ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ




ПОЗНАНИЕ МИРА

Познание – активное отражение действительности в сознании человека; процесс постижения человеком новых фактов, явлений, закономерностей развития природы, общества, самого себя.

 

Результат познания – знания. Это многозначное понятие. Знание – это:

Ø - способности, умения, навыки, которые базируются на осведомлённости о каком-либо объекте;

Ø - познавательно значимая информация;

Ø - особая познавательная единица, выражающая отношение человека к действительности.

 

ОСОБЕННОСТИ ЭТАПОВ (СТУПЕНЕЙ) ПОЗНАНИЯ

Чувственное (ощущение, восприятие, представление) Рациональное (понятие, суждение, умозаключение)
- Непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом; - наглядность информации; - воспроизведение внешних сторон и свойств объектов. - Логические операции; - опора на результаты чувственного познания; - абстрактность и обобщённость; - выявление существенных признаков, связей, закономерностей, законов.

 

Целью познания является истинное знание. Истинное знание формируется в единстве чувственного и рационального познания.

Истина – знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета. Иначе говоря, истина – это адекватное отражение действительности.

ИСТИНА

Абсолютная
Полное, исчерпывающее знание о предмете, которое не может быть опровергнуто или изменено. В научном познании является скорее идеалом, целью, а в познании посредством религии, мифологии и т.п. представлена широко

 

Относительная
Ограничено верное знание. Может меняться со временем.

 

Критерий истины – это то, что позволяет отличить истину от заблуждения и лжи. Не существует единственного критерия истины. В качестве критерия принимается:

Ø - соответствие законам логики;

Ø - соответствие ранее открытым законам, теориям той или иной науки;

Ø - парадоксальность и др.

В качестве основного критерия истины признают общественную практику

СВОЙСТВА ИСТИНЫ

ü обусловлена реальной действительностью, общественной практикой (объективность); ü истина – это процесс постижения объекта; ü истина всегда конкретна (связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания).

 

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и теоретически обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
· цель науки – исследование объективных законов, закономерностей, действующих в природе и обществе; · объективность (независимость знания от качеств познающего субъекта); · проверяемость и воспроизводимость знаний (уникальный результат, который не может быть проверен другими исследователями, не включается в научное знание); · рациональность (эмпирические данные приобретают научный характер только при их включении в систему теоретических положений, выводов); · системность (элементы научного знания взаимосвязаны: понятия, теоретические положения, гипотезы, аргументы, выводы и т.п. составляют научную теорию, а эмпирические данные служат основой или обоснованием теоретических положений); · доказательность (любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы); · наличие специального «языка науки», развитость понятийного аппарата, высокая степень обобщения и абстрактности научных категорий; · -использование специальный способов и инструментов познавательной деятельности.

 

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Эмпирический
Непосредственная направленность на выявление конкретных свойств определённых объектов познания
Формы знания: научный факт, эмпирическая закономерность. Методы познания: наблюдение, эксперимент, измерение, описание, систематизация и др.

 

Теоретический
Направлено на выявление общих признаков, тенденций, закономерностей, законов.
Формы знания: проблема, закономерность, закон, гипотеза, концепция, теория и др. Методы познания: общефилософские (диалектика и др.), общенаучные методы (анализ, синтез и др.), методы конкретных наук.

 

ВИДЫНАУК

Социально-гуманитарные (история, социология, экономика, политология, правоведение, культурология и др.) Науки о познании и мышлении (логика и др.) Точные и технические (математика, информатика, космонавтика, машиностроение, биотехнология и др.) Естественные (физика, химия, биология, физическая география, астрономия, геология, медицина и др.)

Границы между отдельными науками и областями научного знания весьма условны и подвижны. Всё чаще происходит соединение научных исследований в форме так называемых стыковых дисциплин (генная инженерия, физическая химия, биофизика и др.)

Фундаментальные науки выясняют основные законы и принципы организации реального мира. У них нет прямой ориентации на практическое применение полученных знаний.

Результаты прикладных наук находят непосредственное применение при решении конкретных производственных и социально-практических задач; эти науки используют законы, закономерности, установленные фундаментальными науками.

 

Существование ненаучного знания обусловлено многосторонностью человека, разнообразием его интересов, необходимостью изучать и обобщать опыт и явления повседневной жизни. Наука не всесильна, но именно благодаря науке человек получает объективные знания о мире.

v ФОРМЫНЕНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

v Мифология (миф всегда содержит в себе яркую образную информацию о мире и человеке, воспринимаемую некритически, как истину)
v Обыденно-практическое познание (здравый смысл, житейский опыт; опирается на жизненную практику людей)
v Религиозное познание (основным элементом является вера в сверхъестественное)
v Паранаука («околонаука») (знание, которое не поддаётся объяснению с точки зрения современной науки, а иногда и здравого смысла (телекинез, экстрасенсорика и т.д), но содержит некоторые атрибуты научного знания)
v Игровое познание
v Художественно-образное познание (искусство)

 

Процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе называется социальным познанием.

Социальное познание должно опираться на следующие принципы:

анализ социальной действительности в развитии;

изучение общественных явлений в их многообразных связях, во взаимозависимости;

выявление общих исторических закономерностей и особенностей общественных явлений.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

1) Субъект и объект познания совпадают (общество познаёт себя)
2) Получаемое социальное знание всегда связано с интересами субъектов познания (социальное познание всегда непосредственно связано с интересами людей, организаций)
3) Социальное знание имеет ценностный характер (люди рассматривают общественные явления через призму собственных жизненных принципов)
4) Сложность объекта познания (общество имеет сложную структуру и находится в постоянном развитии)
5) Ограниченная возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент (общество как объект постоянно изменяется, поэтому эксперименты невоспроизводимы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: