ПОЗНАНИЕ МИРА
Познание – активное отражение действительности в сознании человека; процесс постижения человеком новых фактов, явлений, закономерностей развития природы, общества, самого себя.
Результат познания – знания. Это многозначное понятие. Знание – это:
Ø - способности, умения, навыки, которые базируются на осведомлённости о каком-либо объекте;
Ø - познавательно значимая информация;
Ø - особая познавательная единица, выражающая отношение человека к действительности.
ОСОБЕННОСТИ ЭТАПОВ (СТУПЕНЕЙ) ПОЗНАНИЯ
Чувственное (ощущение, восприятие, представление) | Рациональное (понятие, суждение, умозаключение) |
- Непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом; - наглядность информации; - воспроизведение внешних сторон и свойств объектов. | - Логические операции; - опора на результаты чувственного познания; - абстрактность и обобщённость; - выявление существенных признаков, связей, закономерностей, законов. |
Целью познания является истинное знание. Истинное знание формируется в единстве чувственного и рационального познания.
Истина – знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета. Иначе говоря, истина – это адекватное отражение действительности.
ИСТИНА
Абсолютная |
Полное, исчерпывающее знание о предмете, которое не может быть опровергнуто или изменено. В научном познании является скорее идеалом, целью, а в познании посредством религии, мифологии и т.п. представлена широко |
Относительная |
Ограничено верное знание. Может меняться со временем. |
Критерий истины – это то, что позволяет отличить истину от заблуждения и лжи. Не существует единственного критерия истины. В качестве критерия принимается:
Ø - соответствие законам логики;
Ø - соответствие ранее открытым законам, теориям той или иной науки;
Ø - парадоксальность и др.
В качестве основного критерия истины признают общественную практику
СВОЙСТВА ИСТИНЫ
ü обусловлена реальной действительностью, общественной практикой (объективность); ü истина – это процесс постижения объекта; ü истина всегда конкретна (связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания). |
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и теоретически обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
· цель науки – исследование объективных законов, закономерностей, действующих в природе и обществе; · объективность (независимость знания от качеств познающего субъекта); · проверяемость и воспроизводимость знаний (уникальный результат, который не может быть проверен другими исследователями, не включается в научное знание); · рациональность (эмпирические данные приобретают научный характер только при их включении в систему теоретических положений, выводов); · системность (элементы научного знания взаимосвязаны: понятия, теоретические положения, гипотезы, аргументы, выводы и т.п. составляют научную теорию, а эмпирические данные служат основой или обоснованием теоретических положений); · доказательность (любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы); · наличие специального «языка науки», развитость понятийного аппарата, высокая степень обобщения и абстрактности научных категорий; · -использование специальный способов и инструментов познавательной деятельности. |
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Эмпирический |
Непосредственная направленность на выявление конкретных свойств определённых объектов познания |
Формы знания: научный факт, эмпирическая закономерность. Методы познания: наблюдение, эксперимент, измерение, описание, систематизация и др. |
Теоретический |
Направлено на выявление общих признаков, тенденций, закономерностей, законов. |
Формы знания: проблема, закономерность, закон, гипотеза, концепция, теория и др. Методы познания: общефилософские (диалектика и др.), общенаучные методы (анализ, синтез и др.), методы конкретных наук. |
ВИДЫНАУК
Социально-гуманитарные (история, социология, экономика, политология, правоведение, культурология и др.) | Науки о познании и мышлении (логика и др.) | Точные и технические (математика, информатика, космонавтика, машиностроение, биотехнология и др.) | Естественные (физика, химия, биология, физическая география, астрономия, геология, медицина и др.) |
Границы между отдельными науками и областями научного знания весьма условны и подвижны. Всё чаще происходит соединение научных исследований в форме так называемых стыковых дисциплин (генная инженерия, физическая химия, биофизика и др.)
Фундаментальные науки выясняют основные законы и принципы организации реального мира. У них нет прямой ориентации на практическое применение полученных знаний.
Результаты прикладных наук находят непосредственное применение при решении конкретных производственных и социально-практических задач; эти науки используют законы, закономерности, установленные фундаментальными науками.
Существование ненаучного знания обусловлено многосторонностью человека, разнообразием его интересов, необходимостью изучать и обобщать опыт и явления повседневной жизни. Наука не всесильна, но именно благодаря науке человек получает объективные знания о мире.
v ФОРМЫНЕНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
v Мифология (миф всегда содержит в себе яркую образную информацию о мире и человеке, воспринимаемую некритически, как истину) |
v Обыденно-практическое познание (здравый смысл, житейский опыт; опирается на жизненную практику людей) |
v Религиозное познание (основным элементом является вера в сверхъестественное) |
v Паранаука («околонаука») (знание, которое не поддаётся объяснению с точки зрения современной науки, а иногда и здравого смысла (телекинез, экстрасенсорика и т.д), но содержит некоторые атрибуты научного знания) |
v Игровое познание |
v Художественно-образное познание (искусство) |
Процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе называется социальным познанием.
Социальное познание должно опираться на следующие принципы:
анализ социальной действительности в развитии;
изучение общественных явлений в их многообразных связях, во взаимозависимости;
выявление общих исторических закономерностей и особенностей общественных явлений.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
1) Субъект и объект познания совпадают (общество познаёт себя) |
2) Получаемое социальное знание всегда связано с интересами субъектов познания (социальное познание всегда непосредственно связано с интересами людей, организаций) |
3) Социальное знание имеет ценностный характер (люди рассматривают общественные явления через призму собственных жизненных принципов) |
4) Сложность объекта познания (общество имеет сложную структуру и находится в постоянном развитии) |
5) Ограниченная возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент (общество как объект постоянно изменяется, поэтому эксперименты невоспроизводимы |