Онтологическое Доказательство (Ontologique, Preuve -)




 

Одно из трех традиционных доказательств бытия Божия, выводящее существо-вание Бога из самой его сути или определения. В самом деле, что такое Бог? Высшее существо («такое существо, выше которого, – говорит св. Ансельм (187), – нельзя себе представить ничего»), предельно совершенное (Декарт) и абсолютно бесконечное (Спиноза, Гегель). Если бы Бога не существовало, он не был бы ни величайшим, ни совершеннейшим, ни абсолютно бесконечным. Следовательно, он существует по определению: осмысление Бога (его понимание как высочайшего, совершеннейшего, бесконечного и т. д.) равнозначно признанию его существования. Понятие Бога, сказал бы Гегель, «включает в себя его бытие». Бог – единственное существо, которое существует уже потому, что такова его сущность.

Это красивое доказательство, красивое в первую очередь своей простотой, но, чтобы быть убедительным, оно слишком красиво и слишком абстрактно. Оно предлагает нам перейти от мышления прямо к бытию, тогда как это возможно только через опыт. Но в том-то и дело, что, если бы мы знали о существовании Бога из опыта, нам не понадобились бы никакие доказательства его бытия. А до тех пор, пока такого опыта у нас нет, ни одно доказательство решительно невозможно. Бытие не есть предикат, поясняет Кант, который можно добавить к концепту или вывести из него. Вот почему для доказательства бытия Божия недостаточно дать его определение – как недостаточно дать определение богатства, чтобы стать богачом. Если бы Кант жил еще и сегодня, он мог бы сказать, что в сотне реальных евро нет ничего такого, чего не было бы в сотне возможных евро: концепт в обоих случаях один и тот же. Но имея в кармане сто реальных евро, я богаче, чем тот, у кого есть лишь концепт или определение этой сотни. То же самое можно сказать и о Боге – концепт Бога остается одним и тем же независимо от того, существует Бог или нет, следовательно, наличие этого концепта не может служить доказательством его бытия.

 

Онтологическое Различие (Différence Ontologique)

 

Начиная с Хайдеггера различие между бытием и пребыванием в бытии. Поскольку я не являюсь последователем учения Хайдеггера, то понимаю это как различие между актом (актом бытия) и субъектом или результатом этого акта (пребывать в бытии значит быть чем-то или кем-то: столом, стулом, прогулкой и т. д.). Это различие по природе своей неуловимо, поскольку ничто не может быть, не будучи чем-то или кем-то, и в то же время несводимо ни к чему иному, поскольку быть кем-то или чем-то можно лишь при условии, что ты есть, то есть имеешь бытие. Это различие подразумевает временность, и оно и есть само время. Рассмотрим для примера понятие прогулки. Само собой разумеется, есть все основания для различения прогулки и прогуливающегося, ибо они не совпадают во времени (прогуливающийся человек не всегда прогуливается; каждый раз, когда он прогуливается, он не остается неизменным; прогуливающийся человек не может дважды совершить одну и ту же прогулку и т. д.). Однако это различие не отменяет актуальной тождественности того и другого: когда речь идет о конкретной прогулке, сама эта прогулка и тот, кто прогуливается, являют собой одно целое. Их встреча происходит в настоящем времени. Поэтому онтологическое различие во времени бытия и пребывания в бытии в настоящем стирается и превращается в актуальное тождество, которое является тождеством самой по себе реальной действительности или становления.

 

Онтология (Ontologie)

 

Рассуждения о «бытии как таковом», как определял его Аристотель, или о бытии того, что есть (всех видов бытия вообще, ta onta, а не отдельного бытия кого-то или чего-то). За исключением последователей учения Хайдеггера, философы считают онтологию частью метафизики. Но что можно сказать о бытии как таковом, кроме того что оно есть? Гораздо больше мы узнаем о нем из конкретных наук. Чистое бытие есть всего лишь философская мечта. Куда лучше реальная действительность – пусть и не такая чистая.

 

Онтотеология (Onto-Théologie)

 

Рассуждение не о бытии вообще, а о бытии высшего существа – Бога. Онтотеологию можно назвать метафизической формой забвения бытия или просто метафизикой, если вслед за Хайдеггером согласиться, что метафизика существует только благодаря этому забвению.

 

Опасение (Peur)

 

Чувство, возникающее в нас при реальной или даже воображаемой опасности. Отличается от тревоги своим более определенным характером. Тревога – неопределенное или беспредметное опасение; опасение – вызванная определенными причинами и даже объективно оправданная тревога. Это не значит, что против страхов не надо бороться и не надо стараться их по возможности преодолеть. Смелость необходима, хотя одной ее бывает мало.

 

Оптимизм (Optimisme)

 

Встречаются оптимист и пессимист. «Все так плохо, так плохо, – сетует пессимист. – Хуже и быть не может!» – «Может, может!» – откликается оптимист. Так бывает ли оптимизм, который в конечном счете опровергает пессимизм? Optimus на латыни означает превосходную степень от прилагательного «хороший». Следовательно, слово означает «лучший», и в данном случае этимологии почти достаточно для определения. В философском смысле быть оптимистом значит вслед за Лейбницем думать, что все идет к лучшему в этом лучшем из миров («Опыты теодицеи», часть I; см. также часть III). Неопровержимое учение (ведь наш мир единственный из известных нам миров) и в то же время не слишком правдоподобное (слишком очевидно в мире присутствие зла). Вольтер в «Кандиде» примерно это и говорит. Вместе с тем не может не удивлять, как Лейбниц, гений, равного которому, возможно, не знала вся наша история, оказался способен впасть в подобную глупость. Очевидно, дело в том, что он принимал религию всерьез, а всякая религия неизбежно оптимистична. Если существует Бог, существует и наилучшее; так что всякая религия – это метафизический оптимизм.

В более распространенном значении слово «оптимизм» означает не философское учение, а скорее отношение к жизни, определенную наклонность видеть вещи с их лучшей стороны, а при столкновении с болезненными проявлениями действительности думать, что все наладится. В конце концов, почему бы и нет? Хотя старость и смерть – слишком веские контраргументы, чтобы хранить подобное убеждение.

«Пессимизм определяется настроением, оптимизм – волей, – писал Ален. – Человек, махнувший на все рукой, всегда печален». Не знаю, не знаю. Я, конечно, согласен, что всегда лучше карабкаться вверх, чем катиться вниз, стремиться к радости, а не к грусти, наконец, пытаться направить свою жизнь, а не пускать ее на самотек. Но все это – при условии, что не пожертвуешь ни граном ясности мысли. Для философа истина важнее счастья.

Мне больше по душе формула Грамши (188): «Пессимизм ума, оптимизм воли». Это значит видеть вещи такими, какие они есть, а затем искать способ их переделать. Предвидеть худшее, чтобы иметь возможность его избежать. Вы скажете, что в конце концов все равно мы все умрем? И от старости никуда не денешься? Не спорю. Но это позволит нам прожить лучшую жизнь.

 

Опыт (Expérience)

 

Способ постижения реальной действительности; все, что поступает к нам извне (внешний опыт) и даже изнутри (внутренний опыт) при условии, что в результате мы узнаем что-то новое. Противостоит разуму, но одновременно предполагает и включает в себя участие разума. Существо, полностью лишенное мыслительных способностей, не может извлечь опыт ни из одного факта, поскольку не может ничему научиться. В то же время любое рассуждение является для нас таким же фактом, как любой другой. Поэтому мы ничего не можем без опыта: опыт оправдывает существование эмпирического подхода, и он же не позволяет ему скатиться в догматизм.

 

Освобождение (Libération)

 

Обретение свободы, подразумевающее деятельность и усилия. Тем самым противостоит свободе воли как первоначальной и абсолютной данности (свобода воли есть свобода в потенции, не требующая усилий). «Люди заблуждаются, считая себя свободными», – говорит Спиноза («Этика», часть II, теоорема 35, схолия), и эта иллюзия служит одной из главных помех к обретению ими свободы. Неповторимое сочетание осознания и неосознаваемого, характерное для человека (он осознает свои желания и поступки, но не понимает причин, их вызывающих), подчиняет его, превращая, по выражению Альтюссера, в подчиненного. Его так называемая свобода есть всего лишь неосознанная каузальность. И наоборот, поскольку свободы воли не существует, необходимо постоянно стремиться к освобождению, в том числе от себя самого. Такую возможность предоставляет только истина, о которую разбивается всякая субъективность. И свобода выступает как осознанная необходимость (Спиноза, Гегель, Маркс, Фрейд), вернее, как понимание необходимости. Но не потому, что понимание способно избавиться от необходимости (оно этого не может, потому что является частью необходимости), а потому, что разум в этом случае повинуется только себе («Этика», часть I, определение 7). Свободно только познание, и только познание освобождает. Этим этика, тяготеющая к свободе, отличается от морали, лишь предполагающей свободу.

 

Оскорбление (Injure)

 

Злобное обличение, парадоксальным образом адресованное самому обличаемому. Какова цель этого обличения? Во-первых, удовольствие, иногда носящее, так сказать, характер гигиенического средства. Все-таки оскорбление лучше, чем убийство или язва желудка. Во-вторых, своего рода призыв к истине, а то и к справедливости, с которым мы обращаемся к тому, кого оскорбляем, так, словно ощущаем потребность сообщить ему, кто он таков и что мы о нем думаем, словно спешим развенчать его в собственных глазах, принудить его хотя бы раз взглянуть на свое отражение в зеркале нашего презрения. А ну-ка, посмотри мне в глаза и осуди себя моим судом: ты то, чем я тебя только что назвал! Это нечто вроде перформативной истины, и мы далеко не уверены, что в оскорблениях начисто отсутствует логика. Оскорбление может быть обоснованным и необоснованным (являя собой злословие или клевету), но оно всегда несправедливо, потому что в нем отсутствует желание понять и присутствует стремление сделать другому больно. Прибегая к оскорблению, мы, впрочем, полагаем, что пользуемся этой несправедливостью с целью изгладить другую несправедливость, которая нам, во всяком случае в данный момент, представляется более серьезной и непростительной. Логика оскорбления строится на наказании. Оскорбить кого-либо означает провозгласить себя его судьей, прокурором и палачом одновременно. Одного упоминания этих трех ролей достаточно, чтобы понять, каково истинное место оскорбления. Оно движимо не чувством справедливости, но гневом.

 

Основное Качество (Quiddité)

 

То, что отвечает на вопрос «Что это?» или «Что это такое?». Обычно ответом на него служит дефиниция. Поэтому эта книга могла бы называться «Основные качества», если бы его уже раньше не использовал Куайн (189), придав ему эзотерический и архаичный оттенок.

Традиционно вопрос «Что это такое?» противопоставляется вопросу «Это то-то?». Таким образом, понятие основного качества есть схоластический синоним понятия сущности, как родовой, так и индивидуальной, и противостоит понятию существования (экзистенции). Тот факт, что мы дали определение счастью, Сократу или Богу, еще не означает, что ответили на вопрос об их существовании. Вначале нам необходимо выяснить, чем они являются. Поэтому основное качество необходимо, но не достаточно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: