Предназначены д/оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и отдельных когнитивных процессов - восприятие, внимание, воображение, память, речь.

личностные

Связаны с п/диагностикой устойчивых инд. особенностей чел., определяющих его поступки - темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности.

межличностные

Оценивают чел. отношения в различных социальных группах

Практические тестовые задания

Упражнения с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями.предполагают активное использование воображения.

По особенностям используемых задач

Образные задания

З-чи и упражнения, кот. испытуемый должен выполнить, практически манипулируя реальными предметами или их заменителями.

Вербальные тесты

Задания на оперирование словами.определение понятий, умозаключений, сравнение объема и содержания разл. слов, и т. п.

По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым

Бланковые

Используется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п.

Аппаратурные

С применением различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов тестирования - аудио- и ТV техника, ЭВМ.

Процессуальные

Исследуют какой-либо психологический или поведенческий процесс, напр. процесс запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе.

По объекту оценки

Тесты достижений

Оцениваются успехи человека в различных видах деятельности, или сферах познания - продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и др.

Тесты состояний и свойств

Диагностика более-менее стабильных психологических качеств человека - черты личности, свойства темперамента, способности и др.

Особая группа

Проективные тесты

Основаны на косвенной оценке психологических качеств человека. Оценка - результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых многознвчных объектов, напр. бесформенных пятен, незавершенных предложений и т. д.

Требования, предъявляемые к тестам К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это: -Социокультурная адаптированность теста - соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

-Простота формулировок и однозначность тестовых заданий - в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.

-Ограниченное время выполнения тестовых заданий - полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человекцу трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.

-Наличие тестовых норм для данного теста -репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития. -Норма теста - средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально - демографических характеристик.

 

Вопрос №7 Опросники.

Опрос (анкетирование, интервью)

Под опросом понимается метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым (респондентам). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения-ответы испытуемого. С помощью опроса можно получить как информацию о фактах, событиях, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, жизненных планах и т.д. Причем эту информацию можно получить довольно быстро и от большого количества людей.

Для получения более достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе. Опросники – обширная группа методик, задания которых представлены в виде вопросов (утверждений).

Метод опроса используется в психологии в двух основных формах: анкетирования и беседы.

Различают несколько вариантов опроса: устные и письменные, свободные и стандартизированные, экспертные, выборочные и сплошные и т.п. Рассмотрим их.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. позволяет в личном общении получить ответы на интересующие вопросы, предусмотренные программой изучения, исследования. В отличии от других видов опроса он способствует возникновению непринужденного общения и повышению искренности ответов, позволяет изменять соответственно ход опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество испытуемых, требует меньше времени на его проведение. Наиболее распространенной формой его является анкетирование. Недостатком, однако, является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции собеседника и, исходя из этого, изменить вопросы.

Свободный опрос - разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных вариантов ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Свободный опрос проводится, как правило, в тех случаях когда надо уточнить представления исследователя по тем или иным вопросам, проверить выводы и предложения. В этих случаях составляется только примерный план и задача психолога - как можно более детально выяснить и записать позиции опрашиваемых.

Стандартизированный опрос проводится с помощью интервью-анкеты, в которой заранее подготовлены вопросы и возможные ответы на них ограничены узкими рамками. Данный вид опроса более экономичен во времени и материальных затратах, чем свободный опрос.

Метод экспертного опроса позволяет исследователю (психологу) получить интересующую его информацию от специалистов в определенной области - экспертов. Число экспертов составляет, как правило, 10-15 человек. Они должны обладать широким кругозором в своей области, быть способными к аналитическому мышлению, решать творческие задачи и отстаивать собственное мнение.

Опросники по предметной сфере могут быть подразделены на:

а) личностные опросники;

б) опросники состояний и настроения;

в) опросники-анкеты.

Личностные опросники – разновидность опросников, разработанных в рамках субъективного диагностического подхода и направленных на измерение различных особенностей личности. Прототипом современных опросников считают разработанный Р.Вудвортсом (1919) «Бланк данных о личности», предназначенный для выявления и отсеивания с военной службы лиц с невротической симптоматикой.

Личностные опросники могут быть подразделены по направленности на:

а) опросники черт личности – группа опросников, разработанная на основе выделения черт личности;

б) типологические опросники – группа опросников, разработанных на основе выделения типов личности как целостных образований, несводимых к набору черт (или факторов);

в) опросники мотивов – группа опросников, предназначенных для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности, с целью установить, на что направлена активность индивидуума, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения (сюда же можно отнести опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок).

В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования, различают:

а) факторные опросники – группа опросников, основой конструирования которых является факторно-аналитический принцип (выделение скрытых, латентных переменных, определяющим образом влияющих на деятельность и поведение индивида);

б) эмпирические опросники – группа опросников, основой конструирования которых является критериально-ключевой принцип, позволяющий на основе обнаружения критериальных психологических признаков дифференцировать различные группы испытуемых.

В зависимости от степени охвата личностных характеристик выделяют опросники:

а) одномерные – опросники, направленные на измерение какого-либо одного свойства или качества;

б) многомерные – опросники, направленные на измерение более чем одного свойства или качества;

Опросники состояний и настроения – группа опросников, предназначенных для диагностики временных, преходящих состояний (настроений), в отличие от устойчивых, отностельно стабильных параметров, измеряемых с помощью личностных опросников.

Опросники-анкеты – группа опросников, предназначенных для получения какой-либо информации, не имеющей непосредственного отношения к личностным особенностям обследуемого. Разновидностью данного вида являются биографические опросники, предназначенные для получения данных об истории жизни человека (наиболее типичные вопросы относятся к уровню и характеру образования, специальным навыкам и другим относительно объективным показателям).

Одна из наиболее распространенных форм опроса - анкетирование. Анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Известно несколько типов анкет:

- анкеты, основанные на самооценке опрашиваемыми своих свойств и качеств;- анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих действий в конкретных жизненных ситуациях;- анкеты, в которых предлагается дать оценку, высказать свое отношение к другим людям или каким-либо событиям.Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны. В психологии разработан ряд правил составления вопросов, расположения их в определенном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д. Одно из основных предполагает, что вопросы анкеты должны быть доступны для понимания. Анкета не должна быть монотонной и стереотипной. Количество вариантов ответов в предъявляемых вопросах, как правило, не должно быть более 5-6, а расчетное время заполнения анкеты - не более 30 минут. При разработке анкеты используются закрытые либо открытые вопросы.Закрытые вопросы - это такая форма вопросов, на которые в анкете даются заранее сформулированные варианты ответов. Преимуществами закрытых вопросов является возможность исключить неверное понимание вопросов, сопоставимость ответов, сравнительно более легкая форма заполнения ответов и статистическая обработка полученных данных. Открытые вопросы - форма вопросов, на которые опрашиваемый свободно отвечает без каких-либо ограничений, т.е. нет заранее сформулированных вариантов ответов (например, вопросы биографической анкеты). Данная форма вопросов предпочтительнее, когда психолог не знает, каковы могут быть оценки изучаемого явления, хочет получить совет по какому-либо поводу, углубленную социально-психологическую характеристику испытуемого, откровенные самостоятельные ответы.Метод эксперимента и приборные психофизиологические методикиЭксперимент - это метод исследования, предполагающий создание некоторых искусственных (экспериментальных) условий и направленный на выявление причинно-следственных зависимостей, существующих между изучаемыми переменными. Специфика эксперимента заключается в том, что в нем целенаправленно и продуктивно создается ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основная задача эксперимента, заключается в том, чтобы сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса. Особенностями эксперимента являются:- психолог может сам варьировать и изменять условия протекания эксперимента;- возможность попеременного включения (исключения) отдельных условий.Выделяют три вида эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий.Лабораторный эксперимент – эксперимент, протекающий в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило с применением специальной аппаратуры и приборов. Отличительной особенностью лабораторного эксперимента является строгое соблюдение условий исследования и точность получаемых данных. Научную объективность и практическую значимость данных снижает искусственность создаваемых ситуаций, не вполне моделирующих реальную жизнь.Естественный эксперимент сочетает экспериментальность исследования с естественностью условий проведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: